Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Бизнес-хаб Тульской области – актуальный механизм комплексного развития системы поддержки малого и среднего бизнеса в регионе

Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства

Губенко Милена Олеговна
Директор ТОФПМП, член Тульского регионального отделения
общероссийской общественной организации
малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ»

Тула, 2012
Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства (ТОФПМП) создан в 1992 году как региональный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и реорганизован в 1997 году в Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства - некоммерческую организацию в форме фонда.

Фонд является центральным звеном инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Тульской области, а также основным финансовым исполнителем долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2009-2012 годы», и получателем средств бюджета Тульской области на цели развития рыночной инфраструктуры.

г. Тула, пр-т Ленина, д.108, оф.429
Тел.: (4872) 23-10-42, 35-14-72
Факс: (4872) 23-10-42, 35-14-72
e-mail: tofpmp@tula.net

Сегодня уже никто не сомневается в роли, которую играет малое и среднее предпринимательство в решении социально-экономических задач, стоящих перед любым государством и его отдельными регионами. Поэтому комплексная поддержка данного сектора экономики рассматривается в качестве одного из основных направлений государственной политики.

Основным механизмом оказания поддержки является инфраструктура поддержки субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства). В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

В соответствии с этим определением к инфраструктуре поддержки малого предпринимательства относятся:

  • общественные организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;
  • торгово-промышленные палаты;
  • разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;
  • фонды поддержки малого предпринимательства;
  • организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;
  • консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;
  • специализированные государственные структуры;
  • технопарки и бизнес-инкубаторы и т.д.

Малое и среднее предпринимательство – сектор экономики, который наиболее динамично реагирует на все происходящие изменения, поэтому его развитие в значительной мере определяется всей рыночной конъюнктурой.

Таким образом, к инфраструктуре поддержки МСП также необходимо отнести: кредитную систему и коммерческие банки; организационно оформленное предпринимательство на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; систему регулирования занятости населения и биржи труда; информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговую систему и налоговые инспекции; систему страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании; специальные рекламные, информационные агентства и средства массовой информации; таможенную систему; профессиональные союзы; коммерческо-выставочные комплексы; систему высшего, среднего и дополнительного образования.

На развитие малого и среднего предпринимательства также влияют такие факторы, как:

  • уровень административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства;
  • несовершенство конкуренции на отдельных отраслевых рынках, монополизм, ограниченный доступ к услугам естественных монополий;
  • уровень коррупции, распространение практики неформальных платежей;
  • возможность влияния предпринимательского сообщества на качество исполнения законов на местном, региональном и федеральном уровне, на законотворческий процесс на всех уровнях.

Поэтому к инфраструктуре поддержки МСП также следует отнести органы законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Следовательно, инфраструктура - это система всех организаций, предоставляющих финансовые, имущественные, консультационные, обучающие и другие услуги для малого бизнеса.

В настоящий момент в Тульской области, как и в большинстве регионов нашей страны, предприятия (как государственные, так и коммерческие), которые по определению входят в инфраструктуру поддержки МСП, определяют состав и качество своих услуг для малого бизнеса, опираясь на собственные представления о потребностях малого и среднего бизнеса. И если критерием правильности принимаемых решений для коммерческих организаций является финансовый результат их работы, который в числе прочих зависит от спроса на их услуги, то для государственных организаций инфраструктуры МСП показателем эффективности оказания поддержки малому и среднему бизнесу является совокупность данных о динамике роста ВВП, сохранении и росте численности занятых, суммы налоговых поступлений, которые также находятся в прямой зависимости от многих других факторов. Коммерческие организации инфраструктуры поддержки кроме того имеют, как правило, узкую отраслевую специфику и не имеют ни стимула, ни возможности для оказания комплексной адресной помощи конкретным предприятиям малого и среднего бизнеса. Мотивация к взаимодействию отдельных организаций инфраструктуры между собой в целях оказания всего комплекса услуг на оптимальных для малого бизнеса условиях у коммерческих предприятий также отсутствует.

Таким образом, сегодня говорить о региональной инфраструктуре поддержки МСП как о системе организаций преждевременно. Региональная инфраструктура поддержки будет отвечать требованиям системности лишь при выполнении следующих условий:

  • Предприятия малого и среднего бизнеса имеют возможность получить комплексную адресную поддержку на доступных условиях;
  • Все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, взаимодействуют между собой;
  • Все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, мотивированы на интеграцию информационных ресурсов;
  • Интеграция региональных информационных ресурсов нацелена на потребности инвесторов и взаимодействие с информационными ресурсами других регионов;
  • Все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, мотивированы на достижение общих целей;
  • Все программы поддержки, разрабатываются и внедряются отдельными субъектами инфраструктуры (или группами субъектов) в целях достижения конкретных показателей развития МСП (сбалансированных целевых показателей);
  • Все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, имеют возможность получения сведений из системы обратной связи и доступа к текущим данным сбалансированных целевых показателей.

Выполнить все вышеперечисленные условия призван проект «БИЗНЕС-ХАБ Тульской области», реализация которого в настоящий момент стартует в регионе. Идеологом и инициатором проекта выступило региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ». Получив одобрение Правительства Тульской области, главными организаторами реализации проекта стали Комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, Тульский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и Тульское региональное отделение «ОПОРЫ РОССИИ».

БИЗНЕС-ХАБ Тульской области (хаб - жарг. oт англ. «hab» - «центр деятельности - сетевое устройство (концентратор), предназначенное для объединения нескольких устройств в общую сеть) – это:

- принципиально новая технология концентрации, оптимизации и координации всех информационных, трудовых, финансовых, имущественных и интеллектуальных ресурсов в интересах роста экономического потенциала Тульской области;
- комплексный инфраструктурный и информационный ресурс по оказанию целевой поддержки субъектам МСП на всех стадиях их развития (подготовка, финансирование, размещение, развитие);
- организационная структура, основанная на принципах некоммерческого общественно-государственного партнёрства, в интересах достижения общих целей.

При реализации проекта будет достигнута следующая новизна в технологии поддержки малого и среднего бизнеса:

Традиционный подход БИЗНЕС-ХАБ
• Инфраструктура формируется путём копирования известных из зарубежного и отечественного опыта элементов (фонды, инкубаторы, технопарки…), либо по инициативе предпринимателей для оказания бизнес-услуг (консалтинг, аутсорсинг, реклама, маркетинг, обучение …).
• Элементы структуры слабо взаимодействуют между собой, не имеют объединяющей целевой направленности и часто не охватывают полный набор необходимых функций.
Инфраструктура функционирует на основе системного подхода, мониторинга проблем и тенденций развития бизнеса и согласования с целями социально-экономического развития региона.
Все участники:
• мотивированы на достижение общих целей
• являются поставщиками целевых сегментированных информационных ресурсов
• координируются единым организационным центром
• стимулируются в зависимости от объема и сложности выполняемых задач

Исходя из вышеперечисленных критериев БИЗНЕС-ХАБ Тульской области организуется в виде Некоммерческого партнерства, объединяющего финансовые, информационные, трудовые, имущественные и интеллектуальные ресурсы его членов:

  • Правительства Тульской области (информационные и имущественные ресурсы);
  • Тульского областного фонда поддержки предпринимательства (финансовые, имущественные, кадровые ресурсы);
  • Тульского регионального отделения общероссийской общественной организации малого среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» (трудовые, интеллектуальные и информационные ресурсы).

Этапы реализации проекта и стоящие перед ними задачи:

Этап 1. Адресная поддержка субъектов МСП:
Задачи:

  • Популяризация предпринимательской деятельности и форм поддержки
  • Координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП
  • Объединение региональных информационных, кадровых и интеллектуальных ресурсов поддержки МСП
  • Интеграция в систему информационных ресурсов других регионов и стран

Этап 2. Создание системы взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки
Задачи:

  • Создание совершенно новой единой организационной структуры по взаимодействию между предпринимателями и организациями инфраструктуры поддержки МСП, между предпринимателями, между организациями инфраструктуры
  • Интеграция в систему информации о МСП для нужд инвесторов

Этап 3. Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия
Задачи:

  • Выявление препятствий в развитии малого и среднего бизнеса в Тульской области
  • Разработка интегральных целевых показателей эффективности программ поддержки МСП
  • Мониторинг динамики интегральных целевых показателей
  • Оценка регулирующего воздействия инфраструктуры и программ поддержки МСП

Исходя из перечисленных задач на Этапе 1 «Адресная поддержка МСП» должна быть сформирована следующая структура организации БИЗНЕС-ХАБа (рис.1)

Рис.1. Структура деятельности БИЗНЕС-ХАБа, реализуемая на Этапе 1 «Адресная поддержка субъектов МСП»


На Этапе 2 «Создание системы взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки» должна быть сформирована следующая структура организации БИЗНЕС-ХАБа (рис.2)

Рис.2. Структура деятельности БИЗНЕС-ХАБа, реализуемая на Этапе 2 «Создание системы взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки»


При этом система взаимодействия субъектов МСП и инфраструктуры поддержки будет выглядеть следующим образом (рис.3):

Рис.3. Система взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки


Для понимания того, как должны быть решены задачи Этапа 3 «Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия» рекомендую оттолкнуться от следующих позиций:

В соответствии с разработками Национального института системных исследований проблем предпринимательства по обращению Экспертного управления Администрации Президента Российской Федерации должно быть обеспечено функционирования следующего дерева целей системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса (рис.4):

Рис.4. Дерево целей сиситемы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (на основе разработок Национального института системных исследований проблем предпринимательства) без БИЗНЕС-ХАБа


С учетом реализации в регионе проекта «БИЗНЕС-ХАБ» дерево целей будет выглядеть уже следующим образом (рис.5):

Рис.5. Дерево целей сиситемы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (на основе разработок Национального института системных исследований проблем предпринимательства) с учетом реализации в регионе проекта «БИЗНЕС-ХАБ»


Тогда организационная структура «БИЗНЕС-ХАБа» на Этапе 3 «Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия» будет выглядеть следующим образом (рис. 6):

Рис.6.Организационная структура деятельности БИЗНЕС-ХАБа, реализуемая на Этапе 3 «Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия»


Управление целевыми программами поддержки и координации деятельности организаций инфраструктуры осуществляется на основе анализа интегральных целевых показателей.

В 2007 году Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по обращению Экспертного управления Администрации Президента Российской Федерации разработал методику расчета интегральных индексов, отражающих состояние и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации в целом и отдельных субъектах РФ: http://www.nisse.ru/work/projects/publications/publications_20.html

Динамику показателей, которые входят в расчет сводного интегрального индекса развития МСП в регионе, можно использовать в качестве целевых интегральных показателей эффективности инфраструктуры и программ поддержки МСП. К таким показателям относятся:

  • Количество МСП на душу населения.
  • Доля субъектов МСП в общей численности предприятий.
  • Объем оборота МСП на одного занятого.
  • Средний объем оборота МСП в расчете на одно МСП.
  • Инвестиции в основной капитал МСП в расчете на одно МСП.
  • Инвестиции в основной капитал МСП на душу населения.
  • Объем поступлений ЕНУС в расчете на одно МСП.
  • Объем поступлений ЕНУС на душу населения.
  • Объем поступлений ЕНВД на одно МСП.
  • Объем поступлений ЕНВД на душу населения.
  • Расходы консолидированного бюджета РФ на реализацию государственной поддержки МСП
  • Доля МСП, получивших поддержку в рамках реализации государственных программ развития субъектов МСП
  • Удельный вес прибыльных МСП в общем числе МСП.
  • Доля занятых на МСП в общей численности
  • Среднее число занятых на одном МПС
  • Среднесписочная численность занятых на МСП на 1 тыс. экономически активного населения
  • Социальная привлекательность МСП (отношение среднемесячной оплаты труда работников МСП к средней по экономике
  • Количество объектов инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
  • Эффективность деятельности бизнес-инкубаторов (отношение количества стартовавших в бизнес-инкубаторах компаний к числу бизнес-инкубаторов).
  • Эффективность инфраструктуры поддержки в научно-технической сферы (отношение числа наукоемких предприятий, получивших поддержку, к числу объектов инфраструктуры поддержки).
  • Размер частно-государственных венчурных фондов.
  • Количество поддержанных на бюджетные средства венчурных проектов МСП.
  • Объем льготного заимствования, в том числе компенсационного.
  • Объем поручительств и гарантий фондов поддержки, специализированных гарантийных фондов. Объемы дополнительно привлеченных под соответствующие гарантии и поручительства банковских средств.
  • Количество банков, работающих с субъектами МСП.
  • Объем банковского кредитования в сектор МСП.
  • Количество представителей субъектов МСП, прошедших обучение, переподготовку, повышение квалификации по различным вопросам осуществления предпринимательской деятельности, за счет бюджетных средств.
  • Количество полученных субъектами МСП и их представителями консультаций со стороны организаций инфраструктуры поддержки или на бюджетные средства.
  • Количество начинающих предпринимателей, получивших грантовую поддержку.
  • Объем средств, выделенных на грантовую поддержку начинающих предпринимателей.
  • Количество МСП, пользующихся льготной арендой.
  • Количество МСП, реализовавших свое преимущественное право на выкуп помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
  • Количество МСП, воспользовавшихся поддержкой на участие в выставочно-ярмарочной деятельности.
  • Объемы государственных и муниципальных закупок у субъектов МСП.
  • Количество плановых проверок МСП
  • Количество внеплановых проверок МСП

Доля проверок, не согласованных органами прокуратуры, в общем числе заявлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля Показатели, на основе которых планируется рассчитывать сводный интегральный индекс:

Информация о значении и динамике вышеперечисленных показателей представляет огромный интерес для служб развития и маркетинговых служб организаций инфраструктуры поддержки МСП. Предоставление таких данных партнерам - одна из услуг, оказываемых «БИЗНЕС-ХАБом».

В ходе реализации проекта «БИЗНЕС-ХАБ» планируется интеграция в программу реестра малых и средних предприятий, а также реализация на его базе различных методик получения «обратной связи». Данные механизмы предоставят возможность получать репрезентативные выборки данных для определения эффективности как региональных программ поддержки, так и каких-либо программ партнеров БИЗНЕС-ХАБа-коммерческих организаций, направленных на работу с малым и средним бизнесом.

Таким образом, система сбалансированных показателей – это:

  • Система измерения и управления
  • Механизм, переводящий стратегию «на язык действий», интегрирующий стратегическое и бюджетное планирование
  • Инструмент, позволяющий каждому субъекту увидеть свое место в направлении общего развития
  • Основа для постоянного улучшения деятельности механизма и ее результатов
  • Средство коммуникации

Реализация этапов проекта предполагает следующую последовательность:

Этап 1. Адресная поддержка субъектов МСП:

  • Объединение региональных информационных, кадровых и интеллектуальных ресурсов поддержки МСП для формирования информационной базы «БИЗНЕС-ХАБа»
  • Создание и работа стартовой управляющей команды по координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП по формированию информационной базы
  • Разработка регламентов работы проекта (Положения об отборе партнеров, Положение об участии в проекте, Положение о размещении профиля МСП и т.д.)
  • Разработка и внедрение сайта проекта
  • Подбор информационных ресурсов других регионов и стран для нужд «БИЗНЕС-ХАБа»

Этап 2. Создание системы взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки

  • Регистрация некоммерческого партнерства
  • Внедрение регламентов работы проекта
  • Интеграция реестра малых средних предприятий в структуру проекта
  • Разработка и внедрение механизмов взаимосвязи и системы обратной связи
  • Интеграция в систему информации о МСП для нужд инвесторов

Этап 3. Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия

  • Разработка и внедрение методик выявления препятствий в развитии малого и среднего бизнеса в Тульской области
  • Разработка интегральных целевых показателей эффективности инфраструктуры и программ поддержки МСП
  • Разработка методики и осуществление мониторинга динамики интегральных целевых показателей
  • Разработка и внедрение в действие оценки регулирующего воздействия инфраструктуры и программ поддержки МСП

На протяжении всех этапов реализации проекта осуществляется его продвижение. Это:

  • Регулярные презентации проекта потенциальным партнерам и конечным потребителям услуг
  • Постоянное размещение информации о проекте на сайтах муниципальных органов государственной власти
  • Реклама проекта на сайтах партнеров в виде баннеров с гиперссылкой на интернет портал Хаба и информационных статей о проекте
  • Рассылка рекламных информационных сообщений по электронной почте субъектам МСП и субъектам инфраструктуры поддержки
  • Постоянное размещение рекламных листовок с информацией о Хабе в Муниципальных фондах, органах государственной власти, на рекламных стендах в крупных торговых центрах, у партнеров проекта
  • Рекламная информация в печатных, телекоммуникационных и интернет СМИ
  • Размещение информации о проекте на билбордах на улицах города
  • Продвижение проекта партнерами

Позитивные последствия для коммерческих организаций инфраструктуры (партнеров и членов):

  • Создание совершенно нового информационного, финансового, имущественного и интеллектуального ресурса по комплексному взаимодействию бизнес среды и субъектов поддержки МСП
  • Консолидация усилий государственных органов и коммерческого сектора в области достижения общих целей
  • Интенсификация развития бизнеса в регионе
  • Повышение количества потенциальных клиентов
  • Дополнительная реклама партнеров среди целевой аудитории
  • Повышение имиджа компании среди потенциальных клиентов за счет продвижения Хабом услуг, предоставляемых партнерами проекта
  • Создание и реализация совместных проектов
  • Оперативный мониторинг качества и форм оказываемых услуг за счет формирования системы обратной связи
  • Позитивные последствия для региона:
  • Создание совершенно нового информационного, финансового, имущественного и интеллектуального ресурса по комплексной поддержке предпринимательства
  • Консолидация усилий государственных органов и коммерческого сектора в области поддержки бизнеса
  • Интенсификация развития бизнеса в регионе
  • Повышение качества услуг в области поддержки МСП
  • Улучшение качества и увеличение объемов реализации долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2009-2016 годы»
  • Оперативный мониторинг качества и форм поддержки за счет формирования системы обратной связи
  • Учебник "Национальная экономика"

    Поделиться

    Подписаться на новости