Национальный институт системных
исследований проблем предпринимательства
Руководитель темы Смирнов Н.В.
Москва, 2009
ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ И МЕХАНИЗМОВ ПЛАНОВОЙ И ВНЕПЛАНОВОЙ РОТАЦИИ СЛУЖАЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО УРОВНЮ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ КОРРУПЦИОГЕННОСТИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОТАЦИИ
1.1.1 Зарубежный опыт ротации служащих
1.1.2 Существующие системы ротации сотрудников правоохранительных органов
1.1.3 Понятие и основные принципы ротации служащих
1.1.4 Цели и виды ротации служащих, их правовое регулирование
1.1.5 Критерии и классификация должностей правоохранительных органов по уровню их потенциальной коррупциогенности
1.1.6 Определение и научное обоснование периодичности ротации служащих правоохранительных органов, занимающих коррупциогенные должности
1.2 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СООТНОСИТЕЛЬНОСТИ УСЛОВИЙ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПЕРЕВОДЕ СЛУЖАЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НА ДРУГИЕ ДОЛЖНОСТИ В ПОРЯДКЕ РОТАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
1.3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ДЛЯ РОТАЦИИ СЛУЖАЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
1.3.1 Предложения по нормативной правовой основе и финансово-экономическим механизмам для ротации служащих правоохранительной службы
1.3.2 Методика и механизмы плановой и внеплановой ротации служащих правоохранительной службы
2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СЛУЖАЩЕМУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ» И ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СЛУЖАЩЕМУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ПОРЯДОК ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. МЕТОДИКА И МЕХАНИЗМЫ ПЛАНОВОЙ И ВНЕПЛАНОВОЙ РОТАЦИИ СЛУЖАЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Совершенствование системы государственной службы Российской Федерации и повышение результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих является приоритетным направлением государственной политики, что отражено в Указе Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)» (далее – Программа). Названный Указ Президента Российской Федерации издан в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и целенаправленно развивает Концепцию реформирования государственной службы, утвержденную Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. (далее – Концепция).
Научно-исследовательская работа «Создание и апробация механизмов ротации государственных служащих» (далее также – НИР) выполняется в соответствии с Перечнем мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденным распоряжением Председателя Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы С.Е. Нарышкина от 16 апреля 2009 г. № А4-7138 и Планом по выполнению в Министерстве внутренних дел Российской Федерации федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) в 2009 году, согласованным распоряжением Председателя Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы С.Е. Нарышкина от 01 июня 2009 г. № А4-8606.
Целью НИР является исследование теоретических и практических особенностей существующих систем ротации в правоохранительных органах, разработка системы плановой и внеплановой ротации служащих правоохранительной службы.
Объект НИР – профессиональная служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов.
Предмет НИР – механизмы ротации сотрудников правоохранительных органов.
Исследование международного опыта показывает, что во многих странах механизм ротации государственных служащих, в том числе служащих правоохранительных органов, широко используется в целях повышения профессионального уровня и качества работы государственного аппарата в целом. В рамках НИР проанализирован опыт таких стран как Германия (одна из стран с наиболее развитой системой государственной службы), Китай (страна, в которой ротация традиционно используется в качестве механизма повышения качества государственной службы), Казахстан (одна из стран постсоветского пространства, в которых реформа государственной службы проводится наиболее успешно).
В общем случае, применимом и для правоохранительной службы Российской Федерации, под ротацией понимается предусмотренное контрактом и осуществляемое в установленном порядке периодическое перемещение (перевод) служащих, занимающих установленные должности правоохранительной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях – внеплановой основе на иную равнозначную должность правоохранительной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе, либо в другом государственном органе.
При разработке механизма ротации правоохранительных служащих1 в Российской Федерации определены две основные цели ротации:
- противодействие коррупции, стимулирование антикоррупционного поведения государственных служащих;
- развитие профессионального уровня государственных служащих.
Настоящий отчет состоит из методического и нормативного разделов. Раздел 1 посвящен разработке методики и механизмов плановой и внеплановой ротации служащих правоохранительной службы и нацелен на решение следующих задач:
- исследовать зарубежный опыт ротации служащих;
- проанализировать существующие системы ротации сотрудников правоохранительных органов;
- раскрыть понятие и основные принципы ротации служащих;
- определить цели и виды ротации служащих, их правовое регулирование;
- разработать критерии и классифицировать должности правоохранительных органов по уровню их потенциальной коррупциогенности (МВД, ГФС, ФМС, ФСКН, ФТС, ФСИН, ФССП, МЧС);
- определить и научно обосновать периодичность ротации служащих правоохранительных органов, занимающих коррупциогенные должности;
- разработать комплекс мер по обеспечению соотносительности условий прохождения правоохранительной службы при переводе служащих правоохранительной службы на другие должности в порядке ротации и методических рекомендаций по их реализации;
- разработать предложения по нормативной правовой основе и финансово-экономическим механизмам для ротации служащих правоохранительной службы.
Раздел 2 содержит принципы, положенные в основу разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и размерах выплаты служащему правоохранительной службы ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в случае невозможности предоставления жилого помещения» (далее – проект постановления) и пояснительной записки к нему, а также Порядка ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в случае невозможности предоставления жилого помещения (далее – порядок). Тексты указанных документов, а именно проекта постановления, порядка и пояснительной записки приведены соответственно в приложениях А, Б, В к настоящему отчету.
В приложении Г приведен перечень используемых в целях анализа нормативных правовых актов.
Методика ротации государственных служащих правоохранительной службы Российской Федерации приведена в приложении Д.
Методология научно-исследовательской работы основана на анализе опыта зарубежных стран, а также отечественного опыта, анализе нормативной правовой базы, проведении экспертных интервью с действующими сотрудниками (служащими) правоохранительных органов, анализе готовящихся предложений по созданию (изменению) нормативной правовой базы правоохранительной службы. В настоящей научно-исследовательской работе также используется опыт разработчиков по научно-методическому содействию в противодействии коррупции в ряде федеральных органов исполнительной власти (в том числе ФАС России, Россельхознадзор, Росфиннадзор), а также в ряде органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с том числе Тверская область, Мурманская область, Ямало-ненецкий автономный округ).
1 Далее в настоящем отчете термины «служащий» и «сотрудник» будут использоваться в качестве синонимов, если не оговорено иное.