Департамент по законодательству ТПП России
Реформа ЕСН: ситуация накаляется
Вопросы прошедшей в 2009 году реформы системы финансирования бюджетов государственных внебюджетных фондов, в результате которой ЕСН был заменен страховыми взносами, все больше беспокоят предпринимательское сообщество. Это и понятно, так как уже с 1 января 2011 года увеличивается общий суммарный тариф страховых взносов до 34 % от фонда оплаты труда.
Увеличение тарифа коснется всех, но в разной степени. Так, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, а также для ряда социально ориентированных организаций увеличение тарифа будет происходить постепенно в течение переходного периода 2011-2014 годов (с 14 %, действовавших в 2010 году, до 20,2% на период 2011-2012 годов, до 27,1 % на период 2013-2014 годов, до 34 % с 2015 года).
Тяжелее всех будет предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД, так как для них с 1 января 2011 года общая ставка страховых взносов увеличивается единовременно с 14 % до 34 %, то есть в 2,4 раза. Стоит отметить, что органами государственной власти все же предпринимаются меры по смягчению последствий реформы для отдельных категорий предприятий. Так, 16 октября 2010 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 272-ФЗ, которым на период 2011 - 2019 годов устанавливает пониженные тарифы страховых взносов (на 2011-2017 годы – 14%, на 2018 год – 21%, на 2019 год – 28%):
- для применяющих УСН хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями при условии осуществления ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
- для организаций в сфере информационно-коммуникационных технологий (это в основном малые предприятия), осуществляющих разработку, реализацию и сопровождение программ для ЭВМ и баз данных.
Однако, несмотря на то, что ТПП России неоднократно направляла в Госдуму, а также в органы исполнительной власти предложения о введении переходного периода для всех субъектов малого бизнеса, применяющих УСН и ЕНВД, принятый Закон не предусмотрел такой меры.
Решить данный вопрос ТПП России попытается в рамках принятого 22 октября в первом чтении правительственного законопроекта № 433104-5. Им предлагается установить для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации и малых инновационных предприятий, созданных при ВУЗах, пониженные тарифы страховых взносов на период 2011 - 2014 годов (26% в 2011 году, 27% в 2012 году, 28% в 2013 году, 30% в 2014 году).
В связи с этим ТПП России подготовлен для внесения в профильный комитет Госдумы пакет соответствующих поправок, направленных на установление переходного периода для всех субъектов малого и среднего бизнеса, а не только для малых инновационных компаний. Указанные поправки направлены также в Правительство РФ.
8 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 414451-5 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который представляет собой новую редакцию Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Несмотря на положительную оценку предпринимательского сообщества концепции проекта, он имеет ряд серьезных недостатков, которые необходимо устранить. В частности, продекларированное в пояснительной записке уменьшение общего числа видов лицензируемой деятельности зачастую весьма условно, так как в проекте закона много объединенных наименований видов деятельности (по сравнению с действующим Федеральным законом № 128-ФЗ), а в ряде случаев и с дополнением новых видов деятельности.
Например, действующей редакцией Закона предусмотрено четыре отдельных лицензируемых вида деятельности: разработка, производство, ремонт и утилизация вооружения и военной техники (подпункты 14-17 пункта 1 статьи 17). Согласно пункту 8 части 1 статьи 9 проекта эти виды деятельности объединены в один вид «разработка, производство, испытание, установка (монтаж), техническое обслуживание, ремонт и утилизация вооружения и военной техники», т.е. дополнительно еще три вида работ.
Не вполне понятно, чем мотивировано предложение разработчиков законопроекта исключить из перечня лицензируемых видов деятельности медицинскую и фармацевтическую деятельность, а также деятельность по обеспечению авиационной безопасности. На наш взгляд, регулирование указанных видов деятельности на данном этапе не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, так как замена лицензирования уведомительным порядком их начала может повлечь негативные последствия для общества и государства. Также вызывает вопросы решение разработчиков освободить предприятия железнодорожной отрасли от обязанности по лицензированию перевозок опасных грузов при одновременном сохранении такой обязанности за остальными категориями перевозчиков.
Учитывая высокую важность данного законопроекта, Палатой на основе поступивших от территориальных палат, комитетов ТПП России, членских организаций подготовлено и направлено в заинтересованные органы государственной власти экспертное заключение, а также разработан пакет поправок, который будет внесен в профильный комитет Госдумы. Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на ноябрь 2010 года.
13 октября в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по проекту нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации. Парламентские слушания проводились в режиме видеотрансляции, в которой приняли участие органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.
В рекомендациях парламентских слушаний были отражены предложения и ТПП РФ. В частности, Правительству РФ рекомендовано рассмотреть вопросы создания правовых условий, способствующих устранению существующих сегодня деформаций в структуре подготовки профессиональных кадров; о восстановлении в качестве самостоятельного уровня профессионального образования начального профессионального образования; обновления системы дополнительного профессионального образования в связи с необходимостью реализации принципа непрерывного обучения на протяжении всей жизни и др. Представление Минобрнауки доработанного текста проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Правительство РФ планируется в декабре 2010 года.
20 октября в первом чтении Государственной Думой принят проект федерального закона № 433091-5 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Характерными особенностями законопроекта являются восстановление принципов трехлетнего бюджетного планирования, изменение классификации расходов федерального бюджета, усиление программно-целевого подхода при формировании бюджетных расходов, возврат к целевым отчислениям в дорожные фонды, возобновлено представление Федеральной адресной инвестиционной программы.
Данный документ прошел экспертизу в ТПП России, по итогам которой было, в частности, отмечено следующее.
1. Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, запланированы на 2011 год в размере 16 млрд. руб., а в 2012 и 2013 годах указанный показатель составит 4 млрд. рублей по каждому финансовому году. Из представленных сопроводительных материалов к бюджету не вполне понятно, с чем связано планируемое сокращение объемов субсидий и планирует ли Правительство РФ в ходе доработки бюджета рассматривать возможности увеличения указанных средств на период 2012 и 2013 годов?
2. В идеологию проекта заложен принцип постепенного «сжатия» бюджетных расходов и уменьшение дефицита федерального бюджета. Наряду с этим в проекте бюджета на фоне низкого уровня финансирования таких сфер как образование, наука, жилищно-коммунальное хозяйство, труд и занятость, сельское и лесное хозяйство заложено увеличение на 2,3% налогового бремени на российский бизнес по сравнению с уровнем текущего года. Как отмечается в пояснительных материалах к проекту бюджета, большая часть увеличения налоговой нагрузки на бизнес связана с ростом социальных страховых взносов с 26 до 34%, увеличением на 60% НДПИ на газ, а также ростом акцизов на табак и алкоголь.
3. В проекте закона не планируется выделять трансферты из федерального бюджета на покрытие возникшего дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) на оплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Вместо этого Правительством РФ подготовлены изменения, перекладывающие бремя возникшего дефицита и финансовую нагрузку на работодателей и работников. В частности, за счет средств работодателя предлагается оплачивать не первые 2 дня (как предусмотрено действующим законодательством), а первые 3 дня пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы. При этом средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности будет определяться из заработка застрахованного лица за 2 года, предшествующих страховому случаю, а страховой стаж необходимый для оплаты пособия в размере 100% среднего заработка увеличивается почти в 2 раза (с 8 до 15 лет). ТПП России выступает против такого подхода.
4. В проекте бюджета на поддержку программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, предусмотрено в 2011 году – 1 990 млн. руб., в 2012 году – 2 985 млн. руб., а в 2013 году бюджетные средства на данные цели не запланированы. В представленных материалах обоснований данному решению не представлено. Полагаем, что этот вопрос необходимо уточнить.
По проекту федерального бюджета были высказаны и другие замечания и предложения. Все они были направлены ТПП России в профильные комитеты Государственной Думы.
22 октября Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона № 392729-5 о консолидированной группе налогоплательщиков (далее – КГН). Данный проект был обсужден 29 октября на очередном заседании Налогового совета при ТПП России. Основная дискуссия развернулась вокруг следующих положений.
1. Согласно проекту КГН может быть создана организациями, когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия в каждой организации составляет не менее 90 процентов. Предлагается снизить указанный порог участия организаций до 50 % или 70%, что соответствует общепринятым нормам как гражданского, так и налогового права, позволяющим влиять на решения, принимаемые зависимой организацией.
2. Согласно проекту закона КГН может быть создана, если для организаций - участников договора о создании этой группы выполняются все следующие условия:
1) ни одна из организаций не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении организации не возбуждено производство по делу о банкротстве;
2) все организации применяют единую учетную политику для целей налогообложения налогом на прибыль организаций;
3) для всех в совокупности организаций выполняются все следующие условия:
сумма федеральных налогов, отраженных в представленных в налоговые органы налоговых декларациях за календарный год,
предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании КГН, составляет свыше 15 миллиардов рублей;
суммарный объем выручки от продаж товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за
календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании КГН, составляет свыше
100 миллиардов рублей;
сумма активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган
документы для регистрации договора о создании КГН, составляет свыше 1000 миллиардов рублей.
В ходе заседания Налогового совета было предложено пересмотреть указанные показатели. При этом предлагались, к примеру, по сумме федеральных налогов цифры от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей; по суммарному объему выручки от 15 млрд. рублей до 50 млрд. рублей; по суммам активов от 80 млрд. рублей до 200 млрд. рублей и 700 млрд. рублей.
В качестве возможного варианта предлагалось также установить в качестве достаточного условия для вхождения в КГН достижение значения только по одному или по двум из показателей. В частности, предлагалось исключить такой критерий, как сумма федеральных налогов за предшествующий год.
Департаментом по законодательству по итогам заседания ведется дополнительное обобщение поступивших предложений, после чего соответствующие поправки будут внесены в профильный комитет Госдумы. Кроме того, на заседании Совета 29 октября также была в целом одобрена концепция проведения VI Всероссийского налогового форума ТПП России (14 декабря, Конгресс-центр, 10.30), а также структура подготавливаемого к этому мероприятию Доклада ТПП РФ «Налоги и бизнес в 2010 году. Итоги и перспективы». Более подробная информация размещена на сайте Палаты в разделе «Законотворческая деятельность», далее рубрика «Налоговая политика».
23 октября Председателем Правительства РФ подписано постановление № 854 «О внесении изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений».
Так, уведомление о начале предпринимательской деятельности может быть направлено теперь и в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя. В этом случае днем его подачи будет считаться день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа.
Помимо этого, постановлением исключена обязанность прилагать к уведомлению копий выписок из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП и копий свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах, а также обязанность предпринимателей направлять в уполномоченный орган письменное уведомление об изменениях в своей деятельности. Взамен этого установлено, что такие сведения могут предоставляться в виде заявления в произвольной форме с приложением копий документов, или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.
Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
27 октября Президентом РФ внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов «О полиции» (№ 446526-5) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О полиции» (№ 446542-5). Предварительный анализ проекта показал, что некоторые замечания ТПП России были учтены (в частности, исключена норма о праве полиции проводить проверки или ревизии организаций).
Вместе с тем, ряд спорных моментов, на которые обращала внимание Палата, остается. Так, полиции дано право запрашивать и получать на безвозмездной основе от организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию (пункт 4 части 1 статьи 13). Разработчиками законопроекта добавлено уточнение, что это можно делать только по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях.
Также полиции предоставлено право запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Проект также предоставляет полиции право знакомиться с необходимыми документами и материалами организаций. Разработчиками законопроекта уточнено, что это возможно только в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях.
Вызывает сомнение предоставление полиции права производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. Несмотря на критику ТПП России, за полицией по-прежнему сохранена обязанность охраны имущества и объектов на договорной основе, что, по нашему мнению, должны делать только частные охранные предприятия. Срок вступления Закона в силу перенесен с 1 января на 1 марта 2011 года. В настоящее время законопроект разослан по системе ТПП РФ для замечаний и предложений.
27 октября Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации внесен законопроект «О внесении изменений в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» (№ 446365-5).
Планируется, что суд будет рассматривать споры в сфере интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции. Действие проекта распространяется на физических и юридических лиц, чьи интеллектуальные права нарушены, арбитражные суды, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органы, уполномоченные Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения.
Предусмотрено образование Суда по интеллектуальным правам не позднее 1 января 2012 года, а также определяется его компетенция и порядок формирования.
Предполагается, что Суд будет состоять не менее чем из 30 судей. К судьям Суда по интеллектуальным правам устанавливаются требования в отношении возраста, стажа и порядка назначения на должность, предъявляемые к судьям федеральных арбитражных судов округов.
20 октября Государственной Думой принят и 27 октября Советом Федерации одобрен Федеральный закон «О присоединении РФ к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» (проект № 416039-5).
Присоединяясь к Конвенции, Россия принимает на себя обязательства выполнять нормы и принципы Генерального приложения, являющегося ее неотъемлемой частью. Оно содержит базовые принципы и правила контроля, оформления, процедур, платежей, взаимоотношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, разрешения споров по таможенным вопросам и т.д. Кроме этого, Конвенция предусматривает применение национального законодательства в отношении запретов и ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю. Конвенция предусматривает переходный период, в течение которого необходимо внести изменения в национальное законодательство. Принципы Конвенции легли в основу формирования блока документов о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
22 октября Госдума также ратифицировала пять соглашений, продолжая формировать правовую базу Таможенного союза. В их числе Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров. Соглашение устанавливает особый порядок оформления документов таможенного транзита, обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Для оперативной и качественной работы устанавливается порядок заполнения и предъявления транзитной декларации, сертификата об уплате таможенных пошлин, налогов, которые впоследствии направляются в качестве обмена информацией между центральными таможенными органами стран - участниц Соглашения. Соглашение определяет документы, подтверждающие принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, при перевозке товаров по территории Таможенного союза, порядок установления места нахождения транзитных товаров, особенности взыскания таможенных пошлин и порядок их перечисления в бюджеты России, Белоруссии и Казахстана.
Кроме того, ратифицированы Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и др.
по временной нетрудоспособности, не увеличится
22 октября Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 433100-5 о внесении ряда поправок в законодательство о социальном страховании. При подготовке законопроекта ко 2 чтению достигнуты договоренности о сохранении действующих требований к страховому стажу, необходимому для выплаты пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в процентах от среднего заработка:
при страховом стаже до 5 лет пособие будет выплачиваться в размере 60 процентов среднего заработка;
при страховом стаже от 5 до 8 лет - 80 процентов среднего заработка;
при страховом стаже свыше 8 лет - 100 процентов среднего заработка.
Таким образом, не произойдет существенного снижения социальных гарантий и ухудшения положения по сравнению с действующим в случае наступления временной нетрудоспособности для работников, имеющих страховой стаж менее 15 лет.
Средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности будет определяться, исходя из заработка застрахованного лица за 2 года, предшествующих страховому случаю, а не за 1 год как в настоящее время. Вместе с тем, для расчета среднего заработка не будут приниматься во внимание периоды нахождения женщин в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 и расчет будет производиться на основании среднего заработка за 2 года, предшествующих уходу в отпуск.
Одновременно профильным комитетом Думы прорабатываются поправки в Трудовой кодекс РФ, направленные на исключение возможности оформления фактически существующих трудовых отношений в виде гражданско-правовых договоров. При этом в проекте сохраняется положение законопроекта об оплате за счет средств работодателя первых трех дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (в настоящее время работодатель оплачивает первые два дня). Против такого порядка и тем более против увеличения числа оплачиваемых работодателем дней, увеличивающего финансовую нагрузку на работодателей, выступают и работодатели и профсоюзы.
Палатой были направлены замечания на проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», разработанный Минздравсоцразвития. В частности, предлагается закрепить принцип равного участия бюджетных и частных медицинских организаций в оказании медицинских услуг в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ПГГ), включая оказание скорой и высокотехнологичной медицинской помощи (постатейные предложения приведены в приложении). Также при заключении договора добровольного медицинского страхования, по мнению ТПП РФ, следует предусмотреть возможность доплаты к базовой программе ОМС.
Более определенно и полно в законопроекте необходимо изложить положения, регулирующие вопросы медицинского образования. Так, не указано, является ли послевузовское профессиональное образование обязательным для получения права заниматься самостоятельной медицинской деятельностью. Не сказано ничего об интернатуре, и о минимальных сроках обязательного послевузовского образования для получения права на самостоятельное занятие медицинской деятельностью.
В законопроекте отсутствуют ключевые положения, регулирующие качество и безопасность медицинской помощи, определения по этому вопросу не соответствуют устоявшейся терминологии в отечественном здравоохранении и за рубежом (статьи 81, 86, 87,88). После доработки законопроект должен быть внесен разработчиками в Правительство РФ и направлен на обсуждение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 394587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ», внесенный Правительством Российской Федерации. Основная идея законопроекта заключается в совершенствовании российского законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с исполнением членами органов управления хозяйственных обществ своих обязанностей перед обществами, а также привлечением указанных лиц к гражданско-правовой ответственности. ТПП России подготовила поправки ко второму чтению законопроекта и направила их в ответственный комитет Государственной Думы.
14 октября Правительство РФ постановлением № 829 утвердило перечень оборудования и материальных носителей, размер и порядок сбора соответствующих средств, порядок распределения и выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. В утвержденные перечни включены, в частности, следующие типы оборудования и материальных носителей: ЭВМ общего назначения, мини-ЭВМ, микроЭВМ, аппаратура звукозаписывающая, телефоны (включая сотовые), магнитофоны аналоговые и цифровые, DVD-проигрыватели, компакт-диски. Размер средств для выплаты вознаграждения устанавливается в процентном отношении к цене реализации изготовителем единицы соответствующего оборудования и материальных носителей (к таможенной стоимости единицы соответствующего оборудования и материальных носителей, которые ввозятся импортером или декларантом).
Уплата средств для выплаты вознаграждения производится на основе договора, заключаемого изготовителем оборудования и материальных носителей (импортером или декларантом) с аккредитованной организацией.
19 октября в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 442111-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Законопроект уточняет процедуру банкротства сельскохозяйственных организаций, делает ее более щадящей. В частности, предлагается увеличить срок наблюдения до 18 месяцев, но не более 36 месяцев, что дает многим сельскохозяйственным организациям, находящимся в предбанкротном состоянии, дополнительную возможность восстановить свое финансовое положение.
21 октября Правительство РФ внесло в Государственную Думу поправки к закону о техническом регулировании и сопутствующие изменения (№ 442978-5, № 443002-5; № 442980-5). Проекты направлены, в частности, на ускорение интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и ЕС в области аккредитации, оценки соответствия, снижение технических барьеров вывода в обращение впервые выпускаемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, упрощение процедур оценки соответствия продукции требованиям технического регламента, создание национального органа по аккредитации. Проекты разосланы по системе ТПП РФ.
22 октября Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон). Законом снижен с 5% до 2% от начальной (максимальной) цены контракта предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд среди субъектов малого предпринимательства. Инициатором этих предложений изначально выступала ТПП России.
Закон одобрен Советом Федерации и 27 октября направлен Президенту Российской Федерации для подписания.
В октябре группой депутатов в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 442733-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законопроектом предлагается установить уведомительный порядок заявления первичной отпускной цены производителями или переработчиками готового продукта. По мнению авторов, данная процедура создаст серьезные предпосылки к установлению сбалансированной с учетом интересов всех субъектов продовольственного рынка цены на социальные продукты.
В октябре в Государственную Думу внесены законопроекты «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» (№ 435917-5) и «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» (№ 436233-5).
Законопроекты разосланы по системе ТПП для ознакомления и подготовки замечаний и предложений.
28 октября Сахалинской областной Думой внесен на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона № 446852 5 «О внесении изменений в статью 346.16 части второй НК РФ». Данным законопроектом предлагается предоставить налогоплательщикам, применяющих упрощенную систему налогообложения, право учитывать при определении налоговой базы расходы на добровольное имущественное страхование, а также взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если совершение таких расходов условием для осуществления деятельности налогоплательщиками.
28 октября представители Департамента по законодательству приняли участие в совещании у заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.Ю. Левицкой по вопросам миграционной политики. Обсуждались вопросы, возникающие при оформлении документов высококвалифицированными иностранными специалистами (ВИС) в ходе реализации Федерального закона от 19.05.2010 г. № 860-ФЗ. Указывалось, что за период действия этого закона в упрощенном порядке оформлено порядка 500 ВИС, по предварительным оценкам на 2011 год их число может увеличиться до 50 - 100 тыс. человек. К совещанию направлены предложения ТПП России, как в отношении ВИС, так и по другим вопросам внешней трудовой миграции.
27-28 октября Комитетом ТПП РФ по интеллектуальной собственности, Департаментом по законодательству совместно с Всемирной организацией интеллектуальной собственности на базе Калининградской ТПП организован региональный семинар по актуальным вопросам авторского права и смежных прав. В семинаре приняли участие представители торгово-промышленных палат и профильных организаций государств Балтии (в частности, Литвы, Польши, Дании). Подробная информация размещена на сайте Калининградской торгово-промышленной палаты (http://www.kaliningrad-cci.ru/).