Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Сбор и обобщение информации о функционировании экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области

Файлы

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Уральский
федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»


Екатеринбург, 2012

Исследование организовано Министерством инвестиций и развития Свердловской области в рамках реализации программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года № 1483-ПП в редакции от 24.08.2012 года № 1223-ПП.

Срок проведения исследования – декабрь 2011 г. – апрель 2012 года.

Материалы для публикации подготовили:
Хлыбова Елена Александровна, начальник отдела исследований,
мониторинга и контроля Министерства инвестиций и развития Свердловской области

Салихова Резеда Илфатовна, главный специалист отдела исследований,
мониторинга и контроля Министерства инвестиций и развития Свердловской области

Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения результатов исследования или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на Министерство инвестиций и развития Свердловской области с указанием источника публикации.

1. Оценка количества субъектов малого и среднего предпринимательства,
осуществляющих экспортные операции

Результаты кабинетных исследований

При проведении исследования был реализован комплексный подход к исследованию экспортного потенциала в малого и среднего бизнеса, когда источниками информации о малых и средних предприятиях являлись федеральные и региональные информационные ресурсы, данные мониторинга печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров, материалов маркетинговых и консалтинговых компаний за период с 2008 по 2011 годы.

Основным ограничением в проведении исследования явилось отсутствие в официальной статистике приближенной к действительности оценки экспортной деятельности МСП по следующим причинам:

- с 2008 года законодательно изменился сам объект «малого предпринимательства, а к малому прибавился еще и сектор среднего,
- в Таможенном кодексе РФ отсутствует понятие: «субъект малого или среднего предпринимательства». В соответствии с нормативными документами (Приказ ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N 787) «субъекты внешнеэкономической деятельности» классифицируются как юридические и физические (в том числе индивидуальные предприниматели) лица имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность;
- на официальном Федеральном портале малого предпринимательства данные в части «количества экспортно-ориентированных субъектов МСП» отсутствуют по всем регионам.

В 2010-м году во второй версии Проектной карты МСП, подготовленной профильным департаментом МЭР, оценивалось только количество МСП-экспортеров (в единицах), уже получивших помощь или получающих в будущем за счет средств федерального бюджета: 2008 год – 400, 2009 – 420, 210 – 600, 2011 – 800, 2012 – 800. Согласно оценке Росстата, основная причина «неохвата» МСП полным наблюдением – респондент не найден (95,1% случаев); остальное – или отказ от ответа или респондент-банкрот или «временное отсутствие по адресу местонахождения» (начальником профильного управления Росстата оценен ее размер в 10%). Оценка экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) несколько иная: подавляющая часть ненайденных респондентов (юридических лиц), вероятней всего, является фиктивными фирмами (как действующими, так и уже «брошенными»). Такого рода статистика в документах, исходящих от профильного департамента МЭР, не фигурирует. Статистических данных по объему выпуска экспортной продукции МСП не публикуется, и, следовательно, официальный расчет доли сегмента МСП в ВЭД невозможен. Вместо указанных показателей Росстат публикует общую статистику внешнеэкономической деятельности в целом по России и по регионам, в частности, которая была использована в качестве исходных данных для дальнейших исследований и расчетов:

1. Общая информация о малых и средних предприятиях Свердловской области

По состоянию на 1.07.2011 года в Свердловской области насчитывается 189 909 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 123 937 - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и крестьянско-фермерские хозяйства, 65 595 - малых предприятий (включая микропредприятия), 377 средних предприятий. Распределение МСП Свердловской области по сферам представлено в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение МСП Свердловской области
по сферам предпринимательской деятельности (по данным Свердловскстата,
ИФНС РФ по Свердловской области и кабинетных исследований)1

  Сферы предприниматель-
ской деятельности
Средние организации Малые (включая микро) организации Индивидуальные предприниматели (включая КФХ)* Всего СМиСП **
1.01.2009 производство 301 5388 6800 12489
  торговля 85 22196 49600 71881
  услуги 95 10638 20300 31033
1.01.2010 производство 298 15006 8900 24204
  торговля 99 30222 40900 71221
  услуги 102 18756 32500 51358
1.01.2011 производство 252 15246 8841 24339
  торговля 109 31026 41100 72235
  услуги 94 19314 13200 32608

Распределение МСП Свердловской области по сферам показывает, что наибольшее количество МСП осуществляют свой бизнес в торговле и лишь четвертая часть – в сфере услуг, а пятая часть в промышленности. Сложившаяся структура МСП Свердловской области по сферам деятельности в значительной степени предопределяет направления ВЭД, что подтверждается данными таможенной статистики.

2. Общие результаты внешнеэкономической деятельности Свердловской области, представленные в таблице 4 и в динамике по товарам и услугам – в таблице 5 и на рисунке 3.

Таблица 4.

Результаты внешнеэкономической деятельности Свердловской области
(по данным Свердловскстата)2

  на 1.01.2009 на 1.01.2010 рост (процентов) на 1.01.2011 рост (процентов)
Внешнеторговый оборот (млн.дол.) 14642,6 9912,5 67,7 12075,5 121,8
Экспорт (млн.дол,) 10357 7314,3 73,8 8817,3 120,5
Импорт (млн.дол.) 4285,6 2598,2 60,6 3258,1 125,3
Сальдо (млн.дол.) 6071,4 4716,1 77,6 5559,2 117,9

Таблица 5

Внешняя торговля Свердловской области в 2010 году (млн. долларов США)3

  Всего Страны дальнего зарубежья Государства - участники СНГ
Внешнеторговый оборот 11691,5 9888,3 1803,2
Экспорт 8595,7 7479,7 1116,0
Импорт 3095,8 2408,6 687,2
Сальдо торгового баланса 5499,9 5071,1 428,8


Данные таблиц демонстрируют опережающий рост импорта над экспортом области за период с 2010 по 2011год. По данным Таможенной статистики5 число участников ВЭД за указанный период уменьшилось практически на 10%. Информация по внешнеэкономической деятельности приведена в целом по всем предприятиям области без выделения доли, приходящейся на МСП.

В связи с отсутствием экспертных данных, а построение математических моделей не представляется целесообразным, был выбран метод аналогий и выявления очевидных явлений по определенным критериям в базе данных для их последующего исключения для проведения кабинетных исследований.

По указанным причинам, представленные в кабинетных исследованиях данные будут приближенными исходя из следующих допущений:
– По данным исследований разного уровня, в среднем, из общего числа малых и средних предприятий во всех регионах России менее 5% МСП занимаются (или будут заниматься) экспортной деятельностью (в основном, это производственные предприятия и инновационные компании). В действительности, по данным государственной статистики, экспортной деятельностью занимается примерно только 0,4% предприятий от общего количества МСП в стране.
– Аналитические исследования, проведенные рядом регионов, близких по значению в экономике страны и объемам ВЭД (Челябинская и Новосибирская области и Пермский край) дают возможность сопоставить полученные результаты исходя из направленности и структуры экспортной деятельности. Согласно результатам исследований6, города Челябинск и Екатеринбург считаются самыми удобными для развития малого и среднего бизнеса. Значения и рейтинги основных социально-экономических показателей Свердловской и Челябинской области и соседних территорий, приведенные в таблицах 4-3, сходны по:

• структуре объема отгруженной продукции (выполненных работ, услуг) по ВЭД "Обрабатывающие производства" (табл. 6);

Таблица 6

Структура объема отгруженной продукции (выполненных работ, услуг)
по ВЭД "Обрабатывающие производства" в 2010 г., %

Виды экономической деятельности Свердловская область Челябинская область РФ
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 6,6 8,8 17,5
Химическое производство, резиновых и пластмассовых изделий 4,8 1,8 10,3
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 4 6,5 4,4
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 57,8 62,8 18,4
Производство транспортных средств, различных машин и оборудования 15,5 11,8 19,7
Другие производства 11,3 8,3 29,7
Прочие виды деятельности 9,4 7,9 7,3

• распределению занятых по видам экономической деятельности (табл. 7).

Таблица 7.

Распределение занятых по видам экономической деятельности, %

Виды экономической деятельности Свердловская область Челябинская область РФ
Сельское и лесное хозяйство 5,3 7,6 10,1
Промышленность 27,6 27,0 19,7
Строительство 6,4 7,7 8,0
Торговля, гостиничные услуги и пр. 21,3 17,9 19,6
Транспорт и связь 6,6 8,2 7,9
Госуправление, обеспечение военной безопасности 5,3 5,0 8,2
Отрасли социальной сферы* 18,1 18,7 19,2

• структуре экспортируемой и импортируемой продукции. В Челябинской области входят промышленные товары – 72%, по Свердловской области – 81%; товары народного потребления 16 % и 15% – соответственно (по данным таможенной статистики и исследованиям ТПП Челябинской области);

• основой экспорта регионов являются черные и цветные металлы и изделия из них, занимающие почти 80% в Челябинской области и 67% в Свердловской области в структуре экспортируемой промышленной продукции (по данным таможенной статистики и исследованиям ТПП Челябинской области);

• Значениям и рейтингам основных социально-экономических показателей Свердловской области и территорий - соседей в 2010 году.


Следовательно, в кабинетном анализе можно с определенной погрешностью использовать результаты исследований внешнеэкономической деятельности Южно-Уральской, а также по некоторым параметрам Новосибирской Торгово-промышленной палаты, согласно которым почти треть компаний этих областей, занимающихся ВЭД, составляют предприятия малого бизнеса, а доля крупных организаций около 18-26%. Экспортом занимается лишь пятая часть предприятий этих областей. Около 40% опрошенных респондентов совмещают оба таможенных режима, на долю чистых экспортеров приходится 60%. Почти для 90% предприятий Челябинской области (по данным Южно-Уральской ТПП) внешнеэкономическая деятельность практически является основным бизнес-профилем организации, или очень важным.

Таким образом, можно предположить аналогичную долю МСП- частников ВЭД около 2100 предприятий (третья часть от 6275 малых и средних предприятий Свердловской области). Этот вывод совпадает с данными интернет-портала METAPROM.RU и исследованиями «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», организованного Министерством инвестиций и развития Свердловской области в рамках реализации программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 годы», на основании данных Уральского Таможенного управления путем сопоставления количества всех участников ВЭД и участников крупных и средних экспортеров.

Исходя из вышеперечисленного, оценочная доля экспортно-ориентированных МСП (одна пятая МСП) по Свердловской области - около 1200 предприятий. Эта цифра должна быть скорректирована с учетом следующих факторов:
- поправки на то, что Челябинская область является приграничным регионом (экспорт в республику Казахстан), что означает вероятность большой доли МСП, вовлеченных в ВЭД;
- «привязки» малых предприятий к одному крупному изготовителю, созданному администрацией этого предприятия, нередко целью которого является укрытие части экспортной выручки;
- наличия фирм-однодневок, создаваемых предпринимателями для реализации «серых» схем внешнеэкономической деятельности;
- эпизодический характер внешнеэкономической деятельности малых предприятий, т.к. для устойчивой деятельности таких предприятий нужны инвестиции.
- основная масса МСП – 72235 предприятий из них 56%, т.е. 32608 предприятий из сферы торговли, эти предприятия практически либо не осуществляют ВЭД, либо занимаются только импортом (Таблица 3 предоставляяет данные по количеству торговых предприятий малого бизнеса);
- исследования, проведенные на базе МСП Челябинской области показывают, что поставки промышленной продукции осуществляются МСП, выполняющими роль посреднических организаций для крупных производителей в сфере сбыта на зарубежных рынках, т.е эти предприятия не являются производителями самой продукции.

Следовательно, с учетом вышеизложенных факторов, по Свердловской области – около 7-9% МСП, осуществляют экспортные операции, что составляет около 400 предприятий. Данная оценка численности МСП, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность, должна быть проверена на основе других методов оценки.

Вывод по кабинетным исследованиям

Таким образом, несмотря на существующие ограничения и отсутствие необходимых статистических данных в процессе проведения кабинетных исследований были проанализированы показатели, косвенно указывающие на необходимые для анализа параметры. Используя метод аналогий и логического исключения была дана оценка количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортные операции на территории Свердловской области. Их число оценочно составляет 400 предприятий. Безусловно, полученные данные являются примерными, так как выведены путем аналогий и анализа ряда факторов, специфических для региона и влияющих на внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий. Для получения более полной информации кабинетные исследования необходимо дополнить полевыми.

Таким образом, при оценке количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих, или планирующих осуществлять, экспортные операции следует учитывать особенности, выявленные в результате проведения полевых исследований.

Характеристика предпринимателей

В опросе приняли участие 111 предпринимателей, занимающихся экспортно-ориентированным бизнесом на территории Свердловской области.

Распределение респондентов по возрастному и половому признаку
Среди опрошенных предпринимателей распределение по возрастному признаку было следующим: 1,8% опрошенных относятся к возрастной группе от 18 до 23 лет; 18,0% опрошенных представляют группу предпринимателей от 24 до 35 лет; 67,6% опрошенных представляют возрастную группу от 36 до 50 лет; 11,7 % респондентов были старше 50 лет.


Таким образом, возраст наибольшей части опрошенных респондентов составил от 36 до 50 лет. Предприниматели в возрасте до 23 лет составили крайне низкую долю в общей выборке.
В опросе предпринимателей приняли участие 76,6% мужчин и 23,4% женщин.


Такое распределение по половому признаку свидетельствует о том, что в Свердловской области экспортно-ориентированным бизнесом сегодня в основном занимается мужская часть населения.

Распределение респондентов по уровню образования

Среди опрошенных 85,6% предпринимателей имеют высшее и неоконченное высшее образование (вуз); 10,8 % – среднее – специальное (колледж, техникум). Доля предпринимателей со средним образованием и ниже (школа, ПТУ) составила 2,7%.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть предпринимателей Свердловской области, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, – это люди с высшим образованием.

Распределение респондентов по опыту предпринимательской деятельности

Большинство опрошенных респондентов являются предпринимателями со стажем (79,2%). Опыт их предпринимательской деятельности составляет свыше 5 лет. При этом 38,7% из них занимаются бизнесом свыше 10 лет; 40,5% – от 5 до 10 лет. Доля начинающих предпринимателей составляет 20,7%. При этом 7,2% из них занимаются бизнесом от 1 года до 3 лет; 13,5% – от 3 до 5 лет. Предприниматели, имеющие опыт предпринимательской деятельности до 1 года, в выборке отсутствовали.


Таким образом, большая часть предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, имеют большой (более пяти лет) опыт предпринимательской деятельности. Предприниматели с опытом ведения бизнеса менее года не рассматривают возможным в ближайшее время выходить на зарубежные рынки. Возможно, это связано с тем, что предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на начальных стадиях жизненного цикла предприятия, достаточно тяжело сразу осуществлять стратегию проникновения на зарубежные рынки.

Распределение респондентов на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц

Наибольшая часть малых и средних предприятий, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность, а также принявших участие в опросе – юридические лица, организационно-правовая форма которых – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Их количество – 105 предприятий, что составляет 94,6% от общего числа опрошенных. Соответственно, только 6 предприятий (5,4%) опрошенных МСП – индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.


Низкая доля индивидуальных предпринимателей среди опрошенных малых и средних предприятий объясняется структурой выборки и нежеланием большинства предпринимателей, работающих в форме ИП, принимать участие в исследовании и отвечать на вопросы анкеты. Так, общая выборка составила 800 предприятий, из них 59 (7,3%) - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Большинство предпринимателей, кому предлагалось принять участие в исследовании, отвечали, что у них нет на это времени либо, что они не хотят участвовать, т.к. не получат от этого никакой прямой выгоды.

Характеристика бизнеса

Распределение респондентов по осуществлению экспортных операций

Основная часть предпринимателей, принявших участие в опросе, осуществляет экспортные операции (60,4%). Существенная часть респондентов (39,6%) не осуществляет в настоящий момент, но планирует заниматься экспортом в ближайшее время.


В рамках настоящего исследования к экспортно-ориентированному бизнесу были отнесены предприятия, которые занимаются и/или планируют заниматься экспортом. При этом большая часть предприятий в настоящее время осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Распределение по городам Свердловской области

В опросе приняли участие 111 предпринимателей из крупных (82,9%), средних (6,3%) и малых (10,8%) городов Свердловской области. Крупные города Свердловской области были представлены городом Екатеринбургом. Среди средних городов Свердловской области в качестве места проведения исследования были выбраны г. Каменск-Уральский, г. Нижний Тагил и г. Нижняя Тура. Малые города Свердловской области представляли г. Алапаевск, Невьянский городской округ, г. Верхотурье, Верхотурский городской округ, Туринский городской округ, п. Бобровский, г. Арамиль, г. Заречный, г. Серов. Следует отметить, что данная структура выборки связана с желанием и готовностью предпринимателей, занимающихся экспортом, принимать участие в исследовании и отвечать на вопросы анкеты.


По охвату территории Свердловской области, на которой предприниматели ведут свой бизнес, исследование выявило следующую картину: 82,9% предпринимателей занимаются предпринимательской деятельностью на территории города Екатеринбурга; 3,6% – на территории г.Каменск-Уральский; 1,8% – на территории г. Нижний-Тагил; 0,9% - на территории Нижняя Тура. В целом, на территории средних городов реализуют предпринимательскую деятельность 6,3% опрошенных респондентов. На территории Невьянского городского округа предпринимательскую деятельность осуществляют 0,9% респондентов; г. Алапаевска – 2,7% опрошенных; 1,8% опрошенных ведут свой бизнес в г. Верхотурье и в Верхотурском городском округе; 0,9% предпринимателей работают в Туринском городском округе; 0,9% - ведут свою деятельность в п. Бобровском; в г. Арамиль занимаются предпринимательской деятельностью 0,9% респондентов; 0,9% опрошенных ведут бизнес в г. Заречный и в г. Серов предпринимательскую деятельность осуществляют 0,9% предпринимателей; предприниматели прочих малых городов составили 0,9% респондентов. Таким образом, на территории малых городов предпринимательскую деятельность, связанную с осуществлением экспортных операций, ведут 10,8% опрошенных. Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что в анкетировании приняли участие предприниматели из разных категорий городов (крупных, средних и малых). Однако наибольшую долю опрошенных составили предприниматели г. Екатеринбурга, что позволяет наиболее полно представить мнения владельцев бизнеса крупных городов Свердловской области.

Распределение по типу бизнеса

Большинство опрошенных предпринимателей являются представителями малого бизнеса (53,2%). Доля предпринимателей, относящихся к микро бизнесу, составила 27,9%. Средний бизнес представлен лишь 18,0% предприятий.


На основе проведенного анкетирования можно сделать вывод, что большая часть экспортно-ориентированного бизнеса Свердловской области относится к субъектам малого предпринимательства, включая микропредприятия; меньшая доля – к субъектам среднего предпринимательства.

2. Определение вида внешнеэкономической деятельности субъектов
малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортные
операции

Результаты кабинетных исследований

Для определения значимости внешнеэкономической деятельности для Свердловской области, определения ее видов и направленности операций были произведены расчеты показателей оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона.

В таблице 13 приведены расчеты показателей оценки состояния внешнеэкономической деятельности Свердловской области. В результате расчетов определены:
• высокая значимость экспорта для области – 97% и средняя по импорту – около 37%;
• достаточно высокая (2,63) внешнеторговая самообеспеченность области;
• доля «чистого» экспорта во внешнеторговом обороте достаточно высока (0,47);

Уровень специализации (импорт) экономики региона определен по двум основным отраслям:
◊ Производство черных металлов и изделий, из них коэффициент специализации составляет 2,26, следовательно, данная отрасль является базовой отраслью в экспорте;
◊ Машиностроение имеет коэффициент специализации 1,06, что позволяет сделать вывод, что это отрасль, не достаточно конкурентоспособная, ориентирована на внутреннее потребление;

Таблица 8. Показатели оценки состояния внешнеэкономической деятельности Свердловской области
Коэффициент Значение
Уровень открытости региональной экономики
Кэ = (Э/ВРП) х 100 %, где Э - объем экспорта региона, руб.; ВРП – валовой региональный продукт, руб. Кэ=8595,7/8817,3х100%=97%
значимость экспорта для экономики региона
Ки = (И/ВРП) х 100 %, где И - объем импорта региона, руб.; ВРП - валовой региональный продукт, руб. Ки = 3258,1/8817,3х100%=36,9%
значимость импорта для экономики региона
К эи = Э/И, где Э - объем экспорта региона, руб.; И - объем импорта региона, руб.; К эи = 8595,7/3258,1= 2,63
Больше 1, характеризует уровень внешнеторговой самообеспеченности региона
Кмк = (Э – И)/Во, где Э - объем экспорта региона, руб.; И - объем импорта региона, руб.; Во – внешнеторговый оборот региона Кмк = 5499,1/11691,5=0,47
Больше 0, характеризует долю «чистого» экспорта во внешнеторговом обороте
Уровень специализации экономики региона
Кспи = (Иотр региона х И страны в целом) /(И отрасли страны х И региона в целом),
где: Иотр – импорт отрасли региона, руб.;
Иотр стр – импорт отрасли страны, руб.; Ир – импорт региона, руб.; Истр – импорт страны, руб.
Черные металлы и изделия из них
Кспи = 363,1х229000/9565,7х3258,1=2,66
Продукция машиностроения
Кспи =1520,7х229000/100760х3258,1=1,06
Значение более 1,25 – базовая отрасль; 0,75 –1,25 – отрасли, ориентированные на внутреннее потребление; менее 0,75 – отрасли, ориентированные на импортозамещение. Характеризует уровень импортной специализации отраслей региона
Кспэ = ( Э отр рег. х Э страны в целом)/(Э отрасли страны х Э региона), где: Эотр – экспорт отрасли региона, руб.; Эотр стр – экспорт отрасли страны, руб.; Эр – экспорт региона, руб.; Э стр – экспорт страны, руб. Черные металлы и изделия из них
Кспэ = 4013,1х400100/23859,9х8817,3 = 7,6

Продукция машиностроения
Кспэ = 1562,8х400100/21605,4х8817,3 =3,28
Значение более 1,25–базовая, экспорто-
ориентированная отрасль; 0,75 – 1,25 – отрасли, ориентированные на внутреннее потребление; менее 0,75 – отрасли, ориентированные на импортозамещение. Характеризует уровень экспортной специализации отраслей региона
Уровень развития инвестиционной деятельности
К лок и =(F отр рег х F стр) / (F рег х F отр стр), где: Fотр рег – инвестиции в отрасль региона; Fстр – инвестиции в стране в целом; F рег – инвестиции в регионе в целом; F отр стр – инвестиции в отрасль страны К лок и =7246х504000/72100х41333=1,22
Значение более 1,25 – высокий объем инвестиций в отрасль, 0,75 – 1,25 – нормальный уровень инвестиций; менее 0,75 – слабая локализация инвестиций. Показывает распределение инвестиций по отраслям экономики

где, Кэ – экспортная квота; Ки - импортная квота; Квт - внешнеторговая квота; Кэи – коэффициент покрытия импорта экспортом; Кмк – коэффициент международной конкурентоспособности; Кспи – коэффициент отраслевой специализации импорта, Кспэ – коэффициент специализации экспорт; К лок и – коэффициент локализации инвестиций

Уровень специализации (экспорт) экономики региона определен по двум основным отраслям:

• Производство черных металлов и изделий, из них коэффициент специализации 7,6, что означает – базовая отрасль в экспорте;
• Машиностроение, коэффициент специализации 3,28 – базовая отрасль в экспорте;

Коэффициент локализации инвестиций равен 1,22, что характеризует уровень инвестиций в металлургическую отрасль между высоким и нормальным.

Показатели оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона необходимо дополнить определением Индекса сложности экспорта/импорта – синтетический показатель, характеризующий относительную «сложность» структуры экспорта/импорта, или, другими словами, глубину передела продукции и величину добавленной стоимости. Индекс рассчитывается следующим образом. Каждой товарной позиции ТС ВЭД в зависимости от величины добавленной стоимости (глубины передела) экспертным путем ставится в соответствие условный коэффициент степени сложности переработки от 1 (самый низкий передел – нефть, газ, руда) до 5 (самая высокая степень передела – машины и оборудование, фармацевтическая продукция) и т.п. Далее, полученные для каждой товарной позиции коэффициенты от 1 до 5 взвешиваются с весами, равными доле этой позиции в общем объеме экспорта/импорта. Расчет взят из данных исследования на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: «Сбор, обобщение и анализ информации о ряде социальных и экономических показателей функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области».

Таблица 9

Индекс сложности экспорта/импорта ВЭД Свердловской области
(кабинетные исследования)7

    Доля в экспорте
(процентов)
Доля в импорте
(процентов)
               
ТС экспорта/импорта Коэф-т 2008 2009 2010 2008 2009 2010
продовольственные товары и сырье для их производства 1,5 0,7 1 0,6 3,8 4,7 5,8
минеральные продукты 1 2,2 2,0 1,7 16,5 14,3 10,1
продукция химической промышленности, каучук 1,5 14,5 21,7 20,6 8,6 13,3 12,9
бумажные изделия 1,9 2 2,2 2,2 2 2,4 2,1
текстиль, текстильные изделия и обувь 2,2 0,5 0,4 0,3 3,9 4,5 6,2
металлы и изделия из них 1,3 63,1 46,2 47,1 11,7 10,1 11,7
машины, оборудование и транспортные средства 5 10,5 16,2 17,7 49,3 47,2 46,1
прочие 2 7 10,3 10,1 4,2 3,6 4,1
Коэффициент сложности   1,784 2,028 2,083 3,176 3,121 3,015
Справочно: К сложности э/и РФ   1,54     3,82    

Свердловская область следует своей промышленной специализации в ВЭД с невысоким коэффициентом сложности экспорта / импорта 2,03 и 3,015.

С целями дальнейшего определения видов деятельности МСП, не относящихся к экспортной, т.е. применения методики выявления очевидных явлений по определенным критериям в базе данных для их последующего исключения, был использован анализ отраслевой структуры МСП Свердловской области (взят из исследований «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области») по видам деятельности ОКВЭД (рисунок 13).


Таким образом, по результатам расчетов выявлено:

  1. Производство черных металлов и изделий из них, а также машиностроение являются базовыми отраслями, куда осуществляются основные инвестиции.
  2. Продукция машиностроения имеет недостаточно высокий уровень конкурентоспособности, и, в основном, удовлетворяет внутренние потребности.
  3. Промышленная специализация экспорта определяет высокую значимость экспорта для области.
  4. Невысокий коэффициент сложности экспорта.

На рисунке 14 представлено распределение МСП Свердловской области по сферам предпринимательской деятельности на 1.01.2011 г.


Анализ данных распределения СМП по сферам деятельности (рис. 14) показывает, что основным видом деятельности МСП является торговля (56%), что подразумевает наличие внешнеэкономических отношений МСП в основном, в форме импорта, что подтверждается данными Таможенной статистики и оценками интернет-портала METAPROM.RU. Для сравнения, в целом по России специализация предприятий малого и среднего бизнеса следующая: производство - 10,4%, строительство - 12,1%, торговля и ремонт - 40,8%, транспорт и связь - 5,9%, операции с недвижимым имуществом - 18%, прочее - 12,9%10. По данным ФСГС Analytic Research Group, 60% в отраслевом распределении по средним предприятиям приходится на торговлю, что подтверждается данными распределения МСП Свердловской области по видам деятельности (рис. 13).

Структура оборота средних предприятий по видам деятельности (за первое полугодие 2011 года): оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 43,06 процента; обрабатывающие производства - 23,8 процента; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 6,27 процента11.

Основная масса МСП Свердловской области (около 90% по аналогии с Челябинской и Новосибирской областью) - участников внешнеторговой деятельности занимаются импортными операциями по поставкам продовольственных продуктов и сырья для их изготовления, продукции легкой промышленности и транспорта.

На сферу услуг по Свердловской области, соответственно, приходится 25% (рис. 14), а это в основном неторгуемые (внутренние) услуги12:

- строительство;
- гостиничные и ресторанные услуги;
- здравоохранение;
- операции с недвижимостью,
что по видам деятельности составляет 37%.

Согласно данным (таблицы 1-3 Приложения Д), по кодам ОКВЭД, это следующие виды деятельности, на которые, приходится 45% из общего числа видов деятельности:

- оптовая и розничная торговля;
- ремонт автотранспортных средств;
- ремонт бытовой техники.

Таким образом эта часть МСП и их услуги, априори могут быть иключены из экспортных.

На производство (обрабатывающую промышленность) приходится лишь 15246 предприятий (из общего количества 24339 предприятий малого и среднего бизнеса), производящих промышленную продукцию: машины, оборудование, транспортные средства, металлы и изделия из них. Поставки за рубеж по видам продукции представлены в таблицах 10-11.

Таблица 10

Номенклатура экспортных поставок товаров (работ, услуг), единиц13

  1.01.2009 г. 1.01.2010 г. 1.01.2011г.
Минеральные продукты 3 3 3
Продукция химической промышленности, каучук 2 2 2
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3 3 3
Металлы и изделия из них 18 16 15
Машины, оборудование и транспортные средства 14 13 13
Прочие товары 2 2 2

Таблица 11

Товарная структура экспорта Свердловской области
(по данным Свердловскстата)14

  на
1.01.2009
% к
итогу
на
1.01.2010
% к
итогу
на
1.01.2011
% к
итогу
Экспорт – всего 10357 100 7314,6 100 8817,3 100
продовольственные товары и сырье для их производства 73,4 0,7 71,1 1 53,6 0,6
минеральные продукты 223,5 2,2 177,5 2,4 149,9 1,7
продукция химической промышленности, каучук 1488,6 14,5 1585,7 21,7 1811,8 20,6
бумажные изделия 201,9 2 158,7 2,2 197,1 2,2
текстиль, текстильные изделия и обувь 4,3 0 3,4 0 2,9 0
металлы и изделия из них 6559,3 63,1 3380 46,2 4149,2 47,1
машины, оборудование и транспортные средства 1084,2 10,5 1184,4 16,2 1562,8 17,7
прочие 721,8 7 753,8 10,3 890 10,1

Основными товарами согласно специфике экспорта России (доля российского экспорта составляет в мировом годовом объеме: всего 2,3% для всех товаров (включая нефть, газ, лес, металлы и другое сырье) и 1,25% - для услуг) и специфике экспорта и импорта Свердловской области, экспортно-импортные операции осуществляют в основном промышленные предприятия, из которых наиболее крупными являются: ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ОАО «Уралэлектромедь», ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ОАО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов», ОАО «ОМЗ», дочернее предприятие ОАО «Уралмашзавод», ФГУП «ПО «Уралвагонзавод», ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод», ОАО «Серовский завод ферросплавов», ОАО «Среднеуральский медеплавильный». Основную продукцию этих предприятий составляют металлы и изделия из них: ферросплавы, полуфабрикаты из прокат из углеродистой стали углеродистой стали, а также машины, оборудование и транспортные средства, двигатели внутреннего сгорания и генераторы электрические, станки металлорежущие, трансформаторы, тракторы, автомобили, мотоциклы, продукцию химической промышленности, удобрения азотные, шины пневматические. Доля экспорта крупных предприятий составляет по Свердловской области около 85 % (по аналогии с Новосибирской и Челябинской областями, при том, что доля холдингов составляет 16% в доле крупных предприятий по Челябинской области).

Среднемировой показатель экспорта малых предприятий составляет около 15%, в России же МСП направляют на экспорт менее 5% своей продукции15.

Для оценки доли МСП, экспортирующих собственную продукцию и торгуемые услуги, из общей совокупности предприятий следует исключить:

- долю крупного бизнеса - 55% предприятий, производящих перечисленные виды продукции, характерные для крупных предприятий;
- долю посредническо-торговых фирм крупных предприятий, которая составляет около 7- 8% МСП ,
- долю МСП – около 25%, оказывающих внутренние услуги.

В результате на долю МСП, экспортирующих собственную продукцию и торгуемые услуги приходится около 11-12% из всех МСП, что соответствует данным исследований Южно-Уральской и Новосибирской ТПП по сходным промышленным регионам.


Доля экспорта МСП в общем объеме экспорта Свердловской области может быть определена аналогично следующим путем:

Эмсб = Экрб - Эп.крб ,
Где:
Эмсб – доля экспорта предприятий малого и среднего бизнеса
Экрб – доля экспорта предприятий крупного бизнеса
Эп.крб – доля экспорта посредническо-торговых фирм предприятий крупного бизнеса

Доля экспорта предприятий малого и среднего бизнеса составляет около 7-9%, что соответствует среднероссийским показателям.

Экспорт малых и средних предприятий – это, в основном, продукция бизнеса по производству промышленных товаров, продукция производственного назначения, включая инновационное производство и инновационные товары, элементы транспортных средств и оборудования, строительство, грузовые перевозки и некоторые другие услуги. Также экспортируются лес, деловая древесина, материалы, полезные ископаемые. (таблица 2-3 Приложения Д)

Вывод по материалам кабинетного исследования:

Определение показателей внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортные операции происходило на основе использования двух методов:

1) расчетного – для определения общих показателей оценки состояния внешнеэкономической деятельности Свердловской области;
2) аналитического – для выявления доли экспорта и количества МСП, осуществляющих экспортные операции.

Таким образом, выявлено, что на долю МСП, экспортирующих продукцию собственного изготовления и торгуемые услуги приходится около 11-12% из всех МСП, а их доля в экспорте Свердловской области составляет около 7-8%.

При наличии данных по малому и среднему бизнесу Свердловской области аналогичный расчет может быть проведен в отношении МСП для определения приоритетных направлений экспорта МСП и необходимости их инвестирования.

Данные кабинетного исследования по номенклатуре экспорта и импорта МСП Свердловской области требуют подтверждения другими исследовательскими методами, включая опросы в процессе полевых исследований.

Результаты полевых исследований

Распределение респондентов по сферам деятельности16

Основная часть предпринимателей, принявших участие в опросе, осуществляет свою деятельность в сфере торговли (55,9%). 43,2% опрошенных осуществляют свой бизнес в промышленной сфере; 18,9% – в сфере потребительских услуг.

В деятельности предприятий, занимающихся торговой деятельностью, преобладала оптовая торговля (51,4%). Розничная торговля составила 23,4%.

Распределение предпринимателей, ведущих свой бизнес в сфере промышленности, было следующим: 17,1% - обрабатывающее производство; 8,1% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 6,3% - наукоемкое производство; 5,4% - строительство. Все остальные виды предпринимательской деятельности в сфере промышленности были объединены в группу «Прочие»: электрооборудование; удобрения; ремонт ж/д оборудования; лесозаготовительное и перерабатывающее производство; производство отделочных материалов; черные металлы в первичной форме; ж/д перевозки; сельхозтехника; переработка сельхозпродукции; реализация алюминиевого проката и оказание широкого спектра услуг, связанных с доработкой алюминиевых полуфабрикатов, хранением и транспортировкой продукции; производство в сфере легкой промышленности; резино-технические изделия; производство строительных конструкций; разработка и производство приборов и систем промышленной автоматизации; антикоррозионная защита; производство холодногнутых профилей.

Распределение предпринимателей, занятых в сфере потребительских услуг, следующее: 7,2% - транспорт и связь; 2,7% респондентов осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере красоты и здоровья; 1,8% опрошенных заняты в области информационных технологий; 1,8% - транспорт и ЖКХ. Группа «Прочее» включает в себя такие направления предпринимательской деятельности в сфере потребительских услуг, как общественное питание; транспортные услуги; грузоперевозка, логистика, экспедирование грузов; поставки запчастей; продажа грузовых авто, спецтехники, снегопогрузчиков и запасных частей к ним; таможенное оформление, сопровождение ВЭД; поставка сырья для хлебопекарного и кондитерского производства, причем каждый вид деятельности составляет не более 0,9% среди опрошенных.

Таким образом, основная часть предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на территории Свердловской области, осуществляет свою деятельность в сфере оптовой торговли и промышленности (в основном обрабатывающее производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; наукоемкое производство, строительство и прочее). Меньшая часть респондентов являются экспортерами в сфере потребительских услуг.

Номенклатура экспортных поставок товаров/ работ/ услуг СМП Свердловской области

Наибольшую долю составил экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий (12,6%). Несколько меньшее количество респондентов (11,7%) осуществляли экспорт машин, оборудования и транспортных средств. 9,9% предпринимателей занимались внешнеэкономической деятельностью в части текстиля, текстильных изделий и обуви. Экспорт металлов и изделий из них составил 7,2%. Доля продукции химической промышленности и каучука, реализованной на экспорт - 3,6%. Внешнеэкономической деятельностью в части отделочных материалов, упаковки для продуктов питания, лотков и подложек занимались лишь 1,8% предпринимателей. Такую же долю в общем объеме экспорта составила детская одежда (1,8%).

В группу «Прочее» объединена экспортируемая продукция, доля которой составила 0,9%: минеральные продукты; производство высокотехнологичных силиконовых материалов; генераторные выключатели; инновационные товары для беременных и молодых семей; поставка и обслуживание лабораторных и поточных анализаторов; доставка сборными контейнерами грузов из Китая в УРФО; промышленные дозаторы; кормовые добавки; реагенты для нефтегазовых предприятий; перевозка грузов ж/д транспортом; абразивные порошки; промышленная и строительная изоляция, промышленное оборудование; цемент, огнеупорные растворы, кирпичи, блоки, керамические стройматериалы; авиационные компоненты; шины и шинозащитные цепи для спецтехники; перевозка любых грузов; сопровождение сделок; лесоматериалы; огнеупорные порошки; проверочные газовые смеси; выдача лицензий и патентов, продажа спец. оборудования и техники; изделия из алюминия; модемы, шкуры животных; прочие потребительские товары, не включенные в другие группировки.

Таким образом, в Свердловской области субъекты малого и среднего предпринимательства осуществляют экспорт, в большой степени, по таким номенклатурным позициям, как древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование и транспортные средства; текстиль, текстильные изделия и обувь; металлы и изделия из них; продукция химической промышленности и каучук.


1 Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: «Сбор, обобщение и анализ информации о ряде социальных и экономических показателей функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области» (заказчик - Министерство инвестиций и развития Свердловской области, исполнитель – ООО «Корпорация проектного менеджмента»). С. 20. Прим.: Кабинетные исследования распределения СМиСП по сферам предпринимательской деятельности учитывали фактически действующих индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (включая крестьянские (фермерские) хозяйства). При этом итоговые данные о количестве СМиСП Свердловской области по годам исследования отличаются на сумму, равную количеству прекративших деятельность ИП и КФХ. Ошибка при этом может составлять менее 1%, по данным на 01.01.2009 г. - 0, 77% , на 01.01.2010 г.-0, 54% , на 01.01.2011 г.-0, 00%.
2 Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: «Сбор, обобщение и анализ информации о ряде социальных и экономических показателей функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области» (заказчик - Министерство инвестиций и развития Свердловской области, исполнитель – ООО «Корпорация проектного менеджмента»). С.40.
3 Внешнеэкономическая деятельность Свердловской области: статистический бюллетень./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. – Екатеринбург, 2011
4 Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: «Сбор, обобщение и анализ информации о ряде социальных и экономических показателей функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области» (заказчик - Министерство инвестиций и развития Свердловской области, исполнитель – ООО «Корпорация проектного менеджмента»). С.49
5 Внешнеэкономическая деятельность Свердловской области: статистический бюллетень./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. – Екатеринбург, 2009 -2011
6 По результатам исследования "Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011"
7 Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: «Сбор, обобщение и анализ информации о ряде социальных и экономических показателей функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области» (заказчик - Министерство инвестиций и развития Свердловской области, исполнитель – ООО «Корпорация проектного менеджмента»), с. 50.
8 Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: «Сбор, обобщение и анализ информации о ряде социальных и экономических показателей функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области» (заказчик - Министерство инвестиций и развития Свердловской области, исполнитель – ООО «Корпорация проектного менеджмента»), с.24.
9 Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: «Сбор, обобщение и анализ информации о ряде социальных и экономических показателей функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области» (заказчик - Министерство инвестиций и развития Свердловской области, исполнитель – ООО «Корпорация проектного менеджмента»), с.21.
10 Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства
11 данные Клуба «Российский экспортер»
12 Неторгуемые услуги (non-tradables) - услуги, производимые и потребляемые внутри страны и не являющимся аналогом импортируемых или экспортируемых услуг. (Финансовый словарь Academic.ru)
13 Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: «Сбор, обобщение и анализ информации о ряде социальных и экономических показателей функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области» (заказчик - Министерство инвестиций и развития Свердловской области, исполнитель – ООО «Корпорация проектного менеджмента»), с.43
14 Там же. С.44.
15 из выступления г-на Грефа Г.О., Министра экономики РФ, на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ 05.06.2007 года
16 Следует учесть, что один респондент мог дать несколько ответов одновременно, что привело к несовпадению числа респондентов и общего количества ответов (количество ответов было больше числа респондентов).

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости