Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2012 году

Файлы

Аналитический центр ОАО «МСП Банк»

Москва, август 2012

Оглавление

РЕЗЮМЕ

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

I. ФИНАНСЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА : РЕТРОСПЕКТИВА КРИЗИСА

II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПРО ШЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

III. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

IV. ОЖИДАНИЯ И ПЛАНЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Резюме

Предлагаемая читателю брошюра посвящена настроениям предпринимателей в широком смысле этого понятия. помимо основных вопросов, связанных с финансовым состоянием компаний, в ней затронуты и другие аспекты, которые в определенной мере характеризуют предпринимательский климат и ожидания бизнеса в отношении его потенциальных изменений, а также тематика инновационной активности компаний.

Представляется очевидным, что масштабы инвестиционной активности отражают настроение и в определенном смысле доверие предпринимателей к государству. Чем выше уверенность в «светлом завтра», тем выше (при прочих равных условиях) готовность вкладывать в него средства, в том числе и финансовые.

Приступая к реализации этого исследовательского проекта, мы поставили перед собой задачу широкого характера — описать восприятие предпринимателями совокупности условий ведения бизнеса. основной фокус исследования при этом пришелся на вопросы финансового самочувствия предприятий.

Исходная гипотеза заключалась в том, что в 2011-2012 годах произошло замедление темпов развития сектора МСП на фоне общего торможения экономики. Эта тенденция (в случае, если она действительно имела и имеет место) неизбежно должна была отразиться на самочувствии предприятий, их оценке итогов пройденного пути, а также на краткосрочных планах и прогнозах.

Основу информационной базы составил опрос 1220 руководителей предприятий малого и среднего бизнеса из 16 регионов России.

Подводя итоги периода острого финансово-экономического кризиса, можно резюмировать, что последствия для малого и среднего бизнеса оказались довольно серьезными. сильнее остальных пострадала самая незащищенная часть сектора — микропредприятия. Это выражалось как в повышении «смертности» таких компаний, так и в сокращении объемов деятельности тех, кому удалось удержаться на плаву. Малые предприятия в меньшей мере пострадали от кризиса и сравнительно быстрее вошли в восстановительную стадию.

Меньше, чем у других сегментов, упали объемы деятельности средних компаний, но и для них последствия оказались довольно существенными и глубокими.

Начало кризиса в 2008 году по большому счету российской экономикой не было в полной мере прочувствовано, основной пик пришелся на 2009 год, что хорошо видно из данных статистики — в секторе мсп упал и оборот, и инвестиции. уже в 2010 году начался восстановительный рост, который, однако, смог лишь компенсировать потери, но не перешагнуть через итоги 2008 года.

В значительной мере этот рост 2010 года вселил в предпринимателей веру в полноценное окончание кризиса, что выразилось в весьма оптимистичных оценках перспектив сектора, которые мы зафиксировали в рамках опроса 239 предпринимателей из 13 регионов, проведенного в августе 2011 года.

Однако итоги 2011 года, которые мы пока не можем оценить из-за отсутствия полных статистических данных, по всей видимости, будут носить более скромный характер. почву для подобных заключений дает результат нашего опроса предпринимателей, проведенного в 2012 году.

Текущее финансовое положение опрошенные руководители малых и средних предприятий на момент опроса оценили в целом нейтрально. значение сводного индекса их оценок по шкале от «-5» до «+5» составило «+0,31». При этом сравнение этих результатов с оценками опроса 2011 года свидетельствует о росте числа респондентов, которые охарактеризовали финансовое состояние своих компаний как плохое или очень плохое. значение сводного индекса финансового самочувствия по итогам опроса 2011 года было заметно выше и составляло «+1,13».

Таким образом, если по итогам 2010 года мы могли наблюдать всплеск оптимизма, то, характеризуя результаты 2011 года, предприниматели давали заметно более сдержанные оценки. Хуже остальных в финансовом отношении себя чувствуют микропредприятия — при среднем индексе «+0,31» по этой группе его значение составило лишь «+0,17».

Динамику своего финансового состояния за 2011 год предприниматели оценили умеренно позитивно. около 35% опрошенных оценили изменения как положительные. Чуть большее число предпринимателей (36%) отметили, что не испытали значимых изменений, остальные 29% заявили, что финансовая устойчивость их компаний по итогам 2011 года снизилась. значение усредненного индекса динамики финансового состояния (также по шкале от «-5» до «+5») составило «+0,11». годом ранее значение было значительно выше — «+0,94».

Если говорить об отдельных финансовых параметрах деятельности мсп, то индексы динамики как оборота, так и инвестиций оказались положительными («+0,53» и «+0,41» соответственно). В то же время по результатам опроса по итогам 2010 года эти значения составляли «+1,05» и «+0,75». Примечательным на наш взгляд является тот факт, что снижение оборота испытало несколько меньшее число компаний, чем количество предприятий, сокративших инвестиции. По нашему мнению в рассматриваемом случае это может объясняться эффектом низкой базы1 (применительно к инвестициям).

Численность занятых на подавляющем большинстве опрошенных предприятий значимым образом не изменилась. сокращение персонала наблюдалось в выборке несколько чаще, чем его увеличение (17,4% против 16,2% соответственно), что дало отрицательный общий результат — значение усредненного индекса составило «-0,08».

В целом можно заключить, что 2011 год охарактеризовался существенным замедлением динамики финансовых показателей сектора МСП при сохранении ее положительного характера.

Одной из причин такого замедления является состояние предпринимательского климата — его динамику респонденты охарактеризовали в целом негативно.

Значение усредненного индекса составило «-0,84». примечательно при этом, что оценки в отношении динамики предпринимательского климата сильно коррелируют с оценками изменений в финансовом состоянии.

В числе мер государственного регулирования, которые предприниматели считают наиболее актуальными, выделяется снижение налогового бремени и административных барьеров. на потребность в этих изменениях указали 80% и 75% опрошенных соответственно.

Несмотря на сдержанные оценки итогов 2011 года, к концу 2012 года большая часть опрошенных предпринимателей ожидает положительной динамики объемов своей деятельности.

Прогнозы предпринимателей довольно оптимистичны — значение сводного индекса ожиданий в отношении оборота составило «+1,03». следует, однако, отметить, что в сравнении с результатами опроса 2011 года оценки несколько более сдержаны — тогда значение индекса оказалось равным «+1,87».

Значительно больше негативных оценок у предпринимателей из сегмента микробизнеса — 13% респондентов ожидают снижения оборота, еще 31% считают, что он сохранится на уровне 2011 года (сводный индекс составил «+0,87»).

Инновационно-активные компании оценивают свое состояние более позитивно и оптимистичнее смотрят в будущее. осуществлять в этих условиях капитальные инвестиции в 2012 году планирует около 37% опрошенных предпринимателей. существенно выше доля компаний, планирующих инвестировать в основной капитал в 2012 году, среди предприятий, которые их руководители оценили как инновационно-активные. В этой группе доля планирующих вложения в модернизацию составляет почти 51%, тогда как для совокупности остальных компаний она не превышает 28%.

Также выделяется сравнительно более смелый настрой на будущее у предприятий из сегмента среднего бизнеса. так, например, положительный прогноз по обороту в 2012 году дали 60% средних компаний, а доля планирующих осуществление капитальных инвестиций в этой группе — 59%.

Больше возможностей для осуществления инвестиций имеется у предприятий, находящихся в фазе роста — более половины из них планируют вкладывать средства в модернизацию.

В качестве основного источника финансирования инвестиций, как и следовало ожидать, предприниматели рассматривают собственные средства. Вторым по частоте использования источником является банковское кредитование. Прочие механизмы заемного финансирования пользуются заметно меньшим спросом со стороны опрошенных предпринимателей.

В рамках одного из вопросов, которые задавались предпринимателям при анкетировании, предлагалось оценить максимальную приемлемую для предприятия процентную ставку по кредиту (в % годовых). С точки зрения измерения реальной цены спроса на кредиты эти оценки, очевидно, смещены в сторону уменьшения. тем не менее, они дают определенное представление о пожеланиях предпринимателей, которые в таких случаях, как правило, отталкиваются от рентабельности своего бизнеса.

Как нам представляется, оценки, наиболее применимые для анализа, дали предприятия, которые имеют планы по привлечению кредитов уже в текущем году, и оценивают ставку не ниже ставки рефинансирования (8% годовых). В этой группе предприятий среднее значение ставки по кредиту составило 12,52%, а мода2 (наиболее часто выбираемое значение) — 12%. Именно эту ставку мы бы охарактеризовали как цену спроса на кредиты со стороны мсп при том его объеме, который востребован сектором в настоящий момент.

Это краткий обзор основных результатов предлагаемого исследования, в следующих разделах мы представим более полные сведения, которые удалось выяснить в рамках проведенных опросов, оценки и суждения предпринимателей, а также описание причин и факторов, которые обусловили те или иные факты и тенденции.

Методика исследования

Исходя из цели исследования, а именно — из намерения оценить настроения предпринимателей и финансовое самочувствие возглавляемых ими компаний, в качестве метода сбора необходимой информации было выбрано удаленное телефонное анкетирование.

Телефонный опрос проводился в апреле-мае 2012 года и охватил 1220 руководителей предприятий. также в отдельных случаях мы приводим сравнения с результатами пилотного опроса, который проводился в августе 2011 года и был менее масштабным — число опрошенных предпринимателей составило тогда 239, а географический охват — 13 регионов. тем не менее, применительно к отдельным параметрам эти оценки дают интересный материал для сравнения и анализа динамики3.

Опросная анкета включала вопросы, необходимые для классификации предприятий по возрасту, размеру (с точки зрения численности занятых и объемов выручки) и основному виду деятельности. по параметрам размера предприятия и вида деятельности выборка была квотирована для достижения репрезентативности (в части соответствия по этим параметрам структуре общей совокупности МСП в стране).

В силу ограниченности объема выборки мы не ставили перед собой задачу добиться репрезентативности в пределах отдельно взятых регионов, но географические квоты при этом использовались — для того, чтобы результаты опроса не были смещены в силу попадания в выборку непропорционально большого числа благополучных субъектов федерации или — наоборот — регионов с отставанием в экономическом развитии. В этой связи анкетирование охватило 16 регионов из всех 8 федеральных округов (по 2 региона из каждого округа).

Анкета включала 3 блока вопросов:

  1. Краткие сведения о предприятии.
  2. Финансовое состояние предприятия.
  3. Ожидания и инвестиционные планы.

Описание результатов опроса в целом соответствует структуре анкеты — сначала мы дадим краткую характеристику выборочной совокупности опрошенных предприятий, затем перейдем к оценкам текущей ситуации на предприятиях и закончим описанием ожиданий предпринимателей и их ближайших планов.

Однако для начала мы обратимся к данным официальной статистики за последние 4 года — то есть с начала острой фазы кризиса, которая совпала с реформой статистического наблюдения за сектором мсп4, и до момента последних доступных статистических замеров.


1 низкие значения показателя в предшествующий период.

2 мода — статистический термин, обозначающий наиболее популярное (выбранное большим числом респондентов, чем какое-либо иное) значение показателя.

3 по важнейшим структурным характеристикам выборки обоих опросов отличаются незначительно, в связи с чем приведение сравнений представляется нам возможным и уместным.
4 до 2008 года критерии выделения субъектов малого и среднего предпринимательства отличались от нынешних (в частности, отдельно не выделялись категории микро- и средних компаний, действовали дифференцированные по отраслям предельные значения численности занятых на малых предприятиях).