Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Расчет и обоснование величины предельного размера доходов, позволяющего использовать упрощенную систему налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями

Файлы

Фонд Ресурсный центр малого предпринимательства
http://www.rcsme.ru

Подготовлено по заказу ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ Российской Федерации

Москва, 2008

Выражение признательности

Авторы выражают признательность Прозориной Л.В., заместителю начальника Управления статистики предприятий Федеральной службы государственной статистики, за методологическую и консультационную помощь при подготовке статистических данных для проведенного исследования.

Авторы также благодарят всех партнеров и коллег, участвовавших в подготовке и обсуждении материалов исследования, за содействие, ценные замечания и комментарии.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация, основные выводы

Достоинства УСН

Плюсы для экономики от применения УСН

Плюсы для предпринимателей от применения УСН

Широкое распространение УСН среди российских предпринимателей

Официальная статистика

Отраслевой аспект УСН

Региональный аспект «упрощенки»

Опросы предпринимателей

Основные недостатки УСН

Основные недостатки УСН – взгляд со стороны

Основные недостатки УСН глазами предпринимателей

Аргументы в пользу повышения верхнего порога выручки

Текущая экономическая ситуация в России - довод в пользу изменения критериев УСН

Все кто хотел, уже применяет УСН

Рекомендации

Приложение № 1. Письмо Минфина РФ с разъяснением по поводу порогов применения УСН

Приложение № 2. Законопроект об увеличении порогов доходов, дающих право на применение УСН

Приложение № 3. Схема использования УСН

Приложение № 4. Изменения в законодательстве, касающиеся УСН

Приложение № 5. Анализ зарубежного опыта применения специальных режимов налогообложения МСП

Приложение № 6. Основные показатели деятельности МСП

Приложение № 7. Постановление Правительства Российской Федерации о предельных значениях выручки различных категорий МСП

АННОТАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Целью настоящего исследования был анализ практики применения российскими предпринимателями УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН), которая была законодательно оформлена (в современном виде) в 2002 году и введена в действие в Российской Федерации с 1 января 2003 года.

Одной из основных причин проведения такого исследования являлись неоднократные высказывания различных представителей предпринимательского сообщества и объединений предпринимателей о необходимости пересмотра главных критериев применения УСН - величин дохода, позволяющих переходить на УСН и применять этот режим.

В связи с этим, в Государственную Думу Российской Федерации уже неоднократно вносились законопроекты с предложениями об увеличении этих величин до размеров, более соответствующих уровню экономического развития страны и потребностям бизнеса.

Еще более актуальным для исполнительной власти пересмотр критериев УСН стал после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Постановление определяет предельные значения выручки при отнесении предприятия к микро-, малому и среднему бизнесу. Предельные значения достаточно высокие: только для микропредприятий порог установлен на уровне 60 млн. руб., то есть все такие хозяйствующие субъекты с годовым объемом выручки до 60 млн. руб. относятся к категории микробизнеса. После принятия этого постановления Министерство финансов Российской Федерации было вынуждено даже давать разъяснения по возникшим расхождениям1.

В развитых зарубежных странах специальные и льготные системы налогообложения малых и средних предприятий (МСП) компенсируют сложности МСП в получении внешнего финансирования. Сегодня, в условиях мирового финансового и экономического кризиса, снижение налоговой нагрузки и упрощение администрирования налогов становится особенно актуальным для российского предпринимательства. Однако в условиях ограниченной статистической базы, не позволяющей корректно рассчитать уровень выпадающих налогов, а также оценить эффект от увеличения порогового значения доходов для применения УСН, решение по увеличению пороговых значений постоянно откладывалось.

Изначально в ходе исследования планировалось оценить возможные смещения в количестве предпринимателей, имеющих право на применение УСН, при различных порогах применения УСН, а также возможные потери или увеличения поступлений в бюджеты различных уровней в связи с увеличением этих порогов.

Такой подход был использован при обосновании последнего законопроекта № 100239-5 «О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенного рядом депутатов в Государственную Думу осенью 2008г. и предлагающего увеличить критерии доходов до 42 и 56 млн. руб.2

Данное исследование является, возможно, первым, в котором на основе анализа данных Росстата, ФНС России и других доступных источников информации предпринята попытка проанализировать реальную ситуацию с применением УСН в Российской Федерации. За прошедшие годы УСН стала, безусловно, «народной» системой налогообложения: количество предпринимателей, добровольно перешедших на УСН, увеличилось с 692 тыс. в 2003г., до 1602 тыс. в 2007г. – почти трехкратный рост.

При этом с момента введения УСН налоговые поступления в бюджеты различных уровней увеличились почти в 5 раз. В среднем, с учетом вновь созданных предприятий, поступление налоговых платежей от 1 предпринимателя увеличилось за эти годы в 2 раза. Отметим, что коэффициент-дефлятор УСН на 2009 год установлен всего лишь в 1,538 раза.

Налицо явное отставание нормативно-правовой базы от темпов развития предприятий, применяющих УСН. Однако мы уже неоднократно были свидетелями того, что российские предприниматели конструктивно подходят к решению возникающих у них проблем, изыскивая на вполне легальной основе возможности «обхода» законодательства в интересах бизнеса.

По данным Росстата, которые подтверждаются данными ФНС России, 80% всей совокупности предприятий, которые потенциально могли бы иметь право применения УСН, уже находятся в пределах оборота до 30 млн. руб.

По этим же данным даже при двукратном увеличении порога УСН, при котором утрачивается право применения упрощенной системы налогообложения (т.е. до 60 млн. руб.), количество предприятий, применяющих УСН, может увеличиться не более чем на 20% от использующих в настоящий момент этот режим, даже в том случае, если ВСЕ предприятия с выручкой до 60 млн. руб. будут применять УСН3.

Можно утверждать, что те предприниматели, которым интересна УСН, уже ее используют. А оставшиеся предприятия, чей оборот не превышает 60 млн. руб. – это в основном организации, которые не могут использовать УСН в силу других ограничений, например, ограничений по виду деятельности или числу занятых4, или наличию филиалов.

УСН получила широкое распространение в России, об этом свидетельствует как официальная статистика, так и данные опросов предпринимателей. Другим косвенным показателем популярности УСН может служить высокий уровень востребованности предпринимателями семинаров по УСН и по «применению льготных режимов налогообложения для налогового планирования». Последнее демонстрирует предпринимательский спрос на УСН и подтверждает, что большинство российских предпринимателей уже не только осознали удобство и выгоду УСН, но и реализовали это на практике. Реализовали, в том числе и за счет легального «дробления» старого бизнеса или создания новых предприятий.

Вместе с тем, существующие пороги применения УСН по доходу на данный момент являются препятствием для дальнейшего роста и развития предприятий. На практике предприятия, боясь потерять в очередном финансовом году право на применение УСН из-за превышения предельной численности работников или размера доходов, вынуждены вести двойной учет - по обычной и по упрощенной системам или искусственно «дробиться». В результате производительность бизнеса падает, поскольку возникают дополнительные административные и управленческие расходы.

Фактически бизнес, подходя к «критической» точке потери права применения УСН, в любом случае снижает свою эффективность, вследствие чего уменьшаются и возможности для реинвестирования прибыли в развитие. В итоге это негативно сказывается и на бизнес-среде в целом.

Учитывая те преимущества, которые бизнес получает, применяя УСН, большинство российских малых предприятий будет использовать любые возможности, чтобы оставить за собою право применять УСН и не «пересекать черту допустимых критериев», например, за счет «дробления» или даже путем отказа от выгодных заказов.

При этом остается понимание, что «дробление» или создание новых предприятий ведет к значительному увеличению непроизводственных расходов и делает бизнес менее конкурентоспособным.

Для развития малого предпринимательства, являющегося в условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса «подушкой безопасности» для сглаживания социальных проблем, например в части обеспечения рабочими местами специалистов, высвобождающихся из сектора крупного и среднего бизнеса, а также представляющей собою площадку для расширения среднего класса, Правительству РФ необходимо предпринять все возможные меры. Установление разумных порогов для применения УСН является как раз одной из таких мер. Повышение пороговых значений доходов в краткосрочном периоде приведет к выпадению части налоговых поступлений, но как показывают данные ФНС России, предприниматели, использующие УСН, готовы выходить «из тени» и активно развиваться, а значит выпавшие налоги будут в ближайшем времени компенсированы за счет расширения деловой активности, наращивания оборотов, легализации деятельности.

Настоящее исследование проведено по заказу и инициативе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, при финансовой поддержке Центра предпринимательства США-Россия.

Ремарка авторов: по последним данным Росстата, в Российской Федерации всего лишь 16,7 тыс. средних предприятий. Представляется, что для такой страны как Российская Федерация эта цифра очень мала. Вполне возможно, что жесткие ограничения на возможность применять УСН, препятствующие росту предприятий, являются одной из причин слишком малого количества предприятий среднего бизнеса.


1 Например, письмо Минфина России от 15 октября 2008г. № 03-11-04/2/158 «О применении упрощенной системы налогообложения» (Приложение № 1).

2 Текст пояснительной записки и финансово-экономического обоснования доступен в Приложении № 2.

3 При расчетах использовалось только 1 ограничение по УСН – средняя численность работников до 100 чел.

4 Более подробно эта ситуация рассмотрена в разделе «Аргументы в пользу повышения верхнего порога выручки».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости