Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Реалии государственной программы финансовой поддержки субъектов МСП

Данила Игоревич Печкуров,
директор Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства
Дмитровского района Московской области

Тезисы доклада на Пятом Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство.
Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование.
Контроль (надзор), административные барьеры»


Москва, февраль 2011

Несмотря на беспрецедентность в истории новой России принимаемых в настоящее время мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо отметить, что такая поддержка в своей практической части имеет некоторые противоречия.

Причины «пробуксовки» субсидирования

Предприниматели недостаточно активно участвуют в освоении выделяемых на финансовую поддержку средств (объемы в регионах не выбираются полностью). Причины:

  • «неудобные» условия по отдельным видам субсидий
  • Пример: В Московской области компенсируются затраты предпринимателей на обучение своих работников. Максимальная сумма компенсации для 1 субъекта МСП – 6000 руб. Сумма не интересна, средства практически полностью не освоены (2 заявки на весь регион).

  • Неподходящие объекты компенсации
  • Пример: 1) компенсация затрат по патентно-лицензионным операциям – 1 заявка на Московскую область (нет массовой патентно-лицензионной деятельности субъектов МСП); 2) компенсация затрат на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (только производство и бытовые услуги) - 5 заявок на регион (в кризисный период новые производственные предприятия практически не запускаются).

  • Необходимость сбора значительного пакета документов, отсутствие гарантии получения субсидии, помноженное на настороженное отношение к органам власти

Основные противоречия в предоставлении финансовой поддержки в виде субсидий

Обоснование необходимости финансовой поддержки в виде субсидий

Субъекты малого и среднего предпринимательства испытывают дефицит финансов:

1) на начальном этапе деятельности, когда кредиты недоступны

2) при кредитовании - на частичную компенсацию высоких процентных ставок банков (особенно актуально для производства), аналогично – при лизинге

3) при приобретении нового технологического оборудования, подключении к сетям

Факты:

  1. Как правило, выплата субсидий осуществляется в декабре. Это обусловлено процессом исполнения бюджета, необходимостью производить затраты последовательно из муниципального, затем регионального, затем федерального бюджета. Муниципальные средства могут быть израсходованы в любой момент в течение года, а региональные и федеральные, составляющие основную массу (для Московской области региональные и федеральные средства составляют более 90% консолидированного бюджета муниципальной программы финансовой поддержки субъектов МСП) – только в декабре.
  2. Как правило, средства субсидий предоставляются в качестве компенсации произведенных в текущем году затрат и, как правило, субъект после получения компенсации вправе распорядиться средствами по своему усмотрению.
  3. Для обоснования выдачи субсидий, в конкурсной документации предусматриваются обязательства субъектов МСП по увеличению средней заработной платы, созданию новых рабочих мест. При этом все понимают, что прямой связи «получил субсидию - создал рабочее место (поднял зарплату)» в реальном бизнесе быть не может.

Мнение:

1) Субсидии не выполняют функцию источника средств под инвестиционные проекты, т.к. бизнес-планы обычно пишутся без учета поступления субсидии (негарантированно, неопределенно). Субсидия скорее рассматривается как «подарок» государства, который можно направить на любые цели.

Из прямой речи руководителя субъекта МСП: «Вы уж постарайтесь, чтобы субсидия не сорвалась, а то у нас сейчас проблема с деньгами. «На носу» новый год, придут деньги – хоть премию продавцам выплатим».
Наверное, разработчики программ поддержки предпринимательства предполагали несколько иные направления расходования государственных средств.

В отношении компенсации процентных ставок по кредитам – то же самое. В любом случае предприниматель платит банку полную процентную ставку (субсидия – в конце года), т.е. задача снизить нагрузку по процентам не выполняется.

2) Субсидии начинающим приходят также в конце года, когда бизнес уже запущен. Не выполняется задача облегчить населению запуск своего дела. Деньги на старт приходится искать в любом случае в других источниках.

Исключение составляют гранты безработным на открытие своего дела. Но, как говорилось ранее, деньги приходят преимущественно в декабре. А запуск бизнеса зачастую связан с сезоном и не может ориентироваться на особенности исполнения бюджета.

Предложение:

При определении структуры расходов бюджетов по программам финансовой поддержки субъектов МСП приоритет отдавать поддержке в форме предоставления займов, микрозаймов, посевных инвестиций.

Это возможность получать «живые» (а не отсроченные на полгода – год) деньги в тот момент, когда они необходимы бизнесу.

Предоставление займов на принципах срочности, возвратности, платности при соблюдении принципа льготных условий (по обеспечению/ по уровню процентных ставок/ по отсрочке погашения основного долга и др.) дисциплинирует предпринимателя, в то время как получение субсидий дает почву для дальнейших поисков сторонних средств финансирования в ущерб концентрации на бизнесе.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости