проблем предпринимательства
Москва 2008
Руководитель темы Н.В. Смирнов
Исполнители темы
А.О.Шеховцов
А.Г. Литвак
С.В. Мигин
А.А. Шамрай
А.М.Шестоперов
Л.М.Старожилец
Отчет 48 с., 9 табл., 6 рис, 3 прил.
ПРОВЕДЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОРРУПЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА БАЗЕ ПОЛУЧЕННЫХ МЕТОДИК И МЕТОДОЛОГИИ (АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ КОРРУПЦИИ; МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ)
Цель работы – оценка (методом экспертных оценок) эффективности реализации подпрограммы "Создание системы противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области" на 2007-2008 годы" путем определения уровня достижения целевых показателей указанной подпрограммы; формирование выводов об эффективности проведенных антикоррупционных мероприятий.
В результате проведения исследования были получены следующие результаты:
1. Подготовлена организационно-методическая база проведения опроса экспертов, в том числе:
1.1. Определен набор исследуемых показателей и параметров;
1.2. Определены критерии отбора экспертов;
1.3. Разработана анкета для проведения опроса экспертов.
2. Проведен опрос экспертов с учетом подготовленной организационно-методической базы.
3. Обработаны и проанализированы результаты опроса экспертов на предмет определения уровня достижения целевых показателей подпрограммы, сформированы выводы об эффективности проведенных антикоррупционных мероприятий.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА ЭКСПЕРТОВ
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для опроса экспертов
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Частотные и денежные характеристики специальных рынков бытовой коррупции
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Частотные и денежные характеристики специальных рынков деловой коррупции
Основаниями для реализации настоящей научно-исследовательской работы являются: Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах, План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, Концепция программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 25.05.2006 № 192-ПП/5, Региональная целевая программа «Проведение административной реформы в Мурманской области» на 2006-2008 годы», утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 27.09.2007 № 450-ПП/17, и подпрограмма «Создание системы противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области» на 2006 - 2008 годы.
При реализации настоящего исследования в качестве основы для опроса экспертов и анализа его результатов использовались:
- отчёт Регионального общественного Фонда «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ) о выполнении научно-исследовательской работы «Организация региональной системы АК мониторинга: определение задач, предмета и объекта АК мониторинга, разработка методики и порядка его проведения Уполномоченным органом, в том числе определение источников информации, состава данных, анализа этих данных и подготовки отчета о результатах мониторинга, включая структуру этого отчета, а также рекомендации по формированию системы АК мониторинга на муниципальном уровне»;
- отчет Регионального общественного Фонда «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ) о выполнении научно-исследовательской работы «Проведение углубленного социологического исследования коррупции в Мурманской области» (сокращенная редакция);
- отчет Автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» о выполнении научно-исследовательской работы «Оценка (методом экспертных оценок) эффективности реализации мероприятий АК проекта в целях определения уровня достижения целевых показателей проекта (предоставляются Заказчиком) и формирования выводов об эффективности проведенных АК мероприятий».
Основываясь на опыте проведения аналогичной работы в 2007 году, при реализации настоящего исследования была проведена доработка методики опроса, а также значительно расширен набор исследуемых показателей. Наличие значений показателей, измеренных методом экспертных оценок в 2007 году, существенно расширяет возможности для их сопоставления.
Для выполнения исследования был использован метод экспертных оценок путем проведения личного интервью по разработанной для этих целей анкете, которая предварительно была согласована с Заказчиком. К участию в исследовании было привлечено 30 представителей экспертного сообщества. Целью работы является оценка (методом экспертных оценок) эффективности реализации подпрограммы «Создание системы противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области" на 2007-2008 годы» путем определения уровня достижения целевых показателей указанной подпрограммы; формирование выводов об эффективности проведенных антикоррупционных мероприятий.
Далее в настоящем отчете будут представлены:
Организационно-методическая база проведения опроса экспертов, в том числе:
1.1. Набор исследуемых показателей и параметров;
1.2. Критерии отбора экспертов;
1.3. Анкета для проведения опроса экспертов.
Анализ полученных в ходе проведения опроса экспертов данных на предмет определения уровня достижения целевых показателей проекта, выводы об эффективности проведенных антикоррупционных мероприятий.
Целью проведения научно-исследовательской работы является оценка эффективности реализации подпрограммы «Создание системы противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области» на 2007-2008 годы» (далее также - Подпрограмма). Подпрограммой определен перечень программных мероприятий, которые предполагается реализовать в данные сроки, задачи, на решение которых нацелено проведение мероприятий, а также показатели и индикаторы эффективности проведенных мероприятий. Мероприятия, заложенные в Подпрограмму, реализовывались исполнительными органами государственной власти Мурманской области как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций.
В таблице 1 представлены показатели и индикаторы, заложенные в Подпрограмму.
достижения поставленных в Подпрограмме целей⊃1.
Индикаторы и показатели | Значение показателя | ||
2007 год | 2008 год | ||
1. | доля исполнительных органов государственной власти Мурманской области, принявших ведомственные антикоррупционные программы, % | 5 | 15 |
2. | доля граждан и субъектов предпринимательской деятельности, доверяющих деятельности Правительства Мурманской области, % | 15 | 20 |
3. | оценка гражданами уровня информационной прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области по отношению к 2006 году | высокий | очень высокий |
4. | снижение доли граждан и субъектов предпринимательской деятельности, столкнувшихся с проявлением коррупции по отношению к 2006 году, % | 15 | 25 |
5. | степень информированности граждан и субъектов предпринимательской деятельности о проблемах коррупции и антикоррупционных мероприятиях, проводимых Правительством Мурманской области, % | 10 | 15 |
6. | количество проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Мурманской области, прошедших антикоррупционную экспертизу, ед. | 15 | 45 |
7. | бюджетная эффективность за счет размещения заказов для государственных нужд по итогам торгов, % | ≥ 10 | ≤ 10 |
Для проведения оценки эффективности реализации антикоррупционных мероприятий Подпрограммы использовался метод экспертных оценок. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. В качестве инструмента получения экспертных оценок был использован опрос экспертов путем проведения личного интервью по разработанной для этих целей анкете (Приложение 1). Необходимо отметить, что в рамках настоящего исследования оценка эффективности показателей (1), (6) и (7) не проводилась, поскольку они оцениваются по факту их достижения ответственным за региональную антикоррупционную политику исполнительным органом государственной власти Мурманской области самостоятельно.
Критерии отбора экспертов
Одним из основных условий для успешного проведения опроса экспертов и получения результатов с достаточным уровнем достоверности является установление четких критериев отбора экспертов.
В качестве критериев для отбора экспертов были выбраны:
- Наличие оконченного высшего образования;
- Сфера специализации: государственное управление, экономика, институциональное проектирование, менеджмент, общие вопросы бизнеса, юриспруденция.
- Дополнительные критерии:
- наличие публикаций по вопросам государственного управления;
- нахождение в прошлом на государственной службе;
- участие в проектах в области государственного управления (в частности антикоррупционной политики).
Выборка была сформирована исходя из необходимости обеспечения представительства следующих 5-групп экспертов (по 6 респондентов из каждой группы):
1. Представители научного сообщества Мурманской области, занимающиеся проблемами государственного управления, в частности, антикоррупционной политикой.
2. Представители общественных и политических объединений.
3. Представители средств массовой информации, занимающиеся освещением в СМИ антикоррупционной деятельности и принимающие участие в мероприятиях, проводимых Правительством Мурманской области, направленных на противодействие коррупции.
4. Представители исследовательских и консалтинговых организаций, бизнес-сообщество.
5. Сотрудники правоохранительных органов, уполномоченных в области противодействия коррупции.
Список привлекаемых к исследованию экспертов до начала его проведения был согласован с Заказчиком.
Набор исследуемых показателей
Количественные и качественные показатели, изучаемые в ходе проведения опроса экспертов, можно разделить на 5 групп:
1. Показатели, характеризующие состояние коррупции в Мурманской области:
- риск коррупции;
- спрос на коррупцию;
- интенсивность коррупции;
- средний размер взятки;
- среднегодовой взнос (среднегодовые затраты на взятки);
- годовой объем рынка коррупции в Мурманской области.
2. Показатели, характеризующие специальные рынки бытовой и деловой коррупции в Мурманской области:
- риск коррупции;
- спрос на коррупцию;
- средний размер взятки;
3. Оценка актуальности (важности) и эффективность проведения Правительством Мурманской области следующих антикоррупционных мероприятий:
- организация обучающих семинаров по проблемам коррупции и реализации антикоррупционной политики в Мурманской области для государственных и муниципальных служащих, представителей заинтересованных СМИ и общественных организаций;
- проведение серии антикоррупционных передач на ТВ (с возможностью интерактивного опроса граждан об их отношении к проблеме коррупции) и радио;
- разработка и выпуск брошюр для граждан и предпринимателей о проблеме коррупции, её негативных последствиях, мерах по её преодолению и способах поведения в коррупционных ситуациях с учетом результатов социологического исследования в Мурманской области;
- подготовка и издание методического пособия для учителей и воспитательных работников по проблемам коррупции и реализации антикоррупционной политики в Мурманской области.
- создание и наполнение Интернет-страницы на портале Правительства Мурманской области по проблемам коррупции и проводимым антикоррупционным мероприятиям;
- организация работы телефона доверия в исполнительных органах государственной власти Мурманской области по вопросам проявления коррупции;
- организация и проведение конкурса студенческих работ юридических кафедр институтов области по антикоррупционному анализу регионального и муниципального законодательства, а также разработке механизма антикоррупционного общественного;
- проведение конкурса среди средств массовой информации и журналистов Мурманской области на лучшее освещение в СМИ темы воспитания у населения антикоррупционного сознания и поведения и противодействия коррупции;
- внедрение ведомственных программ антикоррупционной политики в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, наиболее подверженных рискам коррупции;
- анализ и проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области, правовых актов муниципальных образований Мурманской области.
- регламентация внутренних процедур органов власти и процедур взаимодействия органов власти и их сотрудников с предпринимателями и гражданами.
4. Индикаторы и показатели, заложенные в Подпрограмму и характеризующие эффективность достижения поставленных целей:
- доля граждан и субъектов предпринимательской деятельности, доверяющих деятельности Правительства Мурманской области;
- уровень информационной прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, по мнению граждан;
- доля граждан, субъектов предпринимательской деятельности, столкнувшихся с проявлениями коррупции;
- степень информированности граждан и субъектов предпринимательской деятельности о проблемах коррупции и антикоррупционных мероприятиях, проводимых Правительством Мурманской области.
5. Прочие характеристики:
- определение причин возникновения коррупции в органах власти Мурманской области;
- определение мер, которые в наибольшей степени способны повлиять на снижение коррупции в органах государственной власти Мурманской области по 4-м типам функций:
- оценка эффективности размещения заказов для государственных нужд по итогам торгов;
- определение источников получения экспертами информации о коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области.
правоустанавливающие функции;
- функции в области контроля и надзора;
- предоставление государственных услуг;
- функции по распределению ресурсов.
Для формирования общего мнения об экспертах в заключительной части интервью выяснялся возраст эксперта, уровень образования, а также сфера специализации.
Опрос проводился с помощью привлеченной организации, специализирующейся на проведении социологических опросов в Мурманской области. Учитывая высокую сенситивность темы опроса, одним из основных принципов опроса являлась конфиденциальность предоставленной информации. Ни фамилии экспертов, ни организации, которые они представляют, не упомянуты в тексте отчета.
Анализ результатов опроса экспертов, а также выводы об эффективности проведенных антикоррупционных мероприятий представлены в Разделе 3 настоящего отчета.
1 Раздел 2 подпрограммы «Создание системы противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области» на 2006 – 2008.