Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Решение 4-й Международной научно-практической конференции «Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Администрация города Екатеринбурга
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Ремесленная Палата России
Уральское отделение Российской академии образования

(5-7 декабря 2011 года, г. Екатеринбург)

Четвертая Международная научно-практическая конференция «Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России» организована по инициативе Российского государственного профессионально-педагогического университета при участии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга, Ремесленной Палаты России, Уральского отделения Российской академии образования и при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Конференция проводилась с целью консолидации деятельности ученых, педагогов-практиков, предпринимателей, руководителей государственных и общественных структур, занимающихся вопросами изучения и поддержки ремесленного сектора экономики, выработки предложений для органов государственной власти и местного самоуправления по созданию нормативно-правовой базы для ремесленного сектора экономики и совершенствования системы подготовки кадров для предприятий ремесленного профиля.

В конференции приняло участие более 200 человек из 39 субъектов Российской Федерации и 3 зарубежных стран – Германии, Украины и Белоруссии. Среди них 17 работников органов государственной власти и местного самоуправления, представителей общественных организаций, занимающихся вопросами поддержки и развития ремесленных видов деятельности, 188 представителей системы общего и профессионального образования – научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов.

Заслушав и обсудив доклады на пленарном заседании и выступления на тематических секциях, познакомившись с рабочими материалами конференции и системой обучения ремесленным профессиям в Уральском колледже технологий и предпринимательства г. Екатеринбурга, участники конференции отмечают следующее:

  1. Социальные и экономические преобразования конца XX – начала XXI вв. показывают, что поддержание традиционного уклада жизни перестает быть для современного общества приоритетной задачей: в мире складывается новый тип общественных отношений – «постиндустриальное общество». Ключевой признак такого общества – разнообразие жизни, стремление к индивидуализации и персонификации потребления. В хозяйственной сфере это выражается в многообразии и эксклюзивности товарного ассортимента, в востребованности широкого спектра новых профессий, прежде всего для предприятий сервисного сектора. Такие предприятия в странах Европы получили название ремесленных, их работники и руководители называются «ремесленниками», последние также именуются – «ремесленниками-предпринимателями».
  2. Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» сегодня широко используются в национальных законодательствах многих стран мира. Кроме того, это общепринятая терминология ООН и ВТО. К ремесленным предприятиям относятся малые бизнес-структуры (в том числе индивидуальные предприниматели), которые обеспечивают население товарами или услугами, необходимыми для обустройства жизни и быта. По оценке Ремесленной палаты России сегодня в России ремесленной деятельностью заняты не менее 4-5 млн. чел.
  3. Место ремесленной деятельности имеется во многих сферах общественного хозяйства: строительстве, металлообработке, деревообработке, пищевом, кожгалантерейном, обувном производстве, бытовом обслуживании, народных и художественных промыслах и т.д. Ремесленные профессии – это маляр-дизайнер, каменщик, столяр, ювелир, гончар, автомеханик, кровельщик и др. В качестве примера многообразия видов ремесленной деятельности сошлемся на Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29.02.2008 г. № 53 http://www.regionz.ru/index.php?ds=106654.
  4. В отличие от промышленных предприятий, на ремесленных предприятиях отсутствует пооперационное и технологическое разделение труда, поэтому каждый работник такого предприятия должен владеть знаниями и умениями во всей ширине и глубине своей профессии. При этом он должен выполнять весь цикл работ, связанных с выполнением заказа: получение, проектирование, решение вопросов снабжения, организации и проведения работ вплоть до сдачи готовой работы заказчику. Для этого ему необходимо обладать хорошо развитыми коммуникативными качествами, уметь управлять небольшим коллективом, иметь экономическую, правовую и проектно-дизайнерскую подготовку.
  5. Столь разноплановая по своим характеристикам деятельность ремесленника позволяет именовать его работником «нового типа». С одной стороны, он – рабочий высокой квалификации, использующий специальные навыки, инструменты и средства малой механизации, самостоятельно или совместно с помощниками производящий, как правило, на заказ продукцию или услуги высокого качества. С другой стороны, он же и предприниматель, работающий в непосредственном контакте с потребителем, обладающий необходимыми деловому человеку компетенциями (коммуникативные, экономические, правовые), ценящий и уважающий свою профессию и себя в ней. Спрос на труд данных специалистов в последние десятилетия в нашей стране возрастает, что позволяет, в известной мере, говорить о грядущем ренессансе ремесленничества в России.
  6. Ввиду таких весьма существенных особенностей профессиональной деятельности ремесленнику требуется и особое образование, отличающееся по структуре, содержанию и методам обучения от существующего профессионального образования рабочих. Для его подготовки необходимы новые образовательные программы, дополненные блоками дисциплин, ориентированных на формирование всех вышеназванных профессионально важных качеств. По существу, необходимо создавать новый вид образования – профессиональное ремесленное образование. Поэтому становление ремесленного образования нового типа, для нашей страны, в настоящее время, является весьма актуальной научной проблемой и приоритетной практической задачей, затрагивающей интересы миллионов и миллионов людей.
  7. Одна из трудностей, которую необходимо преодолеть, заключается в сложившихся стереотипах мышления. Дефиниция «ремесленник» сегодня несет скорее негативный оттенок, ассоциируется с низкоквалифицированным трудом, с работой по шаблону и имеет прямое отношение к сфере народных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Такой подход в значительной степени сужает и выхолащивает существующее в современном мире более широкое понимание ремесленничества, не создает смысловых оснований для его ценностного наполнения и популяризации и, что самое главное, не способствует привлечению в ремесленные виды деятельности молодежи.
  8. Значение ремесленной деятельности для современного человека, общества и хозяйственной сферы велико:
    8.1. Ремесленничество дает средства к существованию значительной части людей, снижает уровень безработицы, позволяет развивать «проблемные» территории, например, небольшие населенные пункты и моногорода, сократить отток молодежи из этих мест.
    8.2. Ремесленное производство способствует быстрому насыщению рынка товарами и услугами и, в ряде секторов экономики, способно конкурировать с крупными производителями.
    8.3. Развитие ремесленничества способствует сохранению историко-культурных традиций, благотворно влияет на развитие национального туризма, способствует поднятию престижа страны.
    8.4. Ремесленная деятельность позволяет более полно, чем многие другие профессии, раскрывать личностные качества человека, способствует его успешной самореализации.
    8.5. Слой ремесленников в экономически развитых странах составляет значительную часть среднего класса, наличие которого обеспечивает социальную и политическую стабильность в обществе.
  9. За рубежом конкурентоспособность и развитие ремесленных предприятий опирается на предоставленные государством экономические преференции, серьезную заинтересованность и поддержку самими ремесленниками деятельности саморегулируемых профессиональных ассоциаций – ремесленных палат и гильдий, защищающих их права и интересы, отвечающих за подготовку кадров и присвоение квалификаций. В нашей стране в последнее десятилетие этот процесс также набирает силу: уже в половине регионов страны действуют в целом работоспособные объединения ремесленников. Вхождение России во Всемирную торговую организацию при практически полном отсутствии на государственном уровне законодательно-правовых норм для сферы ремесленной деятельности может создать серьезные трудности для сохранения и развития у нас данных видов предпринимательства.
  10. Развитие российского ремесленничества сегодня сдерживается це-лым рядом НЕРЕШЕННЫХ проблем: отсутствием современной законодательной базы, слабостью и разобщенностью предприятий ремесленного профиля, неразработанностью профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным профессиям, отсутствием образовательных программ и учебно-методической документации для обучения ремесленников и т.д. Подготовка ремесленников в учреждениях профессионального образования как таковая НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, а существующее обучение по родственным рабочим профессиям ориентировано в основном на потребности крупных промышленных предприятий.

Отмечая актуальность и значимость для России процесса развития ремесленничества и необходимость обеспечения данного сектора экономики квалифицированными кадрами, конференция считает необходимым предложить следующее:

На федеральном уровне:

  1. Создать законодательную основу для легитимного функционирования ремесленных видов деятельности в России. Для этого инициировать разработку, обсуждение и принятие Федерального закона «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации».
  2. Сформировать нормативно-правовую базу для развития ремесленного сектора экономики. Для этого дополнить «Классификатор видов экономической деятельности» и «Классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» группой «Ремесленные профессии».
  3. Разработать и ввести профессиональные стандарты по ремесленным профессиям и специальностям.
  4. Продолжить работу по разработке научных и научно-методических основ для создания нового вида образования – профессионального ремесленного образования. Для этих целей создать Национальный институт традиционных и современных ремёсел, ориентировав его на решение прикладных вопросов в области разработки систем квалификации и сертификации по ремесленным видам деятельности, разработке соответствующих им образовательных моделей подготовки.
  5. Сформировать нормативно-правовую базу в сфере профессионального образования для обучения, подготовки и переподготовки кадров по ремесленным профессиям. Для этого дополнить перечень профессий начального профессионального образования и перечень специальностей среднего профессионального образования группой профессий и специальностей «Ремесленничество (по отраслям)».
  6. Разработать и ввести образовательные стандарты по ремесленным профессиям и специальностям.
  7. Разработать комплекс мер правового, организационного и экономического характера (помимо вышеперечисленных), стимулирующих развитие ремесленных видов деятельности:
    7.1. Подготовить на ближайшие два-три десятилетия прогноз развития ремесленных видов деятельности в отраслях: строительстве, металлообработке, деревообработке, полиграфическом, текстильном, пищевом производстве, бытовом обслуживании, народных и художествен-ных промыслах и др.
    7.2. Разработать государственную стратегию и принять федеральную целевую программу «Российское ремесленничество XXI века».
    7.3. Поднимать престиж ремесленных профессий – формировать через государственные средства массовой информации позитивное общественное мнение о мастерах-ремесленниках и ремесленных профессиях.
    7.4. Ввести для сферы ремесленничества отраслевые награды и почетные звания «Мастер-ремесленник России» и «Заслуженный ремесленник России». Под эгидой Президента России ежегодно проводить общероссийский конкурс «Ремесленник России».
    7.5. Объявить 2013 год – годом РЕМЕСЛА. Широко проводить по всей стране ярмарки, фестивали, выставки, конкурсы, наградить лучших ремесленников страны государственными наградами: орденами, медалями, премиями, дипломами.
    7.6. Снижать административные и экономические барьеры в ремесленном секторе экономики (уведомительный принцип регистрации, электронная регистрация и отчетность, личное клеймо, минимизация налоговой нагрузки на основе патента, налоговые каникулы, льготное кредитование, грантовая поддержка, субсидии, субвенции и др.).
    7.7. Сформировать общероссийский реестр ремесленников и систему информационного обеспечения производителей ремесленных товаров о рынках (в том числе международных) сбыта продукции, рынках сырья и материалов.
    7.8. Создавать многоуровневую систему профессионального обучения, подготовки и повышения квалификации ремесленников, включая возможность индивидуальной подготовки у мастеров, имеющих свидетельство о профессиональной квалификации и определенный стаж работы по данной профессии.
    7.9. В целях предпрофессиональной подготовки включить в содержание дисциплины «Технология» образовательной программы основной общеобразовательной школы и образовательных программ специальных (коррекционных) школ разделы по основам ремесленных профессий. Выделить целевые федеральные средства на создание в общеобразовательных учреждениях материально-технической базы для ремесленного обучения (по аналогии со школьным Интернетом), дать возможность детям заниматься с «живым» материалом, простыми инструментами, несложным оборудованием.
    7.10. Создать на электронном портале научно-образовательного центра развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета раздел «Методика обучения», сделать его общероссийской площадкой по распространению лучших практик обучения ремесленным профессиям.

На региональном уровне:

    1. Создать в каждом субъекте Российской Федерации (где они не созданы или действуют номинально) при поддержке органов власти, региональные объединения ремесленников – ремесленные палаты и гильдии. 2. Разрабатывать региональные программы поддержки и развития ремесленных видов деятельности. 3. Развивать региональную инфраструктуру поддержки предприятий ремесленного профиля. 4. Создавать государственно-общественные сертификационные центры по ремесленным профессиям при региональных ремесленных палатах. 5. Начать подготовку педагогов профессионально-ремесленного обуче-ния в высших учебных заведениях, на факультетах и отделениях вузов и кол-леджей профессионально-педагогического профиля.

На муниципальном уровне:

    1. Создавать (при поддержке муниципальных органов власти) территориальные объединения ремесленников – ремесленные палаты и гильдии. 2. Разрабатывать муниципальные программы поддержки и развития ремесленных видов деятельности. 3. Поддерживать создание новых и развивать существующие культурно-исторические, производственные и туристские центры ремесел, центры народного творчества и ремесла в городах и селах, занимающихся дополнительным образованием детей и взрослых, в том числе лиц третьего возраста и людей с ограниченными возможностями.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости