Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |
малого и среднего предпринимательства
«ОПОРА РОССИИ»
Материалы семинара экспертной группы № 4, 2011
Сложившаяся в последние годы модель государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) представляется заведомо неэффективной и не позволит достичь кардинальных количественных и качественных показателей роста сектора МСП, обозначенных в поручениях Президента Российской Федерации и стратегических документах страны.
Сегмент малого и среднего бизнеса рассматривается отдельно от структурных преобразований российской экономики. Реализуя программы поддержки МСП, анализируя правоприменительную практику на предмет выявления и устранения «золотого барьера», устанавливая некоторые льготы и преференции, государство формирует своего рода «гетто МСП». Ресурс такого «гетто» ограничен и в ближайшем будущем будет исчерпан.
Необходимо четкое понимание того, что поставленная задача по увеличению численности занятых в секторе МСП и доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны не может быть решена отдельными точечными мерами, не связанными со структурными преобразованиями экономической системы. Требуется глобальная перестройка всей экономической парадигмы, где главным драйвером экономики на уровне важнейших программных документов страны должен быть определён малый и средний бизнес. Соответственно, одной из ключевых задач экономики лидерства и инноваций будет являться создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата.
При разработке Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года необходимо учитывать те глобальные вызовы и угрозы, которые ожидают в перспективе не только российскую экономику, но и всё мировое сообщество.
Речь идёт о глобальных процессах и тенденциях, таких как демографический кризис и последующая трудовая миграция, развитие альтернативной энергетики и сохранение природных ресурсов, ужесточение природоохранных требований и защита экологии, повсеместное распространение и расширение возможностей сети Интернет и т.д.
Демографический кризис и трудовая миграция
Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) предполагает не только поддержание стабильных темпов экономического роста, но и увеличение доли экономически активного населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства с 15 до 60 %.
По имеющимся прогнозам, в ближайшее время нашу страну ожидает серьёзное сокращение численности трудоспособного населения. Так, согласно среднему варианту прогноза Росстата, к 2025 г. его численность уменьшится на 14 млн. чел., или на 16%! Такой обвал ресурсной составляющей рынка за столь короткий период будет невозможно возместить за счет технического прогресса и реструктуризации экономики.
В этой ситуации именно малый бизнес более других категорий предпринимательства пострадает в борьбе за трудовые ресурсы, поскольку не сможет конкурировать с крупным и средним бизнесом за высококвалифицированный персонал.
В случае непринятия своевременных государственных решений по обеспечению привлечения необходимого количества иммигрантов потребность в рабочей силе будет удовлетворяться за счёт привлечения низкоквалифицированных рабочих из соседних государств. В условиях отсутствия грамотной и выверенной политики по адаптации мигрантов в России это может привести к межнациональным конфликтам.
Общеизвестная практика развитых стран, которую нужно тиражировать и в России – это постоянный поиск и максимальное использование резервов новых и талантливых ученых в самых различных сферах, которые уверенно ориентируются в мировой научной и технической среде и являются успешными предпринимателями. Концепция креативного класса предполагает конкуренцию национальных экономик за качество жизни в стране, а также за привлечение креативных, успешных людей (креативного класса), которые готовы изменять страну, экономику, привносить и реализовывать новые идеи на практике. В главной степени речь идёт об успешных руководителях инновационных предприятий, топ-менеджерах.
Содействие формированию в стране благоприятного миграционного климата, отвечающего задачам сегодняшнего дня и вызовам, стоящим перед российским малым и средним предпринимательством, должно стать одним из основных и наиболее актуальных направлений деятельности Правительства РФ на ближайшее время.
В области миграционной политики необходима реализация комплекса государственных решений:
- На уровне государственной пропаганды способствовать преодолению негативного отношения населения к мигрантам. В Российской Федерации должны быть созданы такие условия, чтобы иметь возможность не только отдавать странам – экономическим лидерам свои лучшие трудовые ресурсы, но и черпать эти ресурсы в других государствах;
- Принять государственную Стратегию реализации миграционной политики в Российской Федерации. Приоритетом этой политики в современных условиях должна стать дальнейшая либерализация миграционного законодательства;
- Обеспечить включение специальной «миграционной» составляющей в федеральные и региональные программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения, строительства и реконструкции жилья и др.;
- Существенно модернизировать действующую систему формирования квот на привлечение иностранной рабочей силы, в первую очередь - с точки зрения облегчения участия в этом процессе предприятий малого и среднего бизнеса;
- Продолжить дальнейшее внедрение практики дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов, выделения приоритетных групп;
- Перенять успешный опыт других стран в части использования «экономической иммиграции» - привлечения на постоянное место жительства предпринимателей и инвесторов из других стран. Важно, чтобы подобные программы были разработаны и реализованы и в России;
- Реализовать меры стимулирования бизнес-иммиграции (предоставление вида на жительство под бизнес-план, получения государственной поддержки для нерезидентов и компаний с иностранным участием или полностью иностранных и т.д.).
Экологические нормативы и требования
С каждым годом возрастает понимание важности сохранения природных ресурсов для будущих поколений. Мировое сообщество взяло курс на развитие альтернативной энергетики, энергосбережение, внедрение «зелёных технологий». В мировой практике уже есть примеры, когда определенные ограничения, поддержанные международным сообществом, стимулировали совершенствование существующих техник и технологий в отдельных отраслях (например, ужесточение требований к самолётам при движении в воздушном пространстве Европейского союза - запрет на полёты ТУ-154 до модернизации). Очевидно, что такая практика последовательно будет широко распространена на всевозможные сферы – от достижения «экологичности» товаров, до внедрения современных технологий в отдельные отрасли (очистка воздуха, воды и т.д.).
Россия просто обязана включиться в «гонку зелёных технологий», если мы не хотим остаться импортёром инноваций и продуктов в этой области, а также подвергнуться внешнему давлению.
Информатизация и распространение Интернета
Повсеместное распространение Интернета и развитие технологий приведёт к существенному изменению взаимоотношений работника и работодателя. Широкое распространение получит дистанционная работа – вне офиса. Современные технологии позволят работниках в полном комфорте без привязки к рабочему месту осуществлять возложенные на них трудовые функции. Фриланс становится естественной формой осуществления трудовых отношений и набирает обороты. В этой связи требует существенной переработки законодательство в сфере трудовых отношений, особенно понятие «рабочее место» и «надомный труд», которые совершенно не соответствуют существующим экономическим реалиям.
Распространение Интернета и технологий выявляет новые сегменты и ниши в предпринимательстве. Опережающими темпами растёт интернет-торговля. Социальные сети дают возможность гражданам осуществлять предпринимательскую деятельность, обеспечивая самозанятость населения. В этой связи становится актуальным разработка нормативной базы, стимулирующей самозанятость, и обеспечивающей включение таких граждан в правовое поле.
Малый и средний бизнес эффективно развивается в странах, где в экономике реализуются меры, направленные на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, где произошла перемена приоритетов (диверсификация экономики).
Отдельным направлением должно стать развитие предпринимательской активности – это важный фактор развития экономики. На практике должен найти подтверждение тезис о том, что предпринимателем быть почетно и в стране созданы базовые условия для открытия, ведения и развития бизнеса.
В основе всех преобразований должен быть Кластерный подход, который является сильным катализатором для количественного и качественного роста МСП и может форсировать глобальные изменения как в структуре, так и в доле малого и среднего предпринимательства в российской экономике (такой подход используют: Германия, Канада, Бразилия, Казахстан, Татарстан и др.).
Для повышения эффективности политики по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, нужен качественный мониторинг «отраслевого портфеля» МСП. Необходимо также серьезное глобальное исследование регионов – выявление их конкурентоспособных ниш и возможностей. Данный анализ многократно повысит эффективность государственных мер поддержки, поскольку выявит актуальные направления поддержки всего региона – сформируются своего рода кластерные приоритеты (географические, экономические, транспортные, образовательные и т.д.). По сути, в отдельных регионах к настоящему времени кластеры уже сформировались – Автомобильный в Татарстане, Лесной в Архангельске, химический в Томске и др.
Кластерная политика должна стать базовым элементом российской экономики, кластерные приоритеты должны учитываться во всех направлениях государственной политики – технологическая модернизация, развитие инноваций, миграционная политика и др. Это позволит достичь значимых результатов:
1) Консолидация усилий различных органов исполнительной власти при реализации отдельно взятого
проекта, с использованием инструментов и возможностей каждого ведомства.
2) Обеспечение активного и заинтересованного участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в создании благоприятных условий для ведения бизнеса.
3) Обеспечение компаниям, находящимся на территории кластера, доступа к преимуществам, создаваемым в кластере – кооперация с
крупными компаниями, высокий уровень конкуренции, высокопрофессиональные кадры и др.
4) Возможности для прогнозирования и мониторинга реализации кластерной политики как залог режима максимального
благоприятствования для развития МСП.
В ближайшей перспективе государством также должны быть созданы условия для развития базовых институтов и инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) включение общественных объединений в процесс принятия решений – чтобы позиция
бизнес-сообщества была обязательна к рассмотрению (распространение механизма и опыта ОРВ на другие сферы помимо государственного
контроля, оценки соответствия и т.д.) с постепенной передачей части функций общественным объединениям – лицензирование,
сертификация и др.;
2) восстановление роли бизнес-сообщества по защите прав третьих лиц (защита интересов неопределённого круга лиц в судах);
3) качественные и избыточные предложения по инфраструктуре поддержки (научно-производственные площади, IT, офисы, складские
помещения, центры коллективного пользования, центры промышленного дизайна, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д.);
4) институциональные преобразования – обеспечение эффективной защиты собственности, реформа судебной системы, развитие
институтов гражданского общества, налоговая реформа;
5) обеспечение мобильности населения, вовлечение в предпринимательскую деятельность отдельных групп населения (отставные
военные, женщины, студенты);
6) Развитие электронного правительства;
Взятый государством курс на модернизацию экономики и развитие инноваций предполагает создание условий для развития малых инновационных компаний, встраивание их в производственную цепочку, осуществление комплексных мер по их поддержке.
Главными составляющими совершенствования инновационной системы России являются ряд ключевых факторов, на развитие которых необходимо сделать основополагающий упор. Уже сейчас идёт конкуренция Национальных инновационных систем. И если во времена СССР мы конкурировали с США, отчасти Великобританией, Францией и Японией, то сейчас конкурентами становятся Индия, Китай, страны юго-восточной Азии, Бразилия, Мексика, Испания и другие, которые активизировали свои усилия по созданию благоприятных условий для ведения научной деятельности учёным и исследователям. В современных реалиях развитые государства уделяют повышенное внимание программам привлечения высококвалифицированных кадров для разработок и внедрения новых идей в различных областях, создания бизнесов и т.д.
Обеспечение спроса на продукцию инновационных компаний
Способность и склонность национальных компаний заниматься инновациями во многом зависят от внешних стимулов, в первую очередь, от характеристик спроса на внутреннем рынке. Чрезвычайно сложно развивать инновации, если потребители, Правительство и государственный сектор ориентированы лишь на цену товаров и услуг или если доступ компаний к рынку ограничен.
Важным инструментом инновационного развития является государственный заказ, с помощью которого государство может создать спрос на инновационную продукцию, а также создать стимулы для крупных компаний к внедрению инновационных решений в производство. Именно создание гарантированного стабильного спроса со стороны государства, госкомпаний и естественных монополий может способствовать становлению рынка инноваций, увеличению новых разработок.
Существенным потенциалом обладает сфера государственных заказов, в области космической и оборонной деятельности. Обеспечение устойчивого спроса со стороны данных отраслей и допуск к ним субъектов малого и среднего предпринимательства даст дополнительный стимул развития научных разработок и инновационного производства.
Ключевой момент - при размещении государственного заказа не должно превалировать только стремление к одномоментному снижению стоимости товаров, работ и услуг, важно учитывать возможность применения самых современных и инновационных разработок при исполнении государственного (муниципального) контракта.
Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности
На этапе экономического роста, получить финансирование крайне сложно даже для сложившихся, успешно работающих коммерческих предприятий, особенно если речь идет о долгосрочном финансировании. Проблема с низкой доступностью финансирования усилилась в 2008–2009 гг. в условиях мирового экономического кризиса. Для начинающих же компаний, действующих в инновационных, высокорисковых секторах, финансирование является еще большей проблемой. По результатам исследования ОПОРЫ РОССИИ «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России» (далее – исследование) почти ¾ опрошенных ученых и исследователей не имеют никакого опыта коммерциализации результатов научной деятельности. Об успешных попытках коммерциализации сообщили менее 4 % опрошенных, почти 5 % предпринимали попытки, которые оказались безуспешными.
Создание эффективной системы государственного управления
Среда, в которой взаимодействуют участники инновационной системы, находится под влиянием государственной политики и институциональных особенностей страны. Хотя институты лишь создают общие условия взаимодействия, их низкое качество может представлять собой главную сложность и препятствовать любой попытке правительства добиться более высокой инновационной активности. От совершенства институтов зависит способность всех участников инновационной системы принимать решения и планировать долгосрочные инвестиции.
Качество образования – возможность взращивания талантов
Отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж и в коммерческие сектора экономики, снижение финансирования, отсутствие какого-либо контроля над качеством образования и непрестижность естественно-научного и математического образования в России оказывают постоянное воздействие на сферу высшего образования, особенно естественно-научного, инженерного и математического. Качество подготовки кадров ухудшается, причем процесс этот приобрел самоподдерживающийся характер и без специального воздействия может привести к деградации образовательной системы России в среднесрочной перспективе.
В соответствии с исследованием ОПОРЫ РОССИИ «Предпринимательский климат в России: ИНДЕКС ОПОРЫ 2010-2011» именно кадровая проблема является одной из ключевых для предпринимателей.
Уровень финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в нашей стране недостаточен для решения настоящих научных задач. На практике финансов хватает только на поддержание текущей жизнедеятельности научного коллектива или на некоторую модернизацию старых результатов, достигнутых в результате еще советских исследовательских проектов. При этом распределение средств между научными коллективами в значительной степени зависит от личных предпочтений конкретных лиц, осуществляющих распределение финансирования.
Создание инфраструктуры (технопарки, центры коллективного пользования)
Малые инновационные компании отмечают множество проблем с доступностью инфраструктурных объектов. 60% опрошенных отметили низкую доступность помещений, а также недостаток специализированных услуг (маркетинг, бизнес-услуги). Отсутствие технологичных инфраструктурных объектов с современным оборудованием не позволяет малым инновационным компаниям эффективно развиваться.
Инновационный потенциал компаний
По оценкам исследования ОПОРЫ РОССИИ по уровню способности к созданию новых технологий, российские компании находятся не на последнем месте. Так, например, доля затрат компаний на НИОКР в ВВП в России в 2007 году составила 0,72 %. Это больше, чем в Украине и Беларуси, в Турции, Чили или Бразилии, однако это почти в 1,5 раза меньше, чем в Китае. Что же касается способностей наших компаний к заимствованию и адаптации технологий, то по данным Всемирного экономического форума, мы сильно отстаём даже от Казахстана и Украины.
Защита и охрана интеллектуальной собственности
Как показывают результаты опросов, существующее положение дел в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности является источником многих барьеров для инновационной системы. 55 % опрошенных ученых говорят о том, что в большинстве случаев они не могут зарегистрировать интеллектуальную собственность и использовать ее по своему усмотрению, так как права на результат их научной деятельности частично или полностью принадлежат либо организации, в которой они работают, либо организации-грантодателю.
Еще больше нареканий вызывает защита интеллектуальной собственности: только 7 % опрошенных считают российское законодательство в этой сфере более или менее проработанным, а интеллектуальную собственность защищенной. Доля тех, кто говорит о непроработанности законодательства и слабой защите прав на интеллектуальную собственность, – 68 %.
Поддержка технологического уровня действующих компаний малого и среднего предпринимательства в производственном секторе
Суть предложения заключается в разработке и реализации государственной технологической политики, направленной на поддержку компаний малого и среднего предпринимательства по обновлению и закупке нового оборудования – поддержание технологического уровня компаний на высоком уровне. Данное направление необходимо, поскольку без современного оборудования невозможно добиться высокой производительности труда и конкурентоспособности предприятий малого и среднего предпринимательства. Система преференций и ускоренной амортизации определённых видов имущества вкупе с лизингом оборудования должна способствовать обновлению основных средств предприятий и снижению общего уровня технологической отсталости субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проблема самозанятости граждан в последнее время приобрела особую актуальность в свете недавних кризисных явлений в экономической системе страны и, как следствие, существенного роста уровня безработицы. Поэтому усилия государства направлены на комплексное стимулирование самозанятости граждан по открытию собственного дела. В частности, при координации Минэкономразвития России в регионах реализуются меры поддержки начинающих предпринимателей (гранты на открытие собственного дела), с 2009 года Минздравсоцразвития России осуществляется комплекс мероприятий по поддержке самозанятости безработных граждан.
Решение задачи сокращения так называемой «теневой» части бизнеса напрямую зависит от успешности реализуемой государством политики по поддержке и стимулированию развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Прежде всего, это создание максимально благоприятных условий для открытия и ведения своего дела на законных основаниях.
Необходимо распространение уведомительного порядка ведения предпринимательской деятельности на все виды предпринимательской деятельности с закреплением исчерпывающего точечного перечня исключений из данного правила.
Эффективной мерой стимулирования легальной самозанятости граждан может стать и введение разновидности патента специально для самозанятых граждан, т.е. физических лиц, как осуществляющих предпринимательскую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, так и осуществляющих несистематическую деятельность без необходимости прохождения процедуры государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, без привлечения наемной рабочей силы.
Не менее важной задачей является также прогнозирование и недопущение ситуации, когда изменения в законодательном регулировании осуществления предпринимательской деятельности могут привести к увеличению числа предпринимателей, осуществляющих деятельность «в тени».
В частности, одним из инструментов служит оценка регулирующего воздействия разрабатываемых проектов нормативных правовых актов. Необходимо расширение сфер применения этого механизма, а также его внедрение на региональном уровне.
Необходимо продолжить и расширить практику включения бизнес-ассоциаций в процесс принятия государственных решений. Такой инструмент, как Оценка регулирующего воздействия показал важность и значимость участия бизнес-объединений в процедуре нормотворчества. Именно бизнес-сообщество способно объективно оценить затраты, издержки, пользу предлагаемых поправок и новых норм.
Следующий шаг – это дальнейшее развитие и совершенствование системы саморегулирования. Создание системы саморегулирования выгодно как государству, так и бизнесу, поскольку предполагает делегирование части государственных функций бизнесу с одновременным снижением бремени отраслевого контроля со стороны государства.
Вместе с тем, практика реализации Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» выявила несколько негативных тенденций, напрямую затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, создание саморегулируемых организаций (далее – СРО) на местах стали инициировать чиновники (бывшие или действующие), преследовавшие корыстные цели монополизации рынка и устранения с него компаний - конкурентов.
Таким образом, важной задачей предпринимательского сообщества является мониторинг и проверка созданных саморегулируемых организаций в части ревизии законности создания и работы таких СРО с целью обеспечения прекращения деятельности с фиктивных и ограничивающих конкуренцию СРО.
Одним из ключевых направлений должна стать популяризация и активное продвижение идеи саморегулирования в различных отраслях – общественного питания, туризма и т.д., чтобы отдельные сложности с которыми сталкивается малый и средний бизнес, в частности в строительстве, не влияли на общее отношение к идее саморегулирования.
Со стороны бизнес-сообщества необходим постоянный мониторинг готовящихся и принимаемых изменений в законодательстве в части функционирования СРО в целях заблаговременного выявления положений, которые потенциально могут привести к ограничению деятельности субъектов МСП (например, в строительной сфере и др.).
Важно также вернуть возможность общественным организациям выступать в защиту неопределённого круга лиц в судах. Такая возможность повысит уровень защищённости предпринимателей и будет способствовать развитию юридической помощи и усилению общественных организаций.
Кластерные технологии – это технологии коммуникаций. Необходимо уже сейчас задуматься о создании кластерных ассоциаций – своего рода экспертного сообщества. Это будут уже не только бизнес-ассоциации, но и объединения по профессиональному признаку.
Изменение схемы бюджетных налоговых поступлений от применения отдельных специальных налоговых режимов
Сохраняется проблема необеспеченности органов местного самоуправления необходимой финансовой базой, и как результат - систематический дефицит муниципальных бюджетов. Так, с момента принятия Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году количество полномочий муниципальных образований выросло в разы, а дополнительных источников финансового обеспечения их деятельности не появилось. Предусмотренная законодательством финансовая база муниципальных органов, основу которой составляют налоги на доходы и имущество физических лиц, а также налог на землю, уже предполагает наличие бюджетного дефицита.
Такой дисбаланс на практике приводит к тому, что развитие малого и среднего предпринимательства не входит в число приоритетов деятельности органов местного самоуправления . Особо показательна ситуация с неисполнением Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Необходимо изменить схему распределения налоговых поступлений по отдельным налогам в пользу бюджетов муниципальных образований. Бюджетирование муниципальных образований должно основываться на перечислении в муниципальный бюджет средств, полученных от компаний, в большинстве своем малых и средних, работающих на данной территории (речь, прежде всего, идёт о специальных режимах налогообложения: Единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, УСН на основе патента). В этом случае у муниципалитетов появится значимый стимул оказывать всестороннее содействие развитию малого и среднего бизнеса на конкретной территории.
В существующем виде техническое регулирование не отвечает современным реалиям ни по срокам оформления разрешительной документации, ни по содержанию процедур. На практике все процедуры сертификации и декларирования соответствия сводятся к формальному получению документа – сертификата соответствия или декларации соответствия продукции установленным требованиям законодательства. Обязательность сертификации подавляющей массы продукции не влияет на эффективность решения задачи по обеспечению безопасности продукции, но приводит к дополнительным издержкам для хозяйствующих субъектов.
Основные направления совершенствования законодательства в сфере технического регулирования сводятся к следующему:
- пересмотр концепции технического регулирования в сторону закрепления презумпции соответствия качества товара и услуги декларации производителя (производитель должен нести ответственность за свою продукцию, а не покупать сертификаты качества);
- существенное сокращение номенклатуры продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и замена обязательной сертификации продукции декларированием соответствия;
- исключение из Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, тех видов продукции, безопасность которой контролируется в рамках процедур санитарно-эпидемиологической экспертизы и иных форм оценки соответствия, предусмотренных действующим законодательством.
Ещё одним немаловажным направлением является пересмотр и гармонизация технических регламентов. Этот процесс запущен и идёт. В этой ситуации от ОПОРЫ, как крупнейшего объединения предпринимателей, требуется более активное участие в данной работе, поскольку эти документы напрямую затрагивают интересы бизнеса и устанавливают правила поведения на рынке и требования к продукции.
Отдельным направлением, которое может существенно увеличить спрос на инновационные решения и продукты, может стать, пересмотр технических регламентов. Необходимо на уровне технических регламентов и ГОСТов внедрять современные инновационные, в том числе энергосберегающие технологии. На начальном этапе можно определить несколько пилотных отраслей, например, таких как строительство, ЖКХ.
Дефицит площадей (как офисных, так и промышленных помещений), отвечающих потребностям ведения бизнеса, и высокие ставки арендной платы традиционно являются одной из первостепенных проблем для развития малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что законодательные предпосылки для улучшения ситуации в этой сфере созданы, в частности, приняты:
1) Федеральный закон от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального
имущества» (далее – Закон №178-ФЗ);
2) Федеральный закон от 22.07.2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в
государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и
среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №
159-ФЗ) - предоставил субъектам малого и среднего предпринимательства важные преимущества при выкупе арендуемого ими имущества.
Однако реальной и, как прогнозировалось разработчиками Закона №159-ФЗ, массовой передачи имущества в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства для эффективного управления и осуществления предпринимательской деятельности, не произошло.
Среди главных причин – противодействие исполнению положений Закона №159-ФЗ со стороны местных властей.
В свою очередь, те малые и средние предприятия, на которые не распространяется действие Закона №159-ФЗ, не имеют финансовых возможностей для выкупа имущества по общим правилам, установленным Законом №178-ФЗ.
Для устранения сложившихся проблем необходимо продолжать дальнейшее совершенствование законодательной базы в этой сфере, в том числе:
- Ускорить реализацию уже принятых решений – предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим недвижимое имущество, включённое в перечни государственного и муниципального имущества, правом выкупа таких помещений в заявительном порядке;
- Доработать Закон № 159-ФЗ (распространить его действие на имущество, находящееся в федеральной собственности, ведении ГУПов (МУПов) военные объекты; предоставить Федеральной регистрационной службе право регистрировать договоры купли-продажи объектов в отсутствие государственной регистрации договоров аренды помещений и др.);
- Ввести механизм специальных торгов исключительно среди субъектов малого и среднего бизнеса по отдельным категориям федерального и муниципального имущества.
Выкуп земельных участков
Оборот земельных участков во многих странах является серьезным активом для развития малого и среднего бизнеса. Этот рынок представляет собой один из наиболее динамичных секторов национальной экономики. Однако во многих регионах России оборот земель находится в стадии стагнации.
Причины – отсутствуют механизмы упрощенного выкупа земельных участков, процедура оформления прав на них излишне усложнена, занимает длительное время, и на практике труднореализуема.
Отсутствие нормативно закрепленного разграничения земель между муниципалитетами, во многом обусловленного отсутствием необходимых финансовых возможностей у муниципальных бюджетов, усугубляет ситуацию.
На практике процесс разграничения земель в большинстве муниципальных образований осуществляется в частном порядке: условием выделения земли для конкретного лица является регистрация участка, получение кадастрового номера. Иными словами, будущий потенциальный собственник своими силами занимается сбором необходимых документов с последующим участием в аукционе на право выкупа данного участка соответственно без каких-либо гарантий стать его победителем.
Для решения указанных проблем ОПОРА РОССИИ предлагает:
- упростить процедуру выкупа земельных участков: для субъектов малого и среднего предпринимательства -
арендаторов земельных участков предусмотреть льготы по выкупу по аналогии с правилами Закона № 159-ФЗ;
- провести оперативную постановку на кадастровый учет всех земельных участков, отдав приоритет участкам, выставляемым на аукцион;
- предусмотреть механизм и компенсации постановки на кадастровый учет земельных участков в случае, если постановка осуществляется
силами самих предпринимателей.
Кадастровая оценка земель
В большинстве регионов стало практикой необоснованное завышение кадастровой стоимости земельных участков в результате кадастровой оценки земель, и как следствие – увеличение размера земельного налога, ставок аренды земельных участков. Во многих городах землевладельцы и землепользователи не в состоянии заплатить земельный налог и арендные платежи и оказываются на грани разорения.
Муниципалитеты практически не используют имеющиеся инструменты по установлению дифференцированных ставок земельных налогов и арендных платежей за земельные участки. Статья 56 НК РФ предоставляет муниципалитетам право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы по налогам, включая возможность не уплачивать налог. То есть муниципалитет вправе снизить ставку налога либо вообще отменить его для субъектов МСП. Этим правом, по нашим сведениям, не воспользовался ни один муниципалитет (кроме г. Кемерово в 2009 году).
В июле 2010 года были приняты поправки в законодательство об оценочной деятельности по внесудебной процедуре обжалования результатов кадастровой оценки земель: установлены общие принципы проведения кадастровой оценки и требования к оценщикам, определен порядок утверждения результатов кадастровой оценки и внесудебного урегулирования споров о результатах ее определения, стала обязательной экспертиза отчета об оценке кадастровой стоимости в СРО оценщиков, стала возможным установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Вместе с тем, по мнению экспертов, данные поправки не устраняют основных причин возникновения спорных ситуаций определением налогооблагаемой базы по земельному налогу.
1. Деятельность образованных Комиссий при территориальных управлениях Росреестра по рассмотрению споров о
результатах определения кадастровой стоимости позволит в будущем избежать множество конфликтов, в т.ч. судебных. Вместе с тем,
требования к порядку создания и работы Комиссии не до конца проработаны: не предусмотрена возможность и процедура дополнительного
исследования полученных от заявителя документов случае возникновения такой необходимости (например, в процессе определения
Комиссией кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости), механизм формирования и работы Комиссии необъективен,
так как полностью исключает из процесса принятия Комиссией решений саморегулируемые организации (СРО) оценщиков, общественные
объединения и организации предпринимателей.
Так, право голоса имеют только входящие в состав Комиссии представители уполномоченного федерального органа, органа исполнительной
власти региона, органа кадастрового учета и Национального совета по оценочной деятельности. СРО оценщиков не имеют права голоса. А
предпринимательские объединения могут только присутствовать на заседаниях Комиссии в случае, если рассматриваются заявления
членов этих объединений.
Работа Комиссий не распространяется на результаты кадастровой оценки, проведенной до 2011 года, что ставит в невыгодное положение
предпринимателей, у которых уже определена кадастровая стоимость земельных участков.
Предложение ОПОРЫ РОССИИ: необходимо распространить работу Комиссий на результаты кадастровой оценки, проведенной до 2011
года.
Необходимо внести изменения в п.4 Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 г. № 69 в части наделения СРО оценщиков правом голоса при принятии решений о пересмотре кадастровой стоимости, а также в части включения в состав Комиссии представителей объединений/общественных организаций предпринимателей с правом голоса, включения в состав Комиссии СРО оценщиков, члены которых оспаривают результаты кадастровой оценки (проводили альтернативную оценку), с правом голоса.
Также Комиссия должна состоять из профессионалов в области оценки (члены СРО), следовательно, необходимо обеспечить их представительство в Комиссии в количестве не менее трети ее членов.
2. Существует огромная проблема доступа оценщиков к необходимой для своей деятельности объективной информации о сделках с недвижимостью, нет открытого для общего пользования и официального информационного ресурса, содержащего достоверные сведения.
Мониторинг рынка недвижимости в настоящее время проводится силами федеральных органов исполнительной власти с использованием часто недостоверных данных, в мониторинге не участвуют профессиональные организации, данные мониторинга не доступны ни оценщикам, ни налогоплательщикам.
Существующие методики по кадастровой оценке земель рассчитаны на развитый рынок объектов недвижимости, который до настоящего времени во многих субъектах РФ не сформирован.
Справочно: рыночные данные, которые необходимы для расчета, зачастую произвольно приводятся оценщиками и не соответствуют действительности. Исходя из таких вымышленных данных, формируется база «как бы рыночной» информации, на деле ничего общего с таковой не имеющая. Затем эти данные обрабатываются вычислительной машиной (Специальным Программным Обеспечением) по недоступной для анализа программе, в результате чего получаются вымышленные результаты, которым присваивается статус кадастровой стоимости.
Предложение ОПОРЫ РОССИИ: необходимо обеспечить проведение мониторинга рынка недвижимости и создание на его основе доступной для оценщиков и всех заинтересованных лиц информационной базы по сделкам с недвижимостью. В данном мониторинге очевидна необходимость участия профессиональных организаций (по приглашению Росреестра).
Создание такой базы позволит Комиссиям выносить объективные и подтвержденные данными решения о величине рыночной стоимости земельных участков и выявлять случаи необоснованного завышения стоимости земель.
Информацию, полученную в рамках этого мониторинга, необходимо сделать открытой для профессионалов с целью повышения качества процедур кадастровой оценки и точности результатов оценки.
3. Отсутствует единая методология оценки земель (нет стандартов). Методические рекомендации и указания, разработанные Минэкономразвития России, всего лишь рекомендуют порядок проведения оценки, однако дальнейшие процедуры работы формируют сами оценщики. По итогам проведения кадастровой оценки полученная информация включается в Специальное Программное Обеспечение (СПО) – программный комплекс, который автоматически совершает расчеты кадастровой стоимости. Данные расчеты недоступны ни для самих разработчиков СПО, ни для потребителей результатов кадастровой оценки. Это приводит к грубым ошибкам в расчетах, поскольку используемые в программах различные фиксированные коэффициенты были установлены субъективно при начальной разработке методического обеспечения и никак не связаны с современными реалиями и оцениваемыми объектами налогообложения.
Справка: СПО разработано по заказу Минимущества РФ в 2000 году. В разработке принимала участие одна специализированная организация, обсуждений с научным и оценочным сообществом не проводилось.
Предложение ОПОРЫ РОССИИ: необходимо разработать методологию (стандарты) проведения кадастровой оценки земель с привлечением экспертов из научных кругов и оценочных организаций. Необходимо полностью переработать СПО с привлечением экспертов из научных кругов и оценочных организаций.
4. Существует проблема корректировки полученных результатов кадастровой оценки земель, корректировки арендной ставки на земельные участки, в которые предприниматели вложили средства, корректировки размера земельного налога.
Модель массовой оценки – это единовременная оценка большого количества объектов, что заведомо делает невозможным получение рыночной стоимости каждого оцениваемого земельного участка. Полученные значения кадастровой стоимости могут быть как выше, так и ниже рыночной стоимости по целому ряду причин, т.е. существует проблема переплаты владельцев дешевых земель и недоплаты владельцев дорогих. Однако инструменты коррекции полученных результатов отсутствуют. В то же время такая коррекция необходима, поскольку любая модель условна и не отражает реальной ситуации. Результаты массовой оценки всегда отличаются от результатов индивидуальной оценки.
Справка. В странах, где используется модель массовой оценки, расхождение между реальной рыночной стоимостью и результатами массовой оценки обычно корректируется в сторону уменьшения налогооблагаемой базы по отношению к расчетным величинам. Это делается для того, чтобы не «наказывать» налогоплательщиков, у которых рыночная стоимость их имущества меньше расчетного значения.
В России подобная корректировка теперь стала возможна в силу внесения изменений в закон об оценочной деятельности, однако механизм такой корректировки крайне сложен для предпринимателя и в некоторых случаях невозможен. Связано это с тем, что если рыночная стоимость отличается от кадастровой не более чем на 30%, то корректировка стоимости происходит в рамках внесудебной Комиссии, но если больше 30%, то механизм признания результатов рыночной оценки значительно усложняется.
Также вложения в земельный участок арендаторами своих средств автоматически увеличивает арендную ставку за счет увеличения стоимости земельного участка. В настоящий момент предпринимателям просто невыгодно развивать земельные участки.
Предложение ОПОРЫ РОССИИ: с целью правильности определения факторов, влияющих на стоимость земель, необходимо обеспечить доступ оценщиков к информации, создать общую базу данных по сделкам с недвижимостью к привязке к процессу зонирования территорий.
Необходимо разработать механизм корректировки результатов кадастровой оценки в случае расхождения между реальной рыночной стоимостью и результатами массовой оценки путем корректировки в сторону уменьшения налогооблагаемой базы по отношению к расчетным величинам (результатам кадастровой оценки).
Кроме того, в целях корректировки ставки земельного налога и арендных платежей необходимо разработать принципы справедливого определения кадастровой стоимости улучшений земельного участка, проведенных собственником/арендатором.
Выделение земельных участков под строительство инфраструктурных объектов
На данный момент регионы и муниципалитеты не располагают необходимыми инфраструктурными объектами для развития малого и среднего предпринимательства. Федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России, не может в полной мере решить эту проблему. Необходимо увеличение объёмов строительства инфраструктурных объектов (промпарков; технопарков; агропромпарков; бизнес-инкубаторов; парков поставщиков) за счёт стимулирования механизмов государственно-частного партнёрства. В этих целях представляется целесообразным обеспечить выделение и подготовку конкретных земельных участков под застройку с подводом к ним всех необходимых коммуникаций и электричества, а также с готовым пакетом разрешений и согласований. Такой подход существенно повысит инвестиционную привлекательность проекта и упростит процесс строительства и обустройства инфраструктурных объектов.
ОПОРА РОССИИ предлагает:
- Разработать типовой для всех субъектов Российской Федерации инвестиционный контракт, предусматривающий ответственность как администрации, так и субъекта РФ за выполнение требований регламента и сроков получения согласований для получения разрешения на строительство. Предусмотреть материальную ответственность обеих сторон, вплоть до сокращения их доли в объектах строительства;
- Рекомендовать субъектам РФ принять региональные программы по выделению участков под развитие промышленных и технопарков, содержащих положение о создании и развитии транспортно-логистической системы, охватывающей все участки, выделенные под строительство. Земли, выделяемые под строительство, должны иметь соответствующую категорию (земли промышленности) и иметь соответствующее назначение (промпарки);
- Определить особый (упрощенный) порядок получения разрешений на строительство, который позволит уменьшить время оформления проектной документации по объектам, строящимся на территории промышленного парка (выдача разрешений на проведение строительных работ может происходить поэтапно, независимо от разработки и согласования всего проекта в целом, особенно это касается инженерных коммуникаций, вертикальных планов, прокладки сетей и дорог).
По результатам мониторинга ОПОРЫ РОССИИ среди основных проблем, которые отмечают предприниматели на данный момент, является, в том числе, повышение тарифов. Причём данная проблема была одной из главных на протяжении всего 2009 года и актуальна по настоящее время. По мнению бизнеса для решения этого вопроса необходимо «заморозить» тарифы на докризисном уровне (отметили 51,9% опрошенных предпринимателей).
Государство не учло того факта, что решение об увеличении тарифов принималось в докризисный период в условиях экономического роста, когда планировались значительные инвестиционные вложения. Данное решение не корректировалось во время финансового кризиса. В частности, предприниматели отмечают дальнейший рост тарифов на электроэнергию.
Положение усугубляется также ситуацией с подключением субъектов малого и среднего предпринимательства к коммунальной инфраструктуре (водоснабжение, водоотведение, газ). Установленные муниципалитетами размеры платы за подключение к объектам инженерно-технического обеспечения не соответствуют финансовым возможностям субъектов малого и среднего предпринимательства. Стоимость подключения к инфраструктурным объектам колеблется от десятков тысяч рублей до нескольких миллионов.
Такое положение дел не стимулирует строительство новых объектов и ведёт к снижению предпринимательской активности.
В целях решения указанных проблем ОПОРА РОССИИ предлагает сосредоточиться на следующих направлениях:
- обеспечить раскрытие информации о тарифообразовании (ЖКХ, электроэнергия, газ) в части экономического
обоснования и расчётов;
- обеспечить прозрачность установления тарифов на технологическое присоединение к коммунальным сетям, электричеству,
газораспределительным сетям, закрепив при этом положение, что «инвестиционная составляющая» бизнеса не может превышать 30%, а в
тариф для малого бизнеса «инвестиционная составляющая» не включается;
- рассмотреть возможность установления льготного порядка подключения к объектам коммунальной инфраструктуры, аналогично с принятым
порядком подключения к электросетям. Введение льготных ставок для предпринимателей, использующих энергосберегающие технологии.
Развитие кластеров – один из приоритетов политики модернизации российской экономики, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Кластерный подход повышает эффективность реализации экономической политики. Преимущества кластерного подхода очевидны – происходит тесная связь экономики региона, выражающаяся в комплексном взаимодействии предприятий, поставщиков, производителей, научно-исследовательских организаций, инфраструктурных объектов. Такое комплексное взаимодействие позволяет готовить необходимые кадры для экономики и обеспечивать взаимодействие всех её структурных элементов.
Территориальная направленность кластеров является важной составляющей развития региона. Выявление особенностей региона позволяет сформировать целевое назначение кластера (химический, авиационный, автомобильный, научно-технический и др.), что в свою очередь, положительным образом сказывается на выборе стратегии развития региона и выработке конкретных мер по стимулированию привлечения инвестиций.
Государственно-частное партнёрство также является немаловажным фактором в кластерном построении экономики, поскольку учитывает мнение бизнеса о необходимых проектах и помогает устранять все сложности на этапе согласований и проектирования.
Необходимо вернуться к вопросу утверждения и реализации Концепции кластерного развития, которую нужно преобразовать в программу конкретных действий, где будет обозначена роль науки, образования, финансовых инструментов и др.
Приоритеты кластерного развития регионов должны учитываться при формировании государственной политики в различных сферах: миграционное развитие, поддержка и развитие МСП, энергоэффективность, инновационное развитие, модернизация и т.д.
Сколько бы не предлагалось конкретных инструментов поддержки предпринимательской деятельности, сколько бы ни принималось необходимых нормативно-правовых актов, без устранения диспропорции в ответственности чиновник-предприниматель – ситуацию коренным образом не изменить. На бумаге декларируется о достигнутых результатах, а практика реализации всё опровергает. Ярким примером служит ситуация в сфере таможенного декларирования товаров. Пока чиновники рапортуют о снятии барьеров и оформлении всех документов за 1 день, 70% предпринимателей заявляют о затягивании сроков оформления товаров, постоянным придиркам к оформлению документов, принудительной отправке грузов на склады временного хранения и т.д. В такой ситуации не приходится говорить о конкурентоспособности наших производителей.
Аналогичная ситуация в государственном и муниципальном заказе. Чиновники быстрее приспособились к нормам 94-ФЗ и по условно-формальным требованиям отсекают ненужных предпринимателей от участия в госзаказе. Условиях контракта прописываются невыполнимые для многих требования и значительные штрафные санкции за нарушения, тогда как «своим» предпринимателям всегда можно подписать протокол разногласий и смягчить условия конкурса.
Отсутствие системных мер по выявлению и пресечению таких правонарушений приводит к вседозволенности и коррупции. Необходима персональная ответственность чиновников за каждое принятое решение.
В большинстве развитых стран именно малый и средний бизнес является основой экономики. Так, например, в странах Европейского союза, США, Японии доля занятых в малых и средних компаниях в среднем составляет около 50-70% от общего числа экономически активного населения.
При этом доля инновационных предприятий также высока – до 40 % от общего числа малых и средних компаний. В России в разных секторах экономики доля малых инновационных предприятий разнится, по данным Росстата, от 1,5% (в сфере производства и распределения электроэнергии) до 10% (в химическом производстве).
За последние годы было принято множество значимых государственных решений и нормативно-правовых актов, главной целью которых было развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако анализ проводимой политики показывает, что сегодня меры государственной поддержки малого бизнеса нацелены на решение конкретных тактических задач. Однако, целостной стратегии, которая обеспечит к 2020 году переход к новой, инновационно-ориентированной структуре экономики, не существует.
Пока нет и четких индикаторов, способных в реальном масштабе времени (по годам) показать насколько результативно решаются поставленные задачи по развитию малого бизнеса в целом и в отраслях.
В этой связи представляется необходимым разработать чёткую Стратегию развития малого и среднего бизнеса на перспективу до 2020 года с пошаговым алгоритмом достижения поставленных целей и реализации конкретных мер.
Главной целью стратегии должен стать системный анализ возможностей МСП в различных отраслях и регионах (кластерный анализ), разработка точечных механизмов поддержки, которые позволят малому и среднему предпринимательству стать основой новой диверсифицированной экономики.
Будут выявлены «сильные» стороны малого бизнеса, проведен анализ потенциальных «ниш», в которых возможно ускоренное развитие конкурентоспособного малого и среднего бизнеса.
По итогам данного исследования будет разработан комплексный План развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу до 2020 года в виде конкретных решений, способствующих развитию малого и среднего бизнеса. Одновременно будет подготовлен прогноз развития МСП на основе полученных данных.
Уважаемые господа!
Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму. Подробно о нашем эксперименте. |