"Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА)"
г.Москва
Сентябрь 2008 г.
Руководитель проекта - Крылова Дина Владимировна, Исполнительный директор и Руководитель Центра экспертизы Проблем предпринимательства
- Описание исследования
- Основные выводы и рекомендации
- Состав целевой аудитории
- Уровень распространенности коррупционных отношений
4.1. Прямая и косвенная оценка степени вовлеченности малого бизнеса в коррупционные отношения
4.2. Оценка степени коррумпированности органов власти
4.3. Основные ситуации возникновения коррупционных отношений - Причины коррупции
5.1. Подходы малого бизнеса к решению проблем, возникающих в результате действий органов государственной власти
5.2. Субъективные и институциональные предпосылки коррупции
5.3. Оценка выполнимости законодательства. Основные претензии к законодательству - Готовность малого бизнеса бороться с коррупцией и способы противодействия
6.1. Общие установки в отношении коррупции
6.2. Вовлеченность в решение проблем малого бизнеса и борьбу с коррупцией
6.3. Борьба с коррупцией: ожидания в отношении государства
6.4. Методические рекомендации по самостоятельному противодействию бизнеса проявлениям коррупции
1. Описание исследования
Исследование "Малый бизнес и коррупция: перспективы преодоления коррупционных отношений" проведено Некоммерческим партнерством "Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА)" при поддержке автономной некоммерческой организации «Институт общественного проектирования» в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации №367-рп от 30.06.2007 г., в рамках открытого конкурса проектов некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение в сфере проведения социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества «Проблемы развития современного российского общества».
Работы по интервьюированию и проведению фокус-групп проходили в марте-июне 2008 года.
Основные задачи исследования:
- Получить сведения о типичных ситуациях и обстоятельствах, в которых малый бизнес сталкивается с коррупцией
- Описать основные экономические и правовые предпосылки коррупции
- Оценить масштабы распространения явления в регионе
- Определить соотношение между коррупцией, инициированной бизнесом, и коррупцией, которая навязывается бизнесу.
- Предложить решения для снижения масштабов коррупции
- Выявить наиболее предпочтительные способы противодействия коррупции со стороны малого бизнеса региона
- Оценить степень заинтересованности и готовности малого бизнеса противостоять коррупции
География исследования, количество интервью и фокус-групп:
География исследования позволяет соблюсти региональную репрезентативность, обеспечивает присутствие в выборке респондентов из регионов с высоким, средним и низким уровнем развития малого бизнеса и различным предпринимательским климатом.
Метод опроса: личные PAPI (paper and pencil) интервью. Средняя продолжительность интервью, включая ответы на открытые вопросы после заполнения формализованной части опросника - 70 минут.
Критерии отбора респондентов для участия в интервью:
- Представитель малого бизнеса,
- Собственник, принимающий активное участие в управлении бизнесом, или один из высших руководителей предприятия, индивидуальный предприниматель,
- Личный опыт работы респондента на предприятиях малого бизнеса (не только на нынешнем месте работы) должен составлять не менее 2 лет,
- Достаточно высокий уровень осведомленности о проблематике исследования (выясняется во время предварительного разговора о возможности проведения интервью).
Фокус-группы: до 8 участников, продолжительность до 1.5 часов.
Критерии отбора участников:
- Представитель малого бизнеса,
- Собственник, принимающий активное участие в управлении бизнесом, или один из высших руководителей предприятия, индивидуальный предприниматель,
- Личный опыт работы респондента на предприятиях малого бизнеса (не только на нынешнем месте работы) должен составлять не менее 2 лет.
- Из 8 участников фокус-группы 4 должны быть «оптимистами» в отношении возможности противостоять коррупции и 4 - «пессимистами».
- Желательно, чтобы среди участников фокус-группы были одна - две женщины.
- Респондент должен быть осведомлен о предмете исследования (т.е. о проблеме коррупции в регионе), что выясняется во время предварительного разговора о возможности проведения интервью.