Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Методы противодействия коррупции: советы предпринимателям. Учебно-практическое пособие

Файлы

При поддержке и по заказу Департамента экономического
развития и торговли Смоленской области


Тимофеева И.Ю.

2010

Книга предлагает простые методы противодействия коррупции и ориентирована на предпринимателей, которые хотят защитить свои права и свой бизнес с наименьшими материальными и моральными потерями. Предприниматель, когда он сам себе и бухгалтер, и юрист, не успевает соблюдать все установленные правила, но всегда должен знать за что и на какую сумму его могут оштрафовать.

Данная книга состоит из нескольких разделов, в которых кратко сгруппированы основные нарушения и меры наказания в сферах порядка регистрации, лицензирования или получения специального разрешения, нарушения бухгалтерского и налогового учета, нарушения в ведении бизнеса и торговле, нарушения прав потребителей и другие. В последней части «Нарушения должностных лиц органов власти» рассмотрены типичные коррупционные проявления и нарушения представителей органов власти при проведении государственного контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отражены те нарушения, за которые представителей государственных органов можно привлечь к ответственности.

При подготовке учебного пособия автор исходил из необходимости практической пользы, как для начинающих предпринимателей, так и для состоявшихся бизнесменов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Раздел 1. Коррупция: от истории к современности

История коррупции

Малый бизнес и коррупция

Раздел 2. Методы противодействия коррупции

Зарубежный опыт

Основные правила, которые необходимо знать предпринимателям

Нарушение порядка регистрации бизнеса

Нарушение порядка лицензирования или получения специального разрешения

Нарушения в ведении бизнеса и реализации товаров

Нарушения бухгалтерского и налогового учета

Нарушение прав потребителей

Нарушения в сфере производства и реализации алкоголя

Нарушения в сфере кредитования

Невыполнение требований органов власти

Нарушения должностных лиц органов власти

Заключение

Статистика неумолимо свидетельствует о том, что в последние годы количество нарушений в сфере ведения бизнеса увеличивается. Это связано с объективными и субъективными причинами осуществления финансово-хозяйственной деятельности. К субъективным причинам относятся нарушения, которые заведомо продумываются и осуществляются предпринимателями с целью получения прибыли любой ценой, несмотря на требования безопасности жизни и здоровья потребителей. Однако, таких предпринимателей не много, они уже не выживают в условиях современных рыночных механизмов, жесткой конкуренции и неизбежности привлечения к ответственности.

Большое воздействие на бизнес оказывают объективные причины, к которым следует отнести постоянное ужесточение требований к оформлению документов на товары, услуги, когда, например, малое предприятие, имея выручку 1000 руб. в день, на оформление товарных накладных, кассовых отчетов, счетов-фактур и т.п. вынуждено расходовать половину своей выручки. Требования налоговых органов установить зарплату не ниже прожиточного минимума заставляет слабонервных предпринимателей отражать по бухгалтерии завышенные суммы оплаты труда. Кроме того, для ведения того или иного вида деятельности существуют многочисленные требования к правилам продажи, регистрации, сертификации, лицензирования и т.д.

Предприниматель, когда он сам себе и бухгалтер, и юрист, не успевает соблюдать все установленные правила. На сегодняшний день существует около сотни нарушений в сфере экономики, финансов и предпринимательства, за которые установлены различные виды ответственности.

Основной угрозой бизнеса является коррупция, которая снижает предпринимательскую активность и дееспособность социальноэкономических структур. С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. Государство в лице своих чиновников «кошмарит» бизнес, пользуясь их правовой неграмотностью, что позволяет некоторым представителям проверяющих и контролирующих органов вымогать у предпринимателей определенные суммы за то, чтобы решить все проблемы без протокола.

При этом, бывает дешевле заплатить штраф по протоколу, чем идти на компромисс с совестью и рисковать своим бизнесом.

Материалы прокурорских проверок, поступающие обращения субъектов предпринимательской деятельности, свидетельствуют о повсеместном грубом нарушении прав предпринимателей, в первую очередь малого и среднего бизнеса, поборов и вымогательства в отношении предпринимателей как органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в рамках предоставленных им полномочий лицензионных, регистрационных, разрешительных и иных процедур.

Распространены факты незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности.

Для того, чтобы предприниматели, руководители и бухгалтеры могли свободно ориентироваться в системе предусмотренных нарушений при ведении своего бизнеса, смело использовать предоставленное законом право привлечения должностных лиц к административной ответственности за допускаемые нарушения, знать за что и на какую сумму вас могут оштрафовать, а где можно обойтись предупреждением или предпринять иные меры своей защиты, предназначена данная книга. Эта шпаргалка для всех предпринимателей, которая должна быть всегда под рукой, чтобы никто не мог воспользоваться вашим незнанием законов.

Книга состоит из нескольких разделов, при этом первый раздел знакомит предпринимателей с историческими и современными видами коррупционных явлений, их массовым проникновением в предпринимательскую сферу.

В следующем разделе книги сгруппированы основные нарушения порядка регистрации, лицензирования или получения специального разрешения, нарушения бухгалтерского учета, нарушения в торговле, нарушения прав потребителей, нарушения в сфере производства и реализации алкоголя, в сфере кредитования.

В статье «Нарушения должностных лиц органов власти» рассмотрены типичные нарушения представителей органов власти при проведении государственного контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отражены те нарушения, за которые представителей государственных органов можно привлечь к ответственности. Если и не привлечь, то хотя бы испугать своими познаниями в этой сфере.

Коррупция: от истории к современности

Коррупция (от лат. corrumpere – «растлевать») – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкое понятие, вытекающее из первичного значения исходного латинского слова.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью – властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Известные международные организации (World Bank’s Enterprise Surveys, Transparency International и другие) понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Существуют также и другие определения, которые вносят уточнения или используют более строгие юридические формулировки.

Согласно российскому законодательству1, коррупция – это:

  • злоупотребление служебным положением;
  • дача взятки;
  • получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп;
  • иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Организация Объединенных Наций рассматривает коррупцию как «сложное социальное, культурное и экономическое явление, затрагивающее все страны»2, не давая при этом более детализированного объяснения термина. Это объясняется тем, что феномен коррупции слишком сложен и многогранен, чтобы можно было дать всеобъемлющее и в то же время достаточное подробное определение. По мнению автора, более полное и верное представление о коррупции можно получить, если классифицировать все коррупционные явления по различным критериям.

Критерии коррупции можно сформулировать в виде вопросов – кто, как и почему?



Схема 1. Типы коррупционных отношений по виду деятельности коррупционера

Второй критерий – формы коррупционных отношений (как и почему):

  • взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов (вымогательство, «откаты»);
  • воровство и приватизация государственных ресурсов и средств;
  • незаконное присвоение (подделка, подлог, фальсификация, хищение; присвоение денег, имущества обманным путем), злоупотребления при использовании государственных фондов, растраты;
  • кумовство, фаворитизм (назначение на посты и должности родственников и друзей);
  • продвижение личных интересов, сговор (предоставление преференций отдельным лицам, конфликт интересов);
  • принятие подарков для ускорения решения проблем;
  • защита и покрывательство («крышевание», лжесвидетельство);
  • злоупотребление властью (запугивание или пытки);
  • манипуляции регулированием (фальсификация выборов, принятие решений в пользу одной группы или человека);
  • электоральные нарушения (покупка голосов, подтасовка результатов выборов);
  • клиентелизм и патронаж (политики предоставляют материальные услуги в обмен на поддержку граждан);
  • незаконные взносы в выборные кампании (передача подарков для оказания влияния на содержание проводимой политики).

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения.

Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованьем. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер.

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8, см. также Втор. 16:19).

Однако, начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов.

В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX – XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).

В России исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или же незаконных действий («лихоимство»).

Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, которые нарушают принцип меритократии.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки.

Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально.

Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому.

В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель.

К уголовным преступлениям также относится покупка голосов избирателей (хотя некоторые считают её не формой коррупции, а видом недобросовестной избирательной кампании).

Коррупция в демократических режимах часто получает широкую огласку и пресекается прежде, чем она начинает наносить существенный ущерб. Однако наша страна, как всегда, имеет свои особенности: есть один показатель, который на первый взгляд удивляет и который на самом деле вызывает тревогу. По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к преступлению.

Различают следующие виды коррупции:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции – между членами одной организации – придаёт ей черты организованной преступности.

Попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам царит «обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников»3, то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники. Оценка потенциальной выгоды и рисков, связанных с коррупцией, в упрощённой форме описывается следующей моделью:

Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. Например, на практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. По мере развития коррупции происходит некоторая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений.

Таким образом, по мере того, как государство искореняет коррупцию, затраты на это занятие возрастают так, что для полной ликвидации коррупции придётся затратить бесконечные усилия. Кроме того, чрезмерное увлечение борьбой с коррупцией в ущерб устранению её причин способно лишить административную систему гибкости, а население гражданских свобод. Правящая группа может использовать карательное законодательство для усиления своего контроля над обществом и преследования политических противников.

Вопрос о личном участии в коррупционных отношениях является важнейшим индикатором степени распространённости коррупции в предпринимательской среде. Очевидно, что полностью искоренить это явление никогда не удастся, однако масштаб проблемы имеет значение, и одно дело, когда с коррупцией приходится иметь дело одному из десяти бизнесменов, и совершенно другое – когда девятерым из десяти или всем. В результате социологических исследований, проведенных общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», были получены следующие данные. Чтобы косвенно оценить степень распространенности коррупционных отношений, респондентам задавался вопрос об их знакомых предпринимателях: какая их доля, приблизительно, имела дело с коррупцией?

Приходилось ли вам лично за последний год сталкиваться с ситуацией, когда проблему приходилось решать с помощью взятки или различных услуг?

По результатам проведенного опроса, примерно каждый второй предпринимаетльс имеет дело с коррупцией, и этот показатель практически совпадает с результатами прямого опроса - 54% положительно ответивших на вопрос о личной практике неформального взаимодействия с чиновниками при решении вопросов бизнеса.

Из институтов власти по степени коррумпированности вне конкуренции правоохранительные органы, самые незапятнанные по оценке предпринимателей – региональные законодательные собрания и органы контроля за соблюдением трудового законодательства.

В каких органах власти в вашем регионе, по вашей оценке, наиболее высокая доля коррумпированных сотрудников? В каких органах власти в вашем регионе самая низкая доля коррумпированных сотрудников?

Отвечая в ходе экспертных интервью на вопрос о том, какие органы власти доставляют предпринимателям больше всего неприятностей, респонденты не выделили явных лидеров: указывались «все чиновники вообще», а также всевозможные инстанции, имеющие по долгу службы контакт с предпринимателями – комитеты администраций, ответственные за аренду и размещение госзаказа, налоговая инспекция, пожарная охрана, Санэпиднадзор, Гостехнадзор, лицензирующие органы, правоохранительные органы (милиция, ГАИ, ОБЭП), Роспотребнадзор.

Когда говорят о коррупции в отношениях государства и бизнеса, как правило, подразумевается ситуация использования нечестным представителем государства своего служебного положения для извлечения личной выгоды, при этом предприниматель выступает исключительно в качестве пострадавшей стороны.

Между тем, возможен другой сценарий, при котором сам предприниматель пытается обойти закон, подкупая чиновника. Иными словами, проблема коррупции в отношениях власти и бизнеса, возможно, не сводится исключительно к низкому уровню профессионализма и моральному облику отдельных госслужащих.

Как часто в вашем регионе представители малого бизнеса по собственной инициативе – то есть совершенно добровольно, без угроз и какихлибо «намеков» со стороны чиновника – предлагают взятку представителю органа власти, чтобы решить какой-либо вопрос или проблему? %

Данные исследования (отметим, проведенного среди предпринимателей) показывают, что малый бизнес нередко прибегает к «неформальным» и не рыночным способам решения проблем в 64%, и только 20% практически никогда не дают взятки.

Однако тут надо учитывать, что предприниматели таким образом решают, в том числе, и искусственно создаваемые чиновниками проблемы, например, усложненные административные процедуры и решение вопросов по личному усмотрению чиновников.

Если ограничить коррупционные ситуации теми, которые инициируются чиновником, и выяснить, при каких обстоятельствах чиновник использует свое служебное положение для вымогательства взятки, то их распределение, по мнению респондентов, следующее: в 39% случаев бизнес вынужден давать чиновнику взятку, чтобы он не создавал препятствий для ведения бизнеса; 35% приходится на то, чтобы чиновник не отражал выявленные нарушения, не выписывал штрафные санкции.

 

Безусловное лидерство имеет проблема оформления документов. Примерно половина опрошенных заявила, что без «неформальных методов воздействия» оформить документы без проволочек и препятствий невозможно, в сумме почти 80% респондентов считают, что коррупционные ситуации возникают при оформлении документов постоянно или время от времени.

Можно выделить основную группу типичных ситуаций, когда возникают или могут возникнуть коррупционные отношения – это когда осуществляется государственный или муниципальный контроль. Предприниматели признают, что при проведении проверок проблемы нередко возникают не на пустом месте, однако так же нередко причины (или поводы) к появлению проблем самые пустяковые.

Так, бывает ситуация, когда проверяющий указал на отсутствие даты на ценнике, когда товар поступил в продажу. Формально нарушение имело место, однако суд, где предприниматель решил оспорить штрафные санкции, принял его сторону, т.к. на момент проверки имелись и были предъявлены сертификаты и накладные на товар, содержащие срок годности. Таким образом, предприниматель нарушил букву инструкции, но не дух закона (продавал фактически годный товар), и суд это учел.

В других случаях нет даже формальных оснований для претензий, или же эти претензии крайне сомнительны, как в примере с СЭС, которая обвинила предприятие в недостатке дневного света в торговом зале.

Сами предприниматели не всегда понимают и просчитывают разницу в экономическом и правовом характере коррупционных отношений, в которые они втянуты. Основная причина, по которой малый бизнес добровольно платит представителям власти – это уход от наказания за совершенные правонарушения. Как следствие, трудностями противодействия коррупции со стороны малого бизнеса являются невысокий уровень правовой подготовки и наличие действительных, но не всегда существенных, нарушений, несоответствий нормам, выявляемым при проверках.

Эти два аспекта делают предпринимателя уязвимым перед проверяющей инстанцией и облегчают для последней инициирование коррупционной ситуации. Относительно невысокий уровень собственной правовой грамотности усугубляется тем, что многие малые предприятия не могут себе позволить держать в штате юриста или даже бухгалтера. Наличие нарушений, с одной стороны, связано с юридической подготовкой и не всегда внимательным отношением к действующим нормам, с другой – обусловлено самим характером этих норм, во многом неадекватных. В любом случае, представители малого бизнеса нуждаются в юридической поддержке, что в равной степени является проблемой как для государства, так и предпринимательских организаций.

Отдельной проблемой является сам характер проверок, нацеленных не столько на исправление недочетов, сколько на получение штрафа. Наконец, отсутствие четкой регламентации проведения проверок и размытость, неконкретность самой нормативной базы, слишком многое оставляющей на усмотрение чиновника, обесценивают знания даже самого подкованного в законах предпринимателя. Должна превалировать превентивная функция государственного контроля (надзора) – профилактика правонарушений, вынесение предписаний, а не наложение штрафных санкций.

Существующее законодательство наделяет большое количество органов власти широкими полномочиями в отношении предприятий малого бизнеса. Оно более склонно учитывать интересы проверяющих, согласующих и прочих инстанций, чем интересы бизнеса, устанавливая длительные сроки рассмотрений, согласований, неудобные для предпринимателя процедуры, усложненный документооборот. С другой стороны, ответственность чиновников за допущенные нарушения, как норм делопроизводства, так и действующего законодательства, достаточно мягкая, плюс к тому их очень трудно привлечь к ответственности.

Представители бизнеса, как показал опрос, в целом скептически относятся к способам защиты своих интересов, лежащих в правовом поле – например, судам. Вместе с тем, они приводят немало свидетельств из личной и чужой практики, когда предпринимателю удавалось защитить свои интересы в суде.

Одним из значимых показателей коррумпированности может служить количество обращений граждан. Обращения, являясь своеобразным «голосом народа», выступают каналом не только информирования, но и в определенном смысле, индикатором общественного сознания, игнорировать которое недопустимо, т.к. без этого невозможно построение реального взаимодействия общества и власти, что является важным фактором победы в борьбе с коррупцией.

Были проанализированы обращения в МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» и сгруппированы по таким выделенным крупным структурам как органы власти, правоохранительные органы, ЖКХ и здравоохранение (см.таблицу)4.

Анализ обращений показал, что по Центральному федеральному округу наибольшее число обращений в Комитет по борьбе с коррупцией было связано с правоохранительными органами (в том числе из Смоленской области – 51,4%). На втором месте по количеству обращений стоит сфера ЖКХ (из Смоленской области – 21,6%), на третьем месте жалобы на органы власти (из Смоленской области – 13,5%).


1 Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273 -ФЗ «О противодействии коррупции»

2 United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), http://www.unodc.org

3 Приказ ГТК РФ от 26.04.1995 №287 «О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностным и преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов РФ»

4 По данным : www.anti-corrupcioner.ru/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости