Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Организация деятельности микрофинансовых организаций. Методическое пособие (выпуск 2)

Файлы

Национальный союз некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи
Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области


Ростов-на-Дону

2011

Методическое пособие посвящено вопросам деятельности микрофинансовых организаций. На основе практических материалов о развитии микрофинансирования в России раскрываются основы теории и практики предоставления займов на предпринимательские цели и принципы управления этими займами. Предоставление займов на предпринимательские цели основывается на единых правилах и процедурах кредитования, но и имеет ряд особенностей, связанных как с особенностями финансовоэкономического положения малого предприятия, так и с особенностями деятельности самой МФО.

Методическое пособие предназначено для руководителей и специалистов микрофинансовых организаций, а также для студентов экономических вузов, колледжей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Предыстория
Определения
Главные принципы микрофинансирования
Виды МФО
Область действия МФО
Целевая клиентура
Виды займов в микрофинансировании
Принципы кредитования в микрофинансировании

Глава 1. Организация деятельности МФО
1.1 Алгоритм принятия решения о выдаче займа
1.2 Сбор и оценка информации о заемщике
1.3 Определение финансового положения заёмщика – предпринимателя
1.4 Проверка информации
1.5 Определение дополнительных условий предоставления займа
1.6 Уведомление о принятом решении

Глава 2. Организация процесса выдачи и сопровождения займа в МФО
2.1 Процедура выдачи займа
2.2 Договор займа
2.3 Оформление обеспечения займа (гарантии, залог, поручительства)
2.4 Хранение документов
2.5 Сопровождение займа

Глава 3. Анализ финансового состояния заемщика 3.1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
3.2. АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ
3.3. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ
3.4. АНАЛИЗ РИСКОВ
3.5. ФИНАНСОВЫЕ ПРОГНОЗЫ

ФОРМУЛЫ ДЛЯ ПОДРОБНОГО АНАЛИЗА ЗАЯВОК НА ПОЛУЧЕНИЕ ЗАЙМА Глава 4. Основы финансовой математики
4.1. Проценты и понятие временной стоимости денег
4.2. Частота начисления процентов
4.3. Начисление и дисконтирование

Глава 5. Управление портфелем займов микрофинансовой организации 5.1 Кредитная политика
5.2 Показатели качества портфеля займов
5.3 Стоимость неплатежей и методы контроля
5.4 Контроль и управление неплатежами в портфелях займов
Приказ от 03.03.2011г. №26н «Об утверждении порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций»

Введение

Предыстория

Микрофинансирование сегодня – это всемирное явление. Этим видом деятельности занимаются финансовые организации на всех континентах. Сложно установить точно, где родилась эта форма финансирования. В экономической литературе мы можем найти несколько фактов происхождения этого вида деятельности. Давайте исследуем вкратце зарождение микрофинансирования, чтобы понять, что это такое, и в особенности – что такое микрокредитование.

В начале 50-х годов для развития частного предпринимательства многие государственные программы стали включать такие проекты поддержки развития предпринимательства как программы субсидирования процентных ставок и предоставление субсидируемых займов целевым общественным группам за счет средств государственных бюджетов и пожертвований различных фондов. Однако опыт показал, что такие программы редко оканчивались успешно. Банки, предоставлявшие субсидированные займы и субсидированные процентные ставки, страдали от отсутствия дисциплины в оплате процентов и возврате заемных средств, а также испытывали трудности в проверке платежеспособности заемщиков.

В 70-х годах Мухаммед Юнус, профессор экономики из Южной Азии, разработал свой проект финансирования малообеспеченных слоев населения, в соответствии с которым начал предоставлять в займы небольшие суммы собственных денег физическим лицам, при условии, что эти деньги будут потрачены не на потребительские нужды, а вложены в небольшое дело, например, куплю-продажу чего-либо. Таким образом, те небольшие средства, которые он предоставлял, возвращались ему назад полностью и с процентами. Этот опыт подтолкнул его к созданию общественной организации, которая стала называться «Грамин Банк», первый микрофинансовый банк, который и сегодня кредитует миллионы людей.

В этот же период времени аналогичные попытки предпринимались и в других странах, особенно в Латинской Америке и в Африке. В 1972 году Общество Международного Развития Дежардэн (DID) отправило своего советника для оказания помощи в создании кредитных кооперативов в Верхней Вольте (сегодняшнее название этой страны Буркина-Фасо). В 1979 году ОМР Дежардэн подписало соглашение об оказании помощи с Фондом Образования Латиноамериканской конфедерации кредитносберегательных кооперативов (FECOLAC). Эта конфедерация имеет представительства в Боливии, Колумбии, Коста-Рике, Гондурасе, Панаме и Парагвае.

И так этот процесс получил свое название – Микрокредитование и заключался в предоставлении отдельным физическим лицам или группам лиц небольших сумм денег под низкую процентную ставку на короткий период времени. Эти займы предназначались для того, чтобы заемщики могли вложить их в развитие небольших предприятий (кредит на предпринимательские цели), или для тех, кто желает обеспечить свои базовые потребности – в жилье, образовании т.д. (кредит на потребительские нужды).

В 80-х и 90-х годах прошлого столетия этому процессу особенно внимания стало уделяться экономистами, теоретиками и практиками, для создания методологий и технологий, применяемым в сфере микрофинансирования. Эти методы и технологии адаптировались к потребностям именно малообеспеченных слов населения и к потребностям населения со средним достатком. Таким образом, в конце 90-х годов микрофинансирование начало играть важнейшую роль как эффективный инструмент для снижения уровня бедности в мире.

Новое тысячелетие… С течением времени и развитием микрофинансового сектора во всем мире, включая развитые страны, сфера микрофинансирования расширилась и стала включать в себя более широкий спектр услуг (кредитование, депозиты, страхование, денежные переводы и пр.), а также расширила свою клиентскую базу. В этом смысле микрофинансирование в настоящее время не ограничивается предоставлением микрокредитов небогатым предпринимателям, а предлагает спектр финансовых продуктов всем, кому недоступны финансовые услуги классической банковской системы.

Организация Объединенных наций объявила 2005 год международным годом микрокредитования, что свидетельствует о значимости микрокредитования в процессе преодоления бедности и повышения жизненного уровня населения планеты. Саммит Микрокредитования, проведённый в 2005 году, стал поворотной точкой в освещении важности воздействия микрофинансовой деятельности, включая микрокредитование.

К 2005-му году, согласно отчётам 3 164 микрофинансовых организаций, они насчитывали 92 270 289 клиентов, из которых 66 614 871 находились в сегменте беднейших на момент получения своего первого кредита. Предположив, что семья состоит из пяти человек, можно сделать вывод, что 66,6 миллиона беднейших клиентов воспользовались микрофинансовыми услугами в 2004 году, что затронуло 333 миллиона членов их семей.

Источник: Определение из отчёта Компании Саммита Микрокредитования, 2006 год

К сегодняшнему дню многочисленные финансовые организации, не являющиеся банковскими структурами (это, к примеру, различные фонды развития и поддержки предпринимательства, кредитные потребительские кооперативы) хотят повысить уровень профессионализма своих сотрудников и переквалифицироваться в микрофинансовые организации, способные получать прибыль, чтобы быть экономически жизнестойкими. На этом этапе микрокредитование уступило дорогу микрофинансированию, поскольку всё большее число организаций стало привлекать сбережения и использовать их для выдачи кредитов. Большой успех приобрёл рыночный подход, согласно которому целью организации стало достижение уровня самоокупаемости, который не требовал бы помощи извне в виде донорских пожертвований и субсидий .

В ноябре 2006 года в канадском городе Галифаксе собрались более 2000 делегатов более чем из 100 стран, участвующих во Всемирном Саммите Микрокредитования, чтобы дать оценку достигнутым успехам и декларировать две новых цели, а именно:

Работать для того, чтобы к концу 2015 года 175 миллионов беднейших семей в мире, в особенности женщины в этих семьях, получили кредиты на организацию своего труда, а также другие финансовые и деловые услуги. (При среднем составе семьи в пять человек прибыль получат 875 миллионов человек).
Работать, чтобы 100 миллионов семей поднялись выше порога покупательной способности в 1 доллар в день в период с 1990 по 2015 годы (при среднем составе семьи в пять человек, 500 миллионов человек смогут жить более чем на 1 доллар в день, и таким образом, будет достигнута цель тысячелетия – сокращение числа бедных вдвое).

Будет нелишним заметить, что Мухаммед Юнус, о котором мы упоминали ранее, получил Нобелевскую Премию мира за свою работу с «Грамин Банк». Глава Нобелевского Комитета Оле Данболт Мьёс заявил, что нельзя достичь прочного мира, пока значительная часть бедняков не найдёт способ подняться над чертой бедности.

Определения

Для многих людей и для общества в целом понятие микрофинансирование синонимично микрокредитованию. Однако эти термины обозначают разные понятия. Чтобы все студенты наверняка ясно представляли себе некоторые концепции и основные понятия, используемы в данном курсе, мы предлагаем вам список основных определений микрофинансирования: «микрофинансирование», «микрокредитование», «микрофинансовая организация», «микропредприятие», «предприниматель». Эти определения мы даем в общемировом значении, однако, далее будем отмечать особенности, принятые в российском законодательстве и экономической теории.

- Микрофинансирование – это деятельность по предоставлению финансовых услуг (в том числе, сбережение денежных средств, переводы и платежи, предоставление займов) на сравнительно небольшие суммы, тогда как микрокредитование является составным компонентом микрофинансирования и обозначает процесс предоставления кредитов или займов в сравнительно небольших размерах и на короткий срок.
- Микрофинансовая организация – это организация, основным видом деятельности которой является микрофинансирование.
- Микропредприятие (в контексте нашего курса синонимичными понятиями являются – «субъект малого и среднего предпринимательства», «малое предприятие», «среднее предприятие», «индивидуальный предприниматель») – это получатель микрофинансовых услуг.

Микрофинансирование
Всего несколько лет назад термин «микрофинансирование» означал методологию кредитования с использованием эффективных способов обеспечения возвратности кредитов для предоставления и привлечения краткосрочных займов среди мелких предпринимателей. Сегодня термин «микрофинансирование» понимается более широко и означает предоставление микрофинансовых услуг субъектам малого предпринимательства и малообеспеченным слоям населения. Он включает услуги по предоставлению займов, приёму вкладов, страхование и денежные переводы, а также другие финансовые услуги.

Микрофинансирование – более широкий термин, чем микрокредитование, которое является одним из компонентов микрофинансирования.

Микрокредитование
Микрокредитование заключается в предоставлении займов на сравнительно небольшие суммы тем субъектам малого предпринимательства и представителям малообеспеченных слоев населения, для кого банковские услуги являются недоступными в силу того, что заемщики не соответствуют требованиям традиционной финансовой системы. Как правило, микрокредитование предназначено не только для предпринимательских целей, таких как торговля, услуги, ремёсла и сельское хозяйство, но и на потребительские нужды, таких как здравоохранение, обучение или приобретение товаров личного пользования. К первой категории целей относится кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, ко второй – потребительское кредитование физических лиц. В разделе, посвящённом различным видам кредитования в микрофинансировании, вы найдёте более полную информацию на эту тему.

Микрофинансовая организация (МФО)
Микрофинансовая (МФО), по определению, данном ООН, – это организация, которая предоставляет финансовые услуги тем, кто имеет сравнительно низкий доход и не имеет доступа к традиционной банковской системе. Термин МФО сегодня относится к широкому спектру организаций, предоставляющих такие услуги, и включает общественные и некоммерческие организации, кредитносберегательные кооперативы и частные коммерческие банки, небанковские финансовые организации и некоторые государственные банки1.

В Российской Федерации за последние 15 лет сложилась определенная система микрофинансовых организаций. Эффективное осуществление микрофинансовой деятельности обеспечивается разнообразием форм юридических лиц. Это могут быть как некоммерческие, так и коммерческие организации, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление финансовых операций, или не подлежащие лицензированию. Тот факт, что ниже рассмотрены МФО, создаваемые в форме фондов, кооперативов, некоммерческих партнерств и т.д., не означает, что МФО не могут быть созданы в каких-либо других, предусмотренных законодательством формах, или что микрофинансирование не может быть одним из направлений деятельности какой-либо многопрофильной организации.

Гражданский кодекс РФ называет всего лишь пять возможных форм некоммерческих организаций (далее – «НКО»): потребительские кооперативы, общественные организации, фонды, учреждения и ассоциации. На основании этого положения принят ряд федеральных законов, которые устанавливают другие формы НКО, регулируют порядок их создания, деятельности и ликвидации.

Из них чаще всего для осуществления микрофинансовой деятельности создаются организации в форме «фонд».

Деятельность кредитных потребительских кооперативов, осуществляющих микрофинансовые операции, регулируют два федеральных закона: «О кредитной кооперации» №190-ФЗ от 18 июля 2009г. и «О сельскохозяйственной кооперации» № 195ФЗ от 08.12.1995г.

Следствием принятия закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» стало появление такого вида МФО, как общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Закон определил возможность создания таких обществ с целью аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. Так как закон не определил и не описал организационно-правовую форму обществ взаимного кредитования, они, в зависимости от состава учредителей (членов), стали создаваться в форме кредитных потребительских кооперативов граждан или потребительских обществ. Таким образом, в настоящее время правовые последствия создания общества взаимного кредитования будут различаться в зависимости от того, в какой организационно-правовой форме это общество создано. Если это общество создано в форме потребительского кооператива или потребительского общества, то в срок до 4 августа 2010 года оно должно привести свои учредительные документы в соответствие с новым законом «О кредитной кооперации».

Не очень часто, но все же создаются МФО в форме автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств. Автономная некоммерческая организация и некоммерческое партнерство являются организациями, вполне подходящими для осуществления микрофинансовой деятельности. Редкое использование этих форм для осуществления микрофинансирования можно объяснить, пожалуй, только традиционностью мышления.

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами. Целью деятельности партнерства может быть достижение социальных целей, а значит и микрофинансирование. Как в любой членской организации, высшим органом управления партнерства является общее собрание членов. Регистрация партнерства, его отчетность и контроль над деятельностью не имеют никаких особенностей по сравнению с другими организациями.

В отличие от НКО, которые могут создаваться в формах, предусмотренных Гражданским кодексом и другими федеральными законами, коммерческие организации создаются только в тех формах, которые перечислены в Гражданском кодексе. Исходя из положений законодательства о том, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом, можно было бы ожидать, что ничто не должно мешать созданию МФО — коммерческих организаций.

Однако специалисты российского микрофинансового сектора с определенной осторожностью относятся к идее создания коммерческой организации, не имеющей лицензии на осуществление банковских операций, основной целью деятельности которой будет микрофинансирование. Существует две основные причины, по которым действующие МФО с особой осторожностью относятся к созданию «коммерческих МФО»:

  1. Микрофинансовая деятельность требует специальных знаний и в среднем приносит меньший доход, чем многие другие виды деятельности.
  2. Тот путь, который прошли российские МФО — некоммерческие организации, защищая свое право на выдачу займов без банковской лицензии, видимо, придется пройти и МФО — коммерческим организациям.

И, конечно, микрофинансовой деятельностью занимаются кредитные организации. В соответствии с российским законодательством кредитные организации имеют право на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции. Перечень банковских операций содержится в законе «О банках и банковской деятельности». К кредитным организациям относятся банки и небанковские кредитные организации.

Банки имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Закон не различает универсальные банки и специализированные банки, не предусматривает специальных процедур создания банков, осуществляющих операции с отдельными категориями клиентов или отдельные виды операций. Виды банковских операций, совершаемых конкретным банком, определяются в лицензиях, и их набор может изменяться. Небанковская кредитная организация может осуществлять отдельные банковские операции в сочетаниях, установленных ЦБ РФ. В настоящее время допускается создание небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, организации инкассации, а также небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции (НДКО).

Микропредприятия
Микропредприятия в разных странах определяют по-разному. Самый распространённый критерий измерения размера предприятия – количество работников.2 Например, во Франции микропредприятием считается предприятие с количеством работников менее десяти, мелкое предприятие насчитывает от десяти до девятнадцати работников, малое – от 20 до 49 работников. В свою очередь, Ассоциация Предпринимательских Возможностей (AEO) определяет Микропредприятия как предприятия с менее чем пятью работниками, не имеющие доступа к традиционному банковскому финансированию.

В Российской Федерации применим термин – «Субъект малого и среднего предпринимательства». Согласно Федеральному закону №209–ФЗ от 24 июля 2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

  • потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий),
  • физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели),
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий;
среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках данного курса мы считаем микропредприятиями те предприятия, в которых работают менее 15 человек, и не имеющим доступа к традиционному банковскому финансированию.

Главные принципы микрофинансирования

Перед тем, как мы прейдём к изучению процесса микрокредитования, все участники микрофинансовой деятельности должны соблюдать главные принципы, опубликованные организацией CGAP («Консультативной Группой Помощи Бедным»)3.

Главные принципы микрофинансирования

  1. Субъекты малого и среднего предпринимательства, а также малообеспеченные слои населения нуждаются в разнообразных финансовых услугах, а не только в кредитах и займах.
  2. Микрофинансирование является основным инструментом в процессе повышения благосостояния населения и борьбы с бедностью.
  3. Обслуживать значительное число малообеспеченных людей и предпринимателей, могут лишь финансово независимые организации.
  4. Микрофинансирование заинтересовано в создании постоянных финансовых организаций на местах.
  5. Одно лишь микрокредитование не может решить задачу повышения благосостояния малообеспеченных слоев населения .
  6. Высокие процентные ставки сокращают доступ СМСП к финансовым услугам.
  7. Государство выступает инструментом реализации программ поддержки СМСП, а не прямым поставщиком финансовых услуг.
  8. Донорские субсидии и формы господдержки в виде субсидирования процентных ставок должны дополнять сектор частного капитала, а не заменять его или конкурировать с ним.
  9. Главным сдерживающим фактором в развитии МФО является нехватка организационных технологий и кадрового потенциала.
  10. Для МФО необходима финансовая и информационная прозрачность.

Теперь, когда вы ознакомились с историей и главными принципами микрофинансирования, мы можем перейти к следующему разделу и рассмотреть характерные особенности финансовой среды в микрофинансовом секторе. Мы заострим внимание на микрофинансовых организациях, являющихся основными поставщиками займов на предпринимательские цели.

Виды МФО

Данный раздел даёт общее представление о природе и характерных особенностях микрофинансовых организаций (МФО) и их финансовой среды. В нём также рассматривается потенциал МФО в обслуживании их целевой клиентуры.

Для подробного изучения правовых и организационных особенностей создания каждой из форм предприятий, осуществляющих микрофинансовую деятельность, предлагаем вашему вниманию разработанное Российским Микрофинансовым Центром (г.Москва), пособие «Обзор организационно-правовых форм для запуска микрофинансовой программы», которое вы найдете в Приложении к нашему курсу.

Для лучшего понимания места МФО в общей финансовой системе любой страны необходимо определить само понятие финансовой системы. Согласно Кранену и Шмидту (1994), финансовая система (также называемая финансовым сектором или финансовой инфраструктурой) включает в себя все возможные способы осуществления сбережений и предоставления займов и кредитов, финансовые организации, предоставляющие такие услуги, а также стандарты и технологии проведения операций, используемых этими организациями в их деятельности. Финансовые рынки - это рынки (если предложение соответствует спросу), на которых финансовые организации предлагают свои услуги нефинансовым секторам экономики. Такое определение позволяет сделать вывод, что не все рынки предоставляют доступ к одинаковым микрофинансовым продуктам и услугам.

Для чего так важно понимать финансовую систему страны? Знание финансовой системы страны:

- помогает участникам микрофинансового рынка находить те области, где существует нехватка финансовых продуктов и услуг, или же они не соответствуют запросам клиентов. Иными словами, оно помогает найти клиентскую группу, чьи потребности не удовлетворены
- также помогает определить возможных партнёров среди различных видов организаций, чтобы достичь целевой клиентуры с наименьшими затратами.

В экономической теории финансовые системы обычно делятся на три сектора: банковский сектор, небанковский сектор и неформальный сектор. Различия между этими тремя секторами основываются, по сути, на наличии или отсутствии законодательной базы, регулирующей деятельность заимодавцев и обеспечивающих защиту вкладчикам. Однако границы, разделяющие эти три сектора, не всегда чёткие, поскольку регулирующие рамки в разных странах различаются. Как следствие, кредитные потребительские кооперативы могут являться частью банковского сектора в одной стране (например, в Литве) и небанковского - в другой(например, в России).

Банковский сектор включает в себя банки, небанковские кредитные организации (НКО), другие организации, попадающие под те же правила работы и контроля, что и банки, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Органом контроля и надзора за деятельностью таких организация является Центральный Банк.

Небанковский сектор включает в себя организации, ведущие свою деятельность на основании иных федеральных законов, не относящиеся к кредитным организациям согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» и которые не попадают в зону банковских органов надзора (Центрального банка). Однако, в некоторых странах (Литва) надзор над кредитными кооперативами осуществляет Центральный Банк Литвы, который осуществляет надзор над банками. Как правило, именно к этому сектору относятся МФО.

Неформальный сектор состоит из финансовых посредников вне любых регулирующих правил и государственного контроля.

Банковский сектор Небанковский сектор Неформальный сектор
Коммерческие банки

Небанковские депозитно- кредитные организации
Кредитные потребительские кооперативы

Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства

Некоммерческие организации, одним из видов деятельности которых является предоставление финансовых услуг

Коммерческие организации, одним из видов деятельности которых является предоставление финансовых услуг

Ломбарды

Лизинговые компании
Частные лица-займодавцы

Ростовщики

На российском рынке микрофинансирования в настоящее время представлены следующие типы МФО:

  • кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ);
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • государственные (региональные и муниципальные) фонды поддержки малого предпринимательства;
  • сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
  • частные фонды;
  • частные МФО, зарегистрированные в форме коммерческих организаций;
  • небанковские депозитно-кредитные организации и банки4.

От выбора правового статуса организации зависит перечень услуг и структура клиентской базы, которые определяются законодательными ограничениями. Наиболее массовой формой МФО является кредитная кооперация, доля которой ежегодно увеличивается с 62% в 2003г. до 85% в 2007г. Среди кооперативов, как и прежде, преобладают кредитные потребительские кооперативы граждан - в этой форме работают 54% от общего числа МФО и 63% от числа субъектов кредитной кооперации. Доля числа государственных фондов поддержки малого бизнеса с 2003 по 2007г.г. сократилась более чем в 3 раза, также более чем в 3 раза сократилась доля частных фондов, зато развитие получили частные МФО.

Как и в 2005-2006гг., в 2007г. наиболее разветвленная структура была у частных МФО. Например, Закрытое акционерное общество «Фора-Оппортюнити Русский Банк» (44 филиала, 28 регионов), ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования» (200 структурных подразделений, работающих более чем в 40 регионах).

Сельские кредитные кооперативы также довольно часто имеют разветвленную структуру, но в отличие от частных МФО, деятельность СКПК, как правило, локализована в одном регионе, например, Чувашский республиканский сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Согласие» – 48 филиалов, 1 регион; Ставропольский краевой сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Содружество» - 20 филиалов, 1 регион.

Кредитные кооперативы также имеют довольно большое количество филиалов – Потребительское общество «Кредитный союз «Содействие» - 22 филиала, 4 региона; Потребительский кооператив взаимного кредитования «Общедоступный кредитъ» - 37 филиалов, 3 региона.

Сети государственных фондов поддержки малого бизнеса формируются из учрежденных ими муниципальных фондов. Они также локализованы на территории субъекта федерации, где действует государственный фонд, и обслуживают местные программы и мероприятия поддержки малого предпринимательства. Например, Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области реализует микрофинансовые программы через 21 муниципальную организацию.

Ранее приводимые процентные распределения числа МФО не учитывали обособленные подразделения и сети этих организаций. В то время как 81% от числа участников опроса имеют таковые, причем достаточно часто подразделения и элементы сетей расположены в разных регионах (в 12% случаев). Отметим, что организации, имеющие сложную структуру, включающие целые сети или несколько обособленных подразделений, являются ядром российского микрофинансового рынка, обеспечивающим его устойчивость и единство стандартов. Как правило, это достаточно долго функционирующие институты, имеющие высокую эффективность деятельности, которая в конечном итоге и позволила им активно развиваться.


С учетом филиалов, обособленных подразделений и элементов сетей, распределение типов МФО смещается в сторону большей представленности частных МФО – до 31% за счет сокращения удельного веса КПКГ с 54% до 25%.

Как видно из представленных диаграмм по российскому рынку МФО, кредитные кооперативы играют главную роль в предоставлении микрофинансовых услугов. Только в последние годы деятельность других игроков – небанковских финансовых организаций, частных фондов и пр. – стала более ощутимой. Появление этих новых игроков повлекло за собой рост коммерциализации и диверсификации таких услуг, что привело к росту конкуренции среди поставщиков микрофинансовых продуктов и услуг. Их появление частично обусловлено продолжающейся эволюцией микрофинансового сектора и изменениями в регулировании финансового сектора. Что касается МФО в целом, то прослеживается тенденция полагаться всё меньше на финансирование со стороны донорских агентств и придавать большее значение традиционным источникам капитала, особенно собственным внутренним фондам (включая вклады клиентов), банковским займам, финансированию за счёт займов, а также перераспределению доходов. В этом отражается желание некоторых МФО расширить сферу деятельности (для чего необходим больший доступ к капиталу) и трудности в получении субсидий. К тому же, некоторые МФО не имели права принимать сбережения и попали в зависимость от донорских агентств. Некоторые из них под давлением обстоятельств изменили свой юридический статус, чтобы иметь возможность заниматься полным спектром финансовых посреднических услуг.

Область действия МФО

Деятельность МФО или сети МФО оценивается, как и деятельность любой другой организации, при помощи показателей эффективности финансовой и нефинансовой деятельности. Существует система оценки, основанная на двух понятиях, часто используемых для оценки МФО, а именно – области действия и самоокупаемости. Область действия определяется количеством клиентов и разнообразием предоставляемых продуктов. Область действия можно измерить количеством клиентов, пользующихся различными услугами. Самоокупаемость МФО предполагает, что организация имеет достаточный оборот, чтобы покрыть операционные и финансовые расходы.

Например, согласно исследованиям, проведённым в 2005 году по данным от 163 МФО из африканских стран южнее Сахары, вкладчиков, воспользовавшихся услугами этих МФО, было в три раза больше, чем заёмщиков, а именно – 6,3 миллиона к 2,4 миллиона. Регионы Восточной Азии и Тихого Океана мобилизовали больше сбережений благодаря присутствию индонезийского «Ракьят Банка», крупнейшей МФО в мире (29,8 миллиона вкладчиков). За исключением этой крупнейшей организации, африканские МФО насчитывают наибольшее число вкладчиков среди всех регионов мира. МФО этого региона традиционно уделяют большое внимание услугам по приёму вкладов.

При оценке области действия, географии, спектра предоставляемых услуг и самоокупаемости российских МФО мы используем основные результаты мониторинга рынка микрофинансирования «Тенденции развития рынка микрофинансовых услуг в России», проведенного Ресурсным центром малого предпринимательства совместно с Российским Микрофинансовым Центром и по его заказу, в рамках проекта «Институциональное развитие микрофинансирования в РФ», 2008 г.

География российского микрофинансирования

В мониторинге приняли участие МФО из всех федеральных округов России. Наиболее активное участие в мониторинге приняли МФО из Сибирского и Южного Федеральных округов – 27% и 28% опрошенных соответственно.

Если в первые годы развития микрофинансового сектора можно было говорить о наличии некоторой зависимости распределения МФО по территории России от уровня демографического, экономического и социального развития региона, лояльности властей, интереса международных организаций к той или иной территории, то сейчас микрофинансовые институты успешно функционируют как в индустриальных центрах, так и в сельских населенных пунктах; как в развитых регионах, так и в регионах со сложной экономической ситуацией.

Микрофинансовые институты, поддерживаемые на стартовом этапе за счет средств международных программ (доноров) и организаций, которые были пионерами микрофинансирования, сохранили и закрепили свое присутствие на рынке, более не опираясь на донорскую помощь. Это лишний раз подчеркивает жизнеспособность микрофинансовой модели и ее рыночную востребованность – как со стороны потребителей, так и поставщиков финансовых услуг. Однако география сформированных ими сетей уже не влияет на степень распространения микрофинансовых услуг на территории России. Например, в районах, где действуют такие институты, успешно развиваются местные МФО, формируя разнообразную систему микрофинансового обслуживания.


Наряду с расширением географии деятельности МФО, развивается и вертикальная инфраструктура рынка. Созданы и активно развиваются организации второго уровня, консолидирующие средства для финансирования деятельности первичных (базовых) МФО, непосредственно предоставляющих микрофинансовые услуги.

Клиентские группы российских МФО

Как показали результаты проведенного обследования, основными получателями микрофинансовых услуг в 2007г. были физические лица (88% МФО работают с этой категорией клиентов), а в предыдущих раундах лидирующее место занимали индивидуальные предприниматели (ИП). Такая же ситуация наблюдается и в банковском секторе - активные операции кредитных организаций в 2007 году характеризовались прежде всего ростом кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам, кредитование физических лиц в 2007г. возросло на 57%5.

С ИП работают 69% МФО, участвовавших в опросе. Учитывая российскую специфику микрофинансирования, а именно - его нацеленность на поддержку малого бизнеса, полученный результат закономерен. Малым предприятиям - юридическим лицам микрофинансовые услуги предоставляли 37% принявших участие в опросе организаций. И, наконец, крестьянские (фермерские) хозяйства могли получить микрофинансовые услуги у 33% от попавших в выборку МФО. Вполне обосновано, что чаще всего они работали с СКПК.

Структура клиентской базы во многом определяется типом организации, предоставляющей микрофинансовые услуги. Это, с одной стороны, связано с законодательными ограничениями, накладываемыми на выбранные организационноправовые формы. С другой стороны, доминирование того или иного типа заемщика зависит от целевых установок самих МФО, выбранной ими специализации, используемых источников финансирования, а также территориальной расположенности.


В 2007г. отмечается некоторая корректировка структуры клиентской базы за счет увеличения числа физических лиц. Если раньше более половины обследованных МФО указывали на обслуживание малых предприятий, то сейчас их доля в общем объеме деятельности МФО снизилась (с 54% в 2003г. до 37% в 2007г.). Также несколько снизилась доля ИП в деятельности МФО (с 80% до 69%.).

Отмеченные изменения не влияют на изменение профиля МФО. Основными потребителями услуг микрофинансирования, как и прежде, являются МП и ИП. Снижение доли этих категорий клиентов можно объяснить различными причинами. Например, для МП и ИП иногда проще взять заем как физическому лицу и направить средства на развитие бизнеса6. Часть развитых МП и ИП перешла на обслуживание в банки, либо на сочетание микрофинансовых и банковских услуг – это объяснимо активизацией банковского сектора по кредитованию бизнеса. С другой стороны, сокращение доли МП и ИП объясняется сокращением доли участвующих в опросе МФО, специализирующихся исключительно на обслуживании субъектов предпринимательской деятельности (фонды поддержки малого предпринимательства).

Увеличение доли физических лиц также связано с повышением доли включенных в выборку кредитных потребительских кооперативов граждан. Вместе с тем, многие МФО включают в категорию «физических лиц» начинающих предпринимателей, еще не зарегистрированных как таковые, но привлекающих займы для начала собственного бизнеса.

Микрофинансирование, сохраняя свою основную функцию по обеспечению финансовых потребностей предпринимателей и К(ф)Х, вовлекает в сферу своей деятельности и финансирование потребностей граждан. Несомненно, что сочетание предпринимательского и потребительского кредитования, при опережающем развитии потребительской составляющей, способствует повышению социальной эффективности микрофинансирования.

Расширяя финансовые возможности населения, потребительское кредитование приводит к развитию деловой активности на локальных рынках. Поэтому развитие потребительского направления в микрофинансировании способствует формированию спроса на товары и услуги предпринимателей на местных рынках. С другой стороны, как показывает практика, определенную долю потребительских займов привлекают предприниматели, сочетающие займы на бизнес-проекты с привлечением средств на удовлетворение текущих и долгосрочных потребностей своих семей. Потребительские кредитные продукты обеспечивают обширный диапазон таких услуг – от сравнительно малых займов на финансирование текущих семейных нужд, до долгосрочных и капиталоемких ипотечных займов на приобретение или строительство жилья.


Сокращение количества государственных фондов поддержки малого предпринимательства, участвовавших в мониторинге в 2005 и 2003 годах, во многом было связано с их меньшей публичностью, в связи с ожиданием более четкого определения их места в системе поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

Число респондентов среди КПК,СКПК и КПКГ наиболее многочисленно и стабильно с 2003г. Здесь отмечается снижение количества клиентов среди юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но рост физических лиц и некоторое увеличение числа К(ф)Х. Около половины КПКГ сохраняет обслуживание индивидуальных предпринимателей, определяя их в качестве целевой группы своих клиентов (пайщиков).

Практически все КПКГ ориентированы на обслуживание физических лиц. Около 11% КПКГ заявили об обслуживании непрофильных для себя клиентов из числа К(ф)Х, что еще раз подтверждает перспективность этого направления для МФО.

Практически 70% опрошенных СКПК обслуживают все категории клиентов, при этом порядка 11% СКПК предоставляют кредиты на развитие ЛПХ.

Рост количества почти всех категорий заемщиков наблюдается у КК, особенно сильно приросло количество КК, обслуживающих физических лиц. По результатам 2007г. все обследованные КК работают с этой категорией клиентов.

Частные МФО работают со всеми категориями заемщиков, причем именно у этих организаций наблюдается наибольший прирост клиентов МП в 2007г. Частные фонды также активно работают с МП – с 2003г. количество частных фондов, работающих с МП, увеличилось на четверть.

Обзор изменений в структуре клиентов МФО в целом следует общим закономерностям финансового рынка. Повышающаяся активность банков в области финансирования малого и среднего бизнеса вызывает определенный отток клиентов микрофинансовых институтов из числа малых предприятий. В основном, это касается наиболее крупных представителей бизнеса, которые не попадают в профильную группу «микропредприятий» и до этого обслуживались МФО во многом вынужденно, в силу недостаточного банковского предложения. Эту тенденцию можно охарактеризовать как позитивную и ведущую к большему совпадению объявленной миссии микрофинансирования как поддержки начинающих и наиболее мелких предпринимателей, и фактической клиентской базы МФО.

Наконец, субъекты малого предпринимательства быстро наращивают обороты, капитализируют бизнес, приобретают титульную собственность и становятся привлекательными клиентами для банков, что также отвечает одной из задач МФО.

Спектр микрофинансовых услуг российских МФО

В 2007г., как и в предыдущие годы, основной услугой всех МФО являлась выдача займов.

Увеличивается доля МФО, осуществляющих сберегательные операции – 86% респондентов сравнению с 65% в 2005г. и 56% в 2003г7, это объясняется доминирующей долей кооперативов в общем массиве обследованных предприятий.

Консультации являются сопутствующим видом деятельности МФО. Если в 2003г. о консультационном сопровождении микрофинансовых операций заявили 8% от числа опрошенных, то в 2007г. 13% от числа опрошенных МФО предоставляли различные консультации своим клиентам. Это свидетельствует об осознании многими МФО важности консультационного и обучающего компонентов, способствующих успеху деловых начинаний клиентов и, следовательно, надежности размещения займов. Необходимо отметить, что в 2005г. консультационные услуги предоставляли 30% опрошенных МФО – в основном, это были государственные фонды поддержки МБ, участие которых в мониторинге к 2007г. сократилось.


Как и в случае со структурой клиентской базы, спектр услуг определяется типом микрофинансового института. Так, государственные (муниципальные) фонды поддержки МБ в силу законодательных ограничений не могут осуществлять сберегательных операций. Тем не менее, учитывая функции фондов поддержки как элемента инфраструктуры развития малого бизнеса, спектр их услуг достаточно широк. Они занимаются лизингом, гарантийными операциями, обучением – то есть комплексно подходят к поддержке малого бизнеса. В 2007г. государственные фонды поддержки МБ увеличили количество лизинговых и гарантийных услуг и сократили объемы консультационной помощи.

При анализе спектра предоставляемых услуг по видам МФО обращает на себя внимание увеличение доли СКПК и КК, привлекающих сбережения до 100% в 2007г.

Наиболее активны в предоставлении консультационных услуг частные фонды – около 40% из них оказывают консультации. Порядка 25% СКПК и КК заявили об осуществлении этого вида деятельности. МФО, консультирующие своих клиентов, с одной стороны, помогают представителям малого бизнеса более профессионально вести в дальнейшем свою деятельность и увереннее ориентироваться на рынке, а с другой, обеспечивают более высокий уровень возвратности предоставляемых средств.

Рентабельность российских МФО

Все типы МФО в среднем покрывают на 112% свои операционные расходы операционными доходами. Наиболее рентабельными среди обследованных МФО были частный фонд и частный МФО, их операционная окупаемость составляет 158% и 124%, соответственно.

В течение 2003-2007гг. операционная окупаемость всех типов МФО несколько изменилась - сократилась рентабельность частных фондов со 140% в 2003г. до 127% в 2007г., государственных фондов поддержки МБ со 125% в 2003г. до 102% в 2007г. и МФО с лицензией кредитной организации - со 129% в 2003г. до 102% в 2007г. В секторе кредитной кооперации особых изменений не наблюдалось.

Только одна НДКО имела баланс поступлений и расходов с дефицитом. В основном, это связано с быстрым развитием ими своей филиальной сети и отвлечением на эти цели значительной части операционных доходов. В то же время у НДКО наибольший показатель ликвидности – отношения оборотных активов к краткосрочным обязательствам (425%). Это прямое следствие того, что она осуществляет операции микрофинансирования, не прибегая к краткосрочным заимствованиям, как это делают кредитные кооперативы.

Формирование резервов российскими МФО

85% опрошенных МФО формируют резервы покрытия возможных убытков, что является положительным показателем стабильности всего сектора МФО в целом.

Только среди частных МФО и фондов резервы формируют 40% или менее организаций. Однако это вполне объяснимо, если обратиться к данным по использованию этими типами МФО различных систем обеспечения займов - не все организации этих типов выдают займы без классического обеспечения, либо групповые займы. Кроме того, не все из них привлекают сбережения населения, которые в первую очередь нуждаются в защите.

Несмотря на то, что в последние годы рынок микрофинансирования растет внушительными темпами, в дальнейшем также следует рассчитывать на продолжение его роста. Существует ряд объективных причин, которые позволяют говорить о дальнейшем его развитии, из которых, прежде всего, необходимо выделить следующие основные факторы:

  • активная позиция самих микрофинансовых институтов;
  • институциональное развитие федеральной и региональной инфраструктуры поддержки микрофинансирования;
  • высокая эффективность микрофинансирования как способа стимулирования мелкого предпринимательства;
  • огромный неудовлетворенный спрос на услуги микрофинансовых организаций, который до сих пор существует в России;
  • поддержка сектора со стороны органов государственной власти;
  • интерес к этому инструменту со стороны мирового сообщества.

Список сокращений
ДФО -Дальневосточный федеральный округ
ИП -Индивидуальные предприниматели
К(ф)Х -Крестьянские (фермерские) хозяйства
КК -Кредитные кооперативы (потребительские общества)
КПКГ -Кредитные потребительские кооперативы граждан
МФО -Микрофинансовая организация
Пп -Процентные пункты
ПФО -Приволжский федеральный округ
С-З ФО -Северо-Западный федеральный округ
СКПК -Сельские кредитные потребительские кооперативы
СФО -Сибирский федеральный округ
УФО -Уральский федеральный округ
ЦФО -Центральный федеральный округ
ЮФО -Южный федеральный округ

Целевая клиентура

В данном разделе даны характеристики целевых потребителей продуктов микрофинансирования, а также инструменты и методы завоевания этой клиентуры.

Продукты и услуги микрофинансирования предназначены для малообеспеченных слоёв населения. Обычно клиентами МФО являются люди с невысоким доходом или не имеющие доступа к традиционным финансовым организациям, таким как коммерческие банки, поскольку они не соответствуют требованиям таких организаций. Причин может быть несколько: отсутствие у заемщика залогового обеспечения, поручительства, кредитной истории, негативная кредитная история, отсутствие опыта в бизнесе и т.д. Это могут быть безработные, малообеспеченные люди, получающие социальную помощь, и т.д.

Вышеназванные клиенты, не имеющие доступа к банковским услугам, могут быть как отдельными людьми, так и группами заёмщиков с солидарной ответственностью. Менеджеру по займам, имеющему дело с индивидуальным кредитованием, важно поддерживать тесные и регулярные контакты с клиентами. Это позволяет предлагать кредитные продукты, приспособленные к их нуждам, и наблюдать за их деятельностью и уровнем риска. Как правило, потребители индивидуальных займов – это предприниматели, работающие в малом бизнесе. Обычно кредитные офицеры имеют около 200 клиентов, с которыми они поддерживают тесную связь на протяжении нескольких лет.

Стоит отметить, что в последнее время в мировой практике микрофинансирования становятся популярными займы солидарным группам. «Грамин Банк» первым разработал систему кредитования солидарных групп, которая позволила малообеспеченным лицам, даже не имеющим залога, получать кредиты. Пятеро или шестеро заёмщиков составляют группу, чтобы оказывать поддержку друг другу и получить заём. Если один член группы не может выплатить заём, вся группа принимает на себя ответственность по поиску решения проблемы. Давление группы является основной гарантией возврата займа. К тому же, финансовый и социальный аспекты создают групповую динамику, способствующую возврату займов. В то же время, МФО может получить большое количество клиентов, сокращая при этом риск невозврата благодаря процессу отбора, проводимому самой группой. Члены группы принадлежат к одному сообществу и понимают, чем рискует каждый, если группа не может выплатить заём. Поскольку недисциплинированный плательщик может оказать негативное влияние на всю группу, отбор проводится очень тщательно.

Если люди неохотно присоединяются к таким группам, это снижает темпы расширения области деятельности МФО. Конечно, такая формула групповых займов имеет свои недостатки. Существует вероятность возможного недоверия и отсутствия взаимного желания помогать друг другу среди членов солидарных групп, а также опасение того, что бедные и наиболее уязвимые не будут приниматься в такие группы. Негативный эффект формулы групповых займов был изучен на примере сельскохозяйственного кредитования в Гвинее, где кредитование основывается на создании солидарных групп размером от пяти до десяти человек. Клиенты принимали принципы солидарной ответственности, однако ставили под сомнение метод формирования групп. Клиенты предпочитали создавать либо менее крупные группы (традиционная семейная солидарность), либо, напротив, группы гораздо большего размера (традиционная деревенская солидарность). Они также предложили дополнить солидарную ответственность другими видами гарантий, которые могут различаться в зависимости от клиентуры.

В Российской действительности роль такой солидарной группы мог бы выполнять кредитный потребительский кооператив, который являлся бы для банка солидарным групповым заемщиком, а для своих членов (которые, кстати, несут солидарную ответственность) – займодавцем.

Солидарное кредитование – достоинства и риски

Руководство по эффективному использованию групп

- Мелкие однородные по составу группы более эффективны.
- Санкции и поощрения всей группе (например, отказ в предоставлении дополнительного займа группе по причине недисциплинированности одного из плательщиков в её составе) увеличивает продуктивность возврата займов.
- Получение займов на увеличенные суммы позволяет группе исключать членов с высокой степенью риска.
- Пересмотр сроков погашения кредита для отдельных членов группы может основываться на их своевременной оплате кредитов.

Плюсы работы с группами

- Экономия при увеличении масштаба деятельности (получение более широкой клиентуры при минимальном увеличении операционных затрат).
- Экономия при расширении спектра услуг (увеличение потенциала в предоставлении различных услуг, основываясь на том же групповом механизме).
- Устранение неравноценного характера информации о потенциальных заёмщиках и вкладчиках, поскольку группа знает каждого своего члена.
- Снижение рисков благодаря моральному давлению группы и надзору всей группы над каждым членом.
- Замена личных гарантий групповыми.
- Повышение уровня возврата займов благодаря отбору кандидатов, групповому давлению и солидарной ответственности, особенно если условия займа включают санкции и поощрения для всей группы.
- Увеличение количества сбережений, особенно если групповой проект предполагает поощрения.
- Снижение административных расходов в отношении отбора клиентов и сбора задолженностей.

Риски, характерные для работы с группами

- Риск коррупции или доминирования мощного лидера в группе.
- Возможность того, что все члены группы занимаются одной и той же производственной деятельностью, что приводит к умножению рисков.
- Увеличение трудностей с выплатами (эффект каскада).
- Крупные предварительные вложения (особенно расход времени) на образование жизнестойких групп.
- Риск ослабления группы с уходом лидера.
- Увеличение транспортных расходов заёмщиков (время, потраченное на собрания и выполнение добровольных административных обязанностей).

Клиенты могут проживать в сельской или городской местности. В городах клиентура относительно разнообразна: мелкие коммерсанты, работники сферы услуг, и т.д. В сельской местности клиентами зачастую являются крестьяне, переработчики продуктов, владельцы небольших магазинчиков. Необходимо отметить, что в развивающихся странах значительная часть населения проживает в сельской местности и занимается сельским хозяйством.

Поскольку данный курс посвящён кредитованию на предпринимательские цели, необходимо отметить, что потребители такого рода продуктов обладают предпринимательскими способностями, или деловой хваткой. При отсутствии предпринимательских способностей кредитование на предпринимательские цели рискует не выполнить своих задач и приведёт к неоплаченным долгам. Тогда проигрывает как клиент, так и МФО. Поэтому так важно уметь оценить предпринимательские способности потенциального заёмщика.

Мы должны научиться определять способность человека или группы людей взять на себя риск и вложить средства в предприятие, посвятив ему необходимое время и усилия, учитывая финансовые, психологические и социальные риски, и сделать это предприятие прибыльным в материальном и личностном отношении. Менеджер по займам должен также уметь оценивать готовность и возможности заёмщика взять на себя все эти виды рисков. Такая оценка производится при помощи интервью, финансового анализа и проверок на местах.

Выбор целевой клиентуры программ микрокредитования – нелёгкая задача. При выборе целевой клиентуры часто возникают основной вопрос: как определить клиентов, способных выплатить кредит.

Вопрос об идентификации платежеспособных заемщиков, неразрывно связан с тем, как измерить платежеспособность. Для этого необходимо хорошее знание среды, в которой планирует работать МФО. В частности, организация должна уметь предвидеть платежеспособность, основываясь на серьёзности клиента, оценивая его кредитную историю, его репутацию в сообществе и адекватность запрашиваемого займа. Некоторые МФО организовывают системы сбора и анализа данных по многочисленным показателям, чтобы лучше оценивать свою клиентуру.

Следующий вопрос, на который необходимо ответить, прежде чем переходить к методикам оценки платежеспособности клиента: «В чём разница между кредитованием на предпринимательские цели в микрофинансировании и традиционным коммерческим кредитованием?»

В то время как банковское кредитование преследует чисто экономическую цель – извлечение прибыли для самого банка за счет получения процентов за пользованиен кредитом, займы на предпринимательские цели в микрокредитовании нацелены как на экономический, так и на социальный результат. Социальная цель, которая, прежде всего, касается клиентуры, заключается в том, чтобы сделать кредитование доступным тем, кто не может пользоваться услугами традиционной банковской системы, чтобы они могли самостоятельно развиваться экономически. Традиционная банковская система не принимает их по многим причинам: масштаб предприятий очень мал; суммы займов более чем скромны, что требует бесприбыльного уровня управления; клиенты не могут предоставить залог, их инвестиционный потенциал очень ограничен; у них нет опыта (в руководстве бизнесом, бухгалтерском учёте, администрировании и т.д.); часто они разбросаны по большой территории и находятся вдали от традиционных банков. К тому же, они зачастую не умеют взаимодействовать с банками, и банки не доверяют начинающим предпринимателям. Экономическая цель, которая касается самих МФО, заключается в достижении экономической самостоятельности организации для обеспечения её жизнестойкости и возможности обслуживать растущую клиентуру.

Факторы, обусловливающие успех или провал программ микрокредитования

Согласно исследованиям, проводимых CGAP, программы микрокредитования имеют больший успех, если ими управляют профессиональные организации, располагающие ресурсами, необходимыми для долгосрочного использования. Чтобы микрокредитование было качественным, МФО должна следовать следующим принципам:

- Постоянство - на долгосрочной постоянной основе предоставлять финансовые услуги;
- Масштабность - расширять географически сферу деятельности ;
- Глубина области действия - не ограничиваться лишь предоставлением займов субъектам малого и среднего предпринимательства, но и предоставлять потребительские займы различным слоям населения;
- Самоокупаемость - покрывать операционные и финансовые расходы:
- Рентабельность - добиваться высокой производительности при уменьшении затрат

Успех микрокредитования зависит от дисциплинированности заемщиков и оптимальной технологии процесса предоставления и сопровождения займов.

Кредитование без строгой дисциплины является ничем иным, как благотворительностью, а благотворительность не помогает преодолеть бедность.
«Вперёд к созданию мира без бедных», речь Мухаммада Юнуса, «Грамин Банк», произнесённая в Мадриде 25 апреля 1998 года.

Дисциплинированность заемщиков подразумевает, что клиент должен вовремя выплачивать предоставленные в кредит суммы и проценты, полностью покрывающие стоимость предоставленных услуг. Клиентская дисциплина относится не только к отдельному клиенту, но и к другим клиентам, будущим клиентам и МФО в целом. Клиенты могут лучше развивать свою экономическую деятельность, если они не ограничены выплатой долгов других клиентов. Будущие клиенты выигрывают, когда капитал возвращается в оборот МФО снова и снова. МФО выигрывает, окупая свои затраты и строя здоровое финансовое основание независимо от общественных субсидий.

Дисциплинированность МФО включает технологии и методики по достижению самоокупаемости программ кредитования, качеству услуг, прибыльности, включая:
- Взимание процентных ставок, покрывающих все расходы;
- Требование полного своевременного погашения от клиентов;
- Отслеживание погашения задолженностей регулярно и достаточно часто;
- Создание программ кредитования и методик их осуществления, адаптированных к клиентуре;
- Инвестиции в программные средства и аналитические программы финансового анализа, помогающие персоналу и управляющим МФО принимать оптимальные решения;
- Разработка систем поощрений персонала МФО по результатам работы;
- Введение достаточной децентрализации для обеспечения организационной гибкости;
- Планирование потенциала, роста и самоокупаемости МФО с самого начала деятельности МФО.

Пример разрушения клиентской дисциплины

Одна африканская социальная программа заинтересовалась микрокредитованием, но посчитала требования к дисциплинированности клиентов слишком высокими для своей бедной клиентуры. Вместо того, чтобы открыто провести программу благотворительной помощи, они объявили свою попытку микрокредитованием, а затем раздали кредиты тем, от кого и не планировали возврата долгов. Это называют не погашаемым кредитованием. Результаты не заставили себя ждать:
- Клиенты не возвращают долги;
- Программа быстро лишается средств и продолжается только за счёт донорских вливаний;
- Другие местные программы микрокредитования, требующие повышенной дисциплины от клиентов, лишаются доверия и теряют клиентов, поскольку те торопятся вступить в программу, предлагающую кредиты, не требующие погашения;
- После свёртывания программы новым программам микрокредитования в «пострадавших» районах оказывается ещё сложнее начать работу, основываясь на полном и своевременном возврате задолженностей.

Если дисциплинированность клиентов или МФО представляется слишком ограничивающей или невозможной в конкретной ситуации, скорее всего, программа микрокредитования, внедряемая МФО, обречена на провал.

Некоторые программы микрокредитования могут просто не подходить для конкретного населения в конкретных ситуациях. Факторы неудачи программ микрокредитования, по исследованиям CGAP, состоят в следующем:
- Заемщики так разбросаны по большой территории, что регулярное обслуживание их слишком дорого;
- избыточная зависимость от единственного вида экономической деятельности заемщиков (например, займы фермерам, выращивающим только одну сельскохозяйственную культуру), что создаёт ковариантный риск для МФО
- население с высокой степенью мобильности или нестабильности, например, население, временно проживающее в данной местности;
- большая вероятность будущего кризиса в виде гражданских волнений, природных катастроф, гиперинфляции;
- отсутствие закона и порядка;
- высокая степень зарегулированности и избыточная отчетность контролирующих органов;
- отсутствие общественного капитала или системы общественных фондов, подрывающее возможность использования беззалоговых методологий кредитования;
- в очень неблагополучных сельских районах, не имеющих инфраструктуры, услуг или доступа к рынку;

Виды займов в микрофинансировании

Напомним, что в данном курсе мы рассматриваем только займы предпринимателям. Есть две разновидности займов для предпринимателей – займы на предпринимательские цели и займы на личные цели.


Займы на предпринимательские цели (предпринимательские займы) – это займы, выдаваемые предпринимателям или малым предприятиям для финансирования предпринимательской (производственной) деятельности, приносящей им доход. Существует две разновидности предпринимательских займов: коммерческие и сельскохозяйственные. Коммерческие займы относятся к деятельности в секторе производства товаров и услуг, такой, как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание переработка, перевозки и профессиональные услуги. Сельскохозяйственные займы относятся к финансированию деятельности, включающей сельскохозяйственное производство и переработку.

Клиентами могут являться предприниматель, член производственной группы или предприятие, подавшие заявку на получение займа для улучшения состояния операций или производства. В основном, такие займы используются для укрепления бизнеса или увеличения прибыли. Предпринимательские займы имеют целью получение дохода. Это их главный аспект, поскольку выплата, в основном, осуществляется из прибыли, полученной за счёт займа.

Потребительские займы предназначены для лиц или групп лиц, заинтересованных в удовлетворении базовых потребностей, таких, как медицинское обслуживание, жильё, образование и т.д. Эти займы не предназначены для получения прибыли. Потребительские займы выдаются гражданам для оплаты потребительских товаров (транспортных средств, бытовой техники и пр.) или социальных услуг, таких, как здравоохранение, образование, похоронные услуги и т.д. Ипотечные займы предназначены для строительства или приобретения жилья.

В каждой категории займов МФО предлагают несколько подкатегорий продуктов, соответствующих особым потребностям клиентуры. Например, МФО может предоставлять продукты сельскохозяйственного кредитования под один и тот же урожай, но на разные цели: сезонный заём предназначается фермерам, которые хотят вложить средства в производственный цикл (семена, удобрения, пестициды и т.д.). Заём под залог урожая на складе также предназначен для фермеров, однако, на этот раз для помощи в продаже продукции. Разнообразие продуктов позволяет МФО отвечать на запросы клиентуры и при этом сокращать риски, связанные с кредитованием.

Разнородность целевой клиентуры приводит к разнообразию потребностей в микрокредитовании. Вследствие этого, МФО могут сделать свои кредитные продукты более разнообразными, чтобы соответствовать потребностям каждой категории целевой клиентуры и снизить себестоимость сделок, а также минимизировать риски невыполнения денежных обязательств со стороны заёмщиков.

Менеджер по займам должен, прежде всего, уметь составить резюме заёмщика, а уже затем определять, какой вид кредитования подходит потенциальному заёмщику.

Предлагаем для изучения упрощенный вариант четырех категорий), на которые распадается весь спектр кредитных продуктов.

Принципы кредитования в микрофинансировании

Микрокредитование, даже в контексте микрофинансирования, остаётся коммерческой деятельностью. Выдать заем клиенту относительно легко, однако бывает очень трудно добиться возврата ссуженных средств. Необходимо помнить, что для компенсации потерь по невозвращённым займам требуются значительные усилия. Для обеспечения финансовой надёжности займов предпринимателям предлагаем ознакомиться с четырьмя принципами, которым МФО необходимо следовать:

1. Предлагать услуги, соответствующие предпочтениям начинающих предпринимателей

Эти услуги включают:

- краткосрочные займы, сопоставимые с издержками и прибылью начинающего предпринимателя;
- повторные займы: полная выплата займа открывает доступ к новому займу;
- очень мелкие займы, подходящие для обеспечения ежедневных требований предпринимателя;
- дружеский подход к клиенту, способствующий формированию общественного имиджа МФО, доступной для начинающих бизнесменов.

Сокращайте срок от подачи заявки до предоставления кредита, насколько это будет возможно.

2. Упрощённые операции для снижения издержек на единицу продукции

Чтобы снизить затраты на менеджеров по займам и увеличить их производительность, МФО следует стандартизировать процесс выдачи займов, децентрализовать процесс одобрения заявки на получение займа и т.д. Эти меры должны также положительно сказаться на клиентах МФО, делая весь процесс проще и быстрее.

3. Мотивируйте клиентов к безусловному возврату займов

Мотивация включает в себя:

- при отсутствии реальных залогов, одним из возможных решений является поручительство группы лиц, и так защититься от неисполнения денежных обязательств. Каждый из поручителей несёт личную ответственность за возврат, как части займа, так и в целом.
- Поощрения: упрощение получения новых займов, увеличение сумм займов, предложение льготных ставок за быстрый возврат предыдущих займов могут использоваться в качестве поощрения за своевременный возврат займов.

4. Взимайте полную стоимость процентов и платежей

Небольшие размеры займов, выдаваемых предпринимателям на короткие сроки могут сопровождаться высокими процентами, гораздо большими, чем банковские. Однако, за короткий срок пользования займом (до трех месяцев) предприниматели готовы и способны оплачивать такие ставки за займы.

В дополнение к этим четырём главным принципам работы МФО мы предлагаем общепринятые правила, которые менеджеру по займам стоит принимать в расчёт при оценке заявки на получение займа. Менеджеры по займам должны выносить суждения и применять эти правила ко всем без исключения.

- Определить возможности и способности заёмщика относительно возврата займа. Демонстрация заемщиком возможности вернуть заём является необходимым предварительным условием для его получения. Если установить способность заемщика своевременно возвратить заем трудно, принятие заявки может зависеть от наличия у заёмщика накоплений, установить которые гораздо проще, хотя процесс принятия заявки в этом случае растягивается во времени. Если возможность вернуть заём невелика, дополнительные залоговые гарантии не спасают. Оценить собранную информацию и принять решение, возможно, после того, как менеджер по займам лично посетит заёмщика.

- Оценить добропорядочность заёмщика. У менеджера по займам не должно быть ни малейших сомнений относительно добропорядочности и честности заёмщика, а также в отношении надёжности финансируемой сделки. При встрече с заявителем менеджер по займам должен попытаться оценить его характер, кредитную историю, частоту и размеры займов и сбережений, репутацию.

- Необходимо приложить все усилия для того, чтобы МФО не имела дел с лицами с плохой репутацией. Это может оказаться смертельным для имиджа МФО и продолжительности её работы, если клиенты, узнав о таких ситуациях, востребуют свои вклады.

- Понимать рабочую среду и бизнес клиента. Для предоставления надёжных займов важно оценивать присущий займам риск. Важно, чтобы менеджеры по займам понимали рабочую среду и операции предприятия-заемщика, чтобы они могли предложить подходящий кредитный продукт (в отношении суммы, срока, графика погашения как функции притока наличных от предприятия к проекту). Может быть полезной проверка предприятия на месте. Чем больше информации находится в распоряжении менеджера по займам, тем легче принять решение.

Для принятия решения очень важна оценка внутренних рисков (плохое руководство, посредственное качество продуктов и пр.) и внешних рисков (конкуренция, уменьшение рынка и пр.), которые могут отрицательно сказаться на клиенте. При наличии полной информации решение становится очевидным само по себе.

Поскольку менеджеры по займам не могут обладать знаниями, необходимыми для анализа каждой сферы деятельности, рекомендуется, чтобы МФО составляли листы данных по основным секторам деятельности, в которых работают менеджеры по займам. Такие листы данных позволят им быстро ознакомиться с сектором, необходимыми инвестициями, стоимостью операций и оборудования, потоком наличности и т.д. Листы данных также служат справочным материалом для менеджеров по займам, которые с их помощью могут оценить и измерить практичность предложения и, после предоставления займа, тесно контролировать заём и сектор деятельности.

- Обеспечить отсутствие воздействия на менеджера по займам. Очень важно чувствовать себя свободно в процессе принятия решения о кредитовании. Никто не должен оказывать воздействие на менеджера по займам: рекомендации должны даваться, исходя из суждений менеджера по займам и проведённого им анализа, согласно принципам и нормам работы МФО. Менеджер по займам должен проводить анализ без постороннего вмешательства. Совет директоров и администрация должны предоставить менеджеру по займам полную независимость в выполнении профессионального анализа заявок на получение займа.

- Обеспечить соответствие цели займа типу кредитования. Цель получения займа уже указывает на способ его выплаты. Существует прямая зависимость между потребностью заёмщика и типом предоставляемого финансирования. Поэтому приобретение товаров долгого пользования не должно финансироваться при помощи краткосрочных займов. Например, если приобретается маленький моторный культиватор, его использование для товарного огородничества должно приносить дополнительный доход несколько лет, чтобы можно было из этого дохода выплатить заём на его приобретение. Менеджеры по займам должны всегда следить за тем, чтобы прибыль от займа использовалась в намеченных заранее целях.

- Никогда не считать, что обеспечение займа ( залоги и поручительства) заменяют возможность вернуть заём. Демонстрация способности выплатить заём является предварительным условием его выдачи. Принятие залога всего лишь предоставляет МФО дополнительную уверенность, поскольку является инструментом давления на заёмщика. Если возможность вернуть заём невелика, менеджеру по займам не следует верить в то, что обеспечение займа и дополнительные гарантии помогут увеличить её.

- Лучшей гарантией является желание заёмщика вернуть заём. Приоритет отдаётся характеру и репутации заёмщика. Менеджер по займам должен быть уверен в готовности заёмщика выплатить заём. Можно также положиться на разубеждающий эффект, который может быть получен при угрозе потери или ухудшения профессиональной репутации в сообществе (социальное давление). Никогда ни при каких обстоятельствах дополнительные гарантии не могут заменить способности вернуть заём. Залоги остаются средством снижения рисков, но не устраняют их. К тому же, функции залогов меняются в зависимости от запрашиваемого вида займа.

- Потратьте время на проведение полного анализа. Сталкиваясь с давлением со стороны заёмщика, желающего быстрее получить заём, менеджер по займам не должен жертвовать ни одним из компонентов анализа. Таким же образом, не завершив оценку, менеджер по займам не должен решаться рекомендовать выдачу займа.

- Сумма займа должна быть пропорциональна стоимости чистых активов заёмщика. Есть общее правило, согласно которому коэффициент финансирования не должен превышать 50% стоимости чистых активов заёмщика.

- Никогда не попустительствовать нарушениям сроков оплаты займов. Просроченный заём становится источником проблем и отнимает время работников МФО. Он не выгоден МФО и менеджерам по займам (потеря премий и потеря времени). Поощрения за своевременный возврат займов должны приводить к отсутствию не возвратов.


1 Определение Организации Объединённых Наций.
2 Отметим, что размер предприятия может также определяться через оборот или совокупные активы.
3 Консультативная Группа Помощи Бедным (GGAP) является всеобщим источником информации о стандартах, используемых в сфере микрофинансирования, операционном инструментарии, образовательных и консультационных услугах. 33 члена этой организации включают двусторонние, многосторонние и частные донорские агентства, имеющие своей миссией учреждение более полной финансовой системы для бедных (см. веб сайт CGAP).
4 Российские банки являются активными участниками рынка микрофинансирования, но не рассматриваются в настоящем курсе.
5 Годовой отчет Банка России за 2007 год. Москва, 2008
6 Аналогичная тенденция наблюдается в банковском секторе
7 Привлечение сбережений законодательно разрешено не всем типам МФО.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости