Российской Федерации
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Программа Минэкономразвития России по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства
1.1. Мероприятия, связанные с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции
1.2. Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела
1.3. Развитие микрофинансирования
1.4. Создание региональных гарантийных фондов
1.5. Создание закрытых паевых инвестиционных фондов
1.6. Развитие лизинга оборудования
1.7. Мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта
1.8. Программы повышения энергоэффективности
1.9. Локализация промышленного производства
1.10. Образовательные программы
1.11. Развитие молодежного предпринимательства
1.12.Создание и развитие сети объектов инфраструктуры малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков)
2. Региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации
3. Направление «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы Минсельхоза России
3.1. Субсидии гражданам, ведущими личное подсобное хозяйство по кредитным договорам (договорам займа)
3.2. Субсидии крестьянским (фермерскими) хозяйствами и индивидуальным предпринимателям по кредитным договорам (договорам займа)
3.3. Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим и обслуживающим), созданным в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" по кредитным договорам (договорам займа)
3.4. Субсидии организациям по племенному животноводству
3.5. Субсидии на развитие социально-инженерной инфраструктуры села
3.6. Государственный лизинг
4. Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Внешэкономбанка, реализуемая через дочерний банк ОАО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства»
5. Комплекс мер Минобрнауки России, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научной и образовательной сферах
5.1. Программа «УМНИК»
5.2. Программа «СТАРТ»
5.3. Программа «Развитие»
5.4. Программы по развитию международного сотрудничества
6. Координация программ, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие самозанятости безработных граждан, поддержку малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства
по обеспечению координации программ, реализуемых
по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства,
по содействию самозанятости безработных граждан,
по поддержке малых форм хозяйствования на селе
и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № Пр-634 Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России поручено обеспечить координацию деятельности, направленной на поддержку малого предпринимательства, включая реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства.
Во исполнение указанного поручения и в целях повышения эффективности действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России разработаны данные рекомендации по реализации следующих программ и мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства:
- государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (ответственный федеральный орган исполнительной власти – Минэкономразвития России);
- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в целях снижения напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (ответственный федеральный орган исполнительной власти – Минздравсоцразвития России);
- повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы (ответственный федеральный орган исполнительной власти – Минсельхоз России);
- мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в научной и образовательной сферах (ответственный федеральный орган исполнительной власти – Минобрнауки России).
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия - 60 млн. рублей;
малые предприятия - 400 млн. рублей;
средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Необходимо отметить, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием: выручкой или числом занятых.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Таким образом, из расчетов исключаются сезонные колебания, а также обеспечивается сохранение поддержки для компаний, которые демонстрируют значительные темпы роста.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, указанные выше.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 07 марта 2011 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» средства финансовой поддержки (субсидии), предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет этого источника. Данный порядок может применяться в течение не более двух налоговых периодов с даты получения средств. В случае приобретения за счет субсидий амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению этого имущества. Порядок признания доходов осуществляется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
Действие новых положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. В случае если финансовые средства в виде грантов (субсидий) были предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета субъекта Российской Федерации в рамках оказания государственной поддержки до 1 января 2011 года, указанные средства финансовой поддержки относятся к внереализационным доходам и подлежат налогообложению.
1. Программа Минэкономразвития России по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее – Постановление № 178) Минэкономразвития России предоставляет субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанные программы – это нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
В порядке межбюджетных трансфертов субъектами Российской Федерации также предоставляются средства на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых на основе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В нормативные правовые акты Минэкономразвития России как федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, внесены такие приоритетные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как программа предоставления грантов начинающим, содействие в развитии микрофинансирования, программа содействия малому инновационному предпринимательству и поддержки модернизации производства компаний, а также предпринимателям, осуществляющим поставки продукцию на экспорт, обучающие программы, создание региональных гарантийных фондов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Минэкономразвития России предоставляет средства субсидий федерального бюджета субъектам Российской Федерации на конкурсной основе.
В 2011 году Федеральным законом от 13 декабря 2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, предусмотрено 20,8 млрд. рублей.
Основными направлениями расходов в 2011 году станут:
увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;
увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний;
увеличение объемов финансирования программ развития предпринимательства Северо-Кавказского федерального округа;
повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций, развитие массового обучения основам предпринимательства;
поддержка монопрофильных программ развития малого предпринимательства;
сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний;
создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.
В состав Конкурсной комиссии Минэкономразвития России включены представители всех ведущих общественных объединений предпринимателей – «ОПОРЫ РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, «Деловой России», РСПП, и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти - Минздравсоцразвития России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минрегиона России.
Порядок учитывает текущую ситуацию, складывающуюся в регионах, поэтому требования о необходимом региональном софинансировании в среднем составляют 30%. При определении уровня софинансирования учитывается бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для подавляющего числа регионов (60 субъектов Российской Федерации) за счет федерального бюджета будет финансироваться 80% расходов на поддержку предпринимательства, т.е. регион на 1 рубль собственных средств может привлечь 4 рубля федеральных ресурсов.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2011 г.
№ 277 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» (далее – Приказ) определены условия предоставления субсидии для финансирования мероприятий.
1.1 Мероприятия, связанные с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, осуществляются на следующих условиях.
1. Гранты на создание малой инновационной компании - субсидии юридическим лицам хозяйственным обществам - субъектам малого и среднего предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), созданным не ранее 1 августа 2009 года.
Гранты на создание инновационной компании - субсидии, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов на создание инновационной компании предоставляются с учетом следующих условий:
- гранты направляются субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным не ранее 1 августа 2009 г.;
- сумма гранта не превышает 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо.
2. Поддержка действующих инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Для целей предоставления субсидий под действующими малыми инновационными компаниями (далее - действующие малые инновационные компании) понимаются юридические лица - субъекты малого и среднего предпринимательства, действующие на момент принятия решения о предоставлении субсидии более 1 года, фактически производящие инновационные товары, осуществляющие инновационные работы или оказывающие инновационные услуги, а также фактически осуществляющие затраты на технологические инновации в значении, установленном в приказе Росстата от 30 октября 2009 г. № 237 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций» для заполнения формы федерального статистического наблюдения № 2 МП-инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия».
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке действующих малых инновационных компаний предоставляются на компенсацию следующих общих (капитальных и текущих) затрат малой инновационной компании:
- исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;
- производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;
- приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
- приобретение новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей);
- приобретение программных средств;
- другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи);
- обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями;
- маркетинговые исследования;
- прочие затраты на технологические инновации;
- аренда помещений, используемых для обеспечения деятельности;
- затраты, связанные с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
- сертификация и патентование.
Общая сумма субсидий на компенсацию общих затрат малой инновационной компании за счет средств субсидии федерального бюджета не должна превышать 5 млн. рублей.
3. Реализация специальных образовательных программ для малых инновационных компаний.
Специальные образовательные программы для малых инновационных компаний - предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации в сфере деятельности инновационной малой компании.
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по реализации образовательных программ предоставляются для реализации следующих мероприятий:
- предоставление сертификатов субъектам малого и среднего предпринимательства с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения;
- предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора образовательных учреждений для участия в мероприятии;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для частичной оплаты образовательных услуг.
К специализированным образовательным, тренинговым и наставническим программам относятся также программы, целью которых является подготовка начинающих предпринимателей и индивидуальных венчурных инвесторов (бизнес-ангелов) к эффективному сотрудничеству.
4. Поддержка действующих малых инновационных компаний-эмитентов в целях возмещения расходов, связанных с допуском их ценных бумаг к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения.
Под действующей малой инновационной компанией-эмитентом понимается акционерное общество - субъект малого и среднего предпринимательства, ценные бумаги которого допущены к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения или допущены к торгам на фондовой бирже в процессе их обращения, существенная часть выручки которого формируется за счет осуществления им хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий, в том числе в следующих сферах: информационно-телекоммуникационные системы, интернет-технологии, биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование, индустрия наносистем и материалов, рациональное природопользование, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение, безопасность и противодействие терроризму.
Возмещение расходов, связанных с получением допуска ценных бумаг малых инновационных компаний-эмитентов к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения, производится при условии соответствия фондовой биржи следующим требованиям:
- наличие лицензии фондовой биржи, выданной в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
- наличие специализированного сектора (направления, сегмента), предназначенного для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний либо специальное выделение (указание) ценных бумаг инновационных компаний в структуре списка ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже.
Поддержка оказывается в форме предоставления субсидий малой инновационной компании-эмитенту на компенсацию расходов, связанных с получением допуска ценных бумаг малой инновационной компании-эмитента к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения:
в специализированном секторе (направлении, сегменте), предназначенном для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний;
либо при условии специального выделения (указания) ценных бумаг малой инновационной компании-эмитента в структуре списка ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже.
Компенсации подлежат следующие виды расходов:
а) на подготовку для государственной регистрации эмиссионных документов (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг); проспект ценных бумаг и иные документы, необходимые для государственной регистрации выпуска ценных бумаг; отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг);
б) на оплату услуг профессионального участника рынка ценных бумаг (брокера/брокеров), оказывающего эмитенту самостоятельно или с привлечением третьих лиц услуги;
в) на оплату услуг аккредитованной фондовой биржей организации;
г) на проведение аудита и составление финансовой отчетности эмитента по МСФО;
д) на оплату услуг фондовой биржи и депозитария.
Субсидия предоставляется действующим малым инновационным компаниям-эмитентам в размере 50% фактически понесенных и документально подтвержденных расходов.
Общая сумма субсидий на компенсацию расходов, связанных с получением допуска ценных бумаг малой инновационной компании-эмитента к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения и (или) обращения, не должна превышать 5 млн. рублей.
Условием для получения малой инновационной компанией-эмитентом компенсации является включение фондовой биржей ценных бумаг такой компании в список ценных бумаг, допущенных к торгам.
Перечень документов, представляемых малой инновационной компанией-эмитентом в целях получения указанной субсидии:
- справка (в свободной форме), подтверждающая, что существенная часть выручки малой инновационной компании-эмитента формируется за счет осуществления им хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий, в том числе в следующих сферах: информационно-телекоммуникационные системы, интернет-технологии, биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование, индустрия наносистем и материалов, рациональное природопользование, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение, безопасность и противодействие терроризму;
- справка от фондовой биржи (в свободной форме) о соответствии фондовой биржи установленным настоящим разделом требованиям;
- выписка из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (предоставляется фондовой биржей);
- документы, подтверждающие оплату государственных пошлин за государственную регистрацию эмиссионных документов (решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг), проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска ценных бумаг);
- копия договора с профессиональным участником рынка ценных бумаг (брокера/брокеров), оказывающим эмитенту самостоятельно или с привлечением третьих лиц услуги, указанные в подпункте «б» настоящего раздела, и документы, подтверждающие расходы эмитента по указанному договору;
- копия договора с аккредитованной фондовой биржей организацией, оказывающей эмитенту услуги, указанные в подпункте «в» настоящего раздела, и документы, подтверждающие расходы эмитента по указанному договору;
- копия договора с аудиторской организацией об оказании услуг, и документы, подтверждающие расходы эмитента по указанному договору;
- копии договоров с фондовой биржей и депозитарием об оказании услуг и документы, подтверждающие расходы эмитента по указанному договору;
- иные документы (исполнительные органы субъектов Российской Федерации имеют право расширять перечень стандартов по согласованию с Минэкономразвития России).
5. Среди мероприятий поддержки малых инновационных компаний наиболее значимым стало мероприятие по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, включающей в себя: центры кластерного развития, промышленные, инновационные и логистические кластеры, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции и трансферта технологий, центры субконтрактации, развитие учебно-инновационных центров с учебно-демонстрационными площадками, в том числе на базе аграрных сельскохозяйственных высших учебных заведений и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и обеспечение деятельности таких организаций, включая программы информирования молодых людей в возрасте до 30 лет о предоставляемых возможностях и услугах.
1.2. Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела.
Субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос).
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов предоставляются с учетом следующих условий:
- гранты направляются вновь зарегистрированным и действующим менее 1 года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы;
- сумма гранта не превышает 0,3 млн. рублей на одного получателя поддержки. В случае, когда учредителями вновь созданного юридического являются несколько физических лиц, включенных в приоритетную целевую группу, указанному юридическому лицу сумма гранта не должна превышать произведения числа указанных учредителей на 0,3 млн.рублей;
- гранты предоставляются после прохождения претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (лями) юридического лица) краткосрочного обучения и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей;
- гранты могут предоставляться в денежной форме (непосредственная выплата субсидии получателю поддержки) и в натуральной (оплата за счет средств гранта услуг по предоставлению в пользование основных средств, предоставлению помещений и т.п.);
- обеспечена координация с региональной программой мероприятия, направленных на снижение напряженности на рынке труда;
- гранты субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим розничную и оптовую торговлю должны составлять не более 10% от общей суммы субсидии федерального бюджета.
Субъекты Российской Федерации при предоставлении грантов учитывают приоритетную целевую группу получателей грантов:
- зарегистрированные безработные;
- работники, находящиеся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
- работники градообразующих предприятий;
- военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации;
- субъекты молодежного предпринимательства (физические лица в возрасте до 30 лет; юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50%);
- субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству.
Социальное предпринимательство – социально ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение следующих условий:
а) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
б) предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:
- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
- социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;
- выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
1.3. Развитие микрофинансирования
Программа содействия развитию микрофинансовых организаций, позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.).
Микрофинансовые организации оперативно кредитуют малых предпринимателей на выгодных условиях, чтобы посредством дополнительного стимулирования оборотов компании, содействовать получению большей прибыли предпринимателя. Микрофинансирование бизнеса, особенно малого, можно назвать наиболее оптимальным вариантом получения денежных средств на организацию и развитие предпринимательской деятельности, при этом в рамках программы займы субъектам МСП не должны превышать 1 млн. рублей, а срок займа – не более 12 месяцев.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации по программе Минэкономразвития России созданы и действуют 67 микрофинансовых фондов, список приведен в приложении 1.
1.4. Создание региональных гарантийных фондов
В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, гарантийный фонд – юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам.
Поручительства (гарантии) предоставляются коммерческим банкам, страховым компаниям, лизингодателям, заключившим с региональным гарантийным фондом соглашение о сотрудничестве. Отбор таких организаций осуществляется на конкурсной основе.
Объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления гарантии (поручительства) не должен превышать 70% от объема обязательств малого и среднего предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовой организацией.
Указанное мероприятие позволяет развить рынок гарантий и поручительств по кредитам и договорам лизинга для субъектов малого предпринимательства при недостаточности обеспечения по кредиту.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации по программе Минэкономразвития России созданы и действуют 79 гарантийных фонд, список приведен в приложении 2.
1.5. Создание закрытых паевых инвестиционных фондов
В каждой стране, экономика которой основана на рыночных принципах, большинство высокотехнологичных компаний в той или иной форме получают первоначальное финансирование от венчурных инвесторов: будь то отдельные инвесторы или профессиональные финансовые посредники (венчурные фонды). При этом в странах, где на базе отдельных инновационных предприятий создались целые отрасли, сектор высоких технологий играет существенную роль в экономическом развитии страны.
С целью расширения доступа малых инновационных предприятий, обладающих значительным потенциалом роста на рынке, к источникам собственного (акционерного) капитала разработана программа создания сети частно-государственных региональных венчурных фондов.
Средства федерального и регионального бюджетов аккумулируются в специально созданных региональных фондах. В дальнейшем региональные фонды проводят конкурсный отбор управляющих компании, которые за счет дополнительного привлечения средств внебюджетных пайщиков формируют закрытый паевый инвестиционный фонд (ЗПИФ, 50 % - средства частного пайщика и 50% - средства федерального и регионального бюджетов). Срок действия договоров доверительного управления ЗПИФов не превышает 7 лет.
При этом управляющая компания обязана осуществлять инвестиции только в субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории региона, в котором сформирован ЗПИФ.
По требованиям Минэкономразвития России минимальный размер ЗПИФ, создаваемых в рамках Программы, составляет 400 млн. рублей, максимальный размер – 880 млн. рублей.
Основные направления инвестирования региональных венчурных фондов - информационно-телекоммуникационные технологии, биологические и медицинские технологии и оборудование, наносистемы и нанотехнологии.
1.6. Развитие лизинга оборудования
В конкурсном отборе по мероприятиям, связанным с содействием развитию лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий (далее - оборудование) субъектами малого и среднего предпринимательства, принимают участие субъекты Российской Федерации, обеспечившие реализацию таких мероприятий в соответствии со следующими условиями.
Субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляются на реализацию следующих мероприятий:
- субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектом малого и среднего предпринимательства лизинговых платежей из расчета не более двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент уплаты процентов субъектом малого и среднего предпринимательства;
- субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования;
- предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела - субсидий вновь зарегистрированным и действующим на момент принятия решения о предоставлении субсидии действующим менее 1 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Субсидирование мероприятий, направленных на развитие лизинга, распространяется на лизинговые договоры, к которым относятся следующие предметы лизинга:
- оборудование, а также универсальные мобильные платформы для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- универсальные мобильные платформы: мобильный центр поддержки предпринимательства; мобильный образовательный центр; мобильная служба быта; мобильный шиномонтаж; мобильный пункт быстрого питания; мобильный пункт производства готовых к употреблению продуктов питания (хлебобулочные и кондитерские изделия, блины, гриль, пончики и пр.); мобильный ремонт обуви; мобильный центр первичной обработки и фасовки сельскохозяйственной продукции; мобильный пункт заготовки молочной продукции; мобильный центр реализации продукции сельхозтоваропроизводителей, мобильный салон красоты.
1.7. Мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
Субсидии, предоставляемые на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, направляются на следующие цели:
- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет (далее - кредиты) в российских кредитных организациях (далее - банки) субъектами малого предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2005 г. или субъектами среднего предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, не ранее 1 января 2008 г.;
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.
Субъект Российской Федерации, реализующий мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, принимает на себя обязательства по расходованию средств субсидии по одному или нескольким из нижеприведенных направлений:
Компенсация части затрат субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства – гранты начинающим экспортерам.
Гранты начинающим экспортерам – субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, – субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, в целях частичной компенсации затрат на осуществление первой экспортной поставки. При этом компенсируются расходы, связанные с сертификацией и регистрацией продукции и товарного знака за рубежом, брендингом, содержанием представительства за рубежом (офиса, склада, торговой точки), обучением специалистов за пределами Российской Федерации или привлечением зарубежного эксперта на российское производство, а также с участием в зарубежных выставках (аренда выставочных площадей, изготовление стендов, регистрационный взнос, раздаточные материалы). Гранты начинающим экспортерам должны предоставляться на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
Гранты начинающим экспортерам за счет средств субсидии федерального бюджета предоставляются при условии предоставления информации о заключении первой внешнеторговой сделки субъектом малого и среднего предпринимательства (копии паспорта экспортной сделки, а также заверенной руководителем субъекта малого и среднего предпринимательства копии договора о поставке продукции на экспорт, копии грузовой таможенной декларации/транзитной декларации). В целях подтверждения факта осуществления экспортной сделки субъектом малого и среднего предпринимательства, обратившимся за получением гранта начинающему экспортеру в первый раз, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за выделение грантов, обращается в ФТС России с соответствующим запросом.
Сумма гранта не превышает 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки;
Компенсация части затрат субъектов Российской Федерации на поддержку действующих малых и средних предприятий, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта:
- на участие в бизнес-миссиях («Деловых миссиях»);
- на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки.
Под «Деловыми миссиями» понимаются коллективные поездки представителей действующих экспортно ориентированных малых и средних предприятий с предварительной маркетинговой подготовкой (анализом условий вхождения на определенный сегмент иностранного рынка, определением потенциальных интересантов, экспонированием и показом товаров (работ, услуг) с целью их продвижения, определения степени заинтересованности в сотрудничестве и получения обратного отклика) и организацией двусторонних деловых переговоров.
Сумма субсидий на компенсацию части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на подготовку и проведение «Деловых миссий» за счет средств федерального бюджета не должна превышать 0,5 млн. рублей на один субъект малого и среднего предпринимательства.
Сумма субсидии на компенсацию части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах, бизнес-миссиях и других мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки, не должна превышать 0,3 млн. рублей на один субъект малого и среднего предпринимательства.
Также в комплексе мероприятий поддержки малых предприятий-экспортеров планируется создание и развитие региональных центров координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП. Основные направления деятельности центров: проведение маркетинговых исследований, подготовка обзоров зарубежных рынков, продвижение информации о компании за рубежом, организация встреч и переговоров с иностранными партнерами, оказание помощи в стандартизации, сертификации поставляемой продукции на экспорт, заключении экспортного контракта.
1.8. Программы повышения энергоэффективности
В рамках Программы предусматривается выделение субсидий на реализацию программ повышения энергоэффективности производства - комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий за счет применения технологий энергосбережения, содействия внедрения в деловую практику заключения энергосервисных договоров и проведения энергетических обследований.
Программы повышения энергоэффективности производства - комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий за счет применения технологий энергосбережения, содействия внедрению в деловую практику заключения энергосервисных договоров и проведения энергетических обследований (далее – программа энергоэффективности).
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий программ энергоэффективности производства предоставляются на реализацию следующих мероприятий:
- разработка и реализация специальных программ энергосбережения для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- разработка и реализация специальных программ обучения для субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их квалификации по вопросам, связанным с энергосбережением, включая проведение энергетических обследований;
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с проведением на этих предприятиях энергетических обследований;
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией на этих предприятиях работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов);
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов.
Субсидирование затрат субъекту малого и среднего предпринимательства осуществляется после прохождения обучения по вопросам, связанным с энергосбережением, и предъявления энергетического паспорта, получаемого после проведения энергетических обследований.
Максимальный размер субсидии составляет 50% документально подтвержденных затрат, но не более 1 млн. рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства.
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства предоставляются на субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по технологическому присоединению к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет 500 кВт (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в установленных субъектом Российской Федерации приоритетных сферах, а также объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.9. Локализация промышленного производства
В конкурсном отборе по мероприятию содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в проектах по локализации промышленного производства принимают участие субъекты Российской Федерации, которые обязуются осуществлять такое содействие в соответствии с нижеуказанными условиями.
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в производственной сфере, являющимся участниками проектов по локализации.
Субсидии федерального бюджета на поддержку участия субъектов малого и среднего предпринимательства в проектах по локализации промышленного производства предоставляются на компенсацию следующих затрат.
Связанных с оплатой услуг по сертификации, аттестации, декларированию товаров, работ, услуг, производственных процессов, необходимых для участия в проектах по локализации промышленного производства.
Максимальный размер субсидии составляет 80% документально подтвержденных затрат, но не более 0,5 млн. рублей на покрытие расходов, связанных с получением одного сертификата, аттестата, декларации, и не более 1 млн. рублей на одно предприятие.
По оплате услуг консалтинговых организаций в связи с обеспечением участия в проектах по локализации промышленного производства - в размере не более 50% документально подтвержденных затрат, но не более 250 тыс. рублей на одно юридическое лицо;
На реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников в проектах по локализации промышленного производства.
1.10. Образовательные программы
Субсидии на образовательные программы, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитие предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций целевых групп граждан, продолжительностью не более 100 часов.
В рамках мероприятия предоставляются сертификаты субъектам МСП с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения; субсидии для частичной оплаты образовательных услуг; образовательные услуги молодым людям в возрасте до 30 лет на базе учебных заведений высшего и среднеспециального образования с целью стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий (школы молодежного предпринимательства).
1.11. Развитие молодежного предпринимательства
Совместно с Федеральным агентством по делам молодежи реализуется проект по развитию молодежного предпринимательства.
Субсидии предоставляются на выполнение мероприятий, включающих в себя: популяризацию, вовлечение, повышение предпринимательских компетенций, сопровождение и поддержка молодых предпринимателей, проведение конкурсов бизнес-идей, предоставление грантов, поддержка организации летних экономических лагерей (физических лиц в возрасте до 30 лет, юридических лиц, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50%).
1.12. Создание и развитие сети объектов инфраструктуры МСП (бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков)
Бизнес-инкубатор - организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности (до 3 лет), осуществляемой путем предоставления в аренду помещений и оказания необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических.
Общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна составлять не менее 900 кв. метров, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85% от полезной площади бизнес-инкубатора, а оставшаяся часть площади может использоваться исключительно в целях, указанных в пункте 3.1.6 настоящего раздела. При этом под полезной площадью бизнес-инкубатора понимается общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора, за исключением площади подвальных, технических и иных помещений, которые в силу конструктивных или функциональных особенностей не могут быть использованы в соответствии с целевым назначением бизнес-инкубатора.
Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15% от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства.
Бизнес-инкубатор может быть:
а) в зависимости от характера оказываемых услуг: производственным (помещение и услуги предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производственную деятельность); офисным; смешанным.
б) в зависимости от специализации субъектов малого предпринимательства, размещаемых в бизнес-инкубаторе: инновационным; агропромышленным; иным.
Изменение назначения бизнес-инкубатора в течение первых 10 лет с даты заключения соглашения о создании бизнес-инкубатора допускается по согласованию с Минэкономразвития России.
Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:
- предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора в порядке и на условиях, определенных требованиями настоящей Конкурсной документации;
- осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;
- почтово-секретарские услуги;
- консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
- доступ к информационным базам данных, необходимых для деятельности субъектов малого предпринимательства, размещаемых в бизнес-инкубаторе.
Наряду с льготными условиями аренды помещений и набором основных услуг, бизнес-инкубатором могут предоставляться следующие виды услуг: подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц; маркетинговые и рекламные услуги; помощь в получении кредитов и банковских гарантий; поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами; поддержка при решении административных и правовых проблем, в том числе составление типовых договоров; приобретение специализированной печатной продукции; предоставление услуг по повышению квалификации.
Бизнес-инкубаторы производственного и инновационного назначения также осуществляют следующие виды услуг: привлечение заказов для дозагрузки производственных мощностей малых промышленных предприятий; информационно-ресурсное обеспечение процессов внедрения новых технологий; информационно-ресурсное сопровождение действующих и создаваемых новых малых предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение условий внедрения экологически безопасных технологических процессов.
Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного и агропромышленного назначений) должен соответствовать следующим основным требованиям:
- наличие не менее 70 рабочих мест, при этом каждое рабочее место должно быть оснащено компьютером, принтером (индивидуального или коллективного доступа) и телефоном с выходом на городскую линию и междугородную связь;
- не менее 80% рабочих мест бизнес-инкубатора должны быть обеспечены доступом в интернет;
- наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС;
- наличие не менее одной оборудованной (мебель, телефон) переговорной комнаты;
- наличие не менее одного оборудованного (мебель, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий.
Для создания и развития бизнес-инкубаторов, осуществляющих поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - агро-бизнес-инкубатор), общим обязательным требованием является предоставление нежилых помещений крестьянским (фермерским) хозяйствам на ранней стадии их деятельности (до 3 лет).
Помещения бизнес-инкубаторов предоставляются субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе.
В бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности: финансовые, страховые услуги; розничная/оптовая торговля; строительство, включая ремонтно-строительные работы; услуги адвокатов, нотариат; бытовые услуги; медицинские услуги; общественное питание (кроме столовых для работников бизнес-инкубатора и компаний, размещенных в нем); операции с недвижимостью, включая оказание посреднических услуг; производство подакцизных товаров, за исключением изготовления ювелирных изделий; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес.
Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства не должен превышать трех лет.
Промышленный парк – это управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости (административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 100000 кв. метров, и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать и предоставляют условия для эффективной работы малых и средних производств. Основные услуги промышленного парка: предоставление в аренду земельных участков и помещений, обеспечение транспортной, логистической, телекоммуникационной инфраструктурой.
Технопарк - имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. метров. Резидентами технопарка являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Управление имущественным комплексом технопарка, а также осуществление его организационной деятельности осуществляется управляющей компании, отобранной по конкурсу.
Для размещения в технопарке на конкурсной основе привлекаются малые и средние предприятия, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий, которые могут быть доведены до серийного выпуска, востребованы на рынке и способны обеспечить устойчивые темпы роста объемов продаж и собственной капитализации предприятия за период его нахождения в технопарке.
Предметом деятельности технопарка является создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сфере путем создания материально-технической и информационной базы для подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий.
Важно! Весь комплекс мероприятий, реализуемых Минэкономразвития России доступен для субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее получивших поддержку по программам Минздравсоцразвития России по содействию самозанятости безработных граждан, Минсельхоза России по поддержке малых форм хозяйствования на селе, Минобрнауки России по поддержке малых форм инновационного предпринимательства и соответствующим требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Источник - Министерство экономического развития Российской Федерации