Губенко Милена Олеговна
Директор ТОФПМП, член Тульского регионального отделения
общероссийской общественной организации
малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ»
Тула, 2012
Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства (ТОФПМП) создан в 1992 году как региональный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и реорганизован в 1997 году в Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства - некоммерческую организацию в форме фонда. Фонд является центральным звеном инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Тульской области, а также основным финансовым исполнителем долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2009-2012 годы», и получателем средств бюджета Тульской области на цели развития рыночной инфраструктуры. г. Тула, пр-т Ленина, д.108, оф.429 Тел.: (4872) 23-10-42, 35-14-72 Факс: (4872) 23-10-42, 35-14-72 e-mail: tofpmp@tula.net |
Сегодня уже никто не сомневается в роли, которую играет малое и среднее предпринимательство в решении социально-экономических задач, стоящих перед любым государством и его отдельными регионами. Поэтому комплексная поддержка данного сектора экономики рассматривается в качестве одного из основных направлений государственной политики.
Основным механизмом оказания поддержки является инфраструктура поддержки субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства). В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
В соответствии с этим определением к инфраструктуре поддержки малого предпринимательства относятся:
- общественные организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;
- торгово-промышленные палаты;
- разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;
- фонды поддержки малого предпринимательства;
- организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;
- консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;
- специализированные государственные структуры;
- технопарки и бизнес-инкубаторы и т.д.
Малое и среднее предпринимательство – сектор экономики, который наиболее динамично реагирует на все происходящие изменения, поэтому его развитие в значительной мере определяется всей рыночной конъюнктурой.
Таким образом, к инфраструктуре поддержки МСП также необходимо отнести: кредитную систему и коммерческие банки; организационно оформленное предпринимательство на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; систему регулирования занятости населения и биржи труда; информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговую систему и налоговые инспекции; систему страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании; специальные рекламные, информационные агентства и средства массовой информации; таможенную систему; профессиональные союзы; коммерческо-выставочные комплексы; систему высшего, среднего и дополнительного образования.
На развитие малого и среднего предпринимательства также влияют такие факторы, как:
- уровень административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства;
- несовершенство конкуренции на отдельных отраслевых рынках, монополизм, ограниченный доступ к услугам естественных монополий;
- уровень коррупции, распространение практики неформальных платежей;
- возможность влияния предпринимательского сообщества на качество исполнения законов на местном, региональном и федеральном уровне, на законотворческий процесс на всех уровнях.
Поэтому к инфраструктуре поддержки МСП также следует отнести органы законодательной и исполнительной власти всех уровней.
Следовательно, инфраструктура - это система всех организаций, предоставляющих финансовые, имущественные, консультационные, обучающие и другие услуги для малого бизнеса.
В настоящий момент в Тульской области, как и в большинстве регионов нашей страны, предприятия (как государственные, так и коммерческие), которые по определению входят в инфраструктуру поддержки МСП, определяют состав и качество своих услуг для малого бизнеса, опираясь на собственные представления о потребностях малого и среднего бизнеса. И если критерием правильности принимаемых решений для коммерческих организаций является финансовый результат их работы, который в числе прочих зависит от спроса на их услуги, то для государственных организаций инфраструктуры МСП показателем эффективности оказания поддержки малому и среднему бизнесу является совокупность данных о динамике роста ВВП, сохранении и росте численности занятых, суммы налоговых поступлений, которые также находятся в прямой зависимости от многих других факторов. Коммерческие организации инфраструктуры поддержки кроме того имеют, как правило, узкую отраслевую специфику и не имеют ни стимула, ни возможности для оказания комплексной адресной помощи конкретным предприятиям малого и среднего бизнеса. Мотивация к взаимодействию отдельных организаций инфраструктуры между собой в целях оказания всего комплекса услуг на оптимальных для малого бизнеса условиях у коммерческих предприятий также отсутствует.
Таким образом, сегодня говорить о региональной инфраструктуре поддержки МСП как о системе организаций преждевременно. Региональная инфраструктура поддержки будет отвечать требованиям системности лишь при выполнении следующих условий:
- Предприятия малого и среднего бизнеса имеют возможность получить комплексную адресную поддержку на доступных условиях;
- Все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, взаимодействуют между собой;
- Все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, мотивированы на интеграцию информационных ресурсов;
- Интеграция региональных информационных ресурсов нацелена на потребности инвесторов и взаимодействие с информационными ресурсами других регионов;
- Все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, мотивированы на достижение общих целей;
- Все программы поддержки, разрабатываются и внедряются отдельными субъектами инфраструктуры (или группами субъектов) в целях достижения конкретных показателей развития МСП (сбалансированных целевых показателей);
- Все предприятия, входящие в инфраструктуру поддержки, имеют возможность получения сведений из системы обратной связи и доступа к текущим данным сбалансированных целевых показателей.
Выполнить все вышеперечисленные условия призван проект «БИЗНЕС-ХАБ Тульской области», реализация которого в настоящий момент стартует в регионе. Идеологом и инициатором проекта выступило региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ». Получив одобрение Правительства Тульской области, главными организаторами реализации проекта стали Комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, Тульский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и Тульское региональное отделение «ОПОРЫ РОССИИ».
БИЗНЕС-ХАБ Тульской области (хаб - жарг. oт англ. «hab» - «центр деятельности - сетевое устройство (концентратор), предназначенное для объединения нескольких устройств в общую сеть) – это:
- принципиально новая технология концентрации, оптимизации и координации всех информационных, трудовых, финансовых, имущественных и интеллектуальных ресурсов в интересах роста экономического потенциала Тульской области;
- комплексный инфраструктурный и информационный ресурс по оказанию целевой поддержки субъектам МСП на всех стадиях их развития (подготовка, финансирование, размещение, развитие);
- организационная структура, основанная на принципах некоммерческого общественно-государственного партнёрства, в интересах достижения общих целей.
При реализации проекта будет достигнута следующая новизна в технологии поддержки малого и среднего бизнеса:
Традиционный подход | БИЗНЕС-ХАБ |
---|---|
• Инфраструктура формируется путём копирования известных из зарубежного и отечественного опыта элементов (фонды, инкубаторы, технопарки…), либо по инициативе предпринимателей для оказания бизнес-услуг (консалтинг, аутсорсинг, реклама, маркетинг, обучение …). • Элементы структуры слабо взаимодействуют между собой, не имеют объединяющей целевой направленности и часто не охватывают полный набор необходимых функций. |
Инфраструктура функционирует на основе системного подхода, мониторинга проблем и тенденций развития бизнеса и согласования с целями социально-экономического развития региона. Все участники: • мотивированы на достижение общих целей • являются поставщиками целевых сегментированных информационных ресурсов • координируются единым организационным центром • стимулируются в зависимости от объема и сложности выполняемых задач |
Исходя из вышеперечисленных критериев БИЗНЕС-ХАБ Тульской области организуется в виде Некоммерческого партнерства, объединяющего финансовые, информационные, трудовые, имущественные и интеллектуальные ресурсы его членов:
- Правительства Тульской области (информационные и имущественные ресурсы);
- Тульского областного фонда поддержки предпринимательства (финансовые, имущественные, кадровые ресурсы);
- Тульского регионального отделения общероссийской общественной организации малого среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» (трудовые, интеллектуальные и информационные ресурсы).
Этапы реализации проекта и стоящие перед ними задачи:
Этап 1. Адресная поддержка субъектов МСП:
Задачи:
- Популяризация предпринимательской деятельности и форм поддержки
- Координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП
- Объединение региональных информационных, кадровых и интеллектуальных ресурсов поддержки МСП
- Интеграция в систему информационных ресурсов других регионов и стран
Этап 2. Создание системы взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки
Задачи:
- Создание совершенно новой единой организационной структуры по взаимодействию между предпринимателями и организациями инфраструктуры поддержки МСП, между предпринимателями, между организациями инфраструктуры
- Интеграция в систему информации о МСП для нужд инвесторов
Этап 3. Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия
Задачи:
- Выявление препятствий в развитии малого и среднего бизнеса в Тульской области
- Разработка интегральных целевых показателей эффективности программ поддержки МСП
- Мониторинг динамики интегральных целевых показателей
- Оценка регулирующего воздействия инфраструктуры и программ поддержки МСП
Исходя из перечисленных задач на Этапе 1 «Адресная поддержка МСП» должна быть сформирована следующая структура организации БИЗНЕС-ХАБа (рис.1)
Рис.1. Структура деятельности БИЗНЕС-ХАБа, реализуемая на Этапе 1 «Адресная поддержка субъектов МСП»
На Этапе 2 «Создание системы взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки» должна быть сформирована следующая структура организации БИЗНЕС-ХАБа (рис.2)
Рис.2. Структура деятельности БИЗНЕС-ХАБа, реализуемая на Этапе 2 «Создание системы взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки»
При этом система взаимодействия субъектов МСП и инфраструктуры поддержки будет выглядеть следующим образом (рис.3):
Рис.3. Система взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки
Для понимания того, как должны быть решены задачи Этапа 3 «Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия» рекомендую оттолкнуться от следующих позиций:
В соответствии с разработками Национального института системных исследований проблем предпринимательства по обращению Экспертного управления Администрации Президента Российской Федерации должно быть обеспечено функционирования следующего дерева целей системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса (рис.4):
Рис.4. Дерево целей сиситемы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (на основе разработок Национального института системных исследований проблем предпринимательства) без БИЗНЕС-ХАБа
С учетом реализации в регионе проекта «БИЗНЕС-ХАБ» дерево целей будет выглядеть уже следующим образом (рис.5):
Рис.5. Дерево целей сиситемы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (на основе разработок Национального института системных исследований проблем предпринимательства) с учетом реализации в регионе проекта «БИЗНЕС-ХАБ»
Тогда организационная структура «БИЗНЕС-ХАБа» на Этапе 3 «Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия» будет выглядеть следующим образом (рис. 6):
Рис.6.Организационная структура деятельности БИЗНЕС-ХАБа, реализуемая на Этапе 3 «Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия»
Управление целевыми программами поддержки и координации деятельности организаций инфраструктуры осуществляется на основе анализа интегральных целевых показателей.
В 2007 году Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по обращению Экспертного управления Администрации Президента Российской Федерации разработал методику расчета интегральных индексов, отражающих состояние и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации в целом и отдельных субъектах РФ: http://www.nisse.ru/work/projects/publications/publications_20.html
Динамику показателей, которые входят в расчет сводного интегрального индекса развития МСП в регионе, можно использовать в качестве целевых интегральных показателей эффективности инфраструктуры и программ поддержки МСП. К таким показателям относятся:
- Количество МСП на душу населения.
- Доля субъектов МСП в общей численности предприятий.
- Объем оборота МСП на одного занятого.
- Средний объем оборота МСП в расчете на одно МСП.
- Инвестиции в основной капитал МСП в расчете на одно МСП.
- Инвестиции в основной капитал МСП на душу населения.
- Объем поступлений ЕНУС в расчете на одно МСП.
- Объем поступлений ЕНУС на душу населения.
- Объем поступлений ЕНВД на одно МСП.
- Объем поступлений ЕНВД на душу населения.
- Расходы консолидированного бюджета РФ на реализацию государственной поддержки МСП
- Доля МСП, получивших поддержку в рамках реализации государственных программ развития субъектов МСП
- Удельный вес прибыльных МСП в общем числе МСП.
- Доля занятых на МСП в общей численности
- Среднее число занятых на одном МПС
- Среднесписочная численность занятых на МСП на 1 тыс. экономически активного населения
- Социальная привлекательность МСП (отношение среднемесячной оплаты труда работников МСП к средней по экономике
- Количество объектов инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
- Эффективность деятельности бизнес-инкубаторов (отношение количества стартовавших в бизнес-инкубаторах компаний к числу бизнес-инкубаторов).
- Эффективность инфраструктуры поддержки в научно-технической сферы (отношение числа наукоемких предприятий, получивших поддержку, к числу объектов инфраструктуры поддержки).
- Размер частно-государственных венчурных фондов.
- Количество поддержанных на бюджетные средства венчурных проектов МСП.
- Объем льготного заимствования, в том числе компенсационного.
- Объем поручительств и гарантий фондов поддержки, специализированных гарантийных фондов. Объемы дополнительно привлеченных под соответствующие гарантии и поручительства банковских средств.
- Количество банков, работающих с субъектами МСП.
- Объем банковского кредитования в сектор МСП.
- Количество представителей субъектов МСП, прошедших обучение, переподготовку, повышение квалификации по различным вопросам осуществления предпринимательской деятельности, за счет бюджетных средств.
- Количество полученных субъектами МСП и их представителями консультаций со стороны организаций инфраструктуры поддержки или на бюджетные средства.
- Количество начинающих предпринимателей, получивших грантовую поддержку.
- Объем средств, выделенных на грантовую поддержку начинающих предпринимателей.
- Количество МСП, пользующихся льготной арендой.
- Количество МСП, реализовавших свое преимущественное право на выкуп помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
- Количество МСП, воспользовавшихся поддержкой на участие в выставочно-ярмарочной деятельности.
- Объемы государственных и муниципальных закупок у субъектов МСП.
- Количество плановых проверок МСП
- Количество внеплановых проверок МСП
Доля проверок, не согласованных органами прокуратуры, в общем числе заявлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля Показатели, на основе которых планируется рассчитывать сводный интегральный индекс:
Информация о значении и динамике вышеперечисленных показателей представляет огромный интерес для служб развития и маркетинговых служб организаций инфраструктуры поддержки МСП. Предоставление таких данных партнерам - одна из услуг, оказываемых «БИЗНЕС-ХАБом».
В ходе реализации проекта «БИЗНЕС-ХАБ» планируется интеграция в программу реестра малых и средних предприятий, а также реализация на его базе различных методик получения «обратной связи». Данные механизмы предоставят возможность получать репрезентативные выборки данных для определения эффективности как региональных программ поддержки, так и каких-либо программ партнеров БИЗНЕС-ХАБа-коммерческих организаций, направленных на работу с малым и средним бизнесом.
Таким образом, система сбалансированных показателей – это:
- Система измерения и управления
- Механизм, переводящий стратегию «на язык действий», интегрирующий стратегическое и бюджетное планирование
- Инструмент, позволяющий каждому субъекту увидеть свое место в направлении общего развития
- Основа для постоянного улучшения деятельности механизма и ее результатов
- Средство коммуникации
Реализация этапов проекта предполагает следующую последовательность:
Этап 1. Адресная поддержка субъектов МСП:
- Объединение региональных информационных, кадровых и интеллектуальных ресурсов поддержки МСП для формирования информационной базы «БИЗНЕС-ХАБа»
- Создание и работа стартовой управляющей команды по координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП по формированию информационной базы
- Разработка регламентов работы проекта (Положения об отборе партнеров, Положение об участии в проекте, Положение о размещении профиля МСП и т.д.)
- Разработка и внедрение сайта проекта
- Подбор информационных ресурсов других регионов и стран для нужд «БИЗНЕС-ХАБа»
Этап 2. Создание системы взаимодействия МСП и инфраструктуры поддержки
- Регистрация некоммерческого партнерства
- Внедрение регламентов работы проекта
- Интеграция реестра малых средних предприятий в структуру проекта
- Разработка и внедрение механизмов взаимосвязи и системы обратной связи
- Интеграция в систему информации о МСП для нужд инвесторов
Этап 3. Создание системы обратной связи и мониторинга оценки регулирующего воздействия
- Разработка и внедрение методик выявления препятствий в развитии малого и среднего бизнеса в Тульской области
- Разработка интегральных целевых показателей эффективности инфраструктуры и программ поддержки МСП
- Разработка методики и осуществление мониторинга динамики интегральных целевых показателей
- Разработка и внедрение в действие оценки регулирующего воздействия инфраструктуры и программ поддержки МСП
На протяжении всех этапов реализации проекта осуществляется его продвижение. Это:
- Регулярные презентации проекта потенциальным партнерам и конечным потребителям услуг
- Постоянное размещение информации о проекте на сайтах муниципальных органов государственной власти
- Реклама проекта на сайтах партнеров в виде баннеров с гиперссылкой на интернет портал Хаба и информационных статей о проекте
- Рассылка рекламных информационных сообщений по электронной почте субъектам МСП и субъектам инфраструктуры поддержки
- Постоянное размещение рекламных листовок с информацией о Хабе в Муниципальных фондах, органах государственной власти, на рекламных стендах в крупных торговых центрах, у партнеров проекта
- Рекламная информация в печатных, телекоммуникационных и интернет СМИ
- Размещение информации о проекте на билбордах на улицах города
- Продвижение проекта партнерами
Позитивные последствия для коммерческих организаций инфраструктуры (партнеров и членов):