Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Рекомендации для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках. Информационный справочник для субъектов малого и среднего предпринимательства Красноярского края

Файлы

Министерство инвестиций и инноваций Красноярского края

АНО "Национальный институт системных
исследований проблем предпринимательства"


Красноярск, 2012

Настоящее издание подготовлено с целью информирования предпринимателей по вопросам участия в государственных и муниципальных закупках.

Источник публикации - http://www.smb24.ru - Портал по поддержке малого и среднего предпринимательства Красноярского края

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Участники Размещения Заказа

2. Этапы участия в государственных и муниципальных закупках

3. Оценка возможности участия организации в государственных (муниципальных) закупках

4. Мониторинг государственных и муниципальных закупок

5. Изучение и оценка документации о торгах. принятие решения об участии в государственных (муниципальных) закупках
6. Подготовка заявки

7. Участие в государственных (муниципальных) закупках

8. Подписание государственного (муниципального) контракта

9. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа.

10. Особенности закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

11. Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов

12. Реестр недобросовестных поставщиков

Заключение

Приложения
Приложение 1. Глоссарий основных понятий в сфере государственных и муниципальных закупок
Приложение 2. Законодательство о размещении заказов
Приложение 3. Перечень документов, необходимых для участия в размещении государственного (муниципального) заказа

ВВЕДЕНИЕ

Справочник подготовлен на основе положений Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Письма Минэкономразвития РФ №5684-АП/Д05, ФАС РФ от 29 апреля 2008 года № АЦ/10329 «О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства», Методического пособия для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках, подготовленного Федеральной антимонопольной службой РФ.

Целью издания является повышение уровня осведомленности субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам участия в государственных и муниципальных закупках.

Основным законом о закупках является Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также — Закон о закупках). Закон о закупках регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также — размещение заказа), в том числе устанавливает порядок размещения заказов в целях:

  • обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов;
  • эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
  • расширения возможностей участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;
  • развития добросовестной конкуренции;
  • совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;
  • обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;
  • коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.

Закупка товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами, являющимися государственными либо муниципальными компаниями, регулируется Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также — Федеральный закон №223-ФЗ).

1. УЧАСТНИКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Участники размещения заказов имеют право вступать в отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

2. ЭТАПЫ УЧАСТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ

В общем случае можно выделить следующие этапы участия организаций в государственных и муниципальных закупках (рис. 1).

3. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПКАХ

Перед участием в государственных (муниципальных) закупках каждый предприниматель должен оценить свои возможности. Требования к участникам торгов, объявляемых в рамках Закона о закупках, определены в статье 11 указанного закона.

Необходимо обратить внимание на следующие моменты, которые обязательно сопутствуют участию в государственных (муниципальных) закупках.

3.1. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Оценка финансового состояния организации заключается в анализе бухгалтерской отчетности, заключений аудиторских компаний. Необходимо понимать, что при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг для государственных (муниципальных) заказчиков и, соответственно, при работе с государственным (муниципальным) бюджетом велика вероятность подвергнуться встречной проверке со стороны контролирующих органов при проверке деятельности заказчика.

Поэтому бухгалтерия организации — участника размещения заказа должна быть в отличном состоянии. Все налоги и сборы должны быть уплачены, долги перед бюджетом должны отсутствовать.

3.2. НАЛИЧИЕ СВОБОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ У ОРГАНИЗАЦИИ

Здесь важно оценить возможность привлечения финансовых ресурсов для выполнения условий государственного (муниципального) контракта. В настоящее время сложилась практика, когда заказчики практически не выдают авансы после заключения контрактов и нередко прописывают в проекте контракта порядок оплаты после выполнения всех его условий. Для участия в государственных и муниципальных закупках в обязательном порядке необходим оборотный капитал. Его величина зависит от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта. Чем больше цена, тем больше вам понадобится финансовых ресурсов. В затратах необходимо учитывать:
  • средства на подготовку заявки;
  • средства на обеспечение заявки (5% от начальной цены контракта). Для субъектов малого и среднего предпринимательства размер обеспечения составляет 2% от начальной цены контракта;
  • средства на выполнение условий контракта (в случае оплаты заказчиком поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг только после выполнения условий контракта).

3.3. НАЛИЧИЕ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА, ЗНАЮЩЕГО И УМЕЮЩЕГО РАБОТАТЬ С БЮДЖЕТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Нужно понимать, что придется работать с бюджетом, то есть строго соблюдать бюджетное законодательство. Главный бухгалтер, как правило, должен иметь опыт работы в этой области, своевременно отслеживать все изменения в налогообложении.

3.4. НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Исходя из анализа приведенной в приложении 2 законодательной базы можно сделать вывод о том, насколько непросто участвовать в торгах. Большое количество федеральных законов, постановлений правительства и других нормативных правовых актов предполагает определенную подготовку в области закупок. В данном случае могут быть два варианта решения вопроса:

  • первый — поручить подготовку заявки кому-нибудь из своих сотрудников, обладающих соответствующими знаниями, навыками (например, полученными на специальных семинарах по государственным закупкам);
  • второй — передать эту функцию на аутсорсинг специализированной компании, у которой есть специалисты и опыт работы в этой области. Необходимо также оценить потенциальные риски, с которыми, возможно, придется столкнуться организации в рамках участия в торгах:

  • 1) наличие недобросовестной конкуренции

    При участии в государственных закупках велика вероятность столкновения с недобросовестной конкуренцией, которая может выразиться в сговоре другого участника размещения заказа с заказчиком. Подготовка заявки на участие в торгах, соблюдение всех требований Закона о закупках позволяет выигрывать такие торги;

    2) наличие коррупции при государственном (муниципальном) заказе Государственный (муниципальный) заказ был и остается очень коррумпированным. Нужно понимать, что, может быть, ваше участие в данных торгах нежелательно для заказчика. Но это не значит, что в них не надо принимать участия. Со стороны государства организован контроль за размещением заказов. При нарушении законных прав и интересов участников размещения заказов Закон о закупках позволяет обжаловать незаконные действия заказчиков в досудебном порядке. Контролирующим органом в области государственных закупок является Федеральная антимонопольная служба РФ и Федеральная служба по оборонному заказу (в части закупок для оборонной промышленности). Необходимо юридически грамотно использовать положения Закона о закупках для защиты своих интересов.

     

Приняв положительное решение о выходе на рынок государственных (муниципальных) закупок, руководитель должен организовать отбор информации о проводимых торгах, то есть осуществить мониторинг государственных и муниципальных закупок.

4. МОНИТОРИНГ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

После принятия положительного решения о выходе организации на рынок государственных (муниципальных) закупок руководителю нужно поручить сотруднику организации (например, сотруднику отдела продаж) подобрать необходимую информацию по торгам. Для этого определяют критерии подбора, к которым относятся:

  • перечень потенциальных заказчиков;
  • вид поставляемых товаров;
  • вид выполняемых работ;
  • вид оказываемых услуг;
  • начальная и конечная цена контракта;
  • порядок оплаты;
  • наличие аванса;
  • наличие обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Размещение заказа может осуществляться:
• путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
• без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Мониторинг закупок целесообразно проводить регулярно, на систематической основе с ведением соответствующей базы данных заказов, используя нижеприведенные источники информации о закупках.

Источники информации о закупках:

1. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также — Сайт).
С 1 января 2011 года, согласно статье 16 Закона о закупках, единственным официальным сайтом РФ в сети Интернет для размещения информации о государственных и муниципальных закупках является www.zakupki.gov.ru. Кроме того, на данном сайте публикуется информация о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Уполномоченными государственными органами по администрированию Сайта являются Минэкономразвития России и Федеральное казначейство.

Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет, сообщающий о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд, является комплексной автоматизированной системой, которая предоставляет:

  • для государственных и муниципальных заказчиков — автоматизацию процессов подготовки, размещения и проведения закупок путем проведения торгов и запросов котировок с возможностью перехода в перспективе на полностью безбумажный цикл с применением механизма электронной цифровой подписи;
  • для участников размещения заказа — современные сервисы поиска и доступа к размещаемой информации, сервисы подписки и уведомлений об изменениях размещаемой информации, в перспективе — возможность подготовки и подачи заявок полностью в электронной форме;
  • для оператора системы — встроенные функции мониторинга и управления контентом, нормативно-справочная информация и учетные записи, сводящие к минимуму ошибки и человеческий фактор, автоматизированная поддержка бизнес-процессов регистрации, обработки запросов и обращений пользователей, внутренний контроль и протоколирование действий обслуживающего персонала.

После ввода в адресной строке браузера адреса Сайта пользователю отображается главная страница (рис. 2), где дан обзор последних новостей, в верхней правой части страницы расположен блок быстрого поиска информации о заказе с гиперссылкой на расширенный поиск. В правой части расположены ссылки на внешние ресурсы и портлет1 «Опросы».

Навигация на Сайте осуществляется при помощи составного горизонтального меню, расположенного в верхней части, и вертикального меню, расположенного в левой части Сайта.

2. Официальные сайты электронных торговых площадок для размещения государственного заказа.

Согласно Закону о закупках, все процедуры по размещению государственных и муниципальных заказов в форме открытых аукционов в электронной форме проходят на специально отобранных электронных торговых площадках, определенных Правительством РФ.

СПРАВКА

Советы по поиску заказов

В реестре заказов на Сайте возможны три варианта поиска: • быстрый поиск;
• поиск;
• расширенный поиск.

1. Быстрый поиск
Для выполнения быстрого поиска необходимо ввести искомую информацию в текстовое поле, расположенное в правой верхней части страницы и нажать иконку.
Поиск может быть выполнен по следующим атрибутам:
• наименование заказа;
• наименование лота;
• номер извещения;
• ИНН Заказчика;
• полное наименование Заказчика;
• сокращенное наименование Заказчика.

2. Простой поиск
Для простого поиска необходимо перейти на страницу реестра заказов. В верхней его части отображается блок простого поиска. Здесь следует ввести параметры поиска и нажать кнопку «Найти». В простом поиске возможен поиск информации о размещении заказов по следующим атрибутам:
• наименование (номер) заказа;
• способ размещения заказа;
• этап размещения заказа;
• заказчик;
• начальная цена контракта.

3. Расширенный поиск
Для перехода к расширенному поиску необходимо нажать гиперссылку «Расширенный поиск» в меню быстрого поиска. На экране отобразится страница расширенного поиска. Большая часть параметров поиска сгруппирована по следующим блокам:
• общая информация о заказе;
• реквизиты заказчика;
• особенности размещения заказа;
• преимущества в отношении цены контракта;
• контракт;
• блок поиска по документации.

Для осуществления поиска требуется ввести искомые атрибуты заказа и нажать кнопку «Найти».

Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 октября 2009 года №428 и приказу Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 года №466/763, к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ОАО «РТС».

На официальных сайтах данных площадок можно найти информацию о проводимых государственных и муниципальных заказах в форме открытых аукционов в электронной форме.

Адреса электронных торговых площадок для размещения государственного заказа:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» — www.sberbank-ast.ru;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» — www.etp.roseltorg.ru;
  • «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» — www.etp.zakazrf.ru;
  • «Московская межбанковская валютная биржа» — www.micex.ru
  • «РТС» — www.rts.micex.ru.

3. Официальный сайт Агентства государственного заказа Красноярского края — www.krasgz.ru.

4. Неофициальные источники
В качестве таких источников выступают различные базы данных заказов в сети Интернет (как правило, с платной подпиской). В качестве примеров можно привести следующие сайты: www.bob.ru, www.magellan.ru, www.bicotender.ru, www.iszakupki.ru.


1 Портлет — подключаемый, сменный компонент пользовательского интерфейса веб-портала (элемент веб-страницы).

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости