Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Развитие малого предпринимательства в кризисных условиях

Волгоградский государственный
архитектурно-строительный университет

Себряковский филиал

Е.А. Ерохина

2010

Источник - Экономические науки 2010 12(73) Экономика и управление

В статье рассматриваются процессы развития малого предпринимательства в строительной отрасли России. На основании проведенного анализа автор выделяет в качестве одной из ключевых проблем необходимость разработки мотивационных схем, способствующих устойчивому развитию указанного сегмента, и приводит примеры таких мотивационных механизмов.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые предприятия способны мгновенно отзываться на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что в нашей высокомонополизированной экономике имеет первостепенное значение.

Малые предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития, в частности, с такими, как:

  • единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
  • обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом;
  • относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара;
  • персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей;
  • ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответствен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все, связанное с его организацией;
  • семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия;
  • характер финансирования: малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой его сферы. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:

  • несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;
  • отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
  • несовершенство системы налогообложения;
  • недобросовестная конкуренция;
  • несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;
  • неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
  • проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Малое предпринимательство по своей сущности является более динамичной и гибкой формой ведения бизнеса. Малые предприятия более динамичны, ими проще управлять. Чаще всего руководители малых предприятий знают практически всех своих работников лично. Это способствует выстраиванию адекватной системы мотивации сотрудников, соответствующей их потребностям и нуждам. Кроме того, управляющие малых предприятий зачастую совмещают функции владельцев, менеджеров, главных финансистов и маркетологов предприятия. Такое совмещение функций определяет специфику, предъявляет особые требования к самой личности предпринимателя. Чтобы эффективно руководить малым предприятием, предприниматель должен быть разносторонней личностью, способной совмещать различные виды активности, перерабатывать большой объем информации и выносить правильные решения.

Руководитель малого предприятия должен понимать, что правильная мотивация работников является основой результативного функционирования субъектов малого предпринимательства. На практике проявляются три уровня действия мотивационного механизма: личный (индивидуальный), внутрифирменный (внутрипроизводственный) и государственный. Теоретически, как самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, механизм мотивации труда на всех уровнях (даже на исходном - индивидуальном) может существовать без вмешательства “извне”. В реальной же жизни внешняя среда оказывает огромное воздействие на его формирование. В основе мотивации находятся интересы, которые работник реализует в трудовой сфере, а также потребности и усвоенные социальные ценности и нормы. Реальное поведение работника определяется одновременно несколькими мотивами. В силу объективных причин и психофизиологического состояния мотивы могут дополнять и усиливать друг друга, а могут иметь и разную направленность. В общей совокупности мотивов труда выделяется, как правило, наиболее сильный мотив, определяющий общую направленность и характер трудовой деятельности. Он отражает наиболее значительную и актуальную для работника потребность, которую тот реализует в процессе труда.

Если рассматривать альтернативную значимость каждого из названных уровней мотивации в контексте субъектов малого предпринимательства, то следует отметить, что наибольшую значимость приобретают механизмы внутрифирменной мотивации. Относительная важность государственного мотивационного механизма проявляется преимущественно в отношении самого предпринимателя, владельца малого предприятия. Для него в роли государственного мотивационного механизма выступают система государственной поддержки малого бизнеса, государственные программы по предоставлению преференциальных условий кредитования малого предпринимательства и т.д. Все названные механизмы стимулируют его заниматься бизнесом, сохранять свое присутствие на рынке именно в роли малого предпринимателя.

Однако если говорить о малом предприятии как о совокупности людей, для каждого из которых функционируют свои мотивационные механизмы, то наибольшее значение приобретают, как было отмечено выше, механизмы внутрифирменной мотивации. При этом их высокая эффективность может быть достигнута только при условии, что руководство предпринимательской структуры осознает свою заинтересованность в их создании и поддержании. Малое предпринимательство является таким видом бизнеса, в котором в наибольшей степени проявляются тенденции самоидентификации работника с результатами его труда, с эффективностью работы предпринимательской структуры, с успешностью бизнеса. Это происходит оттого, что в силу небольших размеров малых предприятий каждый сотрудник может сразу оценить свой вклад в развитие бизнеса, почувствовать себя сопричастным к процессу его становления.

Вовлеченность работника играет значимую роль в процессе формирования его интереса к выполняемой работе, что существенно повышает продуктивность предпринимательской деятельности. Причем личные мотивационные механизмы не отходят на второй план, а происходит их своеобразная интеграция с механизмами внутрифирменной мотивации. Личная мотивация стимулирует работника работать, а механизмы внутрифирменной мотивации заставляют его работать более эффективно.

Таким образом, для субъектов малого предпринимательства иерархия мотивационных механизмов может быть представлена следующим образом (рис. 1).



Рис. 1. Иерархия мотивационных механизмов субъектов малого предпринимательства

Развитие строительного рынка в настоящее время является одной из существенных проблем российской экономики. В целом, следует отметить, что строительный рынок можно отнести к категории динамичных, постоянно изменяющихся рынков, чутко реагирующих на изменения внешней и внутренней конъюнктуры. До недавнего времени такой процесс динамической трансформации преимущественно проявлялся в отношении постоянной технической и технологической модернизации строительства. Те материалы и технологии, которые еще несколько лет назад входили в категорию новинок, впоследствии переходили в разряд повседневных, а затем и устаревших. При этом условный жизненный цикл технологии строительства был достаточно коротким.

До июня 2008 г. на рынке строительства жилой недвижимости складывалась достаточно благоприятная ситуация. По данным Росстата, в 2007 г. было введено в эксплуатацию 714,1 тыс. квартир общей площадью 60,4 млн. м2, что составило 119,4% к соответствующему периоду предыдущего года, в то время как в 2006 г. темп роста жилищного строительства к 2005 г. составлял 116,1 %. По данным Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, объем работ, выполненных по виду деятельности “Строительство”, в 2007 г. составил 3293,3 млрд. руб., или 118,2% к уровню 2006 г., в декабре 2007 г. - 468,9 млрд. руб. и 125,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Однако начиная с осени 2008 г. ситуация на строительном рынке России кардинально изменилась. Рынок так же динамично, как и ранее, отреагировал на общий спад мировой экономики. Можно утверждать, что его падение даже превысило среднеотраслевой показатель. В частности, это привело к дальнейшему спаду в связанных отраслях, таких как рынок недвижимости, рынок риэлторских услуг и т.д.

Основной проблемой на рассматриваемом рынке стали вопросы кредитования. В течение продолжительного времени цены на основной продукт строительного производства - недвижимость - постоянно росли. Долгосрочная тенденция роста создала у рыночных агентов определенный запас уверенности в неизменности тренда, что послужило основанием для увеличения объемов заимствований, которые планировалось отдавать за счет увеличения цены недвижимости. Однако осенью 2008 г. мировая экономическая система столкнулась с проблемой мирового финансового кризиса, причиной которого послужили именно неограниченные необеспеченные заимствования.

Наибольший урон строительной отрасли принесли именно последствия мирового кризиса. Вслед за определенной нестабильностью в финансовой сфере активно проявились негативные ожидания экономических агентов других отраслей, что в итоге привело к падению доходов населения, снижению потребительской активности и, как следствие, к сокращению объемов потребления производимой продукции, в том числе и строительной.

Описанные тенденции представляются особенно удручающими на фоне недавнего роста отрасли. Так, в преддверии кризиса многие рыночные игроки оценивали ситуацию на строительном рынке России как благоприятную (см. рис. 2). На приведенном рисунке можно наблюдать постепенный рост оценок ситуации в строительстве, которые характеризовали общее экономическое положение как соответствующее уровню “выше нормального”. В преддверии кризиса их доля составляла 15% от общего числа опрошенных. При этом негативные оценки ситуации были практически на том же 15%-ном уровне, однако для них был более выраженный тренд к снижению. Довольными ситуацией в отрасли были около 70% строительных компаний. Госкомстат России пока не приводит изменения данной динамики в связи с воздействием кризисных настроений, однако можно предугадать, что долгосрочные тенденции, описанные выше, скорее всего сменились на противоположные.



Рис. 2. Оценка экономической ситуации в строительстве, долей в процентах от общего числа строительных организаций

Представим еще один интересный показатель (рис. 3 и 4). Первый характеризует предкризисную ситуацию, однако касается уже не общеотраслевой характеристики строительного сектора экономики, а психологии предпринимателей в отрасли. Индекс предпринимательской уверенности начиная с 1996 г. стабильно рос, что свидетельствует о постепенном накоплении потенциала предпринимателей отрасли. Однако в современной ситуации можно видеть (см. рис. 4), что многие предприниматели утратили уверенность в своем будущем, причем это в равной степени относится как к строительной отрасли, так и ко многим другим отраслям российской экономики.



Рис. 3. Индекс предпринимательской уверенности в строительстве в предкризисный период



Рис. 4. Индекс предпринимательской уверенности в строительстве в кризисный и посткризисный периоды

В целом, ситуацию в отрасли наглядно характеризуют рис. 5 и 6, отражающие общую тенденцию динамики строительных работ в России за последние 3 года, а также распределение строительных работ по различным предприятиям и формам собственности.



Рис. 5. Динамика объемов выполненных строительных работ



Рис. 6. Распределение выполненных строительных работ по формам собственности

Сложившееся тяжелое положение в экономике России в 2009 г. отразилось и на ключевых макроэкономических показателях строительной отрасли. Объем работ, выполненных по виду деятельности “Строительство”, в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. сократился на 6,2%, спад за период с января по декабрь 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 16%.

Анализ ключевых проблем развития малого предпринимательства в контексте строительной отрасли России выявил опорные пункты для анализа указанного сегмента в рамках конкретных регионов. В частности, объектом для анализа была выбрана Волгоградская область, как регион, имеющий существенные особенности в развитии малого предпринимательства в целом и в строительной отрасли в частности.

Малые предприятия являются количественным базисом строительного комплекса Волгоградской области, составляя примерно 83,5% от общего числа строительных предприятий региона (см. рис. 7).

 

Рис. 7. Структура строительного комплекса Волгоградской области, шт.

Однако, оценивая эффективность функционирования сегмента малых предприятий строительного комплекса области, следует обратить внимание на следующее (табл. 1).

Таблица 1. Тенденции изменения объемов подрядных работ, % к предыдущим периодам

2007 г. 2008 г. % к предыдущему
году
2009 г. % к предыдущему
году
31,85 млрд. руб. 36,89 млрд. руб. 16 32,44 млрд. руб. -14

Как видно из данных таблицы, относительная эффективность функционирования строительного комплекса региона за последние годы снизилась. В максимальной степени данный эффект обусловлен негативным воздействием последствий мирового экономического кризиса на национальную экономику и структуру потребительских ожиданий в регионе.

Однако воздействие кризисных явлений было равнозначным негативным фактором для отдельных регионов страны, в то время как эффект, произведенный воздействием такого фактора, оказался неодинаковым. Данные рис. 8 свидетельствуют о существенном отставании в производительности строительного комплекса региона как от среднероссийского показателя, так и от показателей основных регионов-конкурентов. В частности, объемы ввода нового жилья в 2009 г. в Краснодарском крае превышали аналогичный показатель в Волгоградской области более чем в 2 раза.



Рис. 8. Ввод жилья на одного человека: Россия и отдельные регионы, 2009 г.

Следует отметить, что примерно половина введенного в эксплуатацию в 2009 г. в области жилья приходится на г. Волгоград. В Волгограде и в г. Волжском преобладает многоэтажная застройка, тогда как в других городах области строится преимущественно индивидуальное жилье.

В свою очередь, низкий объем жилищного строительства обусловлен высокой стоимостью жилья (высокими затратами на строительство) и низкой покупательной способностью населения.

Также на объемы и сроки строительства влияют излишняя усложненность разрешительных процедур, отсутствие необходимого количества сформированных земельных участков.

Особенностью промышленности строительных материалов области является ее практически полная обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами. Запасы строительного сырья и мощности горнодобывающих и перерабатывающих предприятий позволяют реализовывать часть производимой продукции в других регионах. За исключением отдельных позиций, существует запас обеспеченности строительными материалами.

В связи с анализом сложившейся ситуации руководство региона предлагает реализацию концепции развития строительного комплекса Волгоградской области, основные мероприятия которой изложены в табл. 2.

Таблица 2. Мероприятия по поддержке и развитию строительной отрасли Волгоградской области

Мероприятия Результаты
1. Модернизация и техническое перевооружение предприятий строительной индустрии в целях:
- опережающего увеличения производственных мощностей;
- повышения производительности оборудования;
- расширения ассортимента продукции, в том числе освоения новых современных видов строительных материалов;
- повышения качества продукции;
- снижения себестоимости продукции;
- улучшения экологических характеристик продукции;
- обеспечения требований энергоэффективности продукции и технологий ее производства, снижение ресурсоемкости производственных технологий
1. Снижение уровня изношенности основных фондов.
Обеспечение спроса строительных организаций современной, качественной, экологичной и недорогой продукцией, удовлетворяющей в том числе требованиям энергоэффективности (ее использование позволяет достигать необходимых показателей энергоэффективности объектов капитального строительства)
2. Приоритетное использование местных материалов 2. Развитие промышленности области, экономия на транспортных расходах
3. Замещение импортных строительных материалов и производственного оборудования отечественными аналогами 3. Снижение себестоимости строительных материалов
4. Использование потенциала и инструментов Фонда РЖС для размещения новых производств (предоставление строительных площадок) 4. Упрощение и удешевление процесса расширения производства
5. Принятие ОЦП по развитию промышленности строительных материалов (в дополнение к ана логичной ФЦП, принятие которой намечено на 2011 г.) 5. Обеспечение плановости и последовательности мероприятий

Результатом комплексной реализации программы указанных мероприятий должно стать качественное и количественное развитие промышленности строительных материалов с использованием программных методов.

В целом, можно констатировать, что в условиях посткризисного развития возможными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут выступать:

  • меры в области увеличения финансовой поддержки;
  • меры в области имущественной поддержки;
  • меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;
  • меры в области информационной поддержки.

Предполагается, что основой развития схем мотивации малого предпринимательства в строительной отрасли Волгоградской области призваны стать меры государственной поддержки предпринимательства. Государственные мотивационные механизмы являют собой основу для дальнейшего развития сегмента малых предприятий в том отношении, что они служат исходным толчком для стабилизации психологической обстановки в отрасли, нормализации индекса предпринимательской уверенности, а также формируют необходимые институциональные рамки для дальнейшего устойчивого развития отрасли.

В данной связи наиболее иллюстративно эффект, производимый мерами по государственной мотивации предпринимательской деятельности в строительной отрасли, может продемонстрировать следующее.

Строительный комплекс региона можно представить наглядно, взяв за основу модель природного объекта - айсберга.

Верхушкой такого айсберга в отношении строительного комплекса региона будет являться ограниченное число ключевых строительных предприятий области, на которые будут в исходном периоде ориентированы основные меры по поддержке и развитию комплекса. Даже не все крупные предприятия региона входят в указанный перечень. Существенное же число малых предприятий, нацеленных на выполнение малых объемов работ, частичное выполнение отдельных строительных операций, находятся вне зоны активного интереса и поддержки региональных властей.

Следующим уровнем “айсберга” будут являться остальные предприятия строительного комплекса региона, в частности оставшееся число средних и крупных предприятий и около 25% от числа зарегистрированных малых предприятий. Формирование этого уровня обусловлено наличием определенного числа предприятий, зарегистрированных, действующих в соответствии со стандартными схемами налогообложения или же в рамках специальных налоговых режимов и не уклоняющихся от уплаты налогов.

Существенное же число от оставшихся зарегистрированных малых предприятий (около 75%) характеризует тот факт, что для них уплата налогов представляется ненужной и тормозящей развитие статьей расходов, в связи с чем они либо подают нулевые декларации, либо платят минимально допустимые нормы налогов, скрывая существенную часть своих предпринимательских доходов.

Наконец, наибольший интерес представляет низшая часть модели, а именно пласт малых предприятий (МП), функционирующих без государственной регистрации, в частном порядке, что подразумевает отсутствие возможности вести учет таких предприятий, более того, абсолютную невозможность регистрации их доходов в целях дальнейшего налогообложения. Данный сегмент носит стихийный характер деятельности - в момент действия сезонного фактора количество таких стихийных “нелегальных” малых предприятий может существенно возрастать, в периоды спада или структурного кризиса - сокращаться практически до нулевого значения.

В целом, описанная модель может быть охарактеризована как “модель айсберга” (рис. 9).



Рис. 9. Строительный комплекс Волгоградской области: “модель айсберга”

Концептуальная ценность приведенной модели обусловлена тем, что с ее помощью можно рассчитать относительный эффект от внедрения мотивационных мероприятий по поддержке строительного комплекса региона, и в частности сегмента малых предприятий. Проведение мотивационных мероприятий, в частности, установление государственных гарантий поддержки малого предпринимательства, финансирование программ развития и стимулирования предпринимательской активности, снижение административных барьеров и налогового бремени (за счет нивелирования доли местных и региональных налогов) позволят существенно расширить сегмент малых предприятий в целом, что будет проявлением количественного эффекта, в то же время при снижении относительных показателей налогового бремени уровень налоговых поступлений в бюджет в абсолютном выражении возрастет за счет сокращения последних двух исследованных групп. Проиллюстрируем наглядное отображение описанных процессов (рис. 10).

Таким образом, можно утверждать, именно государственное регулирование должно стать базисом развития предпринимательской деятельности в современной России.

Основные функции государства заключаются в проведении институциональных преобразований, в отработке законодательства, отвечающего рыночной системе, обеспечении условий для его обязательного исполнения, содействии в формировании рыночных институтов, разработке и проведении социально-экономической политики. Для нормального функционирования рынка это более важные и значимые вопросы, чем проведение собственно структурных преобразований, таких, например, как приватизация, реструктуризация отраслей, предприятий. В обществе особое значение приобретает активная государственная политика, которая должна быть нацелена на создание институциональных возможностей для продвижения реформ и развития экономики.



Рис. 10. Структурная динамика в строительной отрасли Волгоградской области вследствие внедрения мотивационных механизмов управления

1 Грудцына Л.Ю., Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. .. 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”. М., 2009.

2 Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. М., 2007.

3 Развитие малого предпринимательства / В.Е. Лялин [и др.]. М., 2006.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости