при поддержке Министерства экономического развития
Российской Федерации
Содержание
- Краткие выводы
- Качество условий для развития малого и среднего бизнеса в регионах и городах-миллионниках: иднекс ОПОРЫ
- Общие результаты опроса малого и среднего бизнеса в российских регионах
- Эффективность политики подержки малого и среднего предпринимательства
- Описание и методология проекта
- Профили регионов
- Профили городов-миллионников
- Рейтинги регионов по индикаторам индекса условий для развития МСБ
Ведение
Существуют три основных фактора, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса и овышение его доли в экономике регионов: 1) условия спроса в регионе; 2) специфика отраслевой структуры экономики региона; 3) региональный бизнес-климат. Последний фактов - региональный бизнес-климат - в большей степени, чем первые два, может определяться политикой региональных властей, а его качество - служить одной из оценок эффективности работы региональных администраций.
Региональный бизнес-климат представляет собой совокупность условий, влияющих на возникновение и развитие бизнеса в регионе, это своего рода среда, в которойрождается и живет компания. Результатоы исследования дают следующую оценку факторам бизнес-климата в 40 российских регионах:
- низкая доступность земельных участков является проблемой по мнению большинства предприятий малого и среднего бизнеса;
- по сравнению с земельным вопросом чуть менее проблемно, однако далеко не привлекательно выглядит ситуация с доступностью недвижимости: для каждой третьей компании достаточно сложно или невозможно подобрать производственные помещения, каждая четвертая компания испытывает сложности с поиском складского помещения, а примерно каждая седьмая компания - с поиском офиса;
- при оценке транспортной инфраструктуры в целом (сеть автомобильных и железных дорог, воздушный и водный транспорт) на два более или менее позитивных отзыва приходится один негативный;
- в целом более позитивно, чем транспортная, оценивается логистическая инфраструктура (склады временного хранения, специализированные транспортно-логистические компании);
- для четверти компаний российского малого и среднего бизнеса роль барьера для развития играют высокие тарифы на Интернет;
- энергетическая инфраструктура является слабой стороной бизнес-климата: проблемы заключаются в низкой доступности новых энергетических мощностей и высоких тарифах на электроэнергию;
- рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Даже подбор специалистов для непроизводственных подразделений зачастую оказывается сопряженным со значительными трудностями. Удручающе выглядит сравнение кадровой ситуации в России с ситуацией в европейских странах. В рейтингах так называемого кадрового благополучия, включающих 31 страну, Россия - явный аутсайдер;
- позитивный момент: относительно легко организовать специальное дополнительное обучение в области развития бизнеса. Качество таких образовательных программ оценивается достаточно высоко;
- лишь 15% малых и средних компаний вообще не сталкиваются с административными барьерами в своих регионах. Остальные респонденты по-разному оценивают влияние административных барьеров на свой бизнес: значительная часть компаний вопринимает эти барьеры не как препятствия, а как особенность бизнес-среды, к которой можно приспособиться;
- много недовольства малые и средние компании высказывают при оценке таможенных процедур. Меньше негатива - при оценке работы налоговых органов (в вопросах взаимодействия с организациями и расчета налогов);
- только 10% компаний заявили, что не наблюдают в своем регионе коррупции. Лидерство по коррупционности принадлежит таким ситуациям, как "Доступ к государственному и муниципальному заказу", "Прохождение проверок" и "Выделение земли";
- работа проверяющих инстанций (пожарной инспекции, санэпиднадзора и т.п.) с той или иной периодичностью создает проблемы для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Интересно: бизнес в регионе гораздо чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур;
- каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование, около половины компаний работают на оборудовании "не самом современном, однако используемом в мире достаточно широко". И еще четверть компаний может похвастаться использованием "самого современного оборудования из существующего на сегодняшний день в мире";
- в целом компании не испытывают сложностей с поиском поставщиков (в том числе поставщиков машин и оборудования, комплектующих, бизнес-услуг);
- четверть компаний отмечает сложности с доступом к каналам дистрибуции (возможности продавать свою продукцию через торговые сети, оптовые и розничные компании и других посредников);
- низкая доступность финансовых ресурсов - одна из ключевых проблем бизнес-климата для российского малого и среднего бизнеса. Причем чем больше преиод, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить;
- доступность венчурного финансирования очень низкая. Подавляющее большинство руководителей компаний заявляют, что в их регионе нереально привлечь деньги из венчурных фондов под рисоквые бизнес-проекты.
На фоне международных сопоставлений российский бизнес-климат для малого и среднего бизнеса выглядит непривлекательно. По большинству показателей Россия находится во второй, неблагополучной, половине рейтингов, при этом по ряду показателей - в числе явных аутсайдеров. Так, наиболее серьезное отставание России отмечается в вопросах доступа к финансированию, доступности квалифицированных кадров и, в частности, квалифицированных управленцев, а также в вопросе внедрения новых технологий. Все так же, во второй половине рейтингов, но уже не в самом хвосте, Россия оказалась по показателям проблем с покупательной способностью и проблем с инфраструктурой. И, наконец, в трех из девяти рейтингов позиции России на фоне других стран выглядят относительно благополучно. Речь идет о вопросах стоимости рабочей силы, административного регулирования и изменения организационной инфраструктуры компаний. Важно заметить, что относительно высокие оценки, полученные от российских компаний по последним двум показателям, могут являться следствием низкой искушенности отечественного малого и среднего бизнеса в этих вопросах.
Большинство компаний оценивает свой регион как благоприятное место для ведения бизнеса, однако, говоря об организации нового бизнеса в регионе, более половины респондентов высказались в негативном ключе.
Примерно три четверти участников опроса утверждают, что дела у их компаний идут неплохо. И хотя компании еще не в полной мере оправились от последствий кризиса, они намерены сделать это в ближайшем будущем.
Основным препятствием для развития является "Низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда". С приличным отрывом от этой проблемы, на втором месте, расположился "Общий спад спроса на продукцию в отрасли". Третье место в ограничении развития бизнеса - у "Низкой доступности финансов". Тема налогов не затрагивалась.
Среди компаний преобладает мнение, что региональные администрации уделяют недостаточно внимания вопросам развития МСБ. При этом каждая десятая из опрошенных компаний участвует в какой-либо программе поддержки предпринимательства малого и среднего бизнеса, реализуемой региональными властями, и большинство компаний-участников ощущают пользу, которую им дает участие в программах. В муниципальные (районные или городские) программы поддержки МСБ вовлечено меньшее количество компаний.
Проведенный опрос и анализ темы инфраструктуры поддержки МСБ показывает крайне низкую осведомленность и вовлеченность компаний в программы по этой теме. Важно, однако, отметить, что ситуация с доступностью инфраструктуры поддержки сильно варьируется в зависимости от региона.
Самым узнаваемым объектом инфраструктуры поддержки (из рассмотренных в исследовании) оказались бизнес-инкубаторы. Об их деятельности осведомлены 13% участников опроса. Осведомленность о других объектах инфраструктуры поддержки ни нару не превысила 10%. Самую низкую информированность компании демонстрируют в отношении центров прототипирования: всего 2% опрошенных руководителей компаний хорошо представляют себе, что это такое.