Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области
Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства
Ростов-на-Дону - 2011
Оглавление
Введение
1. Порядок организации розничной торговли
2. Информация о продавце и товаре
3. Требования к организации торговли пивом, табачными изделиями и алкогольной продукцией
4. Применение контрольно-кассовой техники (ККТ)
5. Соблюдение прав потребителей
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Данное методическое пособие содержит практические рекомендации предпринимателям по организации розничной торговли, в том числе, розничной торговли на рынках. Рассмотрены вопросы организации торговых мест, требования к информации о продавце и товаре, требования к осуществлению деятельности по розничной торговле алкогольными напитками, пивом и табачными изделиями, вопросы применения контрольно-кассовой техники и соблюдения прав потребителей.
Методическое пособие состоит из пяти глав и приложений. В качестве приложений представлены нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации розничной торговли.
Пособие подготовлено с учетом изменений законодательства, в том числе Федерального закона от 30 декабря 2006г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и принятого в соответствии с ним областного законодательства.
1. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Осуществлять розничную торговлю может только лицо, зарегистрированное в качестве субъекта предпринимательской деятельности, поскольку данный вид деятельности имеет все необходимые признаки бизнеса:
-это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность;
-это деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли.
Розничная торговля имеет специфический признак, отличающий ее от оптовой торговли: это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования (не в предпринимательских целях!).
Указанный признак имеет существенное значение при организации розничной торговли. Так, осуществляя розничную торговлю, предприниматель применяет режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Однако, если данный предприниматель продал товар лицу, и последнее использует купленный товар для дальнейшего извлечения прибыли (например, перепродажи), то доход от продажи указанного товара подпадает под иной режим налогообложения.
Порядок организации розничной торговли с точки зрения размещения бизнеса зависит от формы торговли: торговля на розничном рынке, через магазин, ярмарочная торговля, разносная торговля, нестационарные торговые объекты и т.д.
Каждая из указанных форм розничной торговли имеет специфику и отличается по порядку прохождения разрешительных процедур и согласований.
Уведомительный порядок начала деятельности.
В соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 № 294ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» для осуществления отдельных видов розничной торговли (за исключением розничной торговли товарами, свободный оборот которых ограничен федеральными законами) применяется уведомительный порядок начала деятельности.
В уведомительном порядке можно начать осуществлять следующие виды розничной торговли:
- Розничная торговля в неспециализированных магазинах (код в соответствии с ОКВЭД - 52.1);
- Розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах (код в соответствии с ОКВЭД – 52.21 - 52.24, 52.27);
- Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (код в соответствии с ОКВЭД – 52.33);
- Розничная торговля в палатках и на рынках (код в соответствии с ОКВЭД – 52.62).
С 1 июля 2009г. индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие вышеуказанные виды предпринимательской деятельности обязаны уведомить Роспотребнадзор до фактического начала деятельности.
Внимание! В уведомлении предприниматель подтверждает, что его деятельность (включая территории, здания, сооружения, оборудование, а также работников) соответствует установленным для такой деятельности обязательным требованием.
Направление уведомления Роспотребнадзор освобождает предпринимателей от получения каких-либо разрешений, заключений, согласований, выдаваемых для начала осуществления деятельности.
Заявитель представляет уведомление в 2-х экземплярах непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении.
В случае представления уведомления непосредственно в уполномоченный орган днем его подачи считается день регистрации уведомления в уполномоченном органе. При направлении уведомления по почте днем его подачи считается день отправки почтового отправления.
К уведомлению прилагаются:
а) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
б) копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах.
Форма уведомления, а также порядок его предоставления определены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 и размещены:
- на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ростовской области http://www.rpndon.ru;
- на официальном сайте Администрации Ростовской области http://www.donland.ru/Экономика/Малое и среднее предпринимательство/ Методические рекомендации/Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
- на сайте «Малый бизнес Дона» http://mbdon.ru/Полезная информация/Методические рекомендации/Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
При изменении места нахождения организации, места фактического осуществления деятельности, места жительства ИП и в случае реорганизации юридического лица необходимо уведомить об этом уполномоченный орган власти в течение 10 рабочих дней с момента внесения сведений об этом в государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Требования к организации торговли на розничных рынках
Основные понятия, используемые в настоящем разделе:
деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке - продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной куплипродажи и договору бытового подряда;
розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные;
универсальный рынок - розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;
специализированный рынок - розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;
сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
сельскохозяйственный кооперативный рынок - сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией;
лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места, - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством);
продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица;
карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;
паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации;
товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства;
реестр продавцов - перечень сведений о продавцах, формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям настоящего Федерального закона перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.
В настоящее время порядок торговли на розничных рынках Ростовской области определяется:
- Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Приложение 1);
- Областным законом от 02.05.2007 № 687-ЗС «О регулировании отношений, связанных с организацией розничных рынков на территории Ростовской области» (Приложение 4);
- Постановлением Администрации Ростовской области от 21.05.2007 №203 «Об утверждении требований к торговому месту и порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках на территории Ростовской области» (Приложение 5);
- Постановлением Администрации Ростовской области от 21.05.2007 №205 «Об утверждении упрощенного порядка предоставления торговых мест на сельскохозяйственном розничном рынке и сельскохозяйственном кооперативном розничном рынке на территории Ростовской области» (Приложение 6).
Внимание! 28.12.2009г. был принят Федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ (вступил в силу 1.02.2010г.), определяющий основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Однако Положения указанного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках.
В то же время в Письме от 4 февраля 2010 г. № 01/1475-10-32 Роспотребнадзора отметил, что при реализации функций по контролю и надзору за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, контролирующим органам необходимо руководствоваться понятиями, используемыми в указанном Законе.
В частности, при проверках соблюдения соответствующих положений Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, предусматривающих ограничение по номенклатуре товаров, допускаемых к розничной продаже в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли, следует пользоваться определением стационарного торгового объекта, приведенного в п. 5 ст. 2 Закона № 381-ФЗ. (Приложение 19).
Требования к розничным рынкам
Организацией розничных рынков занимается юридическое лицо, которому принадлежит объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.
В целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией:
- разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление;
- организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке;
- разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности;
- обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка;
- обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;
- обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;
- обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников);
- осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест;
- осуществляются оформление и выдача карточек продавцов;
- осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Внимание! Розничный рынок может функционировать только на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления (см. Приложение № 1).
Порядок выдачи таких разрешений определяется ФЗ от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», а также Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007г. №148 «Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка».
Разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет, а в случае если объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, принадлежат юридическому лицу на праве аренды - на срок действия договора аренды.
Для получения разрешения заявитель представляет в орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка заявление, подписанное лицом, представляющим интересы юридического лица в соответствии с учредительными документами этого юридического лица или доверенностью, и удостоверенное печатью юридического лица, от имени которого подается заявление с приложением необходимых документов:
- копии учредительных документов (оригиналы или нотариально удостоверенные подлинники);
- выписка из ЕГРЮЛ или ее нотариально удостоверенная копия;
- нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
- нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Внимание! Орган, выдающий разрешение, не вправе требовать от заявителя представления иных документов.
Решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления. Не позднее 3-х дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган вручает (направляет) заявителю уведомление о выдаче разрешения с приложением оформленного разрешения.
Обустройство розничных рынков
Торговые места на розничном рынке размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами Роспотребнадзора, а также органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка.
Оборудование розничных рынков
При входе на рынок должна размещаться вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов РФ, с указанием:
- типа рынка;
- наименования рынка;
- режима работы рынка;
- наименования управляющей рынком компании.
На рынке должны иметься в наличии:
1) обособленная от торговых мест автостоянка;
2) места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о ЧП;
3) доступное для обозрения место с размещением следующей информации:
- схема размещения на рынке торговых мест;
- схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;
- правила привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил;
- перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке;
- порядок и об условия предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места;
- информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест;
- номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании;
- информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;
- обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.
5) измерительные приборы (в случае осуществления торговли с использованием весов, гирь, мерных емкостей, метров и т.п.)
Содержание рынков
Управляющая рынком компания должна обеспечить на рынке:
условия по энерго-, тепло-, и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
своевременную уборку и мероприятия по благоустройству;
проведение санитарно-гигиенических, дезинфекционных мероприятий;
выполнение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
выполнение иных предусмотренных законодательством РФ требований.
Оснащение торговых мест
Общими требованиями к оснащению торговых мест являются:
- наличие исправного торгово-технологического оборудования и инвентаря;
- подключение торгового места к электропитанию для подключения контрольно-кассовой техники;
- наличие у лотков, столов и других приспособлений водонепроницаемых покрытий, легко моющихся и дезинфицирующихся.
Внимание! Хранение тары на торговом месте и прилегающей территории запрещено. <
Внимание! Торговые места по реализации продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными.
Требования к торговому месту по реализации продовольственных товаров
1. Торговые места, расположенные в стационарных объектах:
- должны быть обеспечены водоснабжением и канализацией при реализации особо скоропортящейся продукции и продукции общественного питания;
- должны отвечать следующим показателям микроклимата (в холодный период года температура не должна быть ниже 16 град. C, в летний период - не выше 28 град. C)
2. Количество пищевых продуктов должно соответствовать объему холодильного и иного технологического оборудования, обеспечивающих необходимые условия их хранения.
3. При отпуске покупателям нефасованных пищевых продуктов на торговом месте должен быть необходимый инвентарь (щипцы, лопатки, совки,
ложки и т.д.), разделочные доски и ножи должны быть с четкой маркировкой.
4. При торговле мясом торговые места могут быть оборудованы колодами для разруба мяса, которые соответствуют санитарным требованиям. При торговле тушами и полутушами должны быть оборудованы крючьями для их размещения так, чтобы они не соприкасались между собой, с полом и стенами помещений.
Требования к торговому месту по реализации непродовольственных товаров
1. На торговом месте при реализации текстильных, трикотажных, швейных, меховых изделий и обуви должны быть созданы условия для примерки товаров. В помещениях универсальных и специализированных рынков необходимо оборудовать примерочные.
2. При демонстрации предлагаемых к продаже автомобилей, мототехники, прицепов обеспечивается свободный доступ к ним покупателей.
3. Торговое место, предназначенное для реализации строительных, отделочных материалов и изделий, должно быть оборудовано таким образом, чтобы обеспечить размещение товара по размерам, маркам, сортам и другим характеристикам, определяющим область их применения и потребительские свойства.
4. Торговое место, предназначенное для продажи животных, должно быть оборудовано в соответствии с обязательными требованиями стандартов, а также отвечать общепринятым нормам гуманного обращения с животными.
Предоставление торгового места
Торговое место на розничном рынке предоставляется на основании договора о предоставлении торгового места, заключенного с управляющей рынком компанией (см. Приложение № 5).
Для заключения договора в управляющую рынком компанию необходимо представить следующие сведения, подтвержденные документально:
1) сведения о заявителе:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН), - для юридических лиц;
б) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ОГРН), - для индивидуальных предпринимателей;
в) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для граждан;
2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе (ИНН) - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3) срок предоставления торгового места и цели его использования;
4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;
5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в случае предоставления торгового места товаропроизводителю на сельскохозяйственном рынке, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;
6) копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники в случае применения в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольно-кассовой техники.
Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.
Внимание! Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 № 1031 не допускается (см. Приложение № 3).
Внимание! Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.
Карточка продавца
При заключении договора о предоставлении торгового места каждому продавцу выдается карточка (см. Приложение № 5) с фотографией физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров на рынке.
Карточка продавца должна быть заверена управляющей рынком компанией и содержать следующую информацию:
1) наименование и тип рынка;
2) сведения о продавце, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;
3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест;
4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.
Внимание! Деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца.
Внимание! Карточка продавца действительна относительно всех указанных в ней торговых мест в пределах одного рынка.
Внимание! При изменении сведений, содержащихся в карточке продавца или в договоре о предоставлении торгового места, лицо, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, должно проинформировать об этом управляющую рынком компанию не позднее дня, следующего за днем изменения этих сведений.
Внимание! Отсутствие фотографии на карточке допускается только на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках.
Ограничения и запреты, действующие на розничных рынках
На розничных рынках:
а) не допускается продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг (их классов и видов), включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ;
б) запрещается торговля с автотранспортных средств;
в) управляющей компании (за исключением компании, управляющей сельскохозяйственным кооперативным рынком) запрещено осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке;
г) запрещено осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в случае аннулирования или приостановления срока действия разрешения, а также в случае прекращения деятельности юридического лица, являющегося управляющей рынком компанией;
д) предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, с превышением устанавливаемой Правительством РФ допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.
Внимание! В случае превышения установленной доли договор с иностранным работником должен быть прекращен. Это касается как трудового, так и гражданско-правового договора.
Гражданско-правовой договор в этом случае расторгается досрочно.
Трудовой договор при указанных обстоятельствах прекращается со ссылкой на ч. 3 ст. 83 Трудового кодекса РФ. Перечень требований к оборудованию рынка содержится в ст. 12 Закона (см. Приложения № 1, 2).
Особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственных рынках
Правительством РФ в Постановлении от 19.05.2007г. №297 утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке (см. Приложение № 6).
На сельскохозяйственном рынке управляющая рынком компания должна:
1) предусматривать и предоставлять:
- торговые места для осуществления деятельности товаропроизводителями в количестве не менее 50% от общего числа торговых мест; членами с/х кооператива – не менее 50% от общего числа торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке;
- торговые места для торговли сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств;
2) предоставлять торговые места на срок, не превышающий трех месяцев;
гражданам (в т.ч. гражданам, ведущим КФХ, ЛПХ или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) – на срок, не превышающий трех календарных дней, на сельскохозяйственном кооперативном рынке;
3) предоставлять торговые места в упрощенном порядке.
Упрощенный порядок предоставления торговых мест на с/х рынке
Для рассмотрения вопроса о предоставлении торгового места и заключения соответствующего договора необходимо подать в управляющую рынком компанию заявление с приложением копий документов, указанных в таблице:
Для физических лиц, в т.ч. ведущих КФХ | Для ИП | Для юриди- еских лиц | Для привлекаемых продавцов | |
---|---|---|---|---|
1 | Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность | Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность | - - - - - | Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность |
2 | Один из документов, подтверждающих: - ведение ЛПХ (выписка из похозяйственной книги); -ведение КФХ; - занятие садоводством и огородничеством (членская книжка общества); - наличие приусадебного участка (справка квартального и др.) | Свидетельство ОГРН ИП | Свидетельство ОГРН ЮЛ | Трудовой или гражданско-правовой договор между заявителем и продавцом |
3 | - - - - - | Свидетельство о постановке на налоговый учет ИНН | Свидетельство о постановке на налоговый учет ИНН | - - - - - |
Отказ в заключении договора о предоставлении торгового места допускается в следующих случаях:
- непредставления или представления неполного перечня необходимых документов;
- намерение осуществлять торговлю товарами, не соответствующими типу рынка;
- отсутствие свободных торговых мест.
Внимание! Продавцы, осуществляющие торговлю на с/х розничном рынке или с/х кооперативном рынке, обязаны в течение всего периода работы иметь в наличии документ, удостоверяющий личность и документ, подтверждающий оплату торгового места.
Порядок приведения рынков в соответствие действующему законодательству
Для реализации требований, изложенных в данной главе, установлены следующие сроки:
- С 1 января 2013 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 271-ФЗ.
- С 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
- С 1 января 2015 года требования, установленные в пунктах 2 и 3, применяются в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков.
За нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках установлена административная ответственность в соответствии со ст. 14.34 КоАП РФ (Приложение №10).
Требования к организации торговли на ярмарках
Основные понятия, используемые в настоящем разделе:
Ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, имеющее временный характер, доступное для всех товаропроизводителей - продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Торговое место - место на ярмарке, отведенное организатором ярмарки лицу, осуществляющему деятельность по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Организатор ярмарки - орган местного самоуправления, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В настоящее время порядок организации деятельности ярмарок на территории Ростовской области определяется Федеральным законом «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381ФЗ (приложение №19), Постановлением Администрации Ростовской «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Ростовской области» от 16.05.2007г. № 196 (Приложение № 7).
Внимание! Требования, изложенные в данном разделе, распространяются на отношения, связанные с организацией деятельности ярмарок вне пределов рынков на территории Ростовской области.
Организация ярмарок:
Организатор ярмарки согласовывает с органами местного самоуправления:
- сроки проведения ярмарки;
- количество и условия предоставления торговых мест на ярмарке;
- режим работы ярмарки.
Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней.
Размер платы за предоставление оборудованных торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней.
Торговые места на ярмарках:
- предоставляются юридическим лицам, сельскохозяйственным товаропроизводителям, индивидуальным предпринимателям и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством);
- должны быть размещены на твердом покрытии, предназначенном для торговли с палаток, лотков, автомашин и иных аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и реализацию товара торговых мест, а также с применением передвижных средств развозной и разносной торговли;
- должны отвечать нормам и правилам пожарной безопасности, охраны общественного порядка, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Размещение нестационарных торговых объектов
В соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 22.06.2010г. №18 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается в соответствии с утвержденным планом и может изменяться не чаще 1 раза в год.
Утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований по вопросам разработки схем размещения нестационарных торговых объектов осуществляет Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области.