малого и среднего предпринимательства
«ОПОРА РОССИИ»
Материалы семинара экспертной группы № 4, 2011
1. Основные показатели развития малого и среднего
предпринимательства в 2008 году
В 2008 году вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ), который установил критерии отнесения к малым и средним предприятиям, а также сформировал новые принципы государственной политики содействия развитию предпринимательства, разграничил компетенцию федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и местных органов исполнительной власти, закрепил основные формы государственной поддержки.
В соответствии с указанным законом выделены следующие критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - количество работников до 15 и годовой оборот до 60 млн. рублей;
- малые компании - количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;
- средние компании - количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 млрд. рублей.
а) количество субъектов малого и среднего предпринимательства
Согласно данным, представленным Росстатом и ФНС России, на 1 января 2009 года в Российской Федерации осуществляют деятельность 5,136 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1,361 млн. юридических лиц, а также 3,774 млн. индивидуальных предпринимателей.
б) занятость в сфере малого и среднего предпринимательства
В сфере малого и среднего предпринимательства занято 16,387 млн. человек, в том числе 12,613 млн. работников компаний являющихся юридическими лицами, и 3,774 млн. индивидуальных предпринимателей.
Учитывая, что критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства вступили в действие с 2008 года, проанализировать динамику изменения малого и среднего предпринимательства в 2008 году не представляется возможным, однако в материалах за 2009 и 2010 года сравнительные изменения отражены в настоящем докладе.
малого и среднего предпринимательства
Не считая вступления в силу упомянутого ранее Федерального закона №209-ФЗ, в конце 2008 года были приняты изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе, в части обеспечения допуска малых и средних предприятий к госзаказу, путем установления требований об обязательной квоте для малого и среднего предпринимательства, в том числе указанная квота распространяется не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков.
Также с 2009 года квоты на закупки распространяются теперь не только при конкурсном размещении заказов, но и при проведении аукционов, кроме того, Федеральная антимонопольная служба России жестко отслеживает выполнение данной нормы государственными заказчиками, и при неисполнении выдает предписания об устранении допущенного нарушения.
Принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ), предоставляющий преимущественное право выкупа помещений малыми и средними предприятиями являющимися арендаторами.
Еще один важный вопрос начала предпринимательской деятельности – это подключение к электросетям. В принятом постановлении Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 119 предусматривается установление льготных тарифов за технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом стоимость для потребителей с мощностью до 15 кВт не будет превышать 5 МРОТ (550 рублей), а при присоединении модности от 15 до 100 кВт – можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года.
Второе полугодие 2008 года знаменательно также появлением и публичным обсуждением стратегических планов социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Подготовлена и одобрена Правительством России Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации, которая ставит целью достижение к 2020 году высоких количественных и качественных показателей развития МСП.
Однако серьезным испытанием для российского МСП стал разразившийся в сентябре 2008 года финансовый кризис. Мировой и внутренний финансовый кризис, обострившийся в сентябре-октябре 2008 г. вызвал приостановление кредитования банками МСП, резкий рост ставок по кредитам, а также породил проблемы с платежами и поставками со стороны контрагентов. Это крайне отрицательно сказалось на хозяйственной деятельности малых и средних предприятий.
Принятие пакета законов, направленных на устранение административных ограничений в предпринимательской деятельности, может существенно повлиять на снижение издержек, связанных с выплатами госслужащим при осуществлении контроля/надзора, выдаче разрешений/согласований по предпринимательской деятельности.
Влияние мирового финансового кризиса на снижение экономической активности субъектов рынка может быть в значительной мере нивелировано оперативными действиями Правительства Российской Федерации путем принятия своевременных и эффективных мер - как антикризисного, так и общеинституционального характера.
1. Основные показатели развития малого и среднего
предпринимательства в 2009 году
а) количество субъектов малого и среднего предпринимательства
Согласно данным, представленным Росстатом и ФНС России, на 1 января 2010 года в Российской Федерации осуществляют деятельность 5,60 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1,618 млн. юридических лиц, а также 3,985 млн. индивидуальных предпринимателей.
б) занятость в сфере малого и среднего предпринимательства
В сфере малого и среднего предпринимательства занято 16,220 млн. человек, в том числе 12,234 млн. работников компаний являющихся юридическими лицами, и 3,985 млн. индивидуальных предпринимателей.
1.01.2009 | 1.01.2010 | Изменения к 2009 |
||
---|---|---|---|---|
1. | Количество малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей | 5 136 362 | 5 605 767 | +9,1% |
2. | Среднесписочная численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства | 16 387 825 | 16 220 000 | -1% |
По итогам 2009 года наблюдается прирост численности компаний на 9,1%, однако стоит отметить снижение числа постоянно занятых на субъектах малого и среднего бизнеса в 2009 году произошло на 1% (167,7 тыс. человек) по сравнению выросшим уровнем безработицы в Российской Федерации на 16% (873 тыс. человек).
Это обусловлено, прежде всего, переводом части работников на работу по совместительству, подряду, а также увеличением числа действующих индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, снижение числа работников малых и средних предприятий составило не более 20% от общего сокращения занятых работников в Российской Федерации в 2009 году.
Учитывая изложенное отметим, что малое и среднее предпринимательство в условиях кризиса показало высокую экономическую устойчивость. А политика малых и средних компаний в отношении занятых работников была нацелена на максимальное сохранение рабочих мест.
В целях стимулирования субъектов малого предпринимательства с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» осуществлено повышение в два раза предельной величины доходов налогоплательщика, ограничивающее его право на применение упрощенной системы налогообложения с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей.
С 2009 года расширены возможности применения упрощенной системы налогообложения в виде патента: ее могут использовать предприниматели, нанимающие до 5 человек. Перечень видов деятельности для применения патента расширен на ряд сельскохозяйственных работ и распространен на медицинских работников.
В четыре раза сокращена отчетность по налогу в рамках упрощенной системы налогообложения (отменены ежеквартальные налоговые декларации).
Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставлено право снизить с 15 до 5 процентов налоговую ставку, применяемую при упрощенной системе налогообложения. 56 регионов уже приняли такие решения.
Значимым фактором снижения административных нагрузок на малый бизнес стало принятие Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ, в соответствии с которым установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками Единого налога на вмененный доход, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
В целях стимулирования малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций принят Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
В 2009 году вступил в силу Федеральный закон №159-ФЗ, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений малыми и средними предприятиями являющимися арендаторами.
В 62 регионах в развитие Федерального закона №159-ФЗ приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества, а также постановление Правительства Российской Федерации об установлении предельных значениях выкупаемых помещений: 1000 кв.м. и 3 года рассрочки соответственно.
В 2009 году начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды.
1. Основные показатели развития малого и
среднего предпринимательства в 2010 году
а) количество субъектов малого и среднего предпринимательства
Согласно данным, представленным Росстатом и ФНС России, в настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 5,738 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1,631 млн. юридических лиц, а также 4,107 млн. индивидуальных предпринимателей.
б) занятость в сфере малого и среднего предпринимательства
В сфере малого и среднего предпринимательства занято 16,308 млн. человек, в том числе – 12,201 млн. работников компаний являющихся юридическими лицами, и 4,107 млн. индивидуальных предпринимателей.
По предварительным итогам 2010 года наблюдается прирост численности субъектов малого и среднего предпринимательства на 2,4%, в основном сложившийся за счет роста числа индивидуальных предпринимателей и микро-предприятий, вместе с тем, среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства увеличилась на 0,5%.
1.01.2010 | 1.10.2010 | Изменения к 1.01.2010 |
||
---|---|---|---|---|
1. | Количество малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей | 5 605 767 | 5 738 711* | +2,4% |
2. | Среднесписочная численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства | 16 220 000 | 16 308 589* | +0,5% |
* - Данные по микропредприятиям приведены по состоянию на 1 января 2010 г., т.к. обследования проводятся раз в год
малого и среднего предпринимательства
С 1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля» который стал законодательной основой для уведомительного порядка в отдельных видах предпринимательской деятельности для начала бизнеса.
Первоначально Законом № 294-ФЗ уведомительный порядок был предусмотрен для 13 видов предпринимательской деятельности, детализированных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (далее – Правила представления уведомлений) до 61 видов работ и услуг.
В 2010 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2010 года № 245 число видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие уведомительного порядка, было увеличено до 20, а количество соответствующих видов работ и услуг расширено до 69.
Также стоит отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2010 г. № 854 «О внесении изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений» предусмотрена возможность подачи уведомлений в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.
В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2010 года №66-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 9 мая 2010 года проведение внеплановых проверок по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации распространено на проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, стоит отметить, что в 2010 г. реализована важная норма, затрагивающая всех без исключения предпринимателей. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» чиновник, допустивший нарушение порядка проведения проверки несет ответственность в виде денежного штрафа, а результаты такой проверки, могут быть признаны недействительными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» определен порядок подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора).
Во исполнение указанного постановления приказом Росстата от 27 сентября 2010 г. № 331 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
31 марта 2010 г. вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, исключающие полномочия милиции по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере обеспечения контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, экологического, фитосанитарного, налогового контроля, контроля в банковской сфере и сфере финансовых рынков, технического регулирования, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (79 составов).
Две третьих малого бизнеса заняты в сфере торговли и бытового обслуживания. По оценкам «ОПОРЫ РОССИИ» эта мера оказывает существенное влияние на темпы снижения административного давления на бизнес.
2 июля 2010 года принят Федеральный закон № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Целями принятия закона являются обеспечение создания правовых основ деятельности микрофинансовых организаций и установление особенностей указанной деятельности, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, а также прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю в сфере микрофинансирования.
Необходимость правового регулирования микрофинансовой деятельности некредитных организаций объясняется увеличением объема их деятельности в масштабах общего финансового рынка. Важное место в области небанковского финансирования реального сектора экономики занимает развитие микрофинансовых организаций, ориентированных на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах малых предприятий и микропредприятий.
Закон направлен на формирование системы регулирования микрофинансовой деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями и коммерческими организациями в форме хозяйственных обществ, за исключением кредитных организаций и потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется специальными законами, что создает равные условия хозяйствования на финансовом рынке, а также формирует правовые условия для его дальнейшего развития.
В 2010 году был принят Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Нормы Федерального закона устанавливают сниженный до 2% от начальной (максимальной) цены контракта предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, проводимых среди субъектов малого предпринимательства.
Также принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 759 «О совершенствовании порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям».
Нормы указанного постановления уточняют перечень прилагаемых к заявке на присоединение документов, порядок подачи заявок отдельными категориями потребителей, мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 100 кВт, и процедуру направления и подписания проекта договора, в том числе при присоединении мощных объектов по производству электроэнергии.
Также в постановлении подробно регламентирован порядок внесения платы за присоединение потребителями, суммарная присоединяемая мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВт (установлены этапы внесения платы). Установлен новый порядок представления сетевыми организациями системному оператору информации о суммарной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией выданы технические условия.
В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 150 внесены изменения в статью 10 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 150) действие норм статей 1-6 и 9 Федерального закона № 159-ФЗ продлевается с 1 июля 2010 года до 1 июля 2013 года.
21 августа 2010 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества», в соответствии с которым:
- Росимущество наделено полномочием по формированию и утверждению перечней федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства
- Перечни имущества подлежат обязательному опубликованию, в том числе в системе Интернет;
- Здания и помещения из перечня предоставляются исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе;
- Закреплен минимальный срок договора аренды –5 лет с момента регистрации договора;
- Для субъектов малого предпринимательства установлен льготный размер арендной платы от стандартно определяемого на основе рыночной оценки имущества размера арендной плат (от 40% в первый год до 100% в четвертый год аренды).
Принятие указанного постановления Правительства Российской Федерации позволит впервые сформировать конкретный Перечень имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Минэкономразвития России проведен мониторинг деятельности саморегулируемых организаций (далее – мониторинг) и представлен в Правительство Российской Федерации (письмо Минэкономразвития России от 17 ноября 2010 г. № 21928-ИМ/Д05) доклад «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности».
Наиболее значимое влияние на субъектов малого и среднего предпринимательства применение механизмов саморегулирования оказывает в тех сферах, в которых введено требование по обязательному членству участников рынка в саморегулируемых организациях (осуществлен переход от государственного лицензирования к механизмам саморегулирования).