территориальных ТПП и руководителей предприятий,
проведенного в рамках мониторинга, организованного
ТПП России совместно с Минэкономразвития России
Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Москва, апрель 2009 г.
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 31 декабря 2008 года № ИШ-П13-7756, в феврале-апреле 2009 г. проведен мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства в отдельных сферах экономики всех федеральных округов.
В феврале и марте 2009 г. проведено два раунда мониторинга с участием территориальных торгово-промышленных палат, с использованием анкеты, специально разработанной для территориальных торгово-промышленных палат.
В апреле 2009 г. проведен мониторинг предпринимателей с использованием «Анкеты руководителя предприятия о состоянии и перспективах бизнеса в условиях финансово-экономического кризиса».
Информация в данном отчете представлена по следующим разделам:
1) Оценка текущего состояния предприятий;
2) Изменения на предприятиях;
3) Поведение предприятий в условиях кризиса;
4) Прогнозы;
5) Доступ к финансированию;
6) Доступ к помещениям;
7) Антикризисные меры со стороны государства.
В отчете представлены сводные результаты двух раундов мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, проведенных с участием территориальных торгово-промышленных палат в феврале и марте 2009 г., и опроса руководителей предприятий, проведенного в апреле 2009 г.
В февральском мониторинге территориальных палат приняли участие 39 ТПП регионального уровня и 27 ТПП муниципального уровня, а в мартовском - 31 ТПП регионального уровня и 23 ТПП муниципального уровня. Информация о реализуемых в регионах программах и наиболее востребованных предпринимателями мерах поддержки дает достаточно целостную картину и может быть использована для оценки эффективности инфраструктуры и мер по поддержке предпринимательства.
В апрельском опросе предприятий приняли участие 130 руководителей предприятий, из них 13,8% - микропредприятия, 30,9% - малые предприятия, 40,7% – средние предприятия и 14,6% - предприятия, не указавшие численность занятых.
Сводные результаты мониторинга позволяют оценить текущую ситуацию в секторе МСП, выявить наиболее острые проблемы, определить динамику состояния сектора под влиянием кризиса, дать прогноз его развития, определить наиболее востребованные виды поддержки и наметить дальнейшие приоритетные антикризисные меры со стороны государства.
1) Оценка текущего состояния предприятий
Текущее состояние своего бизнеса 33% ответивших предпринимателей оценивают как плохое и очень плохое, а большинство респондентов – 59% - оценивают состояние своего бизнеса как среднее. Наиболее пессимистично состояние своего бизнеса оценивают представители строительной области и розничной торговли. По оценкам ТПП в феврале и в марте наиболее проблемными отраслями были: строительство, обрабатывающее производство и операции с недвижимым имуществом. Значительная доля представителей микро, малых и средних предприятий - от 31% до 42% респондентов этой группы - оценивают состояние бизнеса как плохое и очень плохое. Это обстоятельство иллюстрирует необходимость поддержки малых и средних предприятий.
Диаграмма 1 Как бы Вы оценили текущее состояние Вашего бизнеса, %
Значительная часть предпринимателей – 43% - в 2009 году планируют продолжать работать, не обращая внимания на кризис, 34% респондентов собираются расширять производство. Наиболее серьезная ситуация наблюдается в строительной отрасли – 85% респондентов представителей этой отрасли планируют постепенно сокращать производство. Наиболее оптимистично в будущее смотрят представители сельского хозяйства и оптовой торговли, они собираются постепенно расширять производство, соответственно, 63% и 61% опрошенных. Подавляющее большинство - 67% региональных ТПП и 80% муниципальных ТПП - в феврале полагали, что основная часть МСП планирует продолжать работать, не обращая внимание на кризис, а в марте этот вариант ответа выбрали 62% муниципальных ТПП. Оценки на муниципальном уровне сместились в негативную сторону – 24% муниципальных ТПП выбрали вариант – «постепенно сокращать производство». На региональном уровне подобных изменений не произошло, что иллюстрирует необходимость увеличивать поддержку МСП на муниципальном уровне.
Диаграмма 2 Какие цели ставите Вы как руководитель предприятия на 2009 г. в условиях финансово-экономического кризиса, %
2) Изменения на предприятиях
На 80% предприятий наблюдается снижение объемов производства за последние 3 месяца, в среднем на 50%. Наибольшее сокращение показателя наблюдается в секторе обрабатывающего производства – 79%, в среднем. В феврале более 90% ТПП говорили о заметном снижении объемов производства на предприятиях, а в марте только 2% из опрошенных ТПП не отметили снижения объемов производства.
Снижение объемов производства вызвано рядом факторов, в частности снижением спроса на продукцию – 84% предпринимателей в апреле отметили снижение или значительное снижение спроса на продукцию своих предприятий. В таких отраслях как строительство, услуги населению, дорожное хозяйство и научные исследования снижение или значительное снижение спроса отметили 100% респондентов. Рост и значительный рост объемов задолженности со стороны покупателей наблюдается более чем на половине опрошенных предприятий, особенно в строительстве – 92%, сельском хозяйстве – 71% и финансовой деятельности – 67%. 76% предпринимателей отмечают рост цен на продукцию и услуги своих поставщиков, в строительстве и финансовой деятельности это отмечают 100% опрошенных, в дорожном хозяйстве – 96%. 50% предпринимателей отмечают рост конкуренции, у 56% предпринимателей есть задолженности перед поставщиками, особенно в строительстве – 100%, дорожном хозяйстве – 83%, обрабатывающем производстве – 61%. У 34% предпринимателей есть задолженности по кредитам, особенно в розничной торговле – 74%.
Диаграмма 3 Имеет ли Ваша компания задолженности, %
Для 60% предприятий ужесточились и сильно ужесточились условия поставок за последние 3 месяца, особенно в строительстве – 100%, транспорте и связи – 85%, дорожном хозяйстве – 71%.
Основными проблемами, с которыми столкнулись предприниматели вследствие финансово-экономического кризиса являются: спад спроса на продукцию – 85%, дефицит финансовых ресурсов – 80%, ужесточение условий и неплатежи со стороны покупателей – 68%, ослабление рубля и инфляция – 64%.
3) Поведение предприятий в условиях кризиса
На момент проведения опроса только у 35% предпринимателей уже разработана программа антикризисных мер, у 57% она разрабатывается. Более внимательно к разработке программы отнеслись предприятия транспорта и связи – у 71% предприятий этой отрасли программа уже существует, на втором месте – оптовая торговля: программа уже разработана на 63% предприятий, на остальных разрабатывается, на третьем месте – услуги населению – у половины предприятий программа уже есть, у второй половины находится в стадии разработки. Среди микро-предприятий программу не планируют разрабатывать 27% предприятий, среди малых – 11%, у средних предприятий программа или уже есть, или находится в стадии разработки.
В феврале территориальные палаты оптимизировали свою работу по поддержке МСП в условиях кризиса и планировали проведение следующих мероприятий: предоставление антикризисной информационной и консалтинговой помощи предпринимателям, обучение и переобучение, оказание содействия начинающим предпринимателям, молодежи и безработным в открытии и становлении бизнеса, сотрудничество со службой занятости, переобучение, создание новых рабочих мест и содействие в трудоустройстве на общественные работы и т.д. В марте территориальные палаты планировали проведение обширного ряда обучающих семинаров для предпринимателей, в том числе и по проблемам борьбы с финансово-экономическим кризисом.
Диаграмма 4 Какие антикризисные меры планирует реализовать Ваша компания, %
Предприниматели смотрят в будущее достаточно оптимистично, 64% из них планируют увеличить объем производства (продаж), 97% предпринимателей планируют улучшить качество продукции. Ответы ТПП как марте, так и в феврале также иллюстрируют, что на качестве товаров и услуг кризис отрицательно не скажется. Многие предприятия уже столкнулись с последствиями кризиса и им пришлось сузить географию бизнеса, об этом заявили более половины опрошенных ТПП, как в феврале, так и в марте, однако 84% предпринимателей планируют расширять географию бизнеса. Число рабочих мест, заработная плата, количество оплачиваемых рабочих дней как по мнению предпринимателей, так и по мнению ТПП будет сокращаться. Почти все предприятия (90%) планируют сократить расходы на внешние услуги, консалтинг, что подтверждается и мнением ТПП как в феврале, так и в марте. Цены на продукцию планируют снизить 69% предприятий. 60% предпринимателей планируют внедрять программы по энергосбережению, 56% планируют перейти на требования авансирования со стороны покупателей.
Диаграмма 5 Какие антикризисные меры планирует реализовать Ваша компания, %>
Продажа бизнеса или активов - непопулярная мера в сложном положении как по мнению ТПП, так и по мнению предпринимателей.
Переориентация бизнеса так же не популярна в обеих группах. Изменить ассортимент продукции планируют 50% предпринимателей.
43% муниципальных ТПП и 23% региональных ТПП также придерживались этого мнения и в марте, и в феврале.
Диаграмма 6 Есть ли случаи перехода МСП на бартерные сделки в Вашем регионе? (март)
54% предпринимателей планируют увеличить количество бартерных сделок. В марте 50% региональных и 43% муниципальных ТПП говорили о наличии случаев перехода МСП на бартерные сделки.
4) Прогнозы
18% предпринимателей ожидают улучшения состояния своего бизнеса в ближайшие 3 месяца, 45% никаких изменений не ожидают, 38% предпринимателей ожидают ухудшения ситуации. Наиболее пессимистично настроены предприниматели Северо-Западного федерального округа – доля предпринимателей, ожидающих ухудшения, составляет 70%, на втором месте – Дальневосточный федеральный округ – 50%.
Диаграмма 7 Как, по Вашим прогнозам, изменится состояние Вашего бизнеса в ближайшее три месяца, % (распределение по федеральным округам)
5) Доступ к финансированию
Вопрос доступа к финансовым ресурсам и ранее остро стоял для МСП, сейчас в банковской сфере малым и микро-предприятиям получить заем практически невозможно – борясь с последствиями кризиса и снижая собственные риски, банки заметно ужесточили требования к кредитоспособности заемщика. 85% предпринимателей считают, что для них сейчас привлечь заемное финансирование сложно и очень сложно. В марте 32% региональных и 39% муниципальных ТПП ответили, что банки «придерживают» деньги, 35% региональных и 22% муниципальных ТПП говорили о том, что банки не кредитуют стартующий бизнес, лишая предпринимателей возможности развиваться, а население - создавать собственные малые предприятия.
Диаграмма 8 Какова ситуация в Вашем регионе с доступом МСП к банковским кредитам в 2009г.? (март)
95% предприниматели отмечают рост процентных ставок, об этом еще в феврале говорили 100% опрошенных ТПП, продолжение роста процентных ставок отметили в марте до 90% ТПП.
87% предпринимателей отмечают рост требований банков к обеспечению кредитов, об этом в феврале говорили 95% ТПП, а в марте - 90% региональных ТПП и 100% муниципальных.
71% предпринимателей отметили рост сроков рассмотрения кредитной заявки, это же отметили в феврале 67% ТПП и в марте 80% муниципальных и 55% региональных ТПП.
Диаграмма 9 Как изменилась ситуация для Вашей организации с доступом к кредитам коммерческих банков, %
Снижение сроков, на которые предоставляется кредит, отметили 52% предпринимателей, в феврале об этом говорили 72% ТПП, в марте 79% муниципальных и 46% региональных ТПП.
68% предпринимателей сообщили о снижении размеров предоставляемых средств, это же отметили в феврале 66% всех ТПП, а в марте - 79% муниципальных и 38% региональных ТПП.
82% ТПП в феврале отметили рост потребности МСП во внешнем финансировании, в марте сложилась аналогичная ситуация – 83% региональных и 85% муниципальных ТПП отметили рост необходимости в заемных средствах. В целом, можно говорить о том, что ситуация с предоставлением заемных средств на муниципальном уровне значительно хуже, чем на региональном.
В течение последних шести месяцев получить кредит в коммерческом банке пытались 44% предпринимателей, в основном, за банковским кредитованием обращались предприятия таких отраслей как финансовая деятельность – 80%, оптовая и розничная торговля – 78% и 74% соответственно, сельское хозяйство – 63%. Из всех предпринимателей, обращавшихся за заемными финансовыми ресурсами, положительный ответ получили только 53% предприятий, наименее удачливыми здесь оказались предприятия обрабатывающих производств – положительные ответы о предоставлении заемных финансовых средств получили менее трети обратившихся за кредитами предприятий.
Для микрофинансирования характерны те же проблемы, что и для банковского сектора, как по оценке предпринимателей, так и по оценкам ТПП, исключая снижение сроков предоставления займов – только половина региональных и треть муниципальных ТПП отметили эту проблему, а среди предпринимателей с этой проблемой столкнулись 83% опрошенных.
6) Доступ к помещениям
Диаграмма 10 Увеличилась ли стоимость аренды производственных помещений для Вашего предприятия за последние три месяца, % (распределение по размерам предприятий)
В период кризиса наибольшую сложность предприятия испытывают с обязательными платежами, такими как аренда, налоги, кредиты и т.д. За последние три месяца у 49% предприятий увеличились арендные платежи, особенно в строительстве – 92%, дорожном хозяйстве – 79%, финансовой деятельности и услугах населению – 67% в каждой отрасли. Наиболее ощутимое увеличение арендных платежей произошло в секторе среднего бизнеса – 63%.
Основной проблемой, которую испытывают предприниматели при принятии решения об аренде помещений, руководителями компаний была названа высокая арендная плата, особенно в Дальневосточном и Приволжском федеральных округах. Представители ТПП в феврале в списке названых проблем поставили арендную плату на 4 место, в марте - на второе по сложности. На втором месте по сложности по оценке предпринимателей находится частый рост арендной платы, особенно в Сибирском и Южном федеральных округах, представители ТПП в обоих случаях поставили эту проблему на шестое место. На третьем и четвертом местах, по оценке предпринимателей, находятся сложности с подключением к энергосетям и сложности с газоснабжением, особенно в Южном федеральном округе.
При приватизации помещений основную сложность для предпринимателей составляет сбор пакета необходимых документов, на втором по сложности месте находятся слишком короткие сроки для оплаты в рассрочку выкупаемых у муниципалитетов площадей, на третьем - слишком высокая стоимость муниципального имущества. Особенно остро эти проблемы ощущаются в Южном федеральном округе. Мнение ТПП и в феврале, и в марте практически совпадает с мнением предпринимателей, за исключением оценки такой проблемы как приобретение муниципального имущества через аукцион. Это фактически лишает предпринимателей возможности выкупать помещения – представители ТПП более остро оценивают эту проблему, нежели предприниматели.
7) Антикризисные меры со стороны государства
При анализе эффективности антикризисных мер государства предпринимателями был выстроен следующий рейтинг: на первом месте - сохранение, а не повышение тарифов, на втором месте – кредитование бизнеса, особенно для Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, на третьем месте - снижение ставок НДС, ЕСН для предприятий, на четвертом месте - повышение доступности госзаказа, особенно для Сибирского федерального округа, на пятом месте –
По мнению ТПП в феврале: на первом месте - сохранение, а не повышение тарифов, на втором месте - кредитование МСП, на третьем месте - снижение налоговой нагрузки, на четвертом месте - снижение ставок НДС, ЕСН для МСП, на пятом месте - снижение ставок платы за аренду государственного и муниципального имущества. По мнению ТПП в марте: на первом месте - снижение налоговой нагрузки, на втором месте - кредитование МСП, на третьем месте - сохранение, а не повышение тарифов, на четвертом месте - снижение ставок НДС, ЕСН для МСП, на пятом месте - отсрочка налоговых платежей или налоговые каникулы.
Таким образом мнения ТПП и предпринимателей совпадают, и основное, чем сейчас нужно помочь бизнесу – снизить налоговую и административную нагрузку и предоставить льготные кредиты или субсидии по процентным ставкам.
На момент проведения опроса ряд компаний уже получил поддержку от государства – 11% и 8% предпринимателей уже выбрали подходящий для компании вид поддержки, но, к сожалению половина предпринимателей (50%), считает, что вид поддержки, необходимый для их компании, отсутствует, а 15% предпринимателей считают, что процедуры получения необходимой поддержки слишком сложные.
Диаграмма 11 Получала ли Ваша компания государственную поддержку или планирует воспользоваться какими-либо формами государственной поддержки предпринимательства, % (распределение по отраслям)
В отраслевом разрезе: в сельском хозяйстве половина опрошенных предприятий уже получила необходимую поддержку. Очевидно, это связано с реализуемой программой развития АПК. В обрабатывающем производстве также велика доля компаний, получивших поддержку – 35%, а 20% предприятий уже определились с необходимым видом поддержки. В сфере услуг населению и научных исследований с необходимыми видами поддержки определились 25% и 33% предприятий соответственно. В разрезе по численности занятых на предприятии 69% микро предприятий, 58% малых предприятий и 77% средних предприятий считают, что подходящие для них формы поддержки отсутствуют или процедуры получения господдержки очень сложные. Таким образом, очевидно, что необходимо разрабатывать специальные формы и виды поддержки для МСП и проводить их активную популяризацию.
Проведенный анализ показал, что несмотря на серьезные проблемы, с которыми столкнулись предприниматели, они смотрят в будущее достаточно оптимистично – планируют повышать качество продукции, развиваться. Основная задача сейчас – реально помочь этим предпринимателям, разработать специальные адресные меры поддержки, провести популяризацию этих мер для предпринимателей, т.к. некоторые предприниматели указывали на то, что не располагают достаточной информацией о тех формах поддержки, на которые они могут рассчитывать. Основные формы поддержки, которые интересуют предпринимателей и востребованы ими – доступ к финансированию, снижение платежей (арендная плата, доступ к сетям), снижение налоговой и административной нагрузки на бизнес.