Ф.С. Сайдуллаев, С.В. Архипов, О.М. Шестоперов, А.С. Закускина
Методика мониторинга разработана С.В. Мигиным и Ф.С. Сайдуллаевым
Москва, февраль 2011
(с) 2001-2010 АНО «НИСИПП»
Авторские права на исследование принадлежат коллективу авторов АНО «НИСИПП». Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения исследования или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на АНО «НИСИПП» и с указанием источника публикации.
На современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности. Сегодня как никогда нужны новые нестандартные, инновационные решения и действенные механизмы преодоления кризисных явлений в национальной экономике и, что не менее важно, реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Наиболее перспективные направления роста связаны с сокращением государственного регулирования в экономике и использованием потенциала саморегулирования, которое может внести серьезный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач.
Необходимость государственного содействия становлению института саморегулирования нашла отражение в программных документах и выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, полностью поддерживающего «уже достаточно солидную по возрасту идею передачи государственных функций общественным организациям, в том числе саморегулируемым».
Настоящий мониторинг подготовлен в целях оценки результативности усилий региональных властей по созданию условий для развития саморегулирования различных секторов экономики. Публикуется для общественного обсуждения, привлечения внимания к проблемам саморегулирования в России и стимулирования появления новых и развития уже существующих саморегулируемых организаций.
Результаты данного мониторинга могут быть использованы для оценки результатов реализации региональных программ развития конкуренции (в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации на 2009 - 2012 годы») и при подготовке региональных программ улучшения инвестиционного климата, разработка которых осуществляется в соответствии с пунктом 21 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утверждено Президентом Российской Федерации от 06.12.2010 г. № Пр-3534).
ВВЕДЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕТЬЕГО РАУНДА
РИСУНОК 1. РАНЖИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ (ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ)
ТАБЛИЦА 1. СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ЧИСЛЕННОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЙТИНГИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ.
Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности в России имеет более чем десятилетнюю историю. За это время получили развитие как добровольные, так и делегированные формы, предполагающие обязательное членство (саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов) или необязательное членство с эксклюзивными правами (саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний) либо ослаблением государственного регулирования (саморегулируемые организации, объединяющие негосударственные пенсионные фонды).
Интерес к саморегулированию резко повысился в связи с принятием базового Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
В настоящее время стоит задача организации на регулярной основе оценки степени полноты, последовательности, оперативности и результативности реализации решений по делегированию отдельных полномочий саморегулируемым организациям, а также уровня развития добровольного саморегулирования в регионах России.
Под саморегулированием в целях настоящего мониторинга понимается институт, в рамках которого участниками рынка создаются, адаптируются и изменяются легитимные правила, регулирующие их предпринимательскую и профессиональную деятельность. При этом в России он преимущественным образом реализуется через саморегулируемые организации, поэтому в мониторинге понятия «саморегулирование» и «саморегулируемые организации» (СРО) используются взаимозаменимо.
В основу настоящего мониторинга положен относительно простой, но вместе с тем надежный, объективный и наиболее показательный параметр – количество СРО, осуществляющих свою деятельность на территории региона. При этом в случае наличия соответствующей информации дополнительно учитывается удельная численность членов СРО по регионам, которая корректируется на уровень валового регионального продукта субъекта Российской Федерации либо иной объективный показатель, позволяющий очистить результаты от влияния «размера» региональной экономики. Важно, что эффект «работы на показатель» ожидаемо стимулирует региональные власти содействовать увеличению числа СРО, а это в любом случае желательно, учитывая, что основной риск саморегулирования – ограничение конкуренции.
Рейтинг носит композитный характер и складывается из одиннадцати компонентов оценки уровня развития СРО в различных сферах деятельности. Каждый из компонентов вносит равный вклад в сводный рейтинг.
По отдельным компонентам (например, арбитражное управление) благодаря наличию соответствующей статистики оценивался уровень концентрации СРО, что позволило учесть не только количество представленных СРО в регионе, но и их относительную «величину», а значит и степень конкурентности среды, в которой они осуществляют свою деятельность. По мере снятия информационных ограничений данный подход будет применяться и на другие компоненты.
К концу 2010 года в Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в 10 сферах деятельности:
- деятельность арбитражных управляющих;
- аудиторская деятельность;
- кредитная кооперация;
- оценочная деятельность;
- деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
- инженерные изыскания;
- архитектурно-строительное проектирование;
- строительство;
- деятельность в области энергетического обследования;
- теплоснабжение.
Кроме того, специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в 8 сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:
- профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
- деятельность негосударсвтенных пенсионных фондов;
- кадастровая деятельность;
- рекламная деятельность;
- деятельность жилищных накопительных кооперативов;
- деятельность патентных поверенных;
- посредническая деятельность по урегулированию споров (медация);
- деятельность микрофинансовых организаций.
Распределение саморегулируемых организаций по отдельным сферам деятельности выглядит следующим образом: 43 саморегулируемые организации арбитражных управляющих, 10 саморегулируемых организаций оценщиков, 6 саморегулируемых организаций аудиторов, 28 саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, 160 саморегулируемых организаций в области подготовки проектной документации, 228 саморегулируемые организации в области строительства, 43 саморегулируемые организации в области энергетического обследования, 5 саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, 1 саморегулируемая организация негосударственных пенсионных фондов.
Кроме того, в рамках федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» к концу 2010 года в государственный реестр саморегулируемых организаций была включена информация о 138 саморегулируемых организациях в различных сферах деятельности. При этом, 39% включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций действуют в сфере управления недвижимостью и жилищно-коммунальным хозяйством, 25% саморегулируемых организаций объединяют субъектов предпринимательской деятельности в сфере обеспечения промышленной и пожарной безопасности. Указанный отраслевой перекос, представляется, обусловлен наличием ожиданий участников рынка, связанных с введением обязательного членства в саморегулируемых организациях в этих сферах.
Таким образом, можно выделить следующие основные события 2010 года в области развития саморегулирования:
- значительное увеличение количества саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий,
архитектурно-строительного проектирования и строительства;
- значительное увеличение количества саморегулируемых организаций, создание которых не предусмотрено федеральным
законодательством;
- введение обязательного членства в саморегулируемых организациях в сфере теплоснабжения и в области энергетического
обследования;
- введение добровольного саморегулирования в сфере посреднической деятельности по урегулированию споров (медации) и в
сфере деятельности микрофинансовых организаций.
По результатам третьего раунда Мониторинга саморегулирования в регионах России произошли заметные изменения в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития саморегулирования. Изменения позиций регионов, главным образом, обусловлено изменением ситуации в строительной сфере, а также введением саморегулирования в области энергетического обследования.
Наибольшая степень развития саморегулируемых организаций по результатам третьего раунда мониторинга зарегистрирована в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. Тройку лидеров покинул Пермский край, сместившийся на одиннадцать позиции вниз.
В десятку регионов-лидеров также попали:
- Ростовская область (переместилась с 6 на 4 место);
- Самарская область (переместилась с 13-14 на 5 место);
- Нижегородская область (переместилась с 11 на 6 место);
- Краснодарский край (переместился с 10 на 7 место);
- Волгоградская область (переместилась с 15 на 8 место);
- Свердловская область (переместилась с 5 на 9 место);
- Владимирская область (переместилась с 27 на 10 место);
По сравнению со вторым раундом мониторинга десятку покинули:
- Пермский край (переместился с 2 на 13 место);
- Воронежская область (переместилась с 7 на 15 место);
- Новосибирская область (переместилась с 8 на 18 место);
- Саратовская область (переместилась с 9 на 24 место);
Среди регионов с максимальным увеличением позиций по результатам третьего раунда (поднялись на 10 позиций и более), находятся Астраханская область (плюс 26 позиций), Приморский край (плюс 22 позиций) и Республика Бурятия (плюс 22 позиции), Республика Алтай (плюс 21 позиция), Кировская (плюс 17 позиций), Владимирская (плюс 17 позиций), Курганская (плюс 16 позиций), Омская область (плюс 14 позиций) и Томская (плюс 12 позиций) области, Республика Тыва (плюс 12 позиций), Калужская (плюс 10 позиций) и Орловская (плюс 11 позиций) области.
Регионы, продемонстрировавшие в отчетном периоде наиболее негативную динамику и опустившиеся на 10 позиций и более – Республика Саха (Якутия) (минус 19 позиций), Республика Дагестан (минус 18 позиций), Пензенская (минус 18 позиций), Саратовская (минус 16 позиций), Тульская (минус 15 позиций), Белгородская (минус 13 позиций), Кемеровская (минус 13 позиций), Магаданская (минус 12 позиций) и Новосибирская (минус 11 позиций) области, Забайкальский край (минус 11 позиций), Пермский край (минус 11 позиций), Ханты-Мансийский АО (минус 11 позиций), Воронежская область (минус 10 позиций) и Республика Коми (минус 10 позиций).
В разрезе секторов экономики, в которых получило развитие саморегулирование, ситуация выглядит следующим образом.
Арбитражное управление. В России действует 43 СРО арбитражных управляющих, членство в СРО обязательное. Наиболее конкурентная среда сформировалась в Удмуртской Республике, Волгоградской и Ростовской областях, Пермском крае и Кировской области. В десятку также вошли Калининградская (плюс 12 позиций), Нижегородская (плюс 4 позиции), Московская (минус 1 позиция), Белгородская и Саратовская (минус 2 позиции) области.
Оценочная деятельность. В настоящее время зарегистрировано 10 СРО оценщиков, членство в СРО обязательное. Наибольшее развитие деятельность СРО оценщиков получила в Московской (плюс 1 позиция), Ленинградской (минус 1 позиция) и Псковской (плюс 1 позиция) областях. В десятку также вошли Тамбовская (плюс 34 позиции), Рязанская (плюс 1 позиция), Иркутская (плюс 9 позиций), Челябинская (плюс 7 позиций) и Курская (плюс 11 позиций) области, Карачаево-Черкесская Республика (плюс 56 позиций) и Ярославская область (плюс 8 позиций).
Строительство. По состоянию на 30 ноября 2010 года было зарегистрировано 392 СРО в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий, членство в СРО является обязательным с 1 января 2010 года. В лидерах по присутствию саморегулирования в строительной отрасли Брянская (плюс 14 позиций) и Владимирская (плюс 45 позиций) области и г. Москва. Также в десятку вошли Костромская область (плюс 6 позиций), Чукотский АО (плюс 14 позиций), Тюменская (плюс 12 позиций), Свердловская (плюс 24 позиции), Воронежская (плюс 13 позиций) и Орловская (плюс 39 позиций) области и Республика Бурятия (плюс 43 позиции).
Аудиторская деятельность. В настоящее время зарегистрировано 6 СРО аудиторов, с 1 января 2010 года членство с СРО обязательно. Наибольшее развитие их деятельность получила в Рязанской (плюс 22 позиции), Ярославской (плюс 30 позиций) и Самарской (плюс 36 позиций) областях. В десятку также вошли Республика Бурятия (плюс 12 позиций), Волгоградская область (плюс 26 позиций), Приморский край (плюс 23 позиций), Московская (плюс 15 позиций) и Калужская (плюс 37 позиций) области, Красноярский край (плюс 28 позиций) и Пензенская область (минус 7 позиций).
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. На сегодняшний день ФСФР выдано восемь разрешений на деятельность в качестве саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг. Их получили: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Национальная лига управляющих (НП "НЛУ"), Национальная фондовая ассоциация (НФА), Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД), Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР). Регионами-лидерами являются г. Москва (плюс 1 позиция), Ростовская область (плюс 2 позиции) и Республика Татарстан (плюс 3 позиций) области. В десятку также вошли Владимирская (плюс 3 позиции), Челябинская (минус 4 позиции) и Нижегородская области (минус 3 позиции), Ханты-Мансийский АО (плюс 11 позиций), Оренбургская область (плюс 2 позиции), Пермский край (минус 1 позиция) и г. Санкт-Петербург (плюс 5 позиций).
По следующим шести компонентам мониторинга анализ проводился в отношении некоммерческих организаций, объединяющих субъектов профессиональной либо предпринимательской деятельности, которые обладают атрибутивными признаками саморегулируемых организаций и (или) планируют получить статус СРО либо уже имеют статус таковой.
Рекламная деятельность. В настоящее время отсутствуют объединения участников рынка рекламы, получившие статус саморегулируемой организации. При этом в мониторинг включены 18 объединений, имеющих признаки саморегулируемой организации.
Наибольшее развитие саморегулирование рекламной деятельности получило в Новосибирской области, г. Москве и Воронежской области. В десятку также вошли Свердловская область (плюс 1 позиция), Санкт-Петербург (плюс 12 позиций), Краснодарский край (плюс 2 позиции), Хабаровский край (минус 2 позиции), Калининградская (плюс 22 позиции), Саратовская (минус 3 позиции) и Самарская области (плюс 4 позиции).
Деятельность в области энергетического обследования. В мониторинг включены данные о 19 СРО. Наибольшая представленность саморегулируемых организаций в данной сфере отмечена гг. Москва и Санкт-Петербург. Здесь необходимо отметить, что обязательное членство для участников данного рынка введена относительно недавно, по причине чего наблюдается низкая информационная доступность сведений об участниках рынка.
Кадастровая деятельность. Подготовка к саморегулированию в сфере кадастровой деятельности осуществляется уже пять лет и на сегодняшний день существует 19 организаций, готовых взять на себя функции СРО кадастровых инженеров. В региональном разрезе наиболее благоприятная ситуация для развития саморегулирования в данном секторе складывается в Ростовской области (плюс 1 позиция), Алтайском крае (минус 1 позиция) и Иркутской области (плюс 4 позиции).
Пищевая промышленность и сельское хозяйство. В мониторинг включены 17 бизнес-объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО, зарегистрирована в г. Москве, Московской области. Лидирующие позиции также заняли Краснодарский край (плюс 2 позиции) и г. Санкт-Петербург (плюс 9 позиций).
Иные сферы предпринимательской деятельности. В мониторинг включены 89 бизнес-объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО или имеющих статус таковой, зарегистрирована в Москве, Московской области (плюс 1 позиция) и Санкт-Петербурге (минус 1 позиция). В десятку лидеров также вошли Тульская область (плюс 13 позиций), Краснодарский край (плюс 4 позиции), Кемеровская (плюс 31 позиция), Владимирская (плюс 20 позиций), Омская области (плюс 24 позиции), Республика Татарстан (минус 5 позиций), Нижегородская (плюс 8 позиций) и Курганская (плюс 63 позиции) области.
Иные сферы профессиональной деятельности. В мониторинг включены 10 объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО, отмечена г. Санкт-Петербурге и Хабаровском крае.