Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011

Файлы

Исследовательская группа GEM Россия

Редакторы — составители:
О. Р. Верховская
М. В. Дорохина

Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011» — шестой российский отчет в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor —GEM). Задача этого отчета — познакомить российских предпринимателей, экспертов в области предпринимательства и другие заинтересованные стороны с общими положениями проекта и основными результатами исследования 2011 г.
С момента своего возникновения в 1997г. GEM является одним из наиболее влиятельных исследовательских проектов, изучающих взаимоотношения между предпринимательством и экономическим ростом.

Настоящий отчет основан на данных, собранных консорциумом GEM, тем не менее ответственность за их анализ и интерпретацию полностью лежит на авторах.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА GEM РОССИЯ

Проект реализуется в России исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт–Петербургского государственного университета и Научно-учебной лаборатории исследований предпринимательства Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Москва).

КОМАНДА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ (МОСКВА)

Руководитель: А. Ю. Чепуренко
Зам. руководителя: О.И. Образцова, М.В. Габелко, Ю.В Демьянова, Е.И. Мурзачева

КОМАНДА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА СПбГУ

Руководитель: О. Р. Верховская
Исследователи: М. В. Дорохина, Д. Дашкевич, М. Балабанова, С. Чернышев

СОДЕРЖАНИЕ

ЧТОТАКОЕ GEM?

Цели проекта
Методы сбора информации
Концептуальная модель gem
Методы сбора информации
Типы предпринимательства

ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В ОБЩЕСТВЕ

Оценка факторов восприятия предпринимательства непредпринимательской частью населения
Влияние оценки условий предпринимательского старта на раннюю предпринимательскую активность
Предпринимательский потенциал
Предпринимательские намерения

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СТРАНАХ–УЧАСТНИЦАХ GEM

Предпринимательская активность
Предпринимательская активность в России
Мотивы предпринимательской деятельности
Социально-демографические характеристики российского предпринимателя
Секторальное распределение
Закрытие бизнеса

ФИНАНСИРОВАНИЕ РАННЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Спрос на источники финансирования раннего предпринимательства в России в 2006-2011 гг.
Динамика предложения неформального капитала в России в 2006-2011 гг.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ

Предприниматели с высоким потенциалом роста
Инновационность
Внутрифирменное предпринимательство

АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНЫХ ИНТЕРВЬЮ (NES)

Структурные условия предпринимательства в международном сопоставлении

ЛИТЕРАТУРА

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА GEM РОССИЯ

ЧТОТАКОЕ GEM?

Раздел составлен О.Р. Верховской, М.В. Дорохиной по материалам Global Entrepreneurship Monitor (www.gemconsortium.org)

Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor — GEM) является проектом ведущих бизнес-школ мира по организации страновых исследований развития предпринимательства и обмену информацией о состоянии предпринимательской активности.

Проект GEM возник в 1997 г. по инициативе ведущих ученых из Великобритании, США, Финляндии и Ирландии. Институционально этот проект поддерживается двумя основными в области исследования предпринимательства учреждениями — Babson College (США) и London Business School (Великобритания). В 1999 г. был опубликован первый годовой отчет, в подготовке которого приняли участие 10 стран, в 2000 г.— уже 20, а в 2011 г. — 55 стран, включая Россию. В настоящее время проект GEM представляет собой крупнейшее исследование в области предпринимательства по количеству наблюдений.

Россия принимает участие в проекте с 2006 г. силами исследовательских коллективов Высшей школы менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург) и НИУ Высшая школа экономики (Москва).

Несмотря на широко признанное мнение о том, что предпринимательство является двигателем экономики, механизм взаимодействия между предпринимательством и экономическим ростом остается не полностью изученным. Одним из основных препятствий для глубокого изучения этого взаимодействия, выступает недостаток эмпирических данных, позволяющих судить о его наличии и возможностях. Для восполнения этого пробела в ходе реализации проекта создается уникальная (по методологической сопоставимости), ежегодно обновляемая база данных, являющаяся источником информации для всестороннего анализа предпринимательства на национальном и глобальном уровнях.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

GEM акцентирует внимание на следующих основных целях:

  • сравнение уровней предпринимательской активности между странами;
  • определение факторов, влияющих на уровень предпринимательской активности (как стимулирующих, так и ограничивающих предпринимательскую деятельность);
  • установление различий в уровнях предпринимательской активности и связи с экономическим ростом;
  • выявление мер по увеличению предпринимательской активности на национальном уровне.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

  • Опрос взрослого трудоспособного населения (Adult Population Surveys — APS) с помощью специально разработанных анкет. GEM использует для проведения обследования анкету, содержащую вопросы, с разных сторон характеризующие отношение респондента к организации предпринимательской деятельности и включенность индивидуумов в предпринимательский процесс. Минимальный размер выборки для проведения исследования составляет 2 тыс. человек.
    Для реализации методологии GEM при проведении опроса взрослого трудоспособного населения в России использовалась многоступенчатая стратифицированная вероятностная выборка, репрезентирующая взрослое население России в возрасте от 18 лет до 64 лет, объемом 7500 респондентов. В исследование не были включены: лица, проходящие срочную службу в армии; лица, находящиеся в местах лишения свободы, проживающие в монастырях и других закрытых территориях; лица, проживающие в малых деревнях и селах, насчитывающих менее 50 жителей; жители Чеченской Республики и Республики Ингушетия; жители районов Крайнего Севера с низкой плотностью населения (Ненецкого АО, Ямало-Ненецкого АО, Таймырского АО, Эвенкийского АО, Чукотского АО и Сахалинской области).
    При проектировании выборки использовались данные официальной статистики Росстата о численности населения России и его половозрастной и территориальной структуре. Опрос проводился специалистами Левада–Центра, методом формализованного интервью «лицом к лицу». Для проведения обследования переведенная на русский язык анкета, разработанная международным консорциумом The Global Entrepreneurship Monitor (GEM), была адаптирована для проведения опроса в условиях России. Российский вариант анкеты состоял из двух частей: первая часть содержала вопросы для всего населения, вторая — вопросы для респондентов, так или иначе включенных в предпринимательскую деятельность. Работа интервьюеров контролировалась по телефону, повторным посещением и по почте. Ошибка выборки составляет в среднем менее 0,01%.
  • Для оценки структурных условий предпринимательства используются экспертные оценки — национальные экспертные интервью (National Expert Surveys — NES) — опрос по специально разработанным анкетам и глубинные интервью с предпринимателями и экспертами в области предпринимательства. Ответы объединены в 10 групп в соответствии с классификацией, предлагаемой методикой GEM, в которой определены основные показатели внешней среды, влияющие на предпринимательскую активность и экономический рост. Для отбора экспертов была разработана полустандартизованная процедура.
    В выборке 2011 г. представлено 36 экспертов. Выборки экспертов, составленные национальными командами, включают: респондентов разного пола; лиц, обладающих различным опытом в соответствии со структурными условиями; лиц из различных географических областей, охватывающих национальный, региональный и местный уровни.
    Выборка респондентов должна охватывать как «предпринимателей», так и «профессионалов»:
    «предприниматели» — респонденты с опытом практической предпринимательской деятельности, в том числе в рамках одного и более структурного условия.
    Они отбираются прежде всего на основе активного опыта предпринимательской деятельности в стране.
    Например, это учредители компаний или организаций; «профессионалы» — респонденты, непосредственно вовлеченные в реализацию или оценку какого-либо структурного условия предпринимательства в стране. В качестве экспертов могут выступать политики, ученые, правительственные чиновники или другие профессионалы, работающие в сфере предпринимательства.
  • Национальная экономическая и демографическая статистика.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ GEM

Исследования в рамках проекта GEM показали, что взаимосвязь между предпринимательской активностью и экономическим ростом зависит от экономического развития страны. С 2008 г. исследовательский комитет GEM вслед за Global Competitiveness Report (2008) ввел типологию экономик, которая включает в себя страны с ресурсно-ориентированными экономиками (factor–driven economies), страны с эффективностно-ориентированными экономиками (efficiency–driven economies) и страны с инновационно-ориентированными экономиками (innovation–driven economies). Описание этих стадий экономического развития представлено на рис. 1.


МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

В рамках исследования используется достаточно широкое определение предпринимательства, которое подчеркивает роль индивидуума в предпринимательском процессе. Предпринимательство — это любая попытка создания нового бизнеса или компании (индивидуальная трудовая деятельность, новая коммерческая организация, расширение уже существующего бизнеса), предпринятая отдельным лицом, группой лиц или ранее существовавшими компаниями [Reynolds, 2005]. В GEM внимание концентрируется на предпринимательском поведении индивидуумов, которые создают и управляют бизнесом, в отличие от других исследований, фиксирующих главным образом регистрацию (новых) компаний.

Во всем многообразии определений и понимания понятия «предпринимательство» можно выделить три основных компонента: отношение к предпринимательству, предпринимательская активность и предпринимательские устремления.

Отношение к предпринимательству отражает общее настроение населения к предпринимателям и предпринимательству в целом. Наличие в стране людей, не только способных распознать новые бизнес-возможности, но и имеющих достаточно знаний и опыта для их реализации, значительно влияет на развитие страны.

Отношение к предпринимательству в обществе оказывает влияние на предпринимательскую активность, и наоборот. Например, признание предпринимательства в обществе, которое выражается в положительном отношении населения к нему, находится под влиянием того, знают ли люди кого–нибудь, кто недавно начал свое собственное дело. Это отражает как уровень предпринимательской активности, так развитость бизнес–сообщества.

Важной характеристикой потенциального предпринимательства является количество людей, планирующих открыть свой бизнес. Уровень предпринимательской активности в стране в будущем тем выше, чем в настоящее время больше жителей, обладающих предпринимательскими намерениями, т.е. желанием создать собственный бизнес.

Предпринимательская активность является многосторонним понятием и описывает вовлеченность населения в создание новых компаний, управление растущими и устоявшимися компаниями, а также закрытие бизнеса.

Предпринимательская активность — это динамический процесс, поэтому в GEM анализируются различные стадии развития предпринимательства: от замысла создания компании — к нарождающимся предпринимателям и до ранних и устоявшихся компаний. сследование многообразия составляющих предпринимательской активности позволяет увидеть отличия в процессе создания новых компаний на разных стадиях экономического развития страны. Так, можно предположить, что количество нарождающихся предпринимателей и владельцев вновь созданного бизнеса будет выше в ресурсно-ориентированных экономиках, поскольку большинство из них мотивировано экономической необходимостью. В инновационно-ориентированных странах предполагается большее количество инновационно-ориентированных предпринимателей по сравнению с ресурсно– и эффективностно-ориентированными.

Предпринимательские устремления отражают качественную природу предпринимательской активности. В проекте GEM для их измерения разработана система индикаторов, таких как представление на рынок новых продуктов, внедрение новых производственных процессов, ориентация на внешние рынки, развитие компании. Если эти устремления реализуются, то они оказывают значительное влияние на экономический вклад от предпринимательской деятельности. Таким образом, продуктовые и процессные инновации, интернационализация и ожидание роста компании являются отличительными чертами «высокопритязательного» предпринимательства, нацеленного на высокие достижения.

В обновленной концептуальной модели GEM утверждается, что различные факторы внешней среды (рамочные условия предпринимательства) влияют на деловую и предпринимательскую активность как устоявшихся предпринимателей, так и владельцев вновь созданного бизнеса. Описание национальных условий ресурсно- и эффективностно-ориентированных стран заимствованы из Global Competitiveness Report (GCR) 2008 [Porter, Schwab, 2008]. Что касается иннновационно-ориентированных стран, то обновленная модель GEM дополняет GCR, выделяя те условия внешней среды, которые характерны для предпринимательства, а недостаточность предпринимательской активности рассматривается как препятствие для инновационной экономики в достижении экономического роста. Важно понимать, что все указанные условия присутствуют в экономическом развитии каждой страны, но их вклад может различаться в зависимости от типа экономики.

Модель GEM представлена на рис. 2. Для ресурсноориентированных стран акцент сделан на базовые условия, такие как развитие институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение и начальное образование. Эти требования поддерживают вынужденное предпринимательство, основанное на необходимости («предпринимательство по необходимости»), и слабо обеспечивают возможности для развития добровольного предпринимательства, основанного на использовании возможности. В процессе экономического развития и увеличения экономии за счет роста масштаба производства становятся важными другие условия, которые обеспечивают надежное функционирование рынка и экономическую эффективность. К ним относятся высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность товарного рынка и рынка труда, развитость финансового рынка, технологическая подготовленность. Для экономик, основанных на инновациях, рамочные условия предпринимательства становятся более важными стимулами экономического развития, чем базовые условия или условия экономической эффективности.

В совокупности указанные факторы способствуют созданию новых компаний и воздействуют на предпринимательский климат, влияя тем самым на экономический рост и уровень занятости в экономике.

ТИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Важной составляющей понимания предпринимательства в проекте GEM является то, что предпринимательство — это процесс, охватывающий все стадии жизненного цикла: от потенциальных предпринимателей через замысел компании — к ранней стадии (нарождающиеся предприниматели); от новых компаний (владельцы вновь созданного бизнеса) — к устоявшемуся бизнесу (устоявшиеся предприниматели). Закрытие бизнеса можно рассматривать также как этап предпринимательского процесса: предприниматели, приобретшие опыт, могут делиться им с другими предпринимателями или начать другой бизнес.

На рис. 3 описывается предпринимательский процесс и определяются базовые понятия GEM:

  • • потенциальные предприниматели (potential entrepreneurs) — те, кто видит возможности во внешней среде для создания собственного дела и уверены в наличии знаний, необходимых для управления собственной компанией. Важной характеристикой является наличие людей имеющих предпринимательские намерения (entrepreneurial intentions), т.е. тех, кто планирует организацию бизнеса в ближайшие три года;
  • ранние предприниматели* (early–stage entrepreneurs) (Понятия «ранний предприниматель» и «предприниматель на ранних стадиях» синонимичны. Однако понятие «ранний предприниматель» наиболее употребим в научном сообществе.), в том числе:
    – нарождающиеся предприниматели (nascent entrepreneurs) — те, кто в течение предыдущего года предпринимал активные действия по созданию бизнеса; они владеют всем или долей в созданном бизнесе, однако заработная плата и другие виды вознаграждений не выплачивались более трех месяцев;
    – владельцы вновь созданного бизнеса (owners of new business) — те, кто управляет вновь созданным предприятием и получает доход менее 3,5 лет;
  • устоявшиеся предприниматели, или владельцы устоявшегося бизнеса (оwner–manager of established business) — те, кто владеет и управляет бизнесом и получает связанные с этим доходы более 42 месяцев.

Нарождающиеся предприниматели и владельцы вновь созданного бизнеса образуют динамичный показатель ранней предпринимательской активности (Total Entrepreneurial Activity Index — TEA Index) в стране. Даже если нарождающиеся предприниматели не преуспели в создании своей компании, сам факт их выхода на рынок можно рассматривать положительно с точки зрения повышения конкуренции для уже существующих компаний.

ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В ОБЩЕСТВЕ

Отношение к предпринимательству отражает общие настроения населения к предпринимательству в целом и предпринимателям в частности, что порождает не только благоприятный социально-психологический климат для развития предпринимательства в стране, но и стимулирует привлечение финансовых ресурсов, развитие инфраструктуры и бизнес–сообщества.

Факторы, значимые для начала предпринимательской деятельности, включают в себя как индивидуальные характеристики, так и национальные особенности развития предпринимательства. В модели GEM измеряются следующие индикаторы:

Индивидуальные характеристики

  • оценка благоприятности внешней среды для начала бизнеса в ближайшие 6 месяцев в местности, где проживает респондент;
  • наличие у индивида предпринимательских способностей, которые зависят от оценки им знаний, квалификации и опыта для начала предпринимательской деятельности;
  • боязнь провала бизнеса, препятствующая организации собственного дела;
  • наличие в окружении индивида, который за последние 2 года открыл бизнес.
Национальные особенности
  • существующая в обществе система ценностей, включающая в себя в том числе: ценность предпринимательства для развития карьеры, престижность предпринимательства в обществе и стремление к высоким стандартам жизни;
  • общественное мнение о предпринимательстве, которое во многом формируется посредством участия СМИ в создании успешного образа предпринимателя.

Для оценки возможностей развития предпринимательства в стране респондентам предлагается ответить на вопрос о том, считают ли они, что в их стране/регионе в ближайшие полгода будут сформированы благоприятные условия для создания бизнеса. В целом благоприятная оценка внешних возможностей положительно влияет на уровень предпринимательской активности, однако речь идет не столько о фактическом состоянии среды, сколько о том, как население воспринимает открывающиеся перспективы создания бизнеса. На восприятие бизнес–возможностей влияет множество факторов, включая общеэкономические условия развития страны/региона, развитость культуры предпринимательства, исторический опыт, образование.

Уровень предпринимательской активности (на стадии потенциального, раннего или устоявшегося предпринимательства) является своего рода откликом на взаимодействие сложившихся представлений индивида о внешних возможностях для предпринимательства и его собственных способностях (компетенций) к такой деятельности. Только когда в представлениях населения внешние возможности дополняются необходимыми компетенциями, экономика и общество получают социальную страту, которая представляет собой потенциал пополнения предпринимательских рядов.

Особое значение фактор самооценки компетенций оказывает в условиях экономической рецессии и кризиса, в том числе под влиянием негативной экономической информации, распространяемой через СМИ. Следовательно, изучение факторов повышения самооценки населением способностей к бизнесу может быть использовано для прогнозирования развития предпринимательского потенциала, что в настоящее время актуально для российской социально-экономической среды, в том числе из-за возрастающей напряженности на рынке труда и других проявлений кризиса.

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЧАСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ*

*Подраздел написан М.В. Габелко

Непредпринимательский слой составляет взрослое население за исключением активных предпринимателей. Эта группа очень обширна — 92,8% взрослого населения России. Основная часть населения России не только не имеет отношения к предпринимательству, но и не рассматривает начало бизнеса как вариант развития карьеры.

Оценки национальных и культурных особенностей восприятия предпринимательства респондентами, являющимися активными предпринимателями и непредпринимателями совпадают, структура распределения ответов для двух сравниваемых групп населения практически идентична. Однако индивидуальное восприятие условий начала бизнеса предпринимателями и непредпринимателями существенно расходится (рис. 4).


Две трети непредпринимателей считают, что не обладают достаточными знаниями и опытом для осуществления предпринимательской деятельности. Большинство предпринимателей не выражает подобных опасений, хотя четверть их них осознает недостаточные компетенции.

В 2011 г. оценка условий для начала бизнеса непредпринимательской группой населения была очень пессимистична, только 19% представителей этой группы сочли условия для старта благоприятными. Оценка условий предпринимателями оптимистичнее — около 37% из них назвали условия благоприятными для начала бизнеса. Среди непредпринимательской части населения высока доля тех, кто затруднился с оценкой условий для начала бизнеса, их более 25% группы (рис. 5).

Непредприниматели, оптимистично оценивающие условия старта, чаще рассматривают карьеру предпринимателя как желательный выбор и большинство считает, что успешные предприниматели пользуются высоким статусом и уважением (рис. 6).


Это отличает их от пессимистов и сомневающихся. Кроме того, оптимисты выше оценивают наличие у них знаний и опыта для начала собственного бизнеса. При этом все три группы респондентов единодушны в оценке предпочтений стандарта жизни и боязни быть неуспешными (около 48% непредпринимателей).


Среди оптимистов много тех, кто лично знаком с предпринимателями (более 55% оптимистов непредпринимательской группы), а среди пессимистов и сомневающихся таких не более 30%.

Существуют различия в восприятии предпринимательства респондентами разных возрастных групп. Это касается, в первую очередь, культурных особенностей восприятия. Так, с возрастом снижается привлекательностькарьеры предпринимателя: уреспондентов моложе 25 лет —63%; у респондентов старше 55 лет —48%; оценка статуса предпринимателя в обществе — 65% и 48% соответственно. Среди представителей старшего поколения (45–55 лет) распространено мнение о предпочтительности одинакового стандарта жизни, а также меньше всего лично знакомых с предпринимателями. Среди активной части населения в возрасте от 25 до 35 лет — наибольшая доля знакомых с начинающими предпринимателями и уверенных в достаточности своих знаний и квалификации для начала бизнеса. Половина непредпринимателей среднего поколения (35–45 лет) признается, что страх и неуверенность в своих способностях мешают в организации бизнеса.

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СТАРТА НА РАННЮЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ*

* Подраздел написан О.И. Образцовой

На основе данных GEM можно количественно измерить оптимистичность оценки индивидами условий предпринимательской деятельности в стране как долю населения,положительно ответившего на вопрос о том, будут ли экономические и социально-политические условия в регионе его проживания способствовать началу бизнеса в течение ближайших шести месяцев. Был проведен анализ распределения стран–участниц проекта по степени оптимистичности оценок населением условий предпринимательской деятельности в регионе проживания. Результаты анализа показали, что совокупность стран GEM характеризуется умеренно выраженной неоднородностью данного индикатора (коэффициент вариации составляет 44,6%) (рис. 7).

В результате была получена 6-кластерная структура однородных групп стран, с двумя выделяющимися наблюдениями: аномально низкая доля оптимистов была зафиксирована в 2011 г. в Японии (6%) и аномально высокая — в Нигерии (85%). Доминируют в совокупности страны, доля оптимистов среди населения которых зафиксирована на среднем или ниже среднего уровнях (37 из 55 стран—участниц проекта), причем почти половина стран (47%) характеризуется наличием средней долей оптимистов.


Следует отметить, что в половине стран–участниц проекта доля населения, оптимистично настроенного в отношении условий предпринимательского старта, не превышает 38,8% населения.

Низкий уровень оптимистичности населения по данному показателю наблюдается в Японии, Корее, а также в пораженной глубокими последствиями финансового кризиса Греции. Наиболее высокий уровень оптимистичности наблюдается в странах африканского и латиноамериканского регионов, которые характеризуются высоким уровнем предпринимательской активности, а также в странах Северной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия), где уровень ранней предпринимательской активности относительно невысок (рис. 8).


Таким образом, подтверждено наличие статистически значимой взаимосвязи между оптимистичностью оценки населением условий предпринимательского старта в регионе проживания и уровнем ранней предпринимательской активности населения. (Оценка взаимосвязи проводилась на основе коэффициента ранговой корреляции Спирмена)

Для исследования формы и направления взаимосвязи между оптимистичностью взрослого трудоспособного населения страны и его ранней предпринимательской активностью была использована параметрическая регрессия, так как оба показателя исчисляются по количественной шкале. Анализ характеристик рассматриваемых эмпирических распределений показал, что они статистически значимо не отличаются от нормального распределения.


Результаты моделирования взаимосвязи между оптимистичностью взрослого трудоспособного населения страны и его ранней предпринимательской активностью на основе параметрической регрессии (без ряда стран Северной Европы — Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии) представлены на рис. 9. Исключение этих стран (которые представляют собой выделяющиеся наблюдения по комбинации исследуемых показателей) из базы данных для моделирования позволило получить значимые на 1%-ом уровне параметры линейной регрессии, объясняющей 52,6% вариации исследуемых признаков в совокупности стран-участниц проекта. Построенная для 2011 г. линейная регрессия подтверждает, что оптимистичность населения оказывает влияние на раннюю предпринимательскую активность и характеризует форму этой связи. Таким образом, чем более оптимистично население страны в отношении условий предпринимательской деятельности, тем выше ранняя предпринимательская активность населения (при прочих равных условиях). Рост доли оптимистов на 1% способствует увеличению индекса ранней предпринимательской активности в среднем на 0,3%. Если доля оптимистов среди населения статистически значимо стремится к нулю, то доля предпринимателей среди населения составит в среднем около 1%.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

В рамках проекта GEM под потенциальными предпринимателями понимаются лица, которые еще не начали свой бизнес, но позитивно оценивают собственные предпринимательские способности и сложившуюся конъюнктуру. Фактически, потенциальные предприниматели находятся в состоянии «неустойчивого равновесия», решая, работать им по найму или открыть собственное дело.

В России в 2011 г. было выявлено 7,78% потенциальных предпринимателей — как правило, в возрастном диапазоне от 18 до 44 лет. Средний возраст потенциальных предпринимателей — 37 лет. Существенных гендерных различий в этой группе обнаружено не было. Однако процент мужчин (8,54%) превышает аналогичный уровень для женщин (7,09%).

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ НАМЕРЕНИЯ*

*Подраздел написан О.Р. Верховской, М.В. Габелко, М.В. Дорохиной

При оценке предпринимательского потенциала страны важным показателем выступает численность тех, кто тяготеет к его созданию, т.е. имеет предпринимательские намерения. Для измерения предпринимательских намерений в исследовательском проекте GEM используется ответ на вопрос: «Планируете ли Вы в ближайшие три года открыть свое дело?»

Уровень предпринимательских намерений в России является самым низким среди стран–участниц проекта (ниже только в ОАЭ). В среднем по группе стран с эффективностно-ориентированными экономиками этот показатель составляет около 25%. В 2011 г. в России только 5,8% респондентов отметили, что планируют открыть собственное дело в ближайшие три года.

Следует подчеркнуть, что в России среди респондентов, имеющих предпринимательские намерения, около 40% составляют уже действующие предприниматели, планирующие открыть новый бизнес. Свежий приток в российское предпринимательство в 2011 г. могли составить лишь 3,6% россиян. Можно говорить о некоторой положительной динамике, наметившейся после 2009-2010гг. (рис. 10).


На основании наличия предпринимательских намерений были сформированы три группы респондентов: планирующие, не планирующие и сомневающиеся в прогнозе организации бизнеса.

При оценке большинства национальных и индивидуальных факторов восприятия предпринимательства планирующие начать бизнес значительно отличаются от сомневающихся и особенно — от не планирующих организовать собственное дело. Наиболее существенны различия в оценке собственных знаний и квалификации, необходимых для начала бизнеса. Если среди имеющих предпринимательские намерения 65% респондентов оценили свои знания как достаточные для начала нового бизнеса, то среди сомневающихся таких респондентов — 44%, а среди не планирующих стать предпринимателем — 25%. Кроме того, среди планирующих начать бизнес доля знакомых с пред- принимателями вдвое выше, чем среди тех, кто не задумывается об организации бизнеса (рис. 11).

Наибольшая часть планирующих начать бизнес принадлежит молодому поколению (возраст до 35 лет). Представители как среднего, так и более старшего поколения в большинстве своем уже не планируют организацию бизнеса. Основная часть планирующих начать бизнес проживает в городах с численностью населения до 500 тыс. человек. По доле планирующих начать собственное дело среди жителей различных типов поселений также выделяются города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СТРАНАХ–УЧАСТНИЦАХ GEM

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ

*Подраздел составлен О.Р. Верховской, М.В. Дорохиной

Данные GEM позволяют объяснить различия в предпринимательском потенциале стран в зависимости от: уровня их институционального развития; существующих систем регулирования создания и развития компаний; демографических характеристик, в частности возрастной структуры населения и миграционных процессов; предпринимательской культуры; общего уровня экономического благосостояния и технологического развития.

Для оценки предпринимательской активности стран–участниц проекта используются следующие показатели (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели предпринимательской активности проекта GEM

Уровень активности потенциальных предпринимателей Процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, еще не начавшего свой бизнес, но позитивно оценивающего собственные предпринимательские способности и сложившуюся конъюнктуру
Уровень активности респондентов, имеющих предпринимательские намерения Процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, планирующего в ближайшие три года открыть собственное дело
Уровень активности нарождающихся предпринимателей Процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, являющегося в настоящий момент нарождающимися предпринимателями, вовлеченными в создание бизнеса, выступающего владельцами или совладельцами. Компания существует более трех месяцев, при этом заработная плата или другие виды вознаграждения не выплачивались
Уровень предпринимательской активности владельцев вновь созданного бизнеса Процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, являющегося в настоящий момент владельцами и управляющими нового бизнеса. Компания выплачивает заработную плату и денежное вознаграждение собственнику более трех, но менее 3,5 лет
Индекс предпринимательской активности (Total entrepreneurship activity index — TEA) Характеризует уровень предпринимательской активности на ранних стадиях. Процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, являющегося нарождающимися предпринимателями и владельцами вновь созданного бизнеса. Это не простая сумма двух первых показателей. Если респондент вовлечен в оба вида предпринимательской деятельности, то его предпринимательская деятельность учитывается только один раз
Уровень активности устоявшихся предпринимателей Процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, являющегося в настоящий момент владельцами и управляющими устоявшегося бизнеса. Компания выплачивает заработную плату и денежное вознаграждение собственнику более 3,5 лет
Общий уровень предпринимательской активности Процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, являющегося ранними и устоявшимися предпринимателями
Уровень выхода из бизнеса Процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, которые в последние 12 месяцев продали, закрыли или каким–либо иным способом перестали являться владельцами и управляющими бизнеса
Уровень активности ранних предпринимателей «по необходимости» Процент населения, вовлеченного в раннюю предпринимательскую активность в силу необходимости, т. е. у них нет другой возможности для получения дохода
Уровень активности ранних «высокопритязательных» предпринимателей «по возможности» Процент населения, вовлеченного в раннюю предпринимательскую активность, которое мотивировано использованием возможности как для увеличения дохода, так и для получения независимости в работе

Как показано на рис. 3, в проекте GEM предпринимательство понимается как динамичный непрерывный процесс и охватывает все стадии развития компании от ее замысла до выживания и возможного выхода из бизнеса. В табл. 2 приведены данные о предпринимательской активности для 54 стран–участниц GEM в 2011 г. Страны сгруппированы по стадиям экономического развития, а также представлены базовые характеристики общей предпринимательской активности в каждой стране.

Таблица 2

Предпринимательская активность в странах–участницах GEM по стадиям экономического развития, 2011 г., %


Источник: APS Russia 2011 г. г.

Каждая страна обладает уникальным набором социально-экономических условий, влияющих на уровень предпринимательской активности. Однако можно говорить как об общих характеристиках рассматриваемых групп, так и о существовании региональных особенностей конкретных стран.

В 2011 г. произошло увеличение уровня предпринимательской активности практически во всех странах–участницах проекта независимо от уровня экономического развития. В среднем, в эффективностно-ориентированных экономиках рост составил 25%, а в инновационно-ориентированных — 22% [Kelly, Singer, Harrington, 2012]. Это характерно также для тех стран, где и в 2010 г. были зафиксированы высокие уровни ранней предпринимательской активности. Рост можно объяснить увеличением численности нарождающихся предпринимателей. Например, в среднем, по группе стран с инновационно-ориентированной экономикой рост нарождающегося предпринимательства составил 36%, в то время как численность нового бизнеса выросла на 7%.

С момента основания проекта GEM исследователи отмечали U-образную зависимость между предпринимательством и экономическим ростом. В странах с низким уровнем доходов на душу населения структура экономики характеризуется доминированием большого числа малых фирм. Одна из причин этого связана со структурой народного хозяйства. В этих странах высока доля компаний, оказывающих потребительские услуги на локальном рынке. Кроме того, работодатели не создают достаточного предложения рабочих мест. Это стимулирует население к поиску путей выживания и созданию своего бизнеса. Макроэкономическая и политическая стабильность в стране способствует развитию крупных предприятий. По мере экономического роста и увеличения доходов уже существующие фирмы удовлетворяют растущий спрос на многих рынках. Усиление роли больших компаний сопровождается уменьшением темпов роста малого и среднего бизнеса, так как все большее количество людей находит стабильную работу на крупных предприятиях.


После достижения определенного уровня благосостояния страны предпринимательский сектор начинает увеличиваться. Рост числа вновь создаваемых фирм может иметь несколько причин. Во-первых, улучшается состояние структурных условий предпринимательства: доступ к финансам, открытость рынков и внедрение научно-технических разработок [Kelly, Bosma, Amoros, 2011]. Во-вторых, развитие общества приводит к изменению социальных ценностей и работники не только ищут способы увеличения доходов, но и стремятся к самореализации и независимости принятия решений, что ставит перед ними новые качественные задачи.

В 2011 г. уровень предпринимательской активности в странах–участницах проекта GEM по мере роста ВВП снижался до некоторого значения, однако, при этом не наблюдалось корреляции между уровнем ВВП и ростом предпринимательской активности в инновационных экономиках (рис.12). Фактически данная зависимость имеет L-образный вид.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В РОССИИ

Значения индексов ранней предпринимательской активности и активности устоявшихся предпринимателей в России на протяжении периода участия в проекте относительно устойчивы (рис. 13). Самый высокий индекс ранней предпринимательской активности был зафиксирован в 2006г. и составил 4,9%. В 2007г. данный показатель сократился, одной из причин этого мог быть рост спроса на труд со стороны крупных компаний, предлагающих привлекательный уровень заработной платы. Кризис 2008–2009 гг. привел к сокращению персонала в крупных компаниях, что могло вынудить людей заняться предпринимательством. Тем не менее, несмотря на ожидания роста предпринимательской активности, индекс TEA в России не вырос ни в 2009, ни в 2010 г., оставшись на уровне 3,9%. В 2011г. уровень ранней предпринимательской активности составил 4,6%.


Уровень активности устоявшихся предпринимателей имеет еще более низкие значения и колеблется в диапазоне от 2,1% в 2007г. до 2,8% в 2011. Эти данные позволяют говорить о том, что в России не только низкая вовлеченность в создание бизнеса, но и низкая выживаемость бизнеса.

Доля устоявшихся предпринимателей в России в 2011г. составила 38% от числа общей предпринимательской активности населения. Данные GEM свидетельствуют о том, что в экономически развитых странах число компаний, работающих более 3,5 лет, значительно превышает количество вновь создаваемых компаний. Если в среднем доля устоявшегося бизнеса в структуре всех предпринимателей в ресурсно-ориентированных экономиках составляет около 29%, в эффективностно-ориентированных — 35%, то в инновационно-ориентированных — 51%. Лидеры по этому показателю — Япония, Испания, Греция и Швейцария, где более 60% предпринимателей являются владельцами компаний, которые существуют на рынке дольше 3,5 лет.

МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

*Подраздел написан Демьяновой Ю.В.

Начать свое дело предприниматели могут в силу разных причин. В то время как одни открывают новые компании потому, что используют появившиеся возможности, другие — вынуждены основывать бизнес, так как не имеют других способов к получению средств для существования. Таким образом, в проекте GEM выделяются:

  1. предприниматели «по возможности», или добровольные предприниматели (opportunity-driven entrepreneurs) — предприниматели, которые пытаются использовать открывающиеся возможности и получать преимущества от предпринимательской деятельности;
  2. предприниматели «по необходимости», или вынужденные предприниматели (necessity-driven entrepreneurs) — предприниматели, которые пытаются начать свое дело в силу того, что у них нет иных возможностей для получения дохода.

Однако такое грубое деление оставляет мало возможностей для глубокого понимания мотивации, так как респонденты при ответе на вопрос о мотивах, выбирая между вариантами «нет лучших возможностей для работы» и «использую новые бизнес–возможности», могут сделать выбор в пользу последнего, даже если в действительности их мотивация ближе к первой альтернативе [Bosma et al., 2009]. Поэтому мотивация предпринимателей, которые руководствуются в своей деятельности использованием возникающих возможностей, подверглась более детальному изучению. Предприниматели были разделены на три группы. К первой группе относятся те из них, кто в качестве основного мотива называет увеличение дохода. Для представителей второй группы главный мотив — независимость. Третью группу составляют те, кто использует возможности предпринимательства для поддержания дохода. Фактически это группа предпринимателей близка к предпринимателям «по необходимости».

Данные GEM показывают, что уровень добровольного предпринимательства выше в странах с более высоким уровнем экономического развития, где существует больше альтернатив для экономической активности. Добровольное предпринимательство обладает более высоким экономическим потенциалом, создает больше рабочих мест и демонстрирует более высокий рост производительности труда.

Структуру мотивации российских предпринимателей в 2011 г. можно охарактеризовать как достаточно благоприятную. Так, для более чем 70% российских ранних предпринимателей экономическая активность обусловлена поиском преимуществ, которые дает занятие бизнесом. Примечательно, что добровольная мотивация более типична для нарождающихся предпринимателей (78%), чем для владельцев нового бизнеса (64%).

Для большинства российских предпринимателей открытие собственного дела хоть и является добровольным шагом, однако мотивированы они в основном желанием поддержать уровень своего дохода, а не увеличить его или получить независимость (рис. 14).


Обращает на себя внимание, однако, то обстоятельство, что еще примерно четверть составляют те предприниматели, в деятельности которых значимы оба типа мотивации – добровольная и вынужденная. Если учесть, что еще почти треть предпринимателей указали, что руководствуются сугубо вынужденной мотивацией, приходится признать, что к ведению бизнеса более чем половину российских предпринимателей в большей или меньшей степени подталкивают внешние обстоятельства.

Поиск преимуществ от занятий бизнесом мотивирует в основном более молодую и активную группу населения: средний возраст добровольных предпринимателей составляет 36 лет, а возраст 77% из них не превышает 45 лет. Вынужденные предприниматели в среднем на два года старше добровольных (средний возраст — 38 лет). В целом возраст не является значимым фактором, влияющим на характер мотивации индивида, хотя можно предположить, что для старших возрастных групп потеря работы как основного источника дохода зачастую приводит к вынужденному приходу в бизнес — в основном, в форме самозанятости или создания микробизнеса.

Не наблюдается различий и между структурой мотивации мужчин и женщин. 71–72% из них руководствуются преимуществами собственного бизнеса и менее трети являются вынужденными предпринимателями.

Рассматривая данные о мотивации российских ранних предпринимателей в динамике, можно заметить, что с 2006г. доля добровольных предпринимателей не опускалась ниже 61% от общей численности ранних предпринимателей. Максимальное число предпринимателей, использовавших возможности, наблюдалось в 2007г. и составило 80%. Это свидетельствует о том, что накануне экономического кризиса 2008г. российское население стремилось в бизнес-среду. Однако уже в 2008 г. доля добровольных предпринимателей сократилась на 11% и сохранялась на уровне 69% в течение двух лет (рис. 15).

По всей видимости, рост доли вынужденных предпринимателей за счет сокращения доли добровольных обусловлен негативным влиянием экономического кризиса на ситуацию на рынке труда. Одним из последствий экономического кризиса стали увольнения, а также снижение заработной платы (и сокращение времени работы) в целом. В такой ситуации предпринимательская деятельность могла восприниматься лицами, потерявшими работу, как единственная возможность для выживания и поддержания уровня благосостояния. В 2010г. данная тенденция сохранилась: число вынужденных предпринимателей возросло до 36% за счет снижения доли добровольных предпринимателей практически до уровня 2006г.— 64%.

Однако в 2011г. в условиях постепенного выхода из экономического кризиса наметилась тенденция к улучшению структуры мотивации предпринимательской деятельности: доля добровольных ранних предпринимателей возросла до 71%.


Одинаковые тенденции изменений в структуре мотивации после экономического кризиса прослеживаются как для нарождающихся предпринимателей, так и для владельцев нового бизнеса. Наиболее ярко его влияние отражается на структуре мотивации владельцев нового бизнеса. За ростом в 2007г. числа владельцев нового бизнеса, которые начали свою деятельность на добровольной основе (их доля увеличилась на 44%), последовало его падение (на 30%) в 2008 г. Стабилизировавшись в 2009г., ситуация вновь ухудшилась в 2010г. В 2011г. наметилась тенденция к росту, как и для всех ранних предпринимателей в целом.

Анализ динамики показателей добровольного и вынужденного предпринимательства в 2006–2010гг. позволяет говорить о том, что структура мотивации предпринимателей на протяжении пяти лет наблюдений статистически значимо не менялась.

В целом структуру мотивации российского раннего предпринимательства в 2011г. можно оценить как достаточно благоприятную с точки зрения соотношения добровольного и вынужденного предпринимательства. Как среди нарождающихся, так и среди владельцев нового бизнеса доля добровольных предпринимателей значительно превышает долю вынужденных. Сравнительный анализ добровольных и вынужденных ранних предпринимателей показал, что добровольные предприниматели характеризуются более высоким уровнем формального образования, большей склонностью к риску, лучшим материальным положением и большей включенностью в предпринимательские сети по сравнению с вынужденными предпринимателями.

СОЦИАЛЬНО ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ*

*Подраздел написан О.Р. Верховской, М.В. Дорохиной

Социально-демографические характеристики, такие как пол, возраст, уровень образования, оказывают существенное влияние на желание стать предпринимателем и начать свое дело.

При анализе социально-демографической структуры в соответствии с методологией проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» исследуются основные группы предпринимателей: потенциальные предприниматели; ранние предприниматели, включая нарождающихся и владельцев нового бизнеса; устоявшиеся предприниматели.

ПОЛ

В России гендерная структура предпринимательства типична для стран-участниц проекта GEM: мужчины демонстрируют более интенсивную вовлеченность в активность во всех предпринимательских группах.

При уровне предпринимательских устремлений (рассчитываемом как процент положительно ответивших на вопрос о том, планируют ли они начать собственное дело в ближайшие три года) равном 5,9%, доля мужчин, планирующих в ближайшие три года организовать свое дело, составляет 55,6% по сравнению с долей женщин — 44,4%, т.е. 6,8% мужчин и 5,1% женщин намереваются стать предпринимателями.

В раннюю предпринимательскую активность вовлечены 5% мужчин и 3,8% женщин; их соотношение — 55,3% и 44,7% соответственно (рис. 16). Среди владельцев вновь созданного бизнеса практически 60% составляют мужчины, тогда как гендерная структура среди нарождающихся предпринимателей практически однородна.

Соотношение мужчин и женщин среди устоявшихся предпринимателей также распределяется равномерно — 53% мужчин и 47% женщин.


Активность устоявшихся предпринимателей среди мужчин в 2011 г. была несколько выше, чем среди женщин —2,9% и 2,4% соответственно (рис.17).Можно заметить, что если активность ранних предпринимателей — мужчин в 1,3 раза превышает активность женщин, то среди устоявшихся предпринимателей разрыв не такой значительный. Это может свидетельствовать о том, что мужчины более склонны к предпринимательскому старту, но менее успешны на стадии выживания компании.


В 2011 г. продолжилась тенденция прошлых лет, в соответствии с которой мужчины демонстрируют большую активность в создании нового бизнеса. При этом можно предположить, что среди факторов, значимых для начала предпринимательской деятельности, большие различия будут наблюдаться в индивидуальных характеристиках, чем в национальных характеристиках развития предпринимательства.

Существенными факторами, влияющими на предпринимательский выбор, являются различия в оценке мужчинами и женщинами необходимых знаний и навыков для открытия и ведения собственного дела (рис. 18). В целом 89% мужчин и 83% женщин, являющихся предпринимателями, считают, что обладают специализированными знаниями для начала бизнеса. При этом данные различия существенны для устоявшихся предпринимателей, но не наблюдается различий в оценке знаний между мужчинами и женщинами среди ранних предпринимателей. Существуют гендерные различия в оценке знаний и навыков среди непредпринимательских слоев населения. При этом, если разрыв в средних значениях оценок знаний и навыков для предпринимателей не превышает 13%, то для непредпринимателей он составил 35%.


Мужчины и женщины по-разному оценивают такой фактор восприятия предпринимательства, как страх оказаться неуспешным при создании и управлении бизнеса. При этом среди женщин, вовлеченных в предпринимательскую деятельность, боязнь провала значительно выше, чем среди мужчин (для всех категорий предпринимателей гендерные различия при оценке этого фактора составляют 40%). Для непредпринимателей эти различия не так существенны. Можно предположить, что, начав деятельность, женщины сталкиваются с большим сопротивлением.

ВОЗРАСТ

Возрастная структура российских предпринимателей не является однородной. Средний возраст российского раннего предпринимателя составляет 36 лет.

Распределение ранних и устоявшихся предпринимателей по возрасту представлено на рис. 19. Для большинства групп предпринимателей характерно преобладание возрастной группы «25–34». Причем, применительно к ранним предпринимателям это справедливо как для мужчин, так и для женщин.

Исключения составляют респонденты, планирующие открыть бизнес, и устоявшиеся предприниматели. Активность тех, кто намеревается стать предпринимателем, сокращается по мере взросления. Наибольшую активность демонстрирует молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. 11% юношей и 7,5% девушек этой возрастной группы планируют открыть бизнес. В старших возрастных группах видна тенденция к уменьшению активности.

Для устоявшихся предпринимателей характерно преобладание возрастных групп «35–44» и «45–54». При этом среди владельцев вновь созданного бизнеса и устоявшихся предпринимателей активность мужчин превышает активность женщин во всех возрастных группах. Среди нарождающихся предпринимателей различия практически отсутствуют.


ОБРАЗОВАНИЕ

В методологии GEM по уровню образования выделяют четыре группы людей: респонденты с «неполным средним образованием», «средним образованием», «незаконченным высшим или профессионально-техническим образованием», а также «высшим образованием» (в последнюю категорию включаются лица, имеющие ученые степени кандидата и доктора наук, а также получившие степень магистра делового администрирования (MBA)).

Среди предпринимателей, как ранних, так и устоявшихся, преобладают респонденты с незаконченным высшим или профессионально-техническим и высшим образованием (рис. 20). На их долю приходится более 80% предпринимателей. Наибольшую активность среди ранних (7,09%) и устоявшихся (4,68%) предпринимателей демонстрируют респонденты с высшим образованием.

Респонденты с различным образованием поразному оценивают наличие у них необходимых знаний и опыта для начало собственного дела. Так, если оценка предпринимателями с высшим образованием своих компетенций для создания компаний достигает 90%,то для имеющих незаконченное высшее или профессиональное образование она составляет 66,7% у ранних и 33% — у устоявшихся предпринимателей.

Для ранних предпринимателей характерны существенные различия в оценке боязни быть неуспешными.Она сокращается по мере повышения уровня образования. И если среди респондентов с незаконченным средним образованием страх провала присутствует у 50% респондентов, то среди имеющих высшее образование значение данного показателя сокращается до 21%.


ТИП ЗАНЯТОСТИ

Как показало исследование, 46% ранних и 84% устоявшихся предпринимателей получают доход только от предпринимательской деятельности. 37% ранних и 13% устоявшихся предпринимателей указывают, что основным источником их дохода является заработная плата, получаемая на основном месте работы, где они заняты полностью или частично. Наибольшую раннюю предпринимательскую активность демонстрируют предприниматели, имеющие частичную занятость.

Сравнение активности нарождающихся предпринимателей и планирующих открыть бизнес в ближайшие время в зависимости от статуса на рынке труда выявляет группы роста предпринимательства в России (рис. 21). Самый высокий уровень предпринимательских намерений наблюдается у респондентов, имеющих частичную занятость (8,5%). Это может быть вызвано существующими условиями труда и уровнем оплаты. К группе роста можно отнести студентов, 5,7% которых отметили, что планируют открыть собственное дело в ближайшие три года, при этом предпринимательский старт осуществлен только 1% из них.

Среди тех, кто предпринимает попытки создать бизнес, но еще не получает дохода, наибольшую активность демонстрируют безработные. Однако в 2011 г. только каждый шестнадцатый высказал готовность стать предпринимателем в будущем, что значительно ниже уровня 2008 г., когда каждый седьмой безработный выражал готовность построить свой бизнес.

ТИП НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА*

*Подраздел написан Забеловой Т.

Плотность населения, проживающего в том или ином населенном пункте, наличие инфраструктуры и уровень доходов населения влияют на условия экономической активности населения, в том числе – на возможности осуществления предпринимательской деятельности.

Структура предпринимательской активности населения схожа в различных типах поселений, за исключением мегаполисов – единственного типа поселения, где доля закрывших бизнес выше, чем доля владельцев устоявшегося бизнеса. От 51 до 60% предпринимательской активности взрослого трудоспособного населения России приходится на долю ранних предпринимателей во всех типах населенных пунктов.

Доля ранних предпринимателей среди взрослого трудоспособного населения колеблется от 3,41% в малых до максимального значения 7% в крупных городах (рис. 22).



Различия в активности по поселенческому признаку связано не только с особенностью экономического развития региона, но и с социально-демографическими факторами и факторами восприятия. Мужское раннее предпринимательство (53,44%) доминирует в большинстве типов поселений. Наибольший разрыв между мужской и женской предпринимательской активностью наблюдается в крупных и малых городах, где доля мужчин в составе ранних предпринимателей составляет 57%. Исключением из общей картины являются мегаполисы, где доля ранних предпринимателей среди женщин выше на 6,04%.

Доля ранних предпринимателей с высшим или неполным высшим образованием (т.е. относящихся к респондентам с высоким уровнем образования) сокращается при уменьшении размера типа поселения (от мегаполиса — к селу). И наоборот, доля ранних предпринимателей, имеющих низкий уровень образования, возрастает при уменьшении размера типа поселения: в крупных городах этот показатель составляет 9,8%, а в селах – 30,26%. Интересным является и тот факт, что в Москве и Санкт-Петербурге доля ранних предпринимателей с низким уровнем образования, составляет лишь 5,26%, тогда как 2/3 имеет высшее образование. Этот факт может объясняться тем, что эти города являются крупнейшими образовательными центрами страны, в которых сосредоточено большинство высших профессиональных учебных заведений.

Анализ уровня образования ранних предпринимателей позволяет дифференцированно оценить потребность в разных видах образовательных программ, необходимых в том или ином типе поселения. Полученные данные свидетельствуют о том, что в качестве меры, направленной на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, классические программы МВА и обучения лидерству имеют условия для реализации в крупных городах и мегаполисах, тогда как в малых городах и сельской местности оптимальными являются, скорее всего, курсы, формирующие лишь самые основные навыки учета, финансового планирования и т.п.

Наименее оптимистично относительно перспектив начала бизнеса настроены ранние предприниматели в мегаполисах, они же характеризуются самой слабой вовлеченностью в социальные сети предпринимателей и больше всех боятся неудач в бизнесе. Наиболее уверены в успехе ранние предприниматели, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге. Таким образом, города-миллионники, в большинстве своем являющиеся областными центрами и обладающие, казалось бы, более развитой инфраструктурой поддержки предпринимательства и более широким полем возможностей для предпринимательской активности, оказываются в сегодняшней России самыми проблемными, с точки зрения не столько уровня развития, сколько психологических и мотивационных особенностей ранних предпринимателей.

В большинстве типов поселений мотивационную структуру российского раннего предпринимательства можно оценить как достаточно благоприятную в плане соотношения добровольного и вынужденного предпринимательства. Даже сельская местность на сегодня уже не является преимущественно сферой сосредоточения вынужденного предпринимательства.

СЕКТОРАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

GEM анализирует структуру предпринимательства по видам экономической деятельности на основе Международной стандартной классификации видов экономической дятельности (International Standard of Industrial Classification of All Economic Activities —ISIC). Все виды экономической деятельности сгруппированы в -ориентированном на потребителей секторе экономики; производящем секторе (оказание бизнес-услуг; производство и строительство) или добывающем секторе (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых). При использовании данных проекта необходимо учесть, что для измерения ряда показателей, например, для оценки структуры по видам деятельности, база GEM не является лучшим источником информации, однако может быть полезна для характеристики активности ранних предпринимателей.

На протяжении периода существования проекта выявляются общие тенденции в секторальном распределении предпринимателей. Большинство как ранних,так и устоявшихся предпринимателей в России занято в потребительском секторе. Хотя это характерно для всех стран, однако в инновационно-ориентированных экономиках доля подобных предпринимателей ниже, чем в ресурсно- и эффективностно-ориентированных.

Большинство российских предпринимателей (53% ранних и 56% устоявшихся) занято в потребительском секторе (рис. 23).

Обращает на себя внимание низкая занятость российских предпринимателей в секторе оказания бизнес-услуг (9% ранних и 8% устоявшихся предпринимателей). Доля предпринимателей, занятых в этом секторе, значительно ниже, по сравнению не только с инновационного-ориентированными (28% и 26% соответственно), но и эффективностно-ориентированными экономиками (15% и 13% соответственно).

Это негативно характеризует российское предпринимательство. При оказании бизнес-услуг конкуренция основывается на знаниях и технологиях, поэтому невозможно представить развитие инновационной экономики без увеличения доли компаний в этом секторе и обладающих большим качеством и потенциалом роста.


ЗАКРЫТИЕ БИЗНЕСА

*Подраздел написан В.Шуклиным и М. Неуважаевой

Предпринимательская активность измеряется количеством не только созданных, но и вышедших из бизнеса компаний. В ряде стран уровень выхода из бизнеса сопоставим с ранней предпринимательской активностью, а иногда и превышает ее (табл. 2). Наряду с показателями ранней и устоявшейся предпринимательской активности, уровень выхода из бизнеса может рассматриваться как компонент динамики предпринимательства в обществе.

Сравнение уровня нарождающегося предпринимательства, т. е. численности лиц, вовлеченных в создание бизнеса и предпринимающих активные действия, с уровнем тех, кто выходит из бизнеса, позволяет вести речь о расширении предпринимательства. В большинстве стран–участниц проекта значение этого коэффициента в 2011 г. было выше 1. При этом связи между коэффициентом расширения и уровнем экономического развития не наблюдается (рис. 24).

В России в 2011 г. количество начинающих свое дело предпринимателей превысило число выбывших из бизнеса. Значение коэффициента расширения предпринимательства составило 1,55.

Необходимо отметить, что выход из бизнеса не всегда сопряжен с закрытием компании, поскольку предпринимательские фирмы, собственники которых покинули компанию, могут продолжить существовать с другими собственниками или в другой форме. В России в 2011 г. число бизнесов, которые прекратили свое существование, составило почти 80% из всех выходов.

Предпринимателей с опытом закрытия бизнеса можно разделить на две большие категории – на тех, кто окончательно выбыл из бизнеса, и тех, кто еще так или иначе связывает (или предполагает связать) свою деятельность с предпринимательством. закрытие бизнеса *



В России в 2011 г. более половины тех, кто закрыл компанию, окончательно вышли из бизнеса (58,5%) (рис. 25). Чуть меньше половины (41,5%) составляет группа так или иначе оставшихся в бизнесе, большая часть из которых — предприниматели, владеющие несколькими бизнесами (54,2% от группы оставшихся в бизнесе), а 27% из них помимо закрытой фирмы владеют еще одной компанией. 19% планируют в ближайшее время вернуться в предпринимательство.


В России основной причиной закрытия бизнеса предпринимателями была названа убыточность компании, доля этого мотива составила 45% от числа всех выходов (рис. 26). Наряду с проблемами, связанными с доступом к финансированию, в 2011 г. финансовые причины стали толчком для прекращения деятельности у 58% предпринимателей. Это ниже, чем в 2010 г., когда 73% предпринимателей вышли из бизнеса по финансовым причинам.

Анализ структуры причин выхода из бизнеса позволяет также увидеть, что в России доля таких причин, как «возможность другого трудоустройства», «возможность продажи» и «планируемый выход», вдвое ниже, чем в инновационно-ориентированных экономиках (11% и 22% соответственно). Причины этого можно искать в развитости рынка, на котором существует больше возможностей и для предпринимательского выбора.


Структура причин закрытия компаний теми, кто окончательно вышел из бизнеса, и теми, кто продолжает оставаться предпринимателями, различны. Финансовые трудности были основной причиной прекращения деятельности для первой группы (более 60% выходов), а для второй – только для трети.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости