2009
Отв. ред. А. В. Клименко
Данная публикация основана на результатах научно-исследовательской работы «Исследование и анализ внедрения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг», выполненной по заказу Минэкономразвития России в 2008 г.
Процесс внедрения административных регламентов проанализирован на основе данных опроса государственных служащих, непосредственно участвующих в исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг). Качество исполнения административных регламентов исследовано путем непосредственного прохождения процедур получения государственной услуги. Проведен анализ интернет-сайтов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также интернет-сайтов многофункциональных центров исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг на предмет качества информирования граждан по вопросам исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в связи с принятием и применением административных регламентов. Проанализированы мнения получателей государственных услуг (граждан и предпринимателей) в местах исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг). Обобщены результаты общероссийского опроса населения (георейтинга) по вопросам предоставления услуг частным и юридическим лицам государственными учреждениями.
Для государственных служащих, специалистов, занимающихся исследованиями ипрактическим консалтингом в области государственного и муниципального управления, а также для преподавателей и студентов, обучающихся по соответствующим специальностям.
РАЗДЕЛ I
Аналитические материалы порезультатам мониторинга внедрения административных регламентов в 2008 г.
1. Доклад Рабочей группы по подготовке предложений по разработке административных регламентов федеральных органов исполнительной власти «О ходе работы по разработке проектов административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (октябрь 2008 г.)
1.1. Исходные данные для анализа хода работ по разработке проектов административных регламентов
1.2. Результаты анализа докладов федеральных органов исполнительной власти
1.3. Перечень неутвержденных административных регламентов в соответствии с протоколом Комиссии от 11.09.2008 г. № 82
2. О результатах проведения мониторинга внедрения административных регламентов (декабрь 2008 г.)
2.1. Количественные результаты мониторинга
2.2. Направления повышения качества регламентации
2.3. Рекомендации по использованию результатов регулярного мониторинга
2.4. Предложения по оптимизации системы разработки и утверждения регламентов
3. Анализ фактов нарушений исполнения утвержденных административных регламентов (январь 2009 г.)
3.1. Обобщенная информация о фактах нарушений исполнения утвержденных административных регламентов
3.2. Статистика по фактам нарушения исполнения административных регламентов
4. Анализ качества административных регламентов федеральных органов исполнительной власти (март 2009 г.)
4.1. Юридический анализ административных регламентов
4.2. Необходимые изменения действующих редакций административных регламентов и связанных с ними нормативно-правовых актов
4.3. Рейтинг административных регламентов по соответствию законодательству РФ
4.4. Статистика покачеству отражения обязательных параметров в административных регламентах
РАЗДЕЛ II
Анализ процессов разработки, утверждения и внедрения административных регламентов
1. Количественные итоги процесса регламентации
2. Полнота подготовки сопроводительной документации и соблюдения процедур разработки
3. Сроки прохождения этапов утверждения регламентов
4. Оценка механизмов повышения качества административных регламентов
5. Регламентация в контексте оптимизации нормативно-правовой базы более высокого уровня
6. Ресурсное обеспечение исполнения административных регламентов
7. Регламентация деятельности привлекаемых ведомствами к исполнению государственной функции подведомственных и иных организаций
8. Объединение и разделение административных регламентов. Межведомственные регламенты
9. Правовое сопровождение процесса разработки регламентов на уровне ведомства
10. Текущая практика контроля за исполнением государственных функций в рамках внедрения административных регламентов
РАЗДЕЛ III
Результаты внедрения административных регламентов на основе анализа мнений государственных служащих, участвующих в их исполнении
1. Организация и результаты обсуждения с государственными служащими административных регламентов
1.1. Организация и проведение обсуждений с государственными служащими
1.2. Результаты обсуждений с государственными служащими
1.3. Основные итоги обсуждений с государственными служащими
2. Опрос государственных служащих, непосредственно участвующих в исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг)
2.1. Подготовка опроса государственных служащих
2.2. Результаты анкетирования государственных служащих
2.3. Основные итоги опроса государственных служащих
3. Основные проблемы внедрения административных регламентов, выявленные по результатам обсуждения и опроса государственных служащих
3.1. Общая оценка применения административных регламентов
3.2. Платность государственных услуг и функций
3.3. Административные действия
3.4. Сроки исполнения административных регламентов
3.5. Взаимодействие с заявителями
3.6. Взаимодействие исполнителей разных федеральных органов исполнительной власти
3.7. Организация процесса исполнения административных регламентов
3.8. Обучение кадров
Приложения
РАЗДЕЛ IV
Исследование качества исполнения административных регламентов путем прохождения процедур получения государственной услуги
1. Методология исследования качества исполнения административных регламентов путем прохождения процедур получения государственной услуги («контрольная закупка»)
2. Результаты исследования качества внедрения отдельных административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) методом «контрольной закупки»
2.1. Административные регламенты Федеральной миграционной службы
2.2. Административные регламенты Федерального агентства кадастра объектов недвижимости
2.3. Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации
2.4. Административные регламенты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
2.5. Административный регламент Федерального дорожного агентства
2.6. Административный регламент Федерального агентства по недропользованию
2.7. Административный регламент Федеральной службы судебных приставов
2.8. Административный регламент Федеральной службы исполнения наказаний
2.9. Административный регламент Федерального агентства по надзору в сфере природопользования
2.10. Административные регламенты Федеральной налоговой службы
2.11. Административные регламенты Федеральной регистрационной службы
2.12. Административный регламент Министерства Российской Федерации поделам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
2.13. Административный регламент Федерального медико-биологического агентства
2.14. Административные регламенты Федеральной службы по технологическому, экологическому иатомному надзору
2.15. Административные регламенты Федеральной службы по труду и занятости
2.16. Административный регламент Федерального агентства по туризму
2.17. Административные регламенты Федеральной антимонопольной службы
2.18. Административный регламент Федерального агентства лесного хозяйства
2.19. Административные регламенты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
2.20. Административные регламенты Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
2.21. Административные регламенты Федеральной службы понадзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
2.22. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере связи
2.23. Административный регламент Федерального агентства связи
2.24. Административный регламент Федеральной службы по тарифам
2.25. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации
2.26. Региональные административные регламенты по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)
2.27. Региональные административные регламенты попроведению государственной экологической экспертизы
2.28. Региональные административные регламенты по предоставлению государственной услуги по оказанию единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
2.29. Региональные административные регламенты полицензированию деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов
2.30. Региональные административные регламенты полицензированию образовательной деятельности
2.31. Региональные административные регламенты полицензированию при предоставлении права пользования недрами и организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр на территории субъекта РФ
2.32. Региональные административные регламенты по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции
2.33. Региональные административные регламенты по назначению и выплатам ежемесячного пособия на ребенка
2.34. Региональные административные регламенты по предоставлению государственной услуги «назначение и выплата социальных пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки различным категориям граждан»
2.35. Региональные административные регламенты по предоставлению государственной услуги по направлению на получение высокотехнологической медицинской помощи
2.36. Региональные административные регламенты по осуществлению государственного строительного надзора пристроительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
2.37. Региональные административные регламенты по предоставлению государственной услуги по оформлению архивных справок
2.38. Региональные административные регламенты по предоставлению государственного имущества субъекта РФ в аренду
2.39. Региональные административные регламенты попредоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
2.40. Региональные административные регламенты попредоставлению земельных участков физическим и юридическим лицам
2.41. Региональные административные регламенты по предоставлению социального обслуживания на дому
2.42. Региональные административные регламенты по предоставлению стационарного социального обслуживания
3. Описание выявленной лучшей практики итиповых недостатков внедрения и правоприменения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)
3.1. Очевидное и полное неисполнение функции/непредоставление услуги
3.2. Дискриминирование отдельных групп получателей по различным основаниям
3.3. Неисполнение законодательства и нарушения прав граждан
3.4. Недостаточное качество работы механизма обратной связи
3.5. Перекладывание на потребителей/заявителей обязанности обеспечения взаимодействия органов власти
3.6. Избыточные требования к заявителю
3.7. Качество информирования о порядке предоставления государственных услуг
3.8. Несоответствие места предоставления услуги стандарту комфортности
3.9. Иное место предоставления услуги
3.10. Недостатки композиции административных процедур, проявившиеся в сложности и нелогичности процесса получения услуги (исполнения государственной функции)
3.11. Региональный разброс в выполнении требований регламента
3.12. Лучшая практика внедрения и правоприменения административных регламентов
РАЗДЕЛ V
Анализ интернет-сайтов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также интернет-сайтов многофункциональных центров исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг на предмет качества информирования граждан по вопросам исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в связи с принятием и применением административных регламентов
1. Введение
2. Методика проведения мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и многофункциональных центров исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг (МФЦ) и рекомендации по размещению информации и сервисов на их официальных сайтах
3. Рейтинг уровня готовности к электронному взаимодействию государственных органов с населением
4. Результаты мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Приложения
РАЗДЕЛ VI
Исследование и анализ мнений получателей государственных услуг (граждан и предпринимателей)
1. Методология анализа мнений получателей государственных услуг
2. Информированность получателей государственных услуг об административных регламентах
3. Оценка сложности подачи заявки на получение государственной услуги, основные проблемные зоны
4. Удовлетворенность заявителей качеством предоставления государственных услуг
5. Оценка изменения качества государственных услуг в связи с внедрением административных регламентов
Приложения
РАЗДЕЛ VII
Качество государственных услуг глазами населения: результаты георейтинга
1. Результаты общероссийского опроса
1.1. Оценки качества и доступности предоставления государственных услуг
1.2. Основные причины неудовлетворенности качеством предоставления государственных услуг
2. Опыт получения гражданами государственных услуг. Мнение граждан о процедурах получения конкретных государственных услуг в органах власти
2.1. Получение иобмен паспорта гражданина Российской Федерации
2.2. Регистрация прав на недвижимое имущество
2.3. Регистрация прав на земельный участок
2.4. Получение водительского удостоверения
2.5. Регистрация автомобиля
2.6. Прохождение техосмотра
2.7. Получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
2.8. Получение ежемесячного пособия на ребенка
2.9. Получение (обмен) заграничного паспорта
2.10. Получение регистрации по месту жительства
2.11. Получение ежемесячной выплаты ветеранам труда
2.12. Получение пособия по безработице
2.13. Государственная регистрация брака, развода
2.14. Государственная регистрация рождения ребенка
2.15. Получение единовременной материальной помощи
3. Мониторинг качества предоставления государственных услуг в субъектах Российской Федерации
3.1. Регионы Центрального федерального округа
3.2. Регионы Северо-Западного федерального округа
3.3. Регионы Южного федерального округа
3.4. Регионы Приволжского федерального округа
3.5. Регионы Уральского федерального округа
3.6. Регионы Сибирского федерального округа
3.7. Регионы Дальневосточного федерального округа
3.8. Мнения граждан о том, как можно улучшить работу органов власти
3.9. Мнения представителей юридических лиц и предпринимателей о качестве предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций органами власти
РАЗДЕЛ VIII
Итоги публичного экспертного обсуждения проектов административных регламентов
1. Количественные итоги обсуждения
2. Общие выводы по результатам обсуждений
3. Результаты обсуждения отдельных проектов административных регламентов (проблем исполнения государственных функций)
РАЗДЕЛ IX
Экспертные обсуждения результатов внедрения административных регламентов
1. Количественная характеристика экспертных обсуждений
2. Инфраструктура и технология привлечения заинтересованных лиц к участию в экспертных обсуждениях
2.1. Письмо-приглашение для привлечения заинтересованных лиц к участию в экспертных обсуждениях
2.2. Расписание-график московских и региональных экспертных обсуждений
2.3. Пример информационной памятки, содержащей основные характеристики порядка исполнения Ростехнадзором государственной функции по регистрации опасных производственных объектов
2.4. Организация проведения экспертных обсуждений
3. Результаты экспертных обсуждений
3.1. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере культуры. 15.09.2008 г., Москва
3.2. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере СМИ. 15.09.2008 г., Москва
3.3. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере связи. 16.09.2008 г., Москва
3.4. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере здравоохранения. 17.09.2008 г., Москва
3.5. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных контрольно-надзорных функций Роспотребнадзора, Росздравнадзора, ФМБА. 18.09.2008 г., Казань
3.6. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций правоохранительных органов в сфере миграционной политики, исполнения наказания, исполнительного производства. 18.09.2008 г., Казань
3.7. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения отдельных государственных функций в сфере информирования, регистрации и контроля. 18.09.2008 г., Казань
3.8. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере недвижимости. 22.09.2008 г., Москва; 9.10.2008 г., Санкт-Петербург
3.9. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере миграционной политики. 23.09.2008 г., Москва
3.10. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере антимонопольного регулирования, недвижимости и информирования о налогах и сборах. 25.09.2008 г., Пермь
3.11. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере здравоохранения, социальной помощи и содействия в трудоустройстве. 25.09.2008 г., Пермь
3.12. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере миграционной политики.
25.09.2008 г., Пермь
3.13. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных контрольно-надзорных функций Роспотребнадзора и МЧС России. 25.09.2008 г., Пермь
3.14. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения отдельных государственных функций правоохранительных органов. 25.09.2008 г., Пермь
3.15. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере экологической и промышленной безопасности. 25.09.2008 г., Пермь
3.16. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере антимонопольного регулирования. 29.09.2008 г., Москва
3.17. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных контрольно-надзорных и разрешительных функций Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Россельхознадзора, МЧС России. 30.09.2008 г., Москва
3.18. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере экологической экспертизы и промышленной безопасности. 1.10.2008 г., Москва
3.19. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере антимонопольного регулирования, содействия в трудоустройстве и исполнительного производства. 2.10.2008 г., Новосибирск
3.20. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций ФНС России в сфере информирования и учета. 9.10.2008 г., Санкт-Петербург
3.21. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере автомобильных перевозок. 9.10.2008 г., Санкт-Петербург
3.22. Экспертное обсуждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере информирования и учета. 10.10.2008 г., Санкт-Петербург
4. Системные проблемы практики исполнения государственных функций и государственных услуг, обозначенные на экспертных обсуждениях Определения, используемые в настоящем исследовании
Российская бюрократия в общественном сознании представляется консолидированной и независимой от общества кастой, которую невозможно настроить на эффективное служение обществу. Рыночные реформы 90-х годов, казалось, перевернули основы всевластия бюрократии. Однако и в новом общественном укладе она довольно быстро сумела оседлать ключевые позиции, создать и расширять базу «бюрократической ренты». При этом действительно общественно востребованные государственные функции и услуги исполняются плохо, а связанные с ними издержки во многом возлагаются на клиентов государства.
Такая ситуация не устраивает ни гражданское общество, ни руководителей страны, напрямую ответственных перед гражданами. Именно поэтому в начале этого века в России был дан старт серии реформвсфереисполнительнойвласти.
Нельзя сказать, что они во всем были удачны. За период с их начала до настоящего времени Россия переместилась на еще более низкие позиции в международных рейтингах качества государственного управления, открытости власти, восприятия коррупции и проч. Однако главное состоит в том, что в обществе нет ощущения заметных улучшений, сохраняется недоверие к власти.
На этом фоне возникает неверие в те«рецепты», которые предлагались в рамках реформ, замешательство у части исполнительного аппарата и экспертного сообщества, ответственной за реформы.
В этой связи возникают вопросы: действительно ли направления реформ были недостаточно обоснованы?
С чем связано отсутствие зримых результатов — с непродуманностью предложенных механизмов, нехваткой времени и ресурсов для их эффективного внедрения, с недостатком политической воли ипоследовательности? Видимо, все упомянутые причины сыграли свою негативную роль в недостаточности результатов. Однако в прикладном, технологическом плане наиболее важно выявить проблемы, связанные с неэффективностью апробированных механизмов, и либо отказаться от них и найти замену, либо предложить направления модернизации. Для этого нужны мониторинги, анализ опыта внедрения управленческих инноваций.
Одним из новых механизмов, на который возлагаются большие надежды, стали административные регламенты. Конечно, можно сказать, что слово «регламент» ничего нового в себе не несет и известно в России еще с петровских времен. Это все та же бюрократическая рутина, зафиксированная в нормативном документе. Отчасти это так и есть. Однако в наше время регламентация, т.е. описание, улучшение и фиксация какого-либо делового процесса, свойственна не только бюрократическим, но и вполне динамичным частным организациям и называется более модернистским словом «реинжиниринг». Реинжиниринг необходим для снижения издержек, повышения качества продукции (услуг), упрощения контроля, наконец, для автоматизации процессов на базе ИКТ. Оставив слово «реинжиниринг» частному сектору, для государства будем все-таки использовать слово «регламентация», не забывая, что эти два понятия содержательно очень близки.
Напомним о сути административного регламента. Это нормативный акт, в котором почти в алгоритмическом виде представлены требования к процессу исполнения определенной государственной функции или оказания государственной услуги, а также установлен стандарт качества их исполнения.
Для российской бюрократии, привыкшей к бесконтрольности, самостоятельной трактовке своих обязанностей и обязательств граждан, к административному усмотрению, введение регламентов является заметным ограничивающим, дисциплинирующим и воспитывающим шагом. Если в странах с высокой бюрократической культурой, развитым гражданским обществом и демократическими институтами всеобщая регламентация чиновников может быть избыточной, то у нас она необходима, поскольку других инструментов заставить бюрократию учитывать общественные интересы пока не придумано.
Для гражданина или представителя бизнеса прежде всего важно, что для получения государственной услуги он может обратиться к одному документу — административному регламенту, а не блуждать по российскому законодательству в поисках требуемого перечня справок, сроков ожидания ответа, адресов инстанций, куда придется обращаться по тем или иным вопросам. Эта информационная сторона административных улучшений очевидно полезна, но еще недостаточно оценена.
Другое, хотя и ограниченное в настоящий момент, следствие регламентации— улучшение качества государственных услуг. Многие принятые регламенты содержат пусть не очень значительные, но все же улучшения качества обслуживания граждан, сокращение сроков и уменьшение числа запрашиваемых документов. Мониторинг позволил увидеть, как реализуются эти потенциальные улучшения. Для этого была проведена 671 так называемая «контрольная закупка», т.е. практическая проверка соблюдения стандартов, описания результатов которой, зачастую анекдотические, содержатся в данной публикации.
Была обследована 1341 «точка» предоставления услуг (10 тысяч опрошенных граждан) и выявлены факты несоблюдения требований регламента.
Наконец, был проведен всероссийский опрос более 30 тысяч граждан для изучения их отношения к качеству государственных услуг. Одним из его результатов, несколько удивившим авторов, явилось то, что 54% опрошенных оценили качество услуг как вполне удовлетворительное. Однако из этого правильно было бы сделать вывод о том, что не столько услуги хороши, сколько граждане наши привычны ко всему и просто ничего лучшего не ждут. Это подтверждается желанием примерно 40% граждан, недавно обратившихся в государственные органы, писать жалобы.
Результаты мониторинга содержат информацию, важную для руководителей, желающих эффективно контролировать и стимулировать работу своих подчиненных.
Эта информация связана с исполнением требований административных процедур и стандартов, зафиксированных в регламентах.
В ходе недавних реформ, в частности государственной службы, много говорилось об оценке и стимулировании чиновников по результатам их деятельности. Вот только удовлетворительно определить эти результаты не удалось. Утверждение регламентов дает базу для такой оценки. Действительно, если все параметры регламента соблюдены, то это означает, что чиновник работает по правилам и достоин поощрения.
Другое дело, насколько сам регламент отвечает требованиям клиентов государства? Проведенный мониторинг и на этот вопрос дает ответ, поскольку в его рамках велись обсуждения с внешними экспертами и государственными служащими. Общая картина такова: регламенты описывают сложившуюся практику, заметной оптимизации нет. Отчасти это связано с недостатком ресурсов, нежеланием менять устоявшиеся в органе власти бюрократические правила. Такое положение выявил анализ качества 241 утвержденного регламента, который предполагал проведение 42 круглых столов и более широких 27 обсуждений с привлечением независимых экспертов и государственных служащих из 27 федеральных и 40 региональных органов власти.
Наибольшая проблема и одновременно резерв эффективности кроется не столько в улучшении ведомственного регламента, сколько в межведомственных взаимодействиях. Заявители «хороводом» обходят ряд ведомств для получения в итоге единственного разрешения, справки, аккредитации и проч.
Чтобы заставить «бегать» документы, а не клиентов, необходимы комплексные, межведомственные регламенты, обеспечивающие скоординированную работу органов исполнительной власти на общий результат.
В ходе мониторинга зачастую возникал вопрос: а нужен ли регламент, вернее, нужна ли функция (услуга), которую он описывает? Ответы, полученные в ходе мониторинга, говорят о наличии большого числа ненужных, избыточных, дублирующих функций (до четверти их общего числа). Ликвидация функций – один из главных резервов сокращения расходов бюджета на государственное управление, уменьшениячисленностичиновников. В2003—2004 гг. впервые была предпринята попытка избавиться от избыточных функций государства. С того момента дополнительный функциональный анализ органов исполнительной власти не проводился, численность чиновников увеличилась.
Еще один беспокоящий вопрос состоит в том, а нужен ли был сам мониторинг? Заметим, достаточно дорогостоящий и трудоемкий. Конечно, от авторов можно получить лишь положительный ответ. Однако есть и более веские аргументы. Реформы государственного управления в основном организуются по проектному принципу, а его соблюдение требует создания системы обратной связи. В противном случае управление по результатам становится невозможным, поскольку управленческий цикл разрывается.
Мониторинг является необходимым элементом в системе управления изменениями.
Проведенный мониторинг внедрения административных регламентов создал точку отсчета для оценки прогресса в будущем. На его основе было подготовлено множество документов в адрес Правительственной комиссии по проведению административной реформы, включая проекты некоторых ее протокольных решений. Часть из них имеется в тексте. Насколько материалы мониторинга могут быть полезны для специалистов, всех, кто интересуется данной тематикой, — судить читателям.
В данном издании представлены обобщенные материалы, полученные по результатам мониторинга внедрения административных регламентов, включая методическую часть, итоги обсуждений, обследований, контрольных замеров, анализ собранных данных.
Методология и инструментарий мониторинга разрабатывались под руководством ректора Государственного университета — Высшей школы экономики Я.И. Кузьминова, который также непосредственно участвовал в подготовке соответствующих материалов для Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Координатором и основным исполнителем проекта выступил Центр анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления ГУ ВШЭ. Полностью итоговые материалы проекта представлены на портале «Административная реформа» в разделе "Новости мониторинга".
Представленные в данной публикации материалы могут быть полезны специалистам, занимающимся исследованиями и практическим консалтингом в области государственного и муниципального управления, а также государственным служащим, ответственным за реализацию соответствующих реформ.
Публикация будет полезна преподавателям и студентам, обучающимся по соответствующим специальностям, поскольку дает массу живых примеров нашей бюрократической практики.
Авторы будут благодарны за замечания и предложения, прежде всего, по имеющимся в данной публикации методическим материалам.