Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы

Файлы

Проект
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Основные итоги административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах

2. Цели и задачи концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы

3. Взаимосвязь концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы с другими направлениями развития и реформирования государственного управления

3.1. Формирование информационного общества
3.2. Децентрализация и разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления
3.3. Реформа технического регулирования
3.4. Повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений
3.5. Повышение эффективности бюджетных расходов
3.6. Совершенствование системы государственной службы Российской Федерации
3.7. Снижение уровня коррупции в российской федерации

4. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг

4.1. Совершенствование системы лицензирования
4.2. Совершенствование системы аккредитации
4.3. Совершенствование системы оценки соответствия продукции и процессов, сертификации и декларирования продукции
4.4. Совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности
4.5. Совершенствование системы государственного контроля и надзора
4.6. Развитие и внедрение механизмов саморегулирования
4.7. Оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций
4.8 мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг
4.9. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах

5. Оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

5.1. Оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий
5.2. Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсов
5.3. Внедрение системы оценки регулирующего воздействия
5.4. Развитие механизмов досудебного обжалования
5.5. Оптимизация численности государственных и муниципальных служащих

6. Отраслевые меры совершенствования разрешительной и контрольно-надзорной деятельности

7. Механизмы реализации концепции

7.1. Развитие механизмов общественного участия в реализации мероприятий концепции. Распространение лучшей практики
7.2. Создание механизмов управления и финансирования реализации мероприятий концепции

8. Показатели достижения целей концепции

8.1. Показатели, формируемые на основе регулярного мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций
8.2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров
8.3. Место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственного управления

1. Основные итоги административной реформы
в Российской Федерации в 2006-2010 годах

В 2010 году истек срок реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, которая была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р (далее – Концепция административной реформы). За эти годы была сформирована нормативная и методическая база повышения качества исполнения государственных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг, сформированы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы.

В качестве целей административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах были зафиксированы: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Важным результатом этих лет стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ), которым впервые на законодательном уровне заложены основы для реализации основных мероприятий административной реформы.

В соответствии с Концепции административной реформы работа велась в рамках следующих направлений.

Внедрение управления по результатам и проектного управления

Результативные принципы организации деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в основном внедрялись в рамках реформы бюджетного процесса:

ежегодно разрабатывались доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

в 2008 году утверждены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, целевые показатели и перечень проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;

была заложена законодательная база по формированию системы государственного задания в отношении услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями;

утверждены ведомственные целевые программы по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

Регламентация и стандартизация государственных (муниципальных) функций и услуг

Разработка административных регламентов государственных (муниципальных) функций и услуг позволила систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации.

В настоящее время административный регламент является основным документом, регулирующим порядок предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

Административные регламенты служат основной для оптимизации государственных и муниципальных функций и услуг и перевода их в электронный вид.

К концу 2010 года утверждено 447 административных регламентов услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 6000 и 4000 административных регламентов соответственно.

Предоставление информации о государственных услугах и государственных услугах оказываемых в электронной форме

Созданы ключевые элементы центральной инфраструктуры электронного правительства:

федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал);
федеральная государственная информационная система, обеспечивающая ведение в электронной форме федерального реестра государственных услуг (далее - федеральный реестр)
программно-технический комплекс, обеспечивающий получение государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа;
информационная система удостоверяющих центров единого пространства доверия электронного правительства.

Зарегистрированные пользователи единого портала имеют возможность отправлять в электронной форме заявления на получение более 50 государственных услуг, предоставляемых 18 федеральными органами исполнительной власти.

Обеспечено наполнение официальных сайтов органов государственной власти информацией о порядке предоставления государственных услуг.

По состоянию на декабрь 2010 года на едином портале была размещена информация о 575 государственных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) 56 федеральными органами исполнительной власти. Официальные сайты федеральных органов исполнительной власти предоставляют различные веб-сервисы, значительно облегчающие получение государственных услуг, единый портал также предоставляет возможность подачи заявления по нескольким десяткам государственных услуг. В отношении большинства данных услуг обеспечена возможность подачи документов в электронной форме.

Важным этапом в области обеспечения открытости публичных органов стало принятие Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ряда предусмотренных в нем подзаконных актов. Данный закон регулирует правоотношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, тем самым, реализуя конституционное право граждан свободно искать и получать информацию.

Принят Федеральный закон № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», создается Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), создана инфраструктура для обмена документами и сведениями между федеральными органами исполнительной власти в электронном виде - система межведомственного электронного документооборота (МЭДО), а в целях технологического обеспечения информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме создана Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Однако, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти затруднена тем, что существующие государственные информационные системы создавались в условиях отсутствия единых утвержденных форматов данных, протоколов, иных нормативно-технических требований к государственным информационным системам.

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ)

К концу 2010 года функционируют 166 МФЦ в 48 субъектах Российской Федерации, в каждом предоставляется от 100 до 200 наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.

Результаты работы МФЦ демонстрируют сокращение сроков получения и муниципальных государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами. МФЦ позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями. Результаты проведенного мониторинга создания МФЦ показали, что почти 90% посетителей МФЦ высоко оценивают работу центров.

Оптимизация функций органов исполнительной власти

Проведена инвентаризация функций и услуг, которые имеют непосредственно отношение к гражданам и бизнесу. Согласно проведенному анализу количество таких услуг (функций) на федеральном уровне около 900. Это непосредственно услуги, получаемые по запросу (справка, лицензия, разрешение), так и контрольно-надзорные функции. По результатам федерального законодательства определено около 120 типовых региональных и 80 типовых муниципальных услуг (функций).

Данные о соответствующих услугах (функциях), размещенные в Сводном реестре в качестве классификатора, позволяют оценить прогресс в разработке административных регламентов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, унифицировать наименования и описания аналогичных услуг (функций) в различных субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, а в дальнейшем позволят принимать решения об оптимизации порядка и сроков их предоставления (исполнения).

Достигнуты ощутимые результаты в части сокращения лицензируемых видов деятельности.

В Федеральный закон от 13 июля 2001 г. № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 128-ФЗ) внесен целый ряд поправок, которыми уточнен порядок определения полномочий по лицензированию, осуществляемых как федеральными органами исполнительной власти, так и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, внесены изменения, направленные на упрощение процедур получения и переоформления лицензии, а также на обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов, открытости и доступности информации лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов.

Кроме того, значительно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности.

Так, к 2010 году перечень лицензируемых видов деятельности с 1998 года, когда лицензированию подлежало более 1 000 видов деятельности, сокращен до 272 видов деятельности.

Всего в Российской Федерации к концу 2010 года предусмотрено лицензирование 81 вида деятельности, осуществляемое 22 федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 128-ФЗ, а также лицензирование 13 сфер (191 вид деятельности), осуществляемое 8 федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с иными федеральными законами.

В связи с этим подготовлен проект закона, принятие которого позволит сократить масштабы административного влияния на предпринимательскую деятельность, связанного с лицензированием.

Одно из направлений оптимизации государственных функций связано со стимулированием развития саморегулирования. В период с 1 января 2006 г. пять видов лицензирования были заменены обязательным членством в саморегулируемых организациях. Всего в Российской Федерации к концу 2010 года создано более 650 саморегулируемых организаций в более чем 20 сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, государственную регистрацию которых осуществляет 7 федеральных органов исполнительной власти. При этом требование об обязательном членстве участников определенных рынков в соответствующих саморегулируемых организациях установлено в 8 сферах предпринимательской и профессиональной деятельности¹.

В 2008 году в связи с принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были увеличены гарантии защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и введен уведомительный порядок начала осуществления 43 видов работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности.

Принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», закрепивший базовые правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Сводный учет количества контрольно-надзорных мероприятий федеральных органов исполнительной власти показывает их общее снижение в среднем на 25%.

Размещение государственного и муниципального заказа

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрел открытые и гласные процедуры размещения заказа, создал некоторые механизмы для развития конкуренции в сфере государственного и муниципального заказа.

Информация о размещении заказа размещается на официальных сайтах в сети Интернет. С 1 января 2011 года начал функционировать единый общероссийский сайт для размещения информации о размещении заказа для государственных и муниципальных нужд. В течение 2009 и 2010 годов широкое применение получили электронные торги при размещении заказа. Начиная с 1 января 2011 года все аукционы должны проводиться в электронной форме на электронных торговых площадках.

Противодействие коррупции

За последние годы на федеральном уровне сформирована нормативная правовая база в сфере противодействия коррупции, которая позволила продвинуться в создании нормативных предпосылок для пресечения и ограничения проявлений коррупции.

В 2006 г. Российской Федерацией были ратифицированы Конвенция ООН против коррупции и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.

В числе наиболее значимых нормативных правовых актов, принятых за последнее время в данной сфере, прежде всего, следует отметить:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Результаты реализации Концепции административной реформы показывают сохраняющуюся актуальность большинства определенных ею направлений совершенствования государственного управления. Кроме того, имеются сферы, выделившиеся из Концепции административной реформы в самостоятельные направления, способствующие совершенствованию системы государственного управления в Российской Федерации.

Проведенная работа позволяет существенно усилить и расширить в первую очередь проблематику механизмов государственного регулирования (лицензирование, аккредитация, государственный (муниципальный) контроль и надзор, уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности и т.д.) для комплексного анализа отдельных отраслей экономики. С учетом этого разработана настоящая Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы.

2. Цели и задачи Концепции снижения административных барьеров и
повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы

Целями Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы (далее – Концепция) являются:

снижение административных барьеров;
повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по следующим направлениям:

реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;
оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
проведение комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг по сферам общественных отношений, а также совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях;
развитие механизмов, направленных на управление процессом реализации Концепции, обратной связи с бизнесом и гражданским обществом.


¹ Арбитражные управляющие, аудиторы, оценщики, кредитные кооперативы, ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, индивидуальные предприниматели и юридические лица в области строительства (члены саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей), индивидуальные предприниматели и юридические лица в области энергетического обследования, индивидуальные предприниматели и юридические лица в области теплоснабжения.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости