Москва, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ
ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАСОВЫХ УСЛУГ
ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСОВЫХ УСЛУГАХ
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Данный отчет представляет результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в октябре 2010 года.
Цель – определить уровень осведомленности представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса в конкретном регионе.
Методика исследования:
Формализованное телефонное интервью с представителями целевой аудитории.
Целевая аудитория:
Представители предприятий малого бизнеса (численность сотрудников за предшествующий год – до 100 человек; выручка от реализации без НДС за предшествующий год – до 400 млн. рублей).
◊ Представители предприятий среднего бизнеса (численность сотрудников за предшествующий год – от 100 до 250 человек;
◊выручка от реализации без НДС за предшествующий год – от 400 млн. рублей до 1 млрд. рублей).
При этом предприятия должны удовлетворять следующему условию:
◊ суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, нерезидентов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также одного или нескольких крупных предприятий в уставном капитале не должна составлять более 25%.
География исследования:
г. Смоленск
Выборка исследования:
75 организаций.
«В какой отрасли работает Ваше предприятие?»,
в % от всех опрошенных, n=75, респондент мог дать несколько вариантов ответа
Среди опрошенных предприятий малого и среднего бизнеса доминируют компании, представляющие оптовую и розничную торговлю (37,3%), на втором месте – обрабатывающие производства (12,0%). В наименьшей степени в выборке представлены предприятия транспорта и связи (4,0%).
Компании, отнесшие себя к категории другое, обозначали свою деятельность как «строительство», «электроэнергетика», к этой же группе отнесли свои компании те, кто занят производством напитков, пошивом одежды.
«Относится ли Ваше предприятие к инновационным?»,
в % от всех опрошенных, n=75
Подавляющее большинство опрошенных – 92,0% заявляли о том, что их предприятия не относятся к инновационным.
При этом 6,7% думают, что могут относится к инновационным, но до конца не уверены в этом.
Затруднились ответить на вопрос 1,3% опрошенных.
«По каким признакам Вы относите предприятие к инновационной сфере?»,
в % от всех опрошенных, n=75, респондент мог дать несколько вариантов ответа
Вопрос относительно критериев принадлежности предприятия к инновационным вызвал у респондентов серьезные затруднения.
Несмотря на то, что участникам опроса предлагалось выбрать критерии из списка, 81,3% затруднились дать ответ.
В то же время 18,7% опрошенных выбрали категорию «Другое». В эту категории попали такие признаки, как «ведение научных и исследовательских разработок», а также «использование новых/нано технологий»
«Пользовались ли Вы когда-либо услугами финансовых организаций?»,
в % от всех опрошенных, n=75
Услугами финансовых организаций пользовались чуть больше половины организаций, представители которых приняли участие в исследовании – 53,3%.
Чуть меньше половины – 45,3% - опрошенных компаний не пользовались услугами финансовых организаций.
1,3% затруднились ответить на этот вопрос.
«Оформляло ли Ваше предприятие когда-либо кредит?»,
в % от всех, кто пользовался финансовыми услугами
Большая часть компаний (72,5%) имеют кредитную историю – они когда-либо оформляли кредит.
27,5%, соответственно, никогда не оформляли кредиты.
«В какой валюте Ваше предприятие оформляло кредит?»,
в % от всех, кто когда-либо оформлял кредит, респондент мог дать несколько вариантов ответа
Рублевые кредиты оказались наиболее приемлемыми для малых и средних предпринимателей Смоленска – абсолютное большинство (100%) оформляли кредит именно в рублях.
Незначительный процент кредит, по сравнению с рублевыми, - 3,4% - кредиты в европейской валюте (Евро).
«На какой срок Ваше предприятие оформляло кредит?»,
в % от всех, кто когда либо оформлял кредит
Организации малого и среднего предпринимательства в г. Смоленске чаще предпочитают краткосрочные кредиты сроком на 1 год (48,3%).
Второй период кредитования, который выбирали респонденты, - 5 лет. На этот срок предпочитают оформлять кредит 24,1% опрошенных.
«По какой процентной ставке Ваше предприятие оформляло кредит?»,
в % от всех, кто когда либо оформлял кредит
Равные доли опрошенных – по 17,2% - отмечали, что для них ставка по кредиту составляла 18% и 19%.
Вторая по распространенности ставка в 16% была названа 13,8% опрошенных.
20,7% участников исследования затруднились ответить на вопрос.
«Все ли выплаты по кредиту производились во время?»,
в % от всех, кто когда либо оформлял кредит
Подавляющее большинство предприятий, оформлявших кредит, производили все выплаты вовремя – 89,7%.
Задержки с выплатами упомянули 3,4% опрошенных. Тогда как 6,9% затруднились ответить на вопрос.
«Оформляло ли Ваше предприятие кредит в течение последнего года?»,
в % от всех, кто когда либо оформлял кредит
В течение последнего года оформляли кредит чуть больше половины опрошенных – 62,1%.
37,9% опрошенных не оформляли кредит в указанный период времени.
«Скажите, изменились ли условия кредитования по сравнению с Вашим предыдущим опытом?»,
в % от всех, кто когда либо оформлял кредит когда-либо, а также в течение последнего года
Сравнивая предыдущий опыт кредитования с нынешним, 33,3% отметили, что условия кредитования изменились и стали более выгодными для предприятия.
Больше всего оказалось тех, кто не заметил изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону – 38,9%.
Негативные изменения были отмечены 11,1% опрошенных.
16,7% респондентов затруднились дать ответ на вопрос.
«Устраивали ли Вас условия получения кредитов?»,
в % от всех, кто когда либо оформлял кредит когда-либо, а также в течение последнего года
Больше половины тех, кто брал кредит в течение последнего года отметили, что условия кредитования их устраивали – 66,7%.
27,8% оценили условия кредитования негативно.
Затруднились дать оценку условиям кредитования 5,6% участников исследования.
«Необходим ли Вашему предприятию сегодня кредит?»,
в % от всех опрошенных, n=75
Подавляющее большинство предприятий малого и среднего бизнеса в Смоленске (80,0%) в настоящий момент не нуждаются в кредитовании.
При этом испытывают необходимость в кредитах 17,3% опрошенных.
Для 2,7% опрошенных вопрос вызвал затруднения.
«На какой срок Вы бы хотели получить кредит?»,
в % от всех, кому необходим кредит
Наиболее предпочтительный срок кредитования для тех, кто нуждается в нем сегодня – 5 лет, так ответили 30,8% опрошенных.
На втором месте период кредитования в три года – 23,1% выбравших.
Равные доли респондентов называли кредиты сроком 1 и 2 года – 15,4%.
Такое же процент опрошенных (15,4%) затруднились ответить на вопрос.
«Для каких целей Вы предполагаете использовать полученный кредит?»,
в % от всех, кому необходим кредит
Чаще предложенных вариантов ответа опрошенный выбирали категорию «Другое» (61,5%). В неё респонденты относили такие цели как расширение/увеличение оборотного капитала предприятия.
Также в качестве целей кредитования можно отметить приобретение товарно-материальных ценностей (23,1%) и расширение действующего производства (15,4%).
«Назовите, пожалуйста, ТРИ главных, по Вашему мнению, критерия в выборе банка-кредитора для Вашего бизнеса?»,
в % от всех опрошенных, n=75
Основным критерием при выборе банка для оформления кредита является размер процентной ставки (76,0%) – предпочтительным станет банк, предлагающий самую низкую процентную ставку.
На втором месте – надежность, стабильность банка (46,7%).
На третьем месте по значимости – выгодные для предприятия условия выдачи кредита. Под выгодностью респонденты подразумевали низкие проценты за обслуживание кредита, низкую стоимость выдачи кредита, а также всю совокупность условий кредитования в целом.
«Пользовались ли Вы другими инструментами поддержки кроме банковского кредитования?»,
в % от всех опрошенных, n=75
Можно назвать кредитование самым распространенным инструментом финансовой поддержки.
Так, другие инструменты, кроме кредитования, использовали 14,7% опрошенных субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Смоленске.
«Какие инструменты финансовой поддержки Вы использовали?»,
в % от всех, кто пользовался инструментами финансовой поддержки, респондент мог дать несколько вариантов ответа
Те же, кто пользовался иными инструментами финансовой поддержки, нежели кредитование, отмечали лизинг (9,1%).
Подавляющее большинство опрошенных выбирали категорию другое – 81,8%. В эту группу попали такие варианты ответа, как «областное субсидирование», «кредитование под залог у других компаний», а также частные инвестиции.
9,1% опрошенных затруднились ответить на вопрос.
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
«Знаете ли Вы о том, что Российский банк развития и Внешэкономбанк реализуют в настоящее время Программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства?»,
в % от всех опрошенных, n=75
Общая информированность о программе поддержки малого и среднего предпринимательства составляет 61,3%. При этом 17,3% хорошо знают о программе, а 44,0% что-то слышали о ней.
38,7% опрошенных не знают о существовании программы.
«Является ли банк, с которым работает Ваше предприятие, участником данной Программы?»,
в % от всех, кто знает или что-то слышал о программе
39,1% считают, что банк, с которым работает их предприятие, является участником программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
26,1% опрошенных отмечают, что их банк в программе не участвует.
При этом чуть больше трети опрошенных (34,8%) такой информацией не обладают.
«Посещали ли Вы за последний год специальные образовательные семинары для предпринимателей или другие подобные мероприятия (форумы, конференции), организованные администрацией региона?»,
в % от всех опрошенных, n=75
Чуть меньше половины опрошенных – 42,7% - в течение последнего года принимали участие в различного рода образовательных программах.
57,3% в такого рода мероприятиях участия не принимали.
«Считаете ли Вы необходимым для себя повышение образовательного уровня для дальнейшего развития бизнеса?»,
в % от всех опрошенных, n=75
Несмотря на показатели посещения образовательных мероприятий, большая часть опрошенных признают их необходимыми для себя. 68,0% отмечали, что это определенно необходимо, 6,7% - скорее необходимо.
17,3% не видят необходимости в подобного рода мероприятиях.
При этом 8,0% опрошенных затруднились дать ответ на вопрос.