Министерство экономического развития и торговли
Чувашской республики
Общество с ограниченной ответственностью «Проект – инвест»
Чебоксары – 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА, РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА
1.1. Понятие предпринимательской деятельности
1.2. Способности к предпринимательству
1.3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 2.08.2009 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. ОТКРЫТИЕ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
2.1 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
2.2. Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
2.3. Практические аспекты открытия, регистрации, перерегистрации юридического лица, внесение изменений в учредительные документы
3.1. Нормативная правовая база социально-экономического развития Чувашской Республики
3.2. Нормативное регулирование бизнеса в различных отраслях экономики
4. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
4.1. Стратегический менеджмент. Стратегия развития компании
4.2. Необходимость бизнес-планирования. Структура и содержание основных разделов бизнес-плана
4.3. Организационный план. Организационная структура управления – виды, преимущества, недостатки
4.4. Комплекс маркетинга: четыре «Р»
4.5. Финансовое планирование. Понятие себестоимости. Ценообразование
4.6. Прибыль. Привлечение дополнительных источников финансирования: кредит, лизинг
4.7. Оценка инвестиционных проектов. Критерии оценки проектов
4.8. Эффективная презентация проектов
5. МИНИМИЗАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КРИЗИСА: ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ
5.1. Антикризисные меры Правительства Российской Федерации
5.2. Антикризисные меры Правительства Чувашской Республики
5.3. Антикризисные меры предприятия
5.4. Управление затратами
5.5. Противодействие рейдерству
6. СИСТЕМА МЕНЕДЖЕМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
6.1. Общие понятия о системе менеджмента качества
6.2. Принципы менеджмента качества
7. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
7.1 Формирование команды как основного стратегического ресурса бизнеса
7.2. Кадровое планирование. Основные положения Трудового кодекса Российской Федерации
8. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
8.1. Общая система налогообложения – основные налоги, порядок их исчисления и сроки уплаты
8.2. Упрощенная система налогообложения – основные налоги, порядок их исчисления и сроки уплаты
8.3. Единый налог на вмененный доход. Единый сельскохозяйственный налог
9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
9.1. Республиканская программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы и на 2010-2020 годы 9.2. Финансовая, имущественная, организационная, информационная, консультационная поддержка малого бизнеса
В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе входит обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.
Как отметил в своем выступлении на заседании президиума Государственного совета «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» Президент Российской Федерации Д.А.Медведев:
«…развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное звучание.
Малый бизнес – это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса, ... задачи, которые мы сами для себя сформулировали – чтобы к 2020 году численность малого бизнеса составляла 60-70% от населения нашей страны в среднем.Кроме того, развитие малого бизнеса – это один из решающих факторов инновационного обновления. Обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности»
Президента Российской Федерации Д.А.Медведева
на заседании президиума Госсовета России, 27 марта 2008 г., г.Тобольск)
Любая предпринимательская деятельность требует не только желания и рвения, но и большого умения. Чтобы стать предпринимателем, недостаточно владеть некоторой суммой денег или набором средств производства. Надо правильно распорядиться этими деньгами и средствами, чтобы они могли принести новые деньги, прибыль. Предпринимателем может быть только человек умеющий.
А умеющий человек, это, прежде всего – знающий. Предпринимательству необходимо учиться, и не только на первых этапах становления бизнеса, но и постоянно.
Что должен знать и уметь предприниматель? Он должен знать – каким образом осуществляется предпринимательская деятельность, в какой очередности производятся практические действия, какие препятствия ожидают бизнесмена на его пути, какие ошибки он может совершить и какие шансы на успех он имеет. Предприниматель должен тщательно подготовить дело, организовать производство и реализовать продукт. Он должен уметь оценивать конкретные рыночные ситуации, делать правильный выбор, хорошо ориентироваться в действующем законодательстве. Никто и никогда не скажет бизнесмену – что необходимо делать в той или иной ситуации, не придет на помощь. Любой предприниматель должен рассчитывать в первую очередь на себя, уметь принимать самостоятельные решения, быть творцом, а для этого – быть не только знающим и умеющим, но и думающим.
1.1. Понятие предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2, часть I ГК РФ).
Порядок регистрации определяется Федеральным законом от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред.от 19.07.2009 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение прибыли как главную цель – самостоятельность, ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, целеустремленность.
Для предпринимателя важны: способность доводить дело до конца и умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач.
Шведский экономист Б.Карлоф, занимающийся исследованиями конкурентной стратегии, отмечает следующие необходимые качества предпринимателя: предпочитает принимать решения самостоятельно, восприимчив к новому, нацелен на получение результатов, открыт для конструктивной критики и похвал, стремится принимать активное участие в бизнесе, любит быстрое развитие и нововведение, крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.
Американские экономисты Р.Хизрич и М.Питерс считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания, такие как:
ясное понимание предпринимательства; отделение фактов от мифов; умение давать взвешенные оценки; умение находить нестандартные решения; умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности; умение вырабатывать новые коммерческие идеи; умение оценивать перспективность новых идей; знания, необходимые для создания нового дела; умение оценивать внешнюю ситуацию; умение оценивать действия с точки зрения этики и морали; умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры; умение получить причитающееся.
«О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации»
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ).
Критериями отнесения к СМСП являются:
- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников:
от 100 до 250 чел. включительно - для средних предприятий;
до 100 чел. включительно - для малых предприятий;
до 15 чел. - для микропредприятий (ст.4 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ);
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия - 60 млн.рублей;
малые предприятия - 400 млн. рублей;
средние предприятия - 1000 млн.рублей (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации нацелена на:
- развитие СМСП в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
- обеспечение благоприятных условий для развития СМСП;
- обеспечение конкурентоспособности СМСП;
- оказание содействия СМСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- увеличение количества СМСП;
- обеспечение занятости населения и развития самозанятости;
- увеличение доли производимых СМСП товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение доли уплаченных СМСП налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ст.6 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ).
В целях реализации государственной политики в области развития СМСП в Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления СМСП статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное СМСП государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечения прав и законных интересов СМСП при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки СМСП;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки СМСП и иные меры (ст.7 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ).
Формами поддержки СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП являются: финансовая поддержка; имущественная поддержка; информационная поддержка; консультационная поддержка; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка СМСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка СМСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст.16 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ).
Условия и порядок оказания поддержки устанавливается федеральными программами, программами субъектов Российской Федерации, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, субъекты Российской Федерации могут самостоятельно за счет собственных бюджетных средств оказывать иные формы поддержки СМСП.
2.1 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Основные формы предпринимательской деятельности:
- индивидуальное предпринимательство;
- коллективное предпринимательство.
Индивидуальный предприниматель – гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированный в установленном порядке.
Основные положения:
- вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом;
- отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, не может быть обращено взыскание (жилое помещение, если для гражданина оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещение, предметы домашней обстановки, вещи индивидуального пользования, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и т.д.);
- может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда в случае, если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимательства;
- вправе заключать трудовые соглашения, то есть использовать наемный труд при осуществлении предпринимательской деятельности.
Крестьянское (фермерское) хозяйство – совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если законом и договором между ними не установлено иное. Согласно статье 1 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ (в ред. от 13.05.2008 г.) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, приравнивается к индивидуальному предпринимателю с момента государственной регистрации этого хозяйства. Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства совершает сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представляет его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями.
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основные положения:
- имеет самостоятельный баланс или смету;
- отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (не распространяется на учреждения);
- отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности», может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии);
- учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника).
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
- по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с неоднократными и грубыми нарушениями закона и иных правовых актов, в других случаях, предусмотренных законодательством.
Юридические лица в зависимости от основной цели своей деятельности подразделяются на:
- коммерческие – основной целью является получение прибыли и возможность ее распределения между участниками, вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, иметь все гражданские права и нести обязанности. Сюда относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Порядок их создания и функционирования определяются специальными законами;
- некоммерческие – основной целью является выполнение функций, не связанных с получением прибыли. При этом источники финансирования деятельности некоммерческих организаций не имеют значения: могут находиться на самофинансировании за счет получаемых доходов от своей деятельности, получать прибыль от вспомогательной предпринимательской деятельности, которую они, не вправе распределять между своими участниками. Вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности. Могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, оговоренных Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 г.) «О некоммерческих организациях».
«О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей»
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель подлежат обязательной государственной регистрации в уполномоченном государственном органе (налоговая инспекция). Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, открытые для всеобщего ознакомления (сайт Управления налоговой службы по Чувашской Республике www.r21.nalog.ru).
Юридическое лицо считается созданным, а индивидуальный предприниматель – зарегистрированным со дня внесения соответствующих записей в Единые государственные реестры. Учредительными документами коммерческих юридических лиц являются:
Учредительный договор | Устав | ||
Хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере) | + | ||
Хозяйственные общества | + | ||
Государственные и муниципальные унитарные предприятия | + | ||
Производственные кооперативы (артели) | + |
Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
Учредительные документы должны содержать следующие данные: наименование юридического лица, место его нахождения (место государственной регистрации), предмет и цели деятельности юридического лица, порядок управления деятельностью юридического лица.
Полное товарищество – участники в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельности от имени товарищества, несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Участник обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту регистрации, остальную часть – в сроки, установленные учредительным договором.
Прибыль и убытки распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участники несут солидарно субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Управление деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников. Каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, при этом для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества. Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами. Управление деятельностью осуществляется полными товарищами, вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере.
Общество с ограниченной ответственностью – созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Число участников общества не должно быть более 50. В случае превышения предельного количества участников, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В решении должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам:
- учреждения общества, утверждения устава общества, утверждения денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных и иных прав, вносимых учредителями для оплаты долей в уставном капитале общества (принимаются учредителями единогласно);
- избрания или назначения органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, утверждения аудитора общества (при необходимости) (принимаются не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей). Если на момент принятия указанных решений размер долей каждого из учредителей не определен, каждый учредитель имеет при голосовании один голос.
Учредители общества заключают между собой договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества. Договор заключается в письменной форме и не является учредительным документом.
Учредительным документом общества является устав. Устав общества должен содержать: полное и сокращенное фирменное наименование общества; сведения о месте нахождения общества; сведения о составе и компетенции органов общества, в т.ч. о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в т.ч. о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; сведения о размере уставного капитала; права и обязанности участников общества; сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества; сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу; сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам, иные сведения, предусмотренные законодательством.
Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10000 (десять тысяч) рублей. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли. На момент регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем на 50%, остальная часть должна быть оплачена в течение срока, определенного договором об учреждении общества и не может превышать один год с момента государственной регистрации. Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами, иными правами, имеющими денежную оценку. Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками единогласно. Если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемая неденежными средствами, составляет более 20000 (двадцать тысяч) рублей, для определения стоимости имущества должен привлекаться независимый оценщик. При этом участники общества и независимый оценщик при недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества увеличения уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников. После полной оплаты уставного капитала допускается его увеличение или уменьшение. Общество вправе с периодичностью, определенной в уставе, принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества.
Высший орган управления обществом – общее собрание участников общества. Может образовываться совет директоров общества. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент) избирается общим собранием участников общества на срок, определяемый уставом. Общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствующим на общем собрании участников общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо председателем совета директоров общества или лицом, уполномоченным на то решением совета директоров общества. Компетенция общего собрания и исполнительного органа устанавливается уставом. Общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Общество обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале, обеспечивает лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества. Каждый участник общества обязан информировать своевременно общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества. В случае непредставления участником общества соответствующей информации, общество не несет ответственности за причиненные в связи с этим убытки.
Общество обязано хранить по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества, следующие документы: договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения; протоколы собрания учредителей общества, содержащие решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов, иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий регистрацию общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля, иные документы.
Деятельность регулируется Федеральным законом от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 2.08.2009 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
До 1.01.2010 г. уставы обществ с ограниченной ответственностью должны быть приведены в соответствии с действующим законодательством. Неприведение в установленный срок учредительных документов в соответствии с законом, регулирующих порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для его ликвидации.
Общество с дополнительной ответственностью – общество, уставный капитал которого разделен на доли. Участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Деятельность регулируется Федеральным законом от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 2.08.2009 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество – участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Число акционеров не ограничено. Общество обязано публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Закрытое акционерное общество – акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать 50. В случае превышения общество должно быть в течение года преобразовано в открытое акционерное общество.
Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. Решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам:
- учреждения общества, утверждения устава общества, утверждения денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, имеющих денежную оценку, и вносимых учредителем в оплату акций общества (принимается единогласно);- избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, а также утверждения аудитора общества (принимается большинством в три четверти голосов).
Учредители акционерного общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.
Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями.
Уставный капитал не может быть меньше: для открытого акционерного общества – 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда (100 рублей), для закрытого акционерного общества – не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного на дату государственной регистрации общества. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. После полной оплаты уставного капитала по решению общего собрания акционеров общество вправе увеличить или уменьшить уставный капитал путем изменения номинальной стоимости акций.
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более 50 создается совет директоров. Исполнительный орган может быть коллегиальным или единоличным. Компетентность органов управления устанавливается законодательством и уставом общества. Деятельность регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 г.) «Об акционерных обществах».
Дочернее общество – если другое (основное) общество или товарищество в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором имеет возможность определять решения, принимаемые обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
Зависимое общество – если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 25% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Производственные кооперативы – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной, иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание), основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренным законодательством. Учредительный документ – устав, утверждаемый общим собранием его членов.
Член кооператива обязан к моменту регистрации кооператива внести не менее 10% паевого взноса, остальную часть – в течение года с момента регистрации. Прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием. Высшим органом управления является общее собрание его членов. В кооперативах с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами являются правление и его председатель. Деятельность регулируется Федеральным законом от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ (в ред. от 18.12.2006 г.) «О производственных кооперативах».
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц.
Учредительный документ – устав.
Размер уставного фонда государственного предприятия - не может быть менее 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, уставного фонда муниципального предприятия – не менее 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных на дату государственной регистрации предприятия. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия на праве оперативного управления несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Деятельность регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 1.12.2007 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
юридического лица, внесение изменений в учредительные документы
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующим регистрирующим органом (налоговая инспекция) по месту его жительства.
При регистрации в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем (физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) заявление о государственной регистрации по установленной форме;
- копия основного документа (паспорта) физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
- копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
- копия документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
- копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте рождения;
- копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
- подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации, если представленная копия документа, удостоверяющая личность физического лица не содержит сведений о таком адресе;
- нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным, если физическое лицо является несовершеннолетним;
- документ об уплате государственной пошлины (400 рублей при регистрации, 80 рублей за регистрацию прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, 80 рублей за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации).
Верность представляемых копий документов должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его прежняя государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным, либо не исток срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом заявителем является глава крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть лицо, обращающееся за государственной регистрацией.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При регистрации в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем (руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления) заявление о государственной регистрации по установленной форме. Подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины (2000 рублей при создании, 400 рублей при внесении изменений в учредительные документы, 400 рублей – при ликвидации).
Документы могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно или направляться почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным правовым актам российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 г.). «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Формы документов, а также требования к их оформлению, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439 (в ред. от 27.07.2007 г.) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Формы документов, используемые при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств, утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3.12.2003 г. № БГ-3-09/664 (в ред. от 16.02.2004 г.)
Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств, утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 1.11.2004 г. САЭ-3-09/16@.
Формы заявлений о государственной регистрации размещены на сайте ФНС России в сети Internet по адресу: www.nalog.ru, а также на сайте Управления ФНС России по Чувашской Республике по адресу: www.r21.nalog.ru.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.2 ст. 11 ФЗ от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 г.)), который не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (п.3 ст. 11 ФЗ от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 г.)).
Регистрирующий орган не обязан при осуществлении процедуры государственной регистрации юридического лица при создании выдавать (направлять) заявителю экземпляр учредительных документов с проставленным штампом данного регистрирующего органа (письмо ФНС России от 27.02.2009 г. № ММ-19-9/28).
Отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления необходимых документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательная; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; выхода участников ООО из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника ООО из общества; внесения изменения в устав общества, находящегося в процессе ликвидации; регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом), или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации, могут быть оспорены в суде.
За необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки, незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в Едином государственном реестре сведений и документов, должностные лица регистрирующих органов несут административную ответственность.
Налогоплательщики обязаны уведомлять по установленным формам инспекцию ФНС об открытии и закрытии счетов, о случаях участия в российских и иностранных организациях, обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, а также о реорганизации или ликвидации организации (пп.2, 3 ст.23 НК РФ, приказ ФНС России от 21.04.2009 г. № ММ-7-6/252@).
После государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг необходимо уведомить (ст.8 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 г.)) уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления следующих видов предпринимательской деятельности:
- предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
- предоставление бытовых услуг;
- предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;
- розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
- оптовая торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
- предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
- предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 т. (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
- производство текстильных материалов, швейных изделий;
- производство одежды;
- производство кожи, изделий из кожи, в т.ч. обуви;
- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
- издательская и полиграфическая деятельность;
- деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).
В уведомлении указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям (постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584).
Дополнительно не позднее 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти необходимо сообщать в письменной форме о: изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности; изменения места жительства индивидуального предпринимателя; реорганизации юридического лица.
Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных докуме6нтов, выдаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, для начала осуществления вышеуказанных видов предпринимательской деятельности, не допускается (ст. 8 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 г.)).