Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Основные аспекты бизнес-планирования

Файлы

Информационно-справочное издание

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики

Общество с ограниченной ответственностью «Проект-Инвест»


Чебоксары – 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Бизнес-планирование и его место в управлении фирмой

2. Разработка структуры бизнес-плана и его содержание

3 . Планирование потенциальных рисков при составлении бизнес-плана

4. Разработка показателей финансовой деятельности фирмы

Заключение

Литература

Приложения

Введение
«…Виноват, для того, чтобы
управлять, нужно, как-никак, иметь
точный план на некоторый,
хоть сколько-нибудь приличный срок»

(М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

В основе любого успешного бизнеса лежит хорошо продуманный план. Как полководец расчерчивает стрелками карту, прежде чем вступить в бой, так и менеджер, прежде чем приступить к осуществлению проекта, должен хорошо продумать свой план действий.

Мировой опыт подсказывает, что в качестве универсального инструмента внутрифирменного планирования целесообразно использовать бизнес-план. Бизнес-план используется для разработки концепции и стратегии деятельности компании, предоставляет менеджерам возможность оценить текущее состояние деятельности компании, определить перспективные направления ее развития, является главным документом для потенциальных инвесторов и кредиторов, средством привлечения или изыскания дополнительных финансовых ресурсов.

Бизнес-план, представляя собой комплексную экономическую модель функционирования и развития предприятия, позволяет не только спрогнозировать деятельность предприятия на перспективу, но и проанализировать существующее состояние, своевременно выявить финансовые проблемы и разработать мероприятия по недопущению банкротства, выявить вероятность возникновения тех или иных рисков предпринимательской деятельности, разработать мероприятия, направленные на снижение вероятности возникновения рисков и минимизацию последствий от их наступления.

Учитывая актуальность процесса бизнес-планирования в современных условиях, одним из главных вопросов для предпринимателей становится методика разработки бизнес-плана – документа, охватывающего все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, характеризующего состояние и перспективы развития компании, дающего наглядное представление о финансовых результатах ее деятельности на ближайшее будущее и на более отдаленную перспективу.

Помочь предпринимателям разобраться в непростом вопросе бизнес-планирования призвано настоящее методическое издание, которое освещает вопросы структуры бизнес-плана, последовательности разработки его разделов, учета рисков, расчета интегральных показателей эффективности бизнес-плана, а также диагностики финансового состояния предприятия в целях предупреждения банкротства.

1. Бизнес-планирование и его место в управлении фирмой

Бизнес-план – это комплексный развернутый план развития фирмы, освоения новых направлений деятельности, осуществления новых проектов, охватывающий все стороны деятельности компании: организационную, производственную, кадровую, финансовую, описывающий не только то, к чему стремится предприниматель, но и способы достижения поставленных целей.

Сегодня бизнес-план применяется компаниями во всем мире для различных целей.

В современных условиях начало нового бизнеса невозможно представить без грамотного планирования. Выбрав определенное направление своей будущей деятельности, предприниматель сталкивается с проблемой реализации своего проекта. Тщательно проанализировать ситуацию на рынке, провести специальные расчеты, спрогнозировать возможные проблемы, найти способы их решения на этапе создания бизнеса помогает специальный документ – бизнес-план.

В последние 15-20 лет на Западе бизнес-план используется не только как инструмент привлечения инвестиций, но и в качестве элемента внутрифирменного планирования. Это позволяет на этапе развития бизнеса, освоения новой продукции, новых рынков – выяснить стоит ли вкладывать деньги в это направление, какую отдачу и когда возможно будет получить от его реализации.

В кризисный период бизнес-план поможет всесторонне оценить возможности компании и подстерегающие ее опасности, выработать стратегические антикризисные мероприятия, найти верное направление движения вперед.

Существуют три основные задачи, решаемые при разработке бизнес-плана:

1) Подтверждение жизнеспособности и экономической целесообразности проекта (идеи).

Такие бизнес-планы создаются для того, чтобы открыть новую компанию, предложить существующей компании производство новых продуктов, подвергнуть действующее предприятие серьезным изменениям. Упор здесь делается, как правило, на устройстве бизнеса, внутрикорпоративных процессах, используемой технологии.

Такой бизнес-план должен содержать все подробности организации нового бизнеса или производства новой продукции, выхода на новые рынки сбыта: от подготовки производства до выхода на постоянный объем производства и реализации продукции, от начальных инвестиционных вложений до достижения приемлемого уровня прибыльности. Здесь же должно быть прописано распределение денежных, людских, материальных и других ресурсов по этапам проекта, результаты этапов и сроки их достижения.

2) Привлечение партнеров, кредиторов или инвесторов к участию в проекте.

Такой бизнес-план предназначен для получения финансирования либо за счет собственных средств, либо из внешних источников, либо одновременно за счет внутренних и внешних ресурсов.

За рубежом такой бизнес-план чаще называют инвестиционным предложением, содержащим систему аргументов, убеждающих инвестора в выгодности проекта, целесообразности инвестирования в его реализацию.

Поскольку потенциального инвестора интересует в первую очередь итоговый результат – высокая отдача от вложенных средств, гарантия их возврата в полном объеме вместе с процентами или дивидендами, то и основной упор при разработке такого бизнес-плана делается на анализе:

- ситуации на рынке, включая размер рынка, его емкость, перспективы развития;
- конкурентов, оценке их сильных и слабых сторон;
- имеющейся команде, ее опыте и достижениях.

3) Антикризисный бизнес-план

Такой бизнес-план необходим для принятия оперативных защитных мер, выработки стратегических антикризисных мероприятий, увязке их воедино.

Антикризисный бизнес-план практически ничем не отличается от бизнес-плана по созданию новой компании или бизнес-плана, предназначенного для привлечения инвесторов. Он необходим для того, чтобы:

- всесторонне проработать пути развития предприятия (каким образом предприятие будет выходить из кризиса);
- понять, по каким качественным и количественным показателям можно оценить ход развития предприятия и какими должны быть эти показатели;
- привлечь капитал (как собственный, так и заемный).

И в том, и в другом случае бизнес-план должен ответить на 4 главных вопроса:

- что? (что предусматривается в результате реализации бизнес-плана: освоение новой продукции или услуги, создание нового производства, выход на новые сегменты рынка);
- для кого? (кто является целевой аудиторией для данного продукта или услуги);
- как? (какую технологию и команду предполагается использовать, как будет организован процесс производства или оказания услуг);
- зачем? (какой финансовый результат будет получен в результате реализации бизнес-плана).

В целом, бизнес-планирование выполняет несколько функций:

- разработка общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия;
- планирование, позволяющее оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия;
- привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны;
- привлечение к реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

Кто разрабатывает бизнес-план?

Во-первых, руководитель – в случае, если он четко оценивает конъюнктуру рынка, понимает все нюансы технологии производства и реализации продукции, может самостоятельно провести все необходимые финансовые расчеты.

Во-вторых, специалисты различных служб компании: кадровой, маркетинговой, технической, финансовой. При этом, как правило, каждая служба занимается разработкой «своего» раздела бизнес-плана, а одна из служб отвечает за сведение и взаимоувязку отдельных разделов бизнес-плана в единый документ.

В-третьих, профессиональные консультанты, которые смогут четко и грамотно, а главное, используя независимый подход к оценке ситуации, подготовить всю необходимую информацию, провести специфические финансовые расчеты на перспективу.

Можно выделить две основные группы пользователей бизнес-плана.

Первая группа – внутренние пользователи. Это руководители и сотрудники предприятия. Этой группе пользователей бизнес-план помогает оценить благоприятные и неблагоприятные тенденции, проработать все моменты предлагаемого проекта, начиная от постановки цели и заканчивая конкретным планом действий. Кроме того, бизнес-план позволяет понять, насколько привлекательным с экономической точки зрения является рассматриваемый проект.

Для внутренних пользователей бизнес-план – бесценный инструмент управления фирмой. Это рабочий инструмент менеджера, определяющий перспективы бизнеса в виде качественных и количественных показателей, описывающий пошагово процесс его реализации.

К сожалению, до сих пор среди предпринимателей бытует мнение о том, что бизнес-план нужен только для получения кредита. Поэтому в нем заведомо преувеличивают выгоды проекта и не задумываются, что будет, если он не позволит вовремя вернуть долг? Ведь одалживать деньги под достаточно высокий процент и вкладывать их в невыгодный бизнес – прямой путь к банкротству.

Вторая группа – внешние пользователи. Это инвесторы-акционеры, кредитные организации, фонды, деловые партнеры (клиенты, поставщики, соисполнители и т.д.). Все они используют бизнес-план, чтобы определить, насколько выгодно и безопасно иметь дело с фирмой и вкладывать деньги в предлагаемый ею проект.

Для внешних пользователей бизнес-плана самое важное – оценить проект с точки зрения прибыли, которую он им принесет, и риска, которому они подвергаются, имея дело с компанией. При этом при составлении антикризисного бизнес-плана для инвесторов, которые выступают в данном случае в роли «спасителей» компании от банкротства, очень важно проработать для них вопросы надежности возврата вкладываемых средств.

Таким образом, бизнес-план – это комплексный документ, необходимый как для управления фирмой, так и для рекламы фирмы для потенциальных инвесторов.

Бизнес-план предусматривает создание модели будущего бизнеса, в которую входит информация о предприятии и продукции, рынке и конкурентах, производстве финансовых потребностях компании. Затем на основе модели всесторонне анализируются экономические и финансовые показатели проекта, делается итоговый вывод о его перспективности.

При разработке бизнес-плана необходимо обязательно учитывать – для кого он предназначен.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости