Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О влиянии административных барьеров на развитие малого и среднего бизнеса в городе Москве и мерах по совершенствованию системы государственного контроля (надзора)

Алексей Геннадиевич Комиссаров
руководитель Департамента поддержки и развития
малого и среднего предпринимательства города Москвы

Тезисы доклада на Пятом Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство.
Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование.
Контроль (надзор), административные барьеры»


Москва, февраль 2011

Состояние вопроса на городском уровне.

В целях устранения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства, Правительством РФ и Правительством Москвы продолжал реализовываться комплекс мер по дальнейшему совершенствованию системы государственного контроля (надзора).

Принятые меры, в том числе в рамках совершенствования законодательства позволили снизить общее количество проверок субъектов предпринимательства в 20 раз.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.02.2009г. № 104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы» органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) были:

- разработаны административные регламенты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- внесены в установленном порядке изменения и дополнения в положения об органах исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).
- подготовлены и согласованы с Прокуратурой города Москвы планы проведения плановых проверок на 2010 и 2011 год.
- исключена практика делегирования государственным унитарным предприятиям города Москвы и городским организациям полномочий в сфере государственного контроля (надзора).

В соответствии с Указом Мэра Москвы от 10.02.2009 № 8-УМ «Об организации регионального государственного контроля (надзора) в городе Москве в 2009 г.» Департаментом проводилась работа по уточнению перечня органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), который в целом был сокращен на 30% по сравнению с ранее действовавшим.

В целях обеспечения законных прав субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора) Департаментом реализуется проект «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы» (НПП МБМ). Основными задачами НПП МБМ являются:

- обеспечение защиты прав субъектов малого предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора);
- предоставление юридической помощи малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в их взаимоотношениях с контрольно-надзорными, государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами;
- оказание помощи в составлении проектов локальных актов, необходимых для организации и ведения бизнеса, гражданско-правовых и трудовых договоров, в подготовке юридических документов для внесудебной и судебной защиты интересов субъектов малого предпринимательства;
- представление интересов субъектов малого предпринимательства в государственных органах при рассмотрении дел по результатам проведенных проверок и в судах по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью;
- проведение консультационных семинаров и "круглых столов" для субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы по вопросам правовой защиты субъектов хозяйственной деятельности г. Москвы при проведении проверок контролирующими органами, нарушении имущественных прав третьими лицами.

Анализ обращений предпринимателей на «горячие линии» Департамента и Московского агентства по развитию предпринимательства свидетельствуют об эффективности проводимых мероприятий, направленных на снижение административных барьеров в городе Москве. В частности практически исчезли обращения по вопросам регистрации и перерегистрации субъектов малого предпринимательства (в т.ч. в форме Обществ), значительно снижено количество обращений, связанных с применением налогового контроля и налогового законодательства в целом, а также по вопросам нарушений со стороны региональных органов государственного контроля (надзора) норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В 2009-2010 гг. УФНС России по г. Москве по инициативе Департамента осуществило ряд организационно-технических мероприятий, направленных на ускорение процедуры сдачи и оформления документов для перерегистрации Обществ (выделены дополнительные площади в залах МИФНС России по г.Москве № 46, организовано работа дополнительных «окон» для приема предпринимателей, установлен пролонгированный режим работы МИФНС России по г. Москве № 46, для юр. лиц до 21-00, для индивидуальных предпринимателей до 18-00, выдача сведений из ЕГРЮЛ в виде выписок, справок, копий документов, содержащихся в регистрационных делах налогоплательщиков осуществляется всеми территориальными налоговыми инспекциями города Москвы по месту постановки на учет организации и др.).

Указанные меры позволили нормализовать ситуацию с очередями при сдаче пакета необходимых документов для перерегистрации Обществ, время прохождения которых в настоящее время в среднем занимает 15-20 минут.

Проблемы

Необходимо отметить, что ряд проблем препятствующих развитию малого и среднего бизнеса в городе Москве сохраняют свою актуальность, в частности такие как - проблемы в сфере аренды земельных участков и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы (пролонгация или заключение договоров аренды нежилых помещений на новый срок, повышение арендной платы, установление статуса «недобросовестный арендатор»), ситуация в сфере порядка размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети.

По прежнему, отмечаются факты нарушений со стороны органов государственного контроля (надзора) Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основных принципов защиты прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора), в частности порядка и сроков проведения проверок.

Что необходимо сделать:

Дальнейшая работа по сокращению административных барьеров при осуществлении на территории города Москвы предпринимательской деятельности будет продолжена Департаментом в рамках реализации мероприятий предусмотренной Законом города Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве.

Кроме того, необходимо:

- обеспечить (в т.ч. путем усиления взаимодействия с органами прокуратуры) строгое исполнение норм и требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при проведении контролирующими органами проверок, а также соблюдение законодательства о противодействии коррупции при осуществлении сотрудниками указанных органов полномочий при проведении мероприятий по контролю (надзору).
- организовать проведение в административных округах г. Москвы семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства с приглашением территориальных органов исполнительной власти, в целях:

а) повышения информированности предпринимателей о нормах и регламентах деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов;
б) предоставления правовых консультаций предпринимателям, по вопросам их взаимодействия с контрольно-надзорными и государственными органами;
в) рассмотрения вопросов, касающихся устранения административных барьеров.

- продолжить работу по информированию предпринимателей об их правах и обязанностях во взаимоотношениях с контролирующими, проверяющими и исполнительными органами, включая право на обжалование актов, действий (бездействия) их должностных лиц.
- на постоянной основе осуществлять мониторинг деятельности контролирующих органов, включая практику аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю за субъектами малого и среднего предпринимательства в городе Москве и защите их прав.

Важным направлением по дальнейшему снижению административных барьеров является работа по расширению применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия юридических и физических лиц с регулирующими органами. С этой целью целесообразно обеспечить ускорение введения системы электронного обмена документами между органами власти.

Предлагаются следующие дополнительные меры по правовой поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве:

  • Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) в разрешении хозяйственных споров в досудебном порядке – правовая медиация. Правовая медиация позволит рассматривать возникающие корпоративные и хозяйственные споры, не прибегая к действиям судебных инстанций, сократив время и денежные средства СМСП.
  • Представительство СМСП в суде за пределами города Москвы. Контрагентами московских предпринимателей могут быть организации, находящиеся в любом регионе Российской Федерации. Учитывая то обстоятельство, что экономические споры разрешаются в основном в арбитражном суде по месту заключения договора, сотрудникам проекта «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы», осуществляющим защиту московских предпринимателей, необходимо действовать за пределами города Москвы.
  • Проведение для СМСП комплекса специальных обучающих семинаров «Эффективная защита бизнеса» в целях повышения правовой культуры СМСП, в том числе противодействия возможным противоправным действиям сотрудников органов государственного контроля (надзора), попыток рейдерских захватов бизнеса.
  • Оказание правовой помощи СМСП при создании и функционировании саморегулируемых организаций.
  • Увеличение количества консультационных пунктов проекта «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы», а также проведение дополнительных рекламных кампаний, посвященных возможностям данных консультационных пунктов по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Продолжение работы по информированию предпринимателей (в том числе при участии территориальных органов исполнительной власти) об их правах и обязанностях во взаимоотношениях с контролирующими, проверяющими и исполнительными органами, включая право на обжалование актов, действий (бездействия) их должностных лиц.
  • Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства комплекса юридических услуг в их взаимоотношениях с контрольно-надзорными и другими государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе в режиме "Неотложной правовой помощи», при рассмотрении дел в судебных органах, заключение договоров об оказании безвозмездной правовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в режиме абонентского обслуживания.
  • Утверждение нового Положения о Городской межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства и ее состава.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости