Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Стратегия комплексного развития малого и среднего предпринимательства города Твери

Файлы

Администрация города Твери

Тверской городской фонд поддержки малого предпринимательства


Тверь, 2011

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Анализ состояния малого и среднего предпринимательств в г. Твери
1.1. Общее состояние малого и среднего бизнеса г. Твери
1.2. Анализ проблем МСП города
1.3. Выбор и обоснование экономических показателей оценки эффективности Стратегии
1.4. Выбор приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса

ГЛАВА 2. Анализ законодательной базы развития малого и среднего предпринимательства.
2.1 Анализ федерального, регионального и местного законодательства, регламентирующего порядок организации, поддержки и развития малого и среднего бизнеса
2.2 Предложения по совершенствованию законодательной базы развития малого и среднего бизнеса города Твери

ГЛАВА 3. Инфраструктура поддержки МСП в городе Твери
ГЛАВА 4. План развития МСП г. Твери на ближайшие годы. Первоочередные мероприятия
ГЛАВА 5. Стратегия развития туризма в г. Твери до 2015 года
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Наличие сильного предпринимательского слоя - признак здоровой и устойчивой экономики. Развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики.

Мировой опыт показывает, что чем больше страна уделяет внимания развитию малого и среднего предпринимательства (далее также – МСП), тем выше экономическое развитие страны, так как развитие малого и среднего предпринимательства – важный элемент, неотъемлемая составляющая общественного развития. В Российской Федерации вовлеченность населения в предпринимательство ниже, чем в развитых зарубежных странах. При этом ожидаемое в средне- и долгосрочной перспективе влияние таких специфических российских факторов, как демографический, политический и другие создает риски снижения предпринимательской активности.

Стимулирование развития малого и среднего бизнеса на отдельно взятой территории России – регионе, или муниципальном образовании, выражается в создании благоприятных условий для создания новых и развития ранее созданных субъектов МСП. Задача поддержки развития малых форм предпринимательства решается программными методами. Успешность реализации региональных и местных Программ поддержки предпринимательства, как правило, выше там, где они разрабатывались в полном соответствии со стратегиями социально-экономического развития соответствующих территорий. Однако, соблюдения одного только этого условия, для получения ожидаемых результатов, недостаточно. Для придания развитию малого и среднего предпринимательства желаемой направленности, для повышения результативности оказываемой государством и муниципалитетами помощи и формирования эффективной инфраструктуры поддержки, необходимо формирование долгосрочных стратегических приоритетов в деле поддержки предпринимательства и последовательное претворение их в жизнь.

Современному городу необходима Стратегия комплексного развития малого и среднего предпринимательства.

Проект тверской Стратегии разрабатывался в соответствии с условиями муниципального контракта между администрацией города Твери и Тверским городским фондом поддержки малого предпринимательства и городской целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Твери на 2009 – 2011 гг.», утвержденной постановлением Главы администрации г. Твери.

Разработка настоящей Стратегии основана на анализе:
- статистических данных, характеризующих социально-экономическое развитие города Твери, а также состояние дел в сфере предпринимательства города Твери, Тверской области, соседних регионов и Российской Федерации в целом;
- результатов ряда опросов сотен субъектов малого и среднего предпринимательства г. Твери и крупнейших общественных объединений бизнеса, действующих на территории города;
- наиболее часто обсуждаемых в печатных и интернет-изданиях проблемах развития предпринимательства в городе Твери;
- существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства в городе Твери и Тверской области;
- правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие бизнеса бывает «управляемое» и «не управляемое».
В проекте стратегии рассматривается «управляемое» развитие бизнеса, то есть такое, которое основано на обеспечении баланса интересов тверского сообщества, органов местного самоуправления и предпринимательства г. Твери, а также на увеличении финансовых возможностей города для решения основных социальных вопросов городского развития.

Методологической базой исследования послужили идеи и общепризнанные фундаментальные разработки в области теории и практики управления, экономики отраслей и предприятий, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Методической базой исследования являются нормативные и инструктивные документы Правительства России (Минрегиона РФ, Минэкономразвития РФ), Администрации Тверской области (департамента экономики) и администрации г. Твери по разработке развитию и поддержке МСП.

При разработке стратегии (в части определения основных направлений развития и приоритетных видов деятельности) МСП в работе использованы авторские методики и экспертные оценки.

С целью эффективности проведения исследования ТГФПМП был сформирован временный творческий коллектив, в который вошли представители бизнеса, координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации города Твери, научных и преподавательских кругов (академия народного хозяйства и государственной службы при правительстве РФ, Тверской государственный университет, Институт Верхневолжья).

К участию в исследовании привлекались общественные объединения тверских предпринимателей – Тверское отделение ОПОРы России, профессиональный союз предпринимателей города Твери «Солидарность», Тверская торгово – промышленная палата, Тверское областное региональное отделение «Деловой России».

Также были задействованы экспертные организации - Центр исследования бюджетных отношений, юридический центр «Капитал» и областные структуры поддержки МСП – фонд содействия кредитованию МСП Тверской области, Бизнес – Центр в библиотеке им. Горького.

В ходе исследования были определены цель и задачи стратегии комплексного развития малого и среднего предпринимательства г. Твери.

Цель Стратегии: формирование благоприятных условий для активизации и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, направленных на решение задач социально-экономического развития города и создание системы инновационной поддержки, повышения эффективности муниципального управления в сфере малого и среднего бизнеса.

Разработчик здесь исходил из:
- принципа непротиворечивости целей развития МСП общим целям социально – экономического развития города;
- определенных законодательством (131-ФЗ) вопросов местного значения городского округа;
- баланса интересов между потребностями общества, задачами власти и интересами бизнеса.

Задачи Стратегии:
- увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города в целом с одновременными структурными изменениями в пользу производственного и инновационного сектора;
- модернизация форм взаимодействия тверского бизнеса с органами местного самоуправления города Твери по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;
- улучшение инвестиционного климата в городе Твери;
- способствование созданию в Твери массового слоя предпринимателей;

- популяризация и пропаганда идей предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства.

В основном выше приведенные и выявленные в ходе работы задачи Стратегии коррелируют с задачами, определенными федеральными, областными и городскими целевыми программами по развитию малого и среднего предпринимательства, концепциями стратегического развития Центрального Федерального округа и Российской Федерации до 2020 г.

Некоторые задачи перекликаются с приоритетами обозначенными Председателем Правительства РФ в ряде его последних поручений, например улучшение инвестиционного климата.

В ряде случаев задачи Стратегии стали обобщением нескольких подзадач. Например, развитие инфраструктуры поддержки МСП рассматривается как элемент в достижении задачи – модернизация форм взаимодействия бизнеса и ОМСУ, а развитие молодежного предпринимательства – основа для появления массового слоя МСП. Развитие кластеров МСП целесообразно именно в сфере производства и инноваций.

При разработке данной стратегии, двигаясь к заявленным цели и задачам, разработчик вел работу по нескольким направлениям сразу, что нашло отражение в структуре самого исследования:

  1. Анализ состояния МСП с целью выявления основных количественных показателей работающих в городе малых и средних предприятий, определения ключевых проблем тверского бизнеса, и обоснования приоритетов развития МСП и основных видов деятельности.
  2. Законодательная база развития МСП и условий правового обеспечения предпринимательской деятельности, разработка предложений по совершенствованию существующих нормативных актов.
  3. Анализ существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и выработка конкретных предложений по повышению её эффективности.
  4. План развития МСП на ближайшие годы и предложения по совершенствованию городской целевой программы развития малого и среднего бизнеса.
  5. Отраслевые приоритеты. Пилотный подход. Стратегия развития туризма в г. Твери на среднесрочную перспективу.

Реализация стратегии запланирована на период до 2022 года.
Выделены следующие скорректированные этапы:
1 – 2012 – 2014 гг., 2 – 2015 – 2019 гг., 3 – 2020 – 2022 гг.
Сроки первого этапа Стратегии совпадают со сроками Городской целевой программы поддержки развития малого и среднего бизнеса в Твери на 2012 – 2014 годы. Это определило количественные значения показателей поддержки на данный этап в соответствующем столбце таблицы. Рост объемов поддержки МСП на втором и третьем этапах реализации Стратегии закладывался «со сдержанным оптимизмом». Оптимистическая составляющая проявилась в увеличении темпов роста расходов бюджета города на оказание поддержки МСП и объёма выданных МСП субсидий и грантов, а также в увеличении числа МСП, получивших поддержку в рамках реализации ГЦП, в том числе, получающих имущественную поддержку.

Содержащаяся в прогнозе «сдержанность» основана на предстоящем существенном уменьшении сумм субсидий и трансфертов регионам из федерального бюджета, децентрализацией в сфере бюджетных отношений в Российской Федерации и перераспределением налоговых доходов между бюджетами разных уровней при одновременном перераспределении полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Учтена, также, вероятность наступления второй волны глобального финансово-экономического кризиса. Очевидно, что с течением времени во всех этих вопросах будет наступать ясность и, в соответствии с реальной ситуацией, прогнозные величины могут корректироваться в ту или иную сторону при разработке ГЦП на очередные плановые периоды.

В обобщенном виде результаты реализации стратегии с учетом поставленных задач можно зафиксировать в следующем виде:

  • создание новых субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Твери;
  • создание дополнительных рабочих мест и рост числа занятых в малом и среднем бизнесе;
  • увеличение объема продукции (товаров, работ и услуг), выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • создание положительного имиджа малого и среднего предпринимательства;
  • популяризация предпринимательской деятельности в молодежной среде;
  • повышение профессионализма кадров в предпринимательской среде.

В результате реализации Стратегии по темпам роста в сравнении с периодом 2009 – 2011 гг. в процентном отношении получится:
- количество МСП на 1000 населения: на 1 этапе – 2., на 2 этапе – 6, на третьем этапе – 9.;
- доля среднесписочной численности сотрудников МСП в общей численности занятых: 1 – 2,4; 1 – 6,5; 3 – 9,2.
- оборот МСП в общем обороте предприятий города:
1 – 2,7; 2 – 7,2; 3 – 9,4.
- объем налоговых поступлений от субъектов МСП бюджет города:
1 – 35, 2- 51, 3 – 60.
- количество МСП в приоритетных направлениях деятельности:
1 – 2, 2 – 9, 3 – 13.

С точки зрения показателей поддержки МСП ожидаются следующие результаты:
- расходы бюджета города на реализацию поддержки МСП (тыс. руб.):
1 этап – 12000, 2 этап – 17000, 3 этап – 19500.
- количество МСП, получивших поддержку в рамках реализации ГЦП (единиц): 1 – 3500, 2 – 4400, 3 – 5200.
- объем выданных МСП субсидий и грантов (тыс. руб.): 1- 4400, 1 – 6000, 3 – 6000.
- количество МСП, воспользовавшихся имущественной поддержкой (единиц): 1 – 20, 2 – 60, 3 – 110.

Ожидаемые от реализации Стратегии результаты в определенной мере связаны с тем, в каком объеме муниципалитет реально сможет оказывать финансовую и имущественную поддержку предприятиям МСП, в том числе, образующим инфраструктуру поддержки. На показатели результатов поддержки оказали влияние настораживающие данные государственной статистики об отрицательной динамике числа малых и средних предприятий в городе в течение 2011 года. В отсутствие полной и абсолютно достоверной информации о причинах этого явления, на первом этапе реализации Стратегии заложен невысокий темп роста количества субъектов МСП на 1000 населения. Основной задачей на этом этапе явится преломление отрицательной динамики и, лишь после этого возможен абсолютный прирост числа субъектов малого и среднего бизнеса. На последующие этапы закладываются возрастающие темпы роста количества субъектов МСП на 1000 населения. При этом на втором этапе ожидается наибольшая активизация этого процесса, некий «всплеск» процесса создания новых организаций, обусловленный совокупностью увеличения мер и форм оказания поддержки предпринимательства. На третьем этапе ожидается продолжение существенного роста числа субъектов МСП, но темп их прироста несколько замедлится.

Доля среднесписочной численности сотрудников МСП в общей численности занятых в городе Твери задается из предположения, что повышение стабильности внешних условий, улучшение инвестиционного климата и инновационный характер деятельности приведет к развитию действующих предприятий и увеличению у них числа постоянных сотрудников.

Такое развитие ситуации естественным образом определяет динамику таких показателей результатов реализации Стратегии, как оборот МСП в общем обороте всех предприятий города и объем налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджет города

Стратегия ориентирует на то, что развитие бизнеса именно в выбранных приоритетных видах экономической деятельности является наиболее эффективным с точки зрения удовлетворения интересов общества и органов местного самоуправления. Каждое из приоритетных направлений обладает мультипликативным эффектом, что повышает заинтересованность в развитии бизнеса именно в этих сферах. В связи с этим в Стратегии заложены довольно высокие темпы роста числа МСП в приоритетных видах экономической деятельности.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости