Национальный институт системных
исследований проблем предпринимательства
Ф.С. Сайдуллаев, А.М. Шестоперов
Ноябрь 2011
(с) 2001-2010 АНО «НИСИПП»
Авторские права на исследование принадлежат коллективу авторов АНО «НИСИПП». Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения исследования или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на АНО «НИСИПП» и с указанием источника публикации.
- КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РИСУНОК 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 100 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ НА 1 ИЮЛЯ 2010 Г. И 1 ИЮЛЯ 2011 Г.
РИСУНОК 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ДОЛЕ СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЩЕЙ СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2010 Г. И ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2011 Г.
РИСУНОК 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ОБОРОТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2010 Г. И ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2011 Г. С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ФИКСИРОВАННОГО НАБОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ (В % ОТ СРЕДНЕГО ПО РФ)
РИСУНОК 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ТЕМПАМ РОСТА/СОКРАЩЕНИЯ ОБОРОТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2011 Г. ПО СРАВНЕНИЮ С ЯНВАРЕМ-ИЮНЕМ 2010 Г. С УЧЕТОМ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
РИСУНОК 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РАСЧЕТЕ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2010 Г. И ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2011 Г. С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ФИКСИРОВАННОГО НАБОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ (В % ОТ СРЕДНЕГО ПО РФ)
ТАБЛИЦА 1. КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 100 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ НА 1 ИЮЛЯ 2010 Г. И 1 ИЮЛЯ 2011 Г. ПО РЕГИОНАМ РФ
ТАБЛИЦА 2. СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ (БЕЗ УЧЕТА СОВМЕСТИТЕЛЕЙ И РАБОТАЮЩИХ ПО ДОГОВОРАМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА) В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2011 Г.
ТАБЛИЦА 3. ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2011 Г.
ТАБЛИЦА 4. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2011 Г.
Предлагаемый доклад продолжает серию докладов, основанных на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации. Подготовка докладов осуществляется автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») с 2002 года.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
- для микропредприятий – 60 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 года также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства .
Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
Ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в докладе не учитываются индивидуальные предприниматели и микропредприятия .
Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:
- прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г.;
- увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г.;
- рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г.;
- рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г.;
Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских цен.
1 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 201-р сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводится Федеральной службой государственной статистики во II квартале 2011 года (по итогам 2010 года).
2 В соответствии с Федеральным планом статистических работ (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р) агрегирование официальной статистической информации об основных показателях деятельности индивидуальных предпринимателей и об основных показателях деятельности микропредприятий в периоды проведения сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства не осуществляется. Предварительные итоги сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году ориентировочно будут доступны в декабре 2011 года.
3 Использование при расчете значений рассматриваемых в докладе показателей стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности позволяет учитывать межрегиональные различия в уровне потребительских цен и обеспечивает возможность для сравнения региональных значений показателей между собой.