директор Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства
Дмитровского района Московской области
Тезисы доклада на Пятом Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство.
Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование.
Контроль (надзор), административные барьеры»
Москва, февраль 2011
Несмотря на беспрецедентность в истории новой России принимаемых в настоящее время мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо отметить, что такая поддержка в своей практической части имеет некоторые противоречия.
Причины «пробуксовки» субсидирования
Предприниматели недостаточно активно участвуют в освоении выделяемых на финансовую поддержку средств (объемы в регионах не выбираются полностью). Причины:
- «неудобные» условия по отдельным видам субсидий
- Неподходящие объекты компенсации
- Необходимость сбора значительного пакета документов, отсутствие гарантии получения субсидии, помноженное на настороженное отношение к органам власти
Пример: В Московской области компенсируются затраты предпринимателей на обучение своих работников. Максимальная сумма компенсации для 1 субъекта МСП – 6000 руб. Сумма не интересна, средства практически полностью не освоены (2 заявки на весь регион).
Пример: 1) компенсация затрат по патентно-лицензионным операциям – 1 заявка на Московскую область (нет массовой патентно-лицензионной деятельности субъектов МСП); 2) компенсация затрат на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (только производство и бытовые услуги) - 5 заявок на регион (в кризисный период новые производственные предприятия практически не запускаются).
Основные противоречия в предоставлении финансовой поддержки в виде субсидий
Обоснование необходимости финансовой поддержки в виде субсидий
Субъекты малого и среднего предпринимательства испытывают дефицит финансов:
1) на начальном этапе деятельности, когда кредиты недоступны
2) при кредитовании - на частичную компенсацию высоких процентных ставок банков (особенно актуально для производства), аналогично – при лизинге
3) при приобретении нового технологического оборудования, подключении к сетям
Факты:
- Как правило, выплата субсидий осуществляется в декабре. Это обусловлено процессом исполнения бюджета, необходимостью производить затраты последовательно из муниципального, затем регионального, затем федерального бюджета. Муниципальные средства могут быть израсходованы в любой момент в течение года, а региональные и федеральные, составляющие основную массу (для Московской области региональные и федеральные средства составляют более 90% консолидированного бюджета муниципальной программы финансовой поддержки субъектов МСП) – только в декабре.
- Как правило, средства субсидий предоставляются в качестве компенсации произведенных в текущем году затрат и, как правило, субъект после получения компенсации вправе распорядиться средствами по своему усмотрению.
- Для обоснования выдачи субсидий, в конкурсной документации предусматриваются обязательства субъектов МСП по увеличению средней заработной платы, созданию новых рабочих мест. При этом все понимают, что прямой связи «получил субсидию - создал рабочее место (поднял зарплату)» в реальном бизнесе быть не может.
Мнение:
1) Субсидии не выполняют функцию источника средств под инвестиционные проекты, т.к. бизнес-планы обычно пишутся без учета поступления субсидии (негарантированно, неопределенно). Субсидия скорее рассматривается как «подарок» государства, который можно направить на любые цели.
Из прямой речи руководителя субъекта МСП: «Вы уж постарайтесь, чтобы субсидия не сорвалась, а то у нас сейчас проблема с деньгами. «На носу» новый год, придут деньги – хоть премию продавцам выплатим».
Наверное, разработчики программ поддержки предпринимательства предполагали несколько иные направления расходования государственных средств.
В отношении компенсации процентных ставок по кредитам – то же самое. В любом случае предприниматель платит банку полную процентную ставку (субсидия – в конце года), т.е. задача снизить нагрузку по процентам не выполняется.
2) Субсидии начинающим приходят также в конце года, когда бизнес уже запущен. Не выполняется задача облегчить населению запуск своего дела. Деньги на старт приходится искать в любом случае в других источниках.
Исключение составляют гранты безработным на открытие своего дела. Но, как говорилось ранее, деньги приходят преимущественно в декабре. А запуск бизнеса зачастую связан с сезоном и не может ориентироваться на особенности исполнения бюджета.
Предложение:
При определении структуры расходов бюджетов по программам финансовой поддержки субъектов МСП приоритет отдавать поддержке в форме предоставления займов, микрозаймов, посевных инвестиций.
Это возможность получать «живые» (а не отсроченные на полгода – год) деньги в тот момент, когда они необходимы бизнесу.
Предоставление займов на принципах срочности, возвратности, платности при соблюдении принципа льготных условий (по обеспечению/ по уровню процентных ставок/ по отсрочке погашения основного долга и др.) дисциплинирует предпринимателя, в то время как получение субсидий дает почву для дальнейших поисков сторонних средств финансирования в ущерб концентрации на бизнесе.