Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Банковское кредитование инновационного развития малого бизнеса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

На правах рукописи
Муханов Артем Станиславович

Москва - 2011

Специальность: 08.00.10: - Финансы, денежное обращение и кредит – Экономика и управление народным хозяйством
(экономика предпринимательства)

Научный руководитель - доктор экономических наук Годин А.М.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Сущность и проблемы малых предприятий
1.2. Содержание инновационной политики и инновационной деятельности государства
1.З. Проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Кредитная политика коммерческого банка в отношении малого бизнеса
2.2. Анализ российского рынка кредитования малого;бизнеса:
2.3. Венчурные предприятия и их кредитно-финансовый механизм

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОСРЕДСТВОМ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
3.1. Эффективное взаимодействие коммерческих банков и малых предприятий в инновационном, процессе
3.2. Инновационный проект и особенности его финансирования
3.3. Модели оценки банками инновационных проектов малых предприятий

Введение

Актуальность темы исследования. Малые предприятия, занимают важное место в экономике любой страны, что объясняется многими факторами: они не требуют крупных стартовых инвестиций, заполняют те рыночные ниши, которые непривлекательны для среднего и крупного бизнеса ввиду своего незначительного потенциала; обеспечивают занятость существенной доли экономически активного населения; способствуют формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.
Современный российский сектор малого предпринимательства представляет собой трансформируемые во времени многообразные по своей историко-экономической и социальной природе хозяйственные структуры, функционирующие в широком диапазоне организационно-экономических форм: от воспроизводимого реликта — типа ремесленных цехов с применением ручного труда и ' самых простых орудий производства, существовавших еще до первой промышленной революции (большое преимущество которых в прямой непосредственной, связи с заказчиком-потребителем), до его антипода — современных малых инновационных предприятий, действующих на передней, линии практического освоения, и коммерциализации,достижений новой научно-технической-революции.
Именно в малых предприятиях были разработаны и разрабатываются многие инновационные технологии. Однако у них малый запас финансовой устойчивости, и они требуют специального подхода к кредитованию со стороны коммерческих банков. Особенно это касается инновационных проектов, разрабатываемых малыми предприятиями.
Кризисные процессы, начавшиеся в РФ с осени 2008 г. затронули и малые предприятия, что проявилось в снижении их инвестиционной активности. В современных условиях усложняется доступ субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию, как с целью пополнения оборотных средств, так и для расширения! бизнеса. Ситуация усугубляется трудностью получения ими займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки. В силу чего развитие малого предпринимательства тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы банковского кредитования.
Реализация инновационного потенциала малого предпринимательства в решении экономических и социальных проблем тем более невозможна без его адекватной финансово-кредитной поддержки. И на сегодня в России проблема финансового обеспечения инновационного развития малого предпринимательства стоит особенно остро.
В докризисных условиях развитие экономики в целом обуславливало развитие и кредитования субъектов малого предпринимательства. Мировой финансово-экономический кризис оказал влияние, как на хозяйствующие субъекты, так и на финансовые институты. Таким образом, важность малых предприятий для экономики и вместе с тем их недостаточное развитие в РФ, кризисные явления в экономической системе актуализируют исследование современного состояния кредитования инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Степень разработанности темы. Вопросы финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса нашли отражение в работах Е.М. Бухвальда, A.B. Виленского, Т.И. Кошелевой, А. Лапусты Г.Н. Семенцевой, Н.К. Сирополиса. Серьезный вклад в развитие проблемы банковского кредитования инноваций внесли В. Аньшин, В.Р. Атоян, Широков Б.М. Венчурный капитал как источник кредитных ресурсов для инновационных малых предприятий исследовался Ю.П. Амосовым, Н.М. Балабаном, А.Семеновым.
Научные исследования природы и принципов развития инновационных процессов берут свое начало в классических работах Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера и других ученых, сформировавших фундаментальные основы теории инноваций в начале прошлого века. Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Б. Санто, Б.Твисса, Р. Фостера и других авторов, изучавших проблемы управления научно-техническими нововведениями и обновления производства промышленных компаний.
Однако, несмотря на достаточно высокий уровень разработанности проблемы развития малого предпринимательства, вопросы кредитования инновационной деятельности малых предприятий в России исследованы недостаточно. Таким образом, недостаточная проработанность вопроса актуализирует тему исследования и определяет постановку цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование теоретических и методических подходов к определению специфики банковского кредитования инновационной деятельности малого предпринимательства и разработка на этой основе практических рекомендаций по развитию механизма банковского кредитования инновационного развития предприятий малого бизнеса.

В ходе работы ставились и решались следующие задачи:

- рассмотреть роль малых предприятий в экономике;
охарактеризовать инновационную политику и инновационную деятельность государства;
выявить особенности инновационной политики хозяйствующего субъекта малого предпринимательства;
предложить кредитную политику банков в отношении малого бизнеса;
проанализировать российский рынок кредитования малого бизнеса и выявить его перспективы;
охарактеризовать кредитно-финансовый механизм венчурных предприятий;
выявить особенности инновационного проекта малого предприятия;
определить направления, совершенствования деятельности государства и банков по развитию инновационной составляющей малых предприятий;
предложить модели оценки инновационных проектов малого бизнеса.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования выступают коммерческие банки в их взаимодействии с малыми, предприятиями по кредитованию их инновационного развития.

Предмет исследования. Предметом исследования являются отношения и процессы, связанные с механизмом совершенствования банковского кредитования» инновационной деятельности малых предприятий.

Теоретическими и методическими основами диссертационного исследования послужили фундаментальные концепции и теории, представленные в современных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам банковского кредитования и инновационного1 развития малого предпринимательства.

Для, решения поставленных задач использовались как общенаучные; так и частнонаучные- методы: математического моделирования, экономического анализа, группировок, графического представления данных.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы» государственной статистики и Банка России. Важную роль сыграли данные, предоставленные «Эксперт РА». В диссертационном исследовании также применялись непубликуемые материалы из банковской практики кредитования малого предпринимательства.

Научная новизна работы определяется тем, что в диссертации на основе теоретического анализа и. изучения действующей практики банковского кредитования малого бизнеса разработан механизм активизации банковского кредитования инновационной деятельности малых предприятий.

Выносимые на защиту положения имеют следующие элементы научной новизны.

  1. Предложено выделить кредитование субъектов малого предпринимательства, так как под это понятие попадает широкий круг экономических субъектов, в отдельное специализированное бизнес-направление для банков. Разработаны подходы для выработки коммерческими банками собственной кредитной политики с определением приоритетов, целевых групп и банковских продуктов в отношении малых предприятий.
  2. Определено, что в связи с расширением сферы инновационной деятельности необходимо разработать новые интегральные критерии эффективности управления инновационным процессом. В качестве критерия оценки эффективности инновационных процессов предложено использовать повышение стоимости бизнеса, являющееся итоговым, показателем эффективности, отражающим экономические выгоды инновационной деятельности малого бизнеса и позволяющим использовать данный показатель для оценки кредитоспособности малого предприятия.
  3. Выявлено, что в.условиях кризиса сегмент кредитования малого,и среднего бизнеса в силу своей диверсификации оказался более устойчив к экономическим потрясениям, нежели другие предприятия и в силу этого. является привлекательным объектом для кредитной деятельности банков.
  4. Предложены модели оценки инновационных проектов малых предприятий для определения коммерческими банками их инвестиционной кредитоспособности и выбора наилучшего варианта для последующего кредитования.
  5. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты и выводы, полученные в ходе работы, будут способствовать формированию и развитию эффективных финансовых отношений между коммерческими банками и малыми предприятиями.

    Результаты исследования могут быть использованы при реализации инновационной политики государства и субъекта малого бизнеса. Практическую значимость имеют предложенные автором направления стимулирования кредитования инновационной деятельности малого; предпринимательства и модели оценки инновационных проектов малого бизнеса.

    Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования изложены автором в 6-ти публикациях, докладывались, обсуждались на следующих конференциях «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией» - 11 международная межвузовской научно-практической конференции.- М., 2010; «Социально-экономические, правовые: и научно-практические аспекты развития предпринимательства. в России и за рубежом: проблемы и перспективы»- -Международная. межвузовская, научной конференции.- М., 1 2010; Международная межвузовская конференция «Проблемы трансформации современной российской экономики: теория, и практика организации и обеспечения управления (8 международный научно-практический семинар 26-28 февраля.2010 г.)», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, (МЭСИ). - М., 2010, и получили положительную оценку.

    Состав и структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии и приложений. Общий. объем диссертации, составляет 156 стр., в том числе 141 стр. основного текста.

    Заключение

    В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации.

    В индустриальной экономике по мере централизации и концентрации капитала роль малых предприятий уменьшалась. В экономике постиндустриального типа радикально меняется место малых предпринимательских структур в связи с возрастающей ролью научного знания и технического прогресса в производственных процессах. При подобных изменениях малое предпринимательство в экономически развитых странах превратилось в массовую и динамичную часть экономики и к началу 80-х годов XX века стало участвовать в создании технических 4 инноваций, осваивая новые виды производства и рынков.

    По характеру экономической деятельности малые предприятия существенно отличаются от крупных и средних предприятий. Жизненный цикл у них короче, чем крупных предприятий, в сегменте малых предприятий наблюдается более высокий уровень банкротств. С точки зрения банков это предполагает отнесение субъектов малого предпринимательства к более рисковым заемщикам. Поэтому, доступ к заемным ресурсам — одна из основных проблем малого бизнеса, особенно того, который занимается инновационной деятельностью, которая, по мнению банкиров, является рискованной сферой для их инвестиций.

    В диссертации под инновацией понимается творческий процесс реализации идеи, получивший воплощение в виде нового товара, услуги, технологии, формы организации, метода управления, изменения в качестве рабочей силы, которые представляют собой способы удовлетворения потребностей на качественно новом уровне, имеют положительный экономический и социальный эффекты и дают стратегические конкурентные преимущества их обладателям.

    Главной задачей инновационной политики государства является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения их рынков сбыта. В основе инновационной политики государства в отношении малых предприятий, лежит управление изменениями (в собственной инновационной политике, политики банков и политики малого бизнеса) с целью внедрения и использования ими результатов инновационной деятельности.

    В последние годы, сфера инновационной деятельности была значительно расширена: помимо технологических инноваций в нее были включены маркетинговые и организационные инновации. Это означает, что необходимо разработать новые интегральные критерии эффективности управления, которые учитывают все аспекты инновационной деятельности. В качестве такого интегрального критерия представляется целесообразным использовать повышение стоимости бизнеса. Рыночная стоимость бизнеса является обобщающим, итоговым показателем эффективности и отражает экономические выгоды от вложения капитала в инновационное развитие малого предприятия и может быть использована при оценке его кредитоспособности.

    Инновационная политика предприятия представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий. Наиболее адаптивной и перспективной формой инновационных предприятий являются малые инновационные предприятия (МИП). Благодаря тому, что на большинстве МИП РФ основной штат представлен сотрудниками до 45 лет, можно говорить о большом потенциале развития МИП за счет развития человеческого капитала их сотрудников.

    Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

    При кредитовании малых предприятий не проводится оценка значимости клиента для банка. Руководство банка не участвует непосредственно в принятии решений в кредитном процессе, так как к малым предприятиям-заемщикам в подавляющем большинстве случаев, применяется не индивидуализированный, а стандартный подход, который отсеивает большое количество предприятий, не удовлетворяющих общим критериям, которые при индивидуальном подходе могли бы стать клиентами банка. Особенностью кредитования малых предприятий является то, что внимание банка сосредотачивается не на качестве каждого отдельного заемщика, а на качестве портфеля ссуд, предоставленных малым; предприятиям.

    Многие банки разрабатывают специальною программы кредитования малых предприятий: Однако, при обращении последних в банк возникает ряд проблем, которые не позволяют значительной их части получить кредит. Основным фактором, препятствующим удовлетворению этой потребности, является высокий кредитный риск, возникающий при кредитовании малого предприятия. Вследствие этого банки склонны выдавать малому предприятию ссуды под завышенный; процент и требовать дополнительные гарантии.

    При определении кредитоспособности заемщика; - недавно созданного малого предприятия главным должна являться оценка бизнес-плана заемщика, что позволяет определить его возможность вернуть кредит. С нашей точки зрения; должны учитываться также моральные качества руководителя; его репутация, которые позволяют определить его готовность вернуть кредит.

    В области кредитования: малого бизнеса у банков должна быть выработана собственная позиция. Им целесообразно выделять кредитование субъектов малого предпринимательства вотдельное бизнес-направление, под которое необходимо разрабатывать собственную кредитную политику с определением приоритетов, целевых групп и банковских продуктов. Необходимы новые, нетрадиционные схемы и инструменты кредитования в том числе с использованием опыта рыночно;развитых стран.

    Многие банки, имея накопленные риски по малому бизнесу, нередко решают проблемы радикально, оценивая даже самые ликвидные объекты залога много ниже рыночной стоимости. Подобное отношение резко снижает не только лояльность клиента, но и ставит под вопрос долгосрочную стратегию развития банка в данном направлении. Преодолеть эти страхи может помочь само государство путем принятия на себя части кредитных рисков. Однако на сегодняшний день, номинально существующий механизм государственных гарантий кредитования малого бизнеса с рыночной точки зрения малоэффективен, поскольку направлен исключительно на поддержание низкорисковых заемщиков, которых коммерческие банки профинансируют и без чиновничьих поручительств.

    В числе положительных изменений отметим следующее: для некоторых банков характерны усиление индивидуальной работы с клиентами и рост качества обслуживания. Например, если в банке не представлен продукт, удовлетворяющий потребностям клиента, банк готов предложить снижение ставки по существующему продукту или рассмотреть возможность предоставления беззалогового кредита, несмотря на отсутствие такового в текущей продуктовой линейке.

    Банки активно используют методы удержания клиента: даже в том случае, если бизнес компании не удовлетворяет запросам банка, он может рассмотреть варианты кредитования собственника как физического лица под залог личного имущества. Это можно назвать технологическим прорывом передовых банков, поскольку теоретическая модель бизнес-процессов сильно ограничивает взаимодействие корпоративного и розничного кредитования на клиентском уровне.

    Сегмент кредитования малого и среднего предпринимательства в силу своей высокой диверсификации оказался более устойчив к экономическим потрясениям, нежели другие. В течение 2009 г. банки смогли сохранить и даже несколько увеличить размеры портфелей МСБ в сравнении с итогами 2008 г. (на 3,7%, до 2,65 трлн руб.). Такая устойчивость обусловлена в первую очередь перераспределением объемов кредитования в пользу относительно надежных в период кризиса отраслей экономики. При кредитовании крупных корпораций кредитор может стать заложником своих стратегических клиентов, в сегменте же малого и среднего бизнеса ему гораздо проще переключить внимание на ту или иную отрасль и отыскать там благонадежных заемщиков.

    В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в России, все большее и большее распространение получает специфическая их форма — венчурные (рисковые) предприятия. Эти предприятия отличаются небольшой численностью персонала, высоким научным потенциалом, гибкостью и целенаправленной активностью. Они в основном занимаются поисково-прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых видов продукции, технологических процессов, организационно-управленческих решений.

    Венчурные фирмы формируют новый инновационно-инвестиционный механизм, соответствующий требованиям структурной перестройки производства и быстрорастущим общественным потребностям. К преимуществам венчурных малых предприятий следует отнести и то, что, разрабатывая принципиально новые изделия и технологии, они могут одновременно выявлять наиболее перспективные направления инноваций и тупиковый путь развития исследований, что приводит к значительной экономии ресурсов. Однако они, как и другие малые предприятия испытывают трудности с банковским кредитованием.

    Отсутствие должного финансирования является главной проблемой для малых и средних инновационных предприятий. Оно свидетельствует, что денег особенно не хватает на проведение новых исследований. Для решения данной проблемы необходимо, чтобы правительство финансировало около 70% соответствующих затрат. Если сейчас малое или среднее предприятие производит наукоемкую продукцию, оно, как правило, эксплуатирует научный потенциал, разработанный еще в советские времена. Поэтому конкурировать с западными предприятиями, которые продвигают на российский рынок современные инновационные проекты, нашим компаниям весьма и весьма сложно.

    Участие банков в инновационном процессе - явление многостороннее, это целая система, в которой можно выделить две подсистемы: 1-я непосредственное участие банков в инвестиционной деятельности своими средствами, т.е. вложение ресурсов кредитных организаций в инновационные проекты, 2-я - содействие банков инновационному процессу, предполагающее участие активизации инновационной деятельности иными методами. Первая подсистема представлена различными видами активных операций: кредитованием, финансовым лизингом, приобретение банками ценных бумаг предприятий-инноваторов и т.д. Вторая включает банковское обслуживание инновационно-активных субъектов, (включающее расчетные, кассовые, валютные и другие операции), размещение клиентами-инноваторами временно свободных денежных средств в банках (пассивные банковские операции), а также внедрение самими банками инновационных продуктов и процессов в своей деятельности.

    Важными причинами недостаточных объемов банковского инвестирования инноваций являются неразвитая система частно-государственного партнерства и слабое стимулирование банковского кредитования малого бизнеса со стороны государства. На инвестирование инновационной деятельности малых предприятий коммерческими банками негативное влияние оказывает активное освоение кредитными организациями иных рыночных ниш, связанное с наличием и обнаружением потенциального спроса на кредитные ресурсы со стороны различных субъектов, куда риск вложения ниже. Это свидетельствует о необходимости государственного регулирования финансового и реального секторов экономики в целях обеспечения всемерной поддержки инновационной деятельности малого бизнеса. Такое регулирование должно принять вид стимулирования инновационного процесса. Основные его методы можно объединить в два направления: прямое и косвенное стимулирование.

    Внедрение методов прямого и косвенного стимулирования создаст материальную основу для разработки и внедрения банками различных программ поддержки инновационных проектов и предприятий, их осуществляющих. Однако следует учесть, что государственное стимулирование дол быть различным для кредитных организаций с разной степенью участия в развитии инновационной деятельности.

    Кредитная политика многих банков остается недальновидной и ориентируется, в основном, на получение эффекта в краткосрочной перспективе. Основной объем таких операций составляют стандартные операции, которые проводятся по типовой схеме, разработанной головной организацией, без учета индивидуальных особенностей заемщиков. Естественно, что инновационные проекты, по сути своей необычные и нестандартные, в большинстве случаев не могут соответствовать требованиям типовых схем. Единственная возможность для таких проектов это быть представленными на рассмотрение кредитного комитета головного офиса (если такой вариант предусмотрен кредитной политикой банка).

    Только комплекс мер, включающий различные сочетания средств и инструментов, как государственного регулирования, так и банковского инвестирования может обеспечить инновационное развитие малого бизнеса и значит и России. Иначе говоря, только целостная система инновационной политики и ее последовательное внедрение будут способствовать построению в нашей стране инновационной экономики.

    Инновационный проект - форма организации и управления инновационным процессом, результатом которой служит конкретная инновация. Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновации, обоснование ее жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения. Главная цель инновационного проекта состоит в том, чтобы показать практическую возможность реализации новшества. Иначе говоря, доказать, что новая идея, технология или система могут быть реализованы, т. е. для этого есть необходимые условия.

    Представляется правомерным выдвинуть следующую научную гипотезу - риск финансирования инвестиционного проекта, вызываемый реализацией в его рамках инновационных решений, пропорционален научно-технической сложности реализации проекта. В практическом плане это означает, что риск кредитования, связанный с научно-технической сложностью реализации проекта, возрастает практически в 2 раза при повышении категории инновационной ценности проекта всего на одну ступень, достигая максимального значения для 1-й категории.

    В практике инвестиционного кредитования документом, позволяющим выявлять и анализировать существующие риски, является бизнес-план практической реализации инвестиционного проекта. Представляется оправданным включение в бизнес-планы реализации инвестиционных проектов специального раздела «Обеспечение достижения инновационной ценности проекта», который в бизнес-планы обычных инвестиционных проектов обычно не включается. При качественной реализации подобного подхода появляется реальная возможность уменьшить существующие на практике неопределенности, снизить высокие риски финансирования инновационных проектов и достичь запланированных финансовых целей.

    Не будет большим преувеличением утверждать, что специфические риски практической реализации инновационных проектов связаны именно с научной, конструкторской и технологической новизной принятых в них решений. Поэтому общее правило в данном случае - чем выше новизна решения, тем выше риск ее реализации. На специфический риск финансирования инновационного проекта оказывают существенное влияние 3 фактора, которые не всегда оказывают влияние на успех финансирования обычных инвестиционных проектов: состояние научно-технического потенциала разработчика проекта; уровень новизны, принятых инвестиционных решений; состояние научно-технического потенциала компании реализующей проект.

    Оценка эффективности проектов должна обеспечить выбор самого качественного из них для включения его в программу инновационного развития предприятия. При сравнении инновационных проектов необходимо соблюдать принцип системного подхода и учитывать важнейшее свойство систем - эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от реализации комплекса мероприятий всей инновационной программы и величины эффектов от раздельного их проведения.

    Эффективность инновационных проектов определяется их способностью сберегать соответствующее количество труда, времени и других ресурсов в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов производимых продуктов и услуг.

    При прямом сравнении вариантов инновационной программы может возникнуть ситуация, когда по одним показателям какой-то вариант программы лучше другого, а по другим - хуже. В этом случае предлагается использовать критерии, основанные на принципе приоритета одного показателя эффективности перед другим. При этом предполагается, что влияние каждого показателя Эj на обобщенный показатель эффективности Эоэ зависит не только от его нормированного значения, но и от некоторого весового коэффициента с, характеризующего степень его важности.

    При прямом сравнении вариантов инновационной программы может возникнуть ситуация, когда по одним показателям какой-то вариант программы лучше другого, а по другим - хуже. В этом случае предлагается использовать критерии, основанные на принципе приоритета одного показателя эффективности перед другим.

    Список литературы

    1. Гражданский кодекс РФ Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ
    2. Гражданский кодекс РФ Часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ
    3. Налоговый кодекс РФ Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ
    4. Налоговый кодекс РФ Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ
    5. Закон РФ от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
    6. Закон РФ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в1. Российской Федерации»
    7. Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
    8. Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 811 «О финансировании Фонда Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
    9. Постановление Правительства № 362-р от 10.03.2000 «О создании и финансировании Федерального венчурного инновационного фонда»
    10. Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»
    11. Постановление Правительства РФ от 31.03.1998 № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу»
    12. Указ Президента РФ от 27.04.1992 № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации».
    13. Положение о Российском фонде технологического развития Министерства науки и технологий Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 03.03.2000 №48.
    14. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 годы.
    15. Российский статистический ежегодник 2008. Стат. Сборник, М., 2009.
    16. Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2006-2008 гг.
    17. Малое предпринимательство в России. Офиц. Издание. Стат. Сборник, М., 2009.
    18. ГОСТ РИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Аутентичный текст стандарта ISO 9001-2000.
    19. Форма № 1-технология «Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий»: Утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31.
    20. Форма №2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок»: Утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31.
    21. Форма №3-информ «Сведения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукцииработ, услуг)»: Утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31.
    22. Форма №4-инновации «Сведения об инновационной деятельности организаций»: Утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31.1.
    23. Абалкин Л.И., Абрамова М.А., Алексеев А.И. Национальная экономика. -М.: Экономист, 2007.
    24. Амосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности (РАВИ). СПб.: Феникс, 2005.
    25. Атоян В.Р.,Еремина Е.В., Яблонская Е.Г. Инвестирование в инновационную экономику. Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2005.
    26. Аньшин В. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. М.: Анкил, 2003.
    27. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб: Питер, 2001.
    28. Банковское дело: управление и технологии: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Проф. A.M. Тавасиева. 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
    29. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. -М.: Наука, 1993.
    30. Буев В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве. М.: ИСАП, 2006 г.
    31. Венчурное финансирование инновационных проектов / Под ред. Балабана1. A.M.- М.:АНХ, 1999.
    32. Венчурное финансирование: теория и практика / Под ред . Фонштейна Н.М., Балабана A.M. М.: АНХ, 1998.
    33. Виленский A.B. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. — М.: Наука, 2007.
    34. Воронцов В.А., Ивина Л.B. Основные понятия и термины венчурного финансирования. М.: Ступени, 2002. С. 10
    35. Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство. -М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.
    36. Грязнова А., Федотова М. Оценка бизнеса (учебник). М.: Финансы и статистика, 2004.
    37. Гулькин П.Г. «Венчурные и прямые частные инвестиции в Россию. Теория и десятилетие практики». — СПб.: Альпари Спб, 2003.
    38. Гунин В. И. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7./ В. Н. Гунин,
    39. B. П. Баранчеев, В. А. Устинов и др. М.: «ИНФРА-М», 1999.
    40. Гусаков М.А. Денисов Е.Ф. Экономика венчурного бизнеса. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2001.
    41. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
    42. Ермасов С. В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007.
    43. Завлин П.Н., Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. -М.: Экономика, 2000.
    44. Инвестиционный потенциал России: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Центрсоциал. науч.-информ. исслед. Отд. экономики; Отв. ред и сост. Зубченко Л.А. -М., 2001.
    45. Инновационный менеджмент. Учебное пособие, под редакцией Аныпина В., Дагаева A.A.- М.: Дело 2006.
    46. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов, под редакцией P.A. Фатхутдинов. СПБ.: Питер, 2007.
    47. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н Национальная система венчурного инвестирования.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
    48. Каширин А., Семенов А. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина, 2007.
    49. Кемпбелл К. Венчурный бизнес: новые подходы. М.: Альпина Бизнес Букс,2004
    50. Кидуэлл Д.С., Петерсон P.Л, Бдэкуэлл Д.У. «Финансовые институты, рынки и деньги». СПб: Питер, 2000.
    51. Кислов Д. Все о малом предпринимательстве. М.: ГроссМедиа, 2005.
    52. Кокурин Д.И. Формирование и развитие предпринимательства в инновационной сфере / Под ред. Шепелева В.М. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
    53. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.
    54. Контуры инновационного развития мировой экономики: прогноз на 2000-2015 гг. Под ред. Дынкина A.A. М.: Наука, 2000.
    55. Кошелева Т.Н. Стратегия развития малого инновационного предпринимательства. СПб.: ГУАП, 2009.
    56. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2008.
    57. Лукинов И.И. Эволюция экономических систем. М.: Экономика, 2002.
    58. Москвин В., Щетинин И. Специфика инновационных проектов как объектов финансирования //Инвестиции в России. 2004. - №11.
    59. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 2000.
    60. Мурье П. Рынок и производство. Пер. с фр., Томск: Алгоритм, 2002.
    61. Муравьев А.И. Игнатьев A.M. Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.
    62. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Наука, 1989.
    63. Петрова Ю.А. Новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России. — М.: ГроссМедиа, 2008.
    64. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей. М.: Дело, 2006.
    65. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова. М.: Прогресс, 1990.
    66. Сергеева Т. Малый бизнес. М.: "ГроссМедиа", 2005
    67. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики/ Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: Наука, 2002.
    68. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций М.: Поколение, 2007.
    69. Тавасиев A.M., Мазурина Т.Ю., Бычков В.П. Банковское кредитование: Учебник / Под ред. Тавасиева A.M. М.: ИНФРА-М, 2010.
    70. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф. Пузыня. М.:Экономика, 1989. - 271 с.
    71. Управление инновациями. Становление и развитие малой технологической фирмы // Сборник статей. М.: АНХ, 1999.
    72. Фурсенко А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб.: РАВИ, 2000.
    73. Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2005.
    74. Фабоцци Ф. Дж. Управление инвестициями. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.
    75. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. / Общ. ред.и вступ. ст. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1987.
    76. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. -М: Финансы и статистика, 2006.
    77. Щетинин И.А. Банковское кредитование промышленных инновационных проектов. Автореферат диссертации. М.: Государственный университет управления. 2005.
    78. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
    79. Юн Г., Таль Г., Григорьев В. Словарь по антикризисному управлению. М.: Дело, 2003
    80. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991. Периодические издания
    81. Агафонова И.П. Построение эффективной системы риск-менеджмента на предприятии при реализации инновационного проекта //Менеджмент в России и за рубежом. 2003. - №4.
    82. Амосов Ю.П. Игра на повышение // Эксперт. 2006. - №3.
    83. Арцыбашева A.A. Особенности процесса кредитования малых предприятий// Банковские услуги. 2006.- №2
    84. Бунчук М. Как увеличить предложение венчурного капитала в России // Технологический бизнес. 2000. - №4.
    85. Бунчук М. Роль венчурного капитала в финансировании малого инновационного бизнеса//Технологический бизнес.- 2000. №3.
    86. Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. — 2001.- №4.
    87. Виленский А. Финансовая поддержка малого предпринимательства // Экономист. -1999.- №9.
    88. Гаджиев A.A., Шуайпова А.Г., Зейналов А.З. Роль банков в развитии малого и среднего бизнеса// Банковское дело. -2009. №7.
    89. Глазьев С.Ю. Переход к инновационной экономике условие будущего развития России // Инновации. -2000. - № 3-4.
    90. Захаров Д. Intel перегрелась. «Коммерсантъ». - 2004. - №83.
    91. Карасюк Е. Крылатая фаза // Секрет фирмы.- 2005.- № 16.
    92. Квасова Т.А. Кредитный риск и оценка кредитоспособности заемщика — предприятия малого бизнеса// Банковские услуги. 2006.- №7.
    93. Красавина Л.Н., Родионова В.М. Роль финансовой и банковской систем в инновационном развитии экономики России //Финансы и кредит.- 2007.-№23.
    94. Кредитование малого бизнеса пробуксовывает. (Материалы конференции) // Вестник Ассоциации российских банков. 2006.- №21.
    95. Лановая О.Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ (анализ потенциальных ниш) //Банковские услуги. 2008. - № 1.
    96. Москвин В., Щетинин И. Специфика инновационных проектов как объектов финансирования //Инвестиции в России. 2004. - № 11.
    97. Нестеренко Ю. Малые инновационные предприятия в институциональной структуре «новой экономики» // Проблемы теории и практики управления. 2006.- №11.
    98. Просвирина И.И. Интеллектуальный капитал российских предприятий: оценка и перспективы // Инновации. -2005 —№9.
    99. Симонов Б. Инвестор должен понять, что тут у нас происходит // Коммерсантъ». 2004. - №104.
    100. Семенушин И. К классификации форм господдержки малого и среднего предпринимательства. // Российский экономический журнал. 2003. № 11-12.
    101. Семенцова Г.Н. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе // Российский экономический журнал. 2003. -№5/6.
    102. Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Построение инновационной экономики в РФ: проблемы и перспективы// Инновации. 2007. - №7.
    103. Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса -перспективное направление кредитной политики банков//Деньги и кредит.-2010. №1.
    104. Тупицын А. Незримый тендер российская экономика пока в упор не видит инноваций // Эксперт. 2002. - №19.
    105. Хромушин И. Результаты фундаментального исследования деятельности в России инвестиционных фондов // Рынок ценных бумаг. 2004.- №4.1. Интернет-источники:
    106. 106. Информационный сервер по поддержке предпринимательства www.smb-support.org
    107. Материалы заседания президиума Государственного совета РФ «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» от 27.03.2008 г. //www.kremlin.ru
    108. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства www.nisse.ru
    109. Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru/
    110. Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/
    111. Ресурсный центр малого предпринимательства www.rcsme.ru
    112. Российская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования www.rvca.ru
    113. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере www.fasie.ru
    114. Эксперт PA http://www.raexpert.ru/
    115. Компания PricewaterhouseCoopers
    116. National Venture capital Association www.nvca.com
    117. European Private Equity & Venture Capital Association, www.evca.com, www.smb.economy.gov.ru
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости