Отчет о результатах
социологического исследования
Иркутск, ноябрь 2011г.
Источник публикации - Электронная библиотека предпринимательства Ресурсного центра малого предпринимательства
СОДЕРЖАНИЕ
Описание исследования
Основные выводы
Основные понятия, используемые в исследовании
Раздел 1. Анализ современного состояния и тенденций развития малого предпринимательства в г.Иркутске
Раздел 2. Оценка степени готовности населения создавать малые и средние предприятия
Раздел 3. Барьеры развития предпринимательства
Раздел 4. Оценка системы поддержки предпринимательства
Раздел 5. Обзор экспертных мнений по основным проблемам развития предпринимательства в г. Иркутске
Раздел 6. Анализ действующих программ по поддержке и развитию СМиСП в городе Иркутске
Раздел 7. Анализ поддержки малого и среднего бизнеса в различных городах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов
Раздел 8. Общие выводы и рекомендации
ПРИЛОЖЕНИЕ
Описание исследования
Данное исследование проводится в рамках ежегодного мониторинга состояния сферы предпринимательства г.Иркутска по инициативе администрации муниципального образования г.Иркутска.
На территории города Иркутска по итогам 2010 года действовало 1 776 малых предприятий (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области). По состоянию на 01.01.2011 г. на 1000 человек постоянного населения города приходилось в среднем около трех малых предприятий из числа действующих. Количество индивидуальных предпринимателей по данным Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области на 01.01.2011 года увеличилось в сравнении с 2009 годом на 3,1 % и составило 21 661 индивидуальный предприниматель.
2011 год стал особенным для большинства субъектов предпринимательства на всех территориях РФ в связи с реформированием ЕСН, что вызвало резкое сокращение числа предприятий сектора либо их уход в неофициальные формы деятельности. Одним из важных факторов, сдерживающих негативное воздействие кризиса являются усилия территорий, и муниципального образования г.Иркутска, в том числе, в области оказания комплексной поддержки созданию и развитию субъектов предпринимательства. Инструментом такой работы является постоянный анализ и мониторинг сферы предпринимательства, результаты которого повышают эффективность различных форм административного содействия успешному функционированию бизнеса и созданию максимально благоприятных условий для обучения, консультирования, организации защиты, финансирования и обеспечения прочими ресурсами предприятий малого и среднего бизнеса города.
Необходимость современной оценки состояния предпринимательства, динамики его структуры и производственно-финансовых результатов, влияния различных факторов на показатели бизнес-деятельности, в том числе, фактора муниципальной поддержки, оценки ее доступности, актуальности и эффективности, получение обратной связи для формирования предложений по формам и методам ее усовершенствования - эти и другие аспекты обусловили цели и задачи исследования.
Цели исследования:
выявить проблемы, являющиеся барьерами для развития предпринимательства города, в том числе сдерживающие: рост занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства; увеличение объемов производства товаров и оказания услуг субъектами малого и среднего предпринимательства; переход субъектов малого предпринимательства в категорию средних; увеличение налоговых поступлений в бюджет города;
получить рекомендации предпринимателей по повышению эффективности муниципального регулирования сферой предпринимательства города и формам частно-муниципального партнерства;
оценить социально-экономический потенциал развития предпринимательства города и его участия в процессе развития территории муниципального образования.
Задачи и методология исследования отражены в последовательности основных разделов содержания комплексного исследования.
Раздел 1. Анализ современного состояния и тенденций развития малого предпринимательства в г.Иркутске, содержит:
- экономический анализ статистических данных о развитии малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске по состоянию на 2011 г, в динамике 2008-2009-2010 гг. и прогноз развития малого и среднего предпринимательства;
- оценку деловой среды города в аспекте актуальных условий роста бизнеса в г. Иркутске и их сравнении с другими городами РФ;
- оценку потенциала развития малого и среднего бизнеса — в области расширения бизнеса, наличия и реализации актуальных для территории инвестиционных бизнес-проектов, готовности вступать в частно-муниципальное партнерство;
- оценку малого и среднего бизнеса как участника политической жизни города – собранные в результате массового опроса предпринимателей г.Иркутска.
Раздел 2. Оценка степени готовности населения создавать малые и средние предприятия, содержит:
- анализ статистических данных о динамике открытия новых предприятий;
- мониторинг активности населения по обучению и консультирования в сфере предпринимательства;
- оценку условий развития молодежного предпринимательства в вузах;
- оценку отношения населения города к предпринимателям и предпринимательской деятельности, оценку предпринимателями перспективы создания своего дела их детьми, знакомыми;
- оценку Иркутска как города для бизнеса и его сравнение с другими городами – собранные в результате массового опроса предпринимателей г.Иркутска.
Раздел 3. Барьеры развития предпринимательства, содержит:
- оценку взаимодействия предпринимателей с законодательными и судебными органами;
- анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию бизнеса.
Раздел 4. Оценка системы поддержки предпринимательства, содержит:
- оценку особенностей предпринимательской среды;
- оценку предпринимателями муниципальной поддержки;
- востребованные предпринимателями каналы информирования;
- оценку ресурсно-технической инфраструктуры для развития бизнеса в г. Иркутске;
- выявление категории малого и среднего бизнеса, наиболее готового для выполнения социально-экономической нагрузки.
Раздел 5. Обзор экспертных мнений по основным проблемам развития предпринимательства в г. Иркутске, содержит:
- оценку экспертов – представителей различных организаций и ведомств деловой среды, барьеров развития бизнеса, муниципальной программы, адресата поддержки, предлагаемых форм и средств регулирования сферой развития предпринимательства в г. Иркутске.
Раздел 6. Анализ действующих программ по поддержке и развитию СМиСП в городе Иркутске, содержит:
- оценку потенциала и возможностей реализации государственной политики по поддержке и развитию предпринимательства в городе Иркутске через муниципальную целевую программу, способов повышения эффективности и результативности ее мероприятий.
Раздел 7. Анализ поддержки малого и среднего бизнеса в различных городах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, содержит:
- комплекс бенч-маркинга, или сравнительный анализ подходов в реализации поддержки предпринимательства администрациями различных городов РФ, оценку организационных и методологических инноваций в этом направлении.
Раздел 8. Рекомендации в области совершенствования механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске, содержит:
- рекомендуемые авторами исследования стратегии и механизмы взаимодействия бизнеса и власти в рамках совершенствования муниципальной программы поддержки и развития предпринимательства в г.Иркутске.
Методологическая проблема исследования:
заключается в интеграции двух различных методов исследования – экономического и социологического анализов, дополнительно к которым в целях выполнения задач исследования авторы применили факторный и корреляционный анализы.
Методы исследования:
- Проведение в октябре-ноябре 2011 года в г.Иркутске социологического опроса предпринимателей г.Иркутска по теме: «Выявление проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске» в объеме 310 субъектов, выборка составляется с учетом участия различных организационно-правовых форм и видов деятельности малого и среднего бизнеса в ВРП территории.
- Проведение в июле 2010 года пилотажного (разведывательного) исследования по теме «Административные барьеры, влияющие на развитие предпринимательства» методом выборочного опроса в объеме 120 субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся в различные организации инфраструктуры поддержки предпринимателей в г. Иркутске.
- Проведение выборочного опроса (5% от выборки) по выявлению готовности населения г.Иркутска к активной предпринимательской деятельности.
- Запрос статистических данных и аналитических сведений в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.
- Запросы статистических данных в Центр занятости населения г.Иркутска.
- Запросы статистических данных в Муниципальные образования городов СФО и ДВФО.
- Проведение экспертных количественных и качественных интервью с представителями органов муниципальной власти, инфраструктуры поддержки бизнеса, вузов, СМИ, ведомств г.Иркутска в объеме 26 экспертных интервью.
- Контент-анализ интернет-СМИ и официальных сайтов НКО и ассоциаций предпринимателей СФО и ДВФО.
- Использование информации, методик, рекомендаций и результатов готовых проведенных исследований и анализов в области развития предпринимательства, в том числе, ВЦИОМ, РА «Эксперт», Координационного совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение», Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ).
- Все данные для анализа были взяты из открытых источников – государственная статистика, официальные сайты муниципальных образований, данные Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ).
Предполагаемая выборка социологического опроса предпринимателей г.Иркутска
Для решения поставленных исследовательских задач был проведен массовый опрос предпринимателей г.Иркутска – владельцев и топ-менеджеров частных компаний.
Выборка проведенного опроса репрезентирует предпринимательское сообщество как по критерию отраслевой принадлежности, так и по размеру. В соответствии с последним фактором были выделены такие формы организации бизнеса, как индивидуальные предприниматели, микро-предприятия (до 15 человек, 60 млн. руб), малые предприятия (15-100 человек, 400 млн. руб), и средние предприятия (101 – 250 человек, 1000 млн. рублей).
В таблице ниже представлено как количество предприятий различной формы организации в г. Иркутске, так и их количество на тысячу жителей города (по состоянию на 2010 год).
Своеобразие выборки исследования состоит в определении такой репрезентативной базы, которая бы позволила одновременно оценить как минимум три направления: во-первых, состояние предпринимательского сообщества в столице Приангарья, факторы стимулирования и препятствия его развития, во-вторых, привлекательность предпринимательской занятости среди населения города и готовность разных категорий граждан пополнять ряды предпринимателей, и, в–третьих, роль администрации г.Иркутска в развитии и поддержке предпринимателей, в том числе, посредством мероприятий поддержки согласно муниципальной программы. Исходя из разных исследовательских задач, была сформирована специфическая методика выборки, удовлетворяющая получению результатов по всем трем направлениям.
Использовались методы формирования репрезентативной выборки:
- метод многоступенчатого случайного районирования,
- стратегия квот.
Используя стратегии квот и элементов метода многоступенчатого случайного районирования, можно сформировать выборку, с одной стороны, достаточно компактную, с другой, отражающую особенности генеральной совокупности с заданным доверительным интервалом и ошибкой.
Ниже приводятся данные по квотам предприятий различной величины и различных отраслей, при 6% ошибке и с доверительным интервалом 95%. Для общего числа малых предприятий при заданной ошибке и доверительном интервале изначальная выборка составляет 280 предприятий.
Таким образом, распределение предприятий выборки по размерам и отраслям* должно выглядеть следующим образом:
* - учитывается, что большинство ИП заняты преимущественно в сфере торговли, ремонта а/м и бытовых изделий.
Вместе с тем, данная выборка не вполне ясно отражает приоритетные для оказания администрацией города Иркутска поддержки вида деятельности. Отчасти это связано с их незначительным процентом в общем числе предприятий. В связи с этим, нами предлагаются расчеты, предусматривающие увеличение числа предприятий приоритетных отраслей в общей выборке, а также расчеты «выборки от выборки», сохраняющей отраслевую структуру предприятий малого и среднего бизнеса в г. Иркутске, однако предполагающей увеличение ошибки до 7% при доверительном интервале в 95%.
Выборка для приоритетных отраслей в случае увеличения их доли до 280 от общей выборки будет выглядеть следующим образом:
«Выборка от выборки» для всех отраслей в целом с вероятностью ошибки 10% при доверительном интервале в 95% будет выглядеть следующим образом*:
* - учитывается, что большинство ИП заняты преимущественно в сфере торговли, ремонта а/м и бытовых изделий.
Для получения сопоставимых оценок по основным показателям, характеризующим различные стороны делового климата, в инструментарии опроса использовалась единая 7-балльная порядковая шкала. Порядок ее значений установлен от «1» (безусловно негативный ответ) до «7» (безусловно позитивный ответ). По каждому показателю рассчитывался интегральный показатель – средний балл:
Значение интегрального показателя ниже 4 баллов означает преобладание негативных оценок, выше 4 баллов – преобладание позитивных оценок. Срединному значению соответствует позиция в 4 балла, что может свидетельствовать о доминировании средних оценок либо о примерно равном соотношении положительных и отрицательных мнений.
Итоговая выборка
Фактическая выборка исследования составила 310 испытуемых. Приведем некоторые основные ее характеристики.
В целом, выборка соответствует изначально заданным требованиям к ней. Ее основу составляют индивидуальные предприниматели (42.4%) и владельцы микропредприятий (32%).
Также удалось сбалансировать выборку по отраслям, прежде всего, интересным с точки зрения возможной поддержки.
Так, 13.8% участвовавших в опросе предпринимателей заняты в строительном секторе, 8.6% - в обрабатывающем производстве. Несколько большую долю, чем планировалось изначально, в выборке заняли предприниматели, занятые инновационной деятельностью (7.1%). Сказалась известное неоднозначное нормативное и бытовое толкование инновации как таковой, что приводит к возможности относить работающие с новыми технологиями компании различных традиционных отраслей к инновационной отрасли. 7.8% выборки составляют представители фирм, связанных с коммунальным хозяйством. Самую большую долю из числа отраслей, приоритетных для оказания поддержки, заняли представители фирм, работающие в бытовом обслуживании населения (15.6%). 4.8% пришлось на руководителей фирм, связанных с туризмом и гостиничными услугами, 7.1% - на фирмы, работающие в сфере здравоохранения и социальной сфере. Менее 1% пришлось на компании из сектора транспортных услуг.
Однако отметим, что учитывались только ответы предпринимателей, однозначно указавших сферу деятельности своей компании. То есть по факту, на наш взгляд, представителей сферы транспорта в выборке несколько больше (до 2%). Наконец, 22.7% участников опроса заняты в сферах, не связанных прямо с отраслями, приоритетными для оказания им поддержки (торговля, консалтинг и т. п.). С одной стороны, их значительно меньше, чем доля таких фирм среди всех предприятий г. Иркутска. С другой стороны, в рамках данной работы нас, прежде всего, интересовали отрасли, приоритетные для оказания поддержки. Поэтому для нивелирования сузившейся доли предприятий, не требующих поддержки, среди всей выборки мы создали еще одну, в точности отражающую актуальное соотношение предприятий малого и среднего бизнеса в г. Иркутске. Данные этой выборки мы будем использовать для уточнения результатов, полученных на всей выборке.
Отметим также, что большинство опрошенных имеет высшее образование.
Основные выводы
Предприниматели скорее пессимистично оценивают актуальное состояние своего бизнеса.
Предприниматели не видят преимуществ ведения бизнеса в Иркутске в сравнении с другими городами.
Предприниматели настроены достаточно оптимистично относительно перспектив своего бизнеса. Однако не считают его инвестиционно привлекательным, не готовы участвовать в отраслевых кластерах.
Предприниматели не верят в успешное создание бизнеса в Иркутске «с нуля». При этом основным фактором создания такого бизнеса считают отношение с властью.
Предприниматели положительно оценивают как отношения в самом бизнес-сообществе, так и отношение к ним остальной части общества.
Взаимодействие бизнес-сообщества с судебными органами характеризуется низкой юридической грамотностью предпринимателей, скептическим отношением к действующей законодательной базе недоверием к судебным решениям в процессах, связанных со спорами бизнеса и власти.
Коррупция рассматривается в бизнес-сообществе как эффективный инструмент решения проблем. Гораздо больше предпринимателей возмущает некомпетентность некоторых представителей власти и излишний бюрократизм, нежели коррупция.
Предприниматели крайне негативно оценивают существующую практику налогообложения. При этом наибольший протест у них вызывает ставка налога; гораздо более взвешенное отношение к текущей практике налогового администрирования.
Предпринимательское сообщество в целом негативно оценивает политику власти (может, государства?) в отношении бизнеса. Из основных претензий к власти коррупция занимает незначительное место. Гораздо больше предпринимателей волнует компетентность чиновников и излишняя бюрократизированность многих процедур.
Наиболее сильно предпринимателям мешают налоговые проверки, действия местной администрации и лицензирующие органы.
В целом, предприниматели умеренно оптимистичны в той части оценки своей бизнес-среды, которая касается их безопасности и взаимоотношения с бизнес-сообществом.
Многие из опрошенных предпринимателей не получало поддержку со стороны администрации города, а некоторые даже не слышали о поддержке бизнеса со стороны власти.
Предприниматели ждут фактических действий преимущественно финансового характера: предоставления гарантий по кредитам, расширения госзаказа, разнообразия форм частно-муниципального партнерства и т. п.
Можно говорить о двух типах предпринимателей в г.Иркутске: оптимистически и пессимистически настроенных. Согласно результатам анализа, пессимистически настроенные предприниматели негативно смотрят на перспективы своего бизнеса, считают бессмысленным для себя участие в каком-либо инвестиционном кластере, не верят в суды даже при решении споров хозяйствующих субъектов, не имеют инвестиционных проектов, политически отчуждены. Они преимущественно занимаются индивидуальным предпринимательством и микропредпринимательством (35%). У большинства из них небольшой опыт ведения бизнеса (в среднем – от года до 3-х лет), образование преимущественно высшее.
Оптимистически настроенные предприниматели сравнительно лучше оценивают текущее состояние своего бизнеса. Они верят в поддержку основной части общества и бизнес-сообщества, считают свой бизнес инвестиционно привлекательным. Ими, прежде всего, нейтрально или высоко оцениваются усилия власти по развитию бизнеса: система лицензирования, налоговые ставки, предлагаемая поддержка. Данные предприниматели допускают расширение своего бизнеса, имеют инвестиционные проекты, причем, не только в тех отраслях, в которых трудятся на данный момент, готовы диверсифицировать свои проекты, очень интересуются политикой и участвуют в ней, характеризуются хорошим знанием законодательства. Это скорее владельцы малого или среднего бизнеса. Средний опыт ведения бизнеса у них выше (от 3 до 5 лет), образование - законченное высшее.
К категории малого и среднего бизнеса, наиболее готовой нести нагрузку по увеличению рабочих мест, налоговых отчислений, инвестиционных вложений – относятся преимущественно оптимистически настроенные предприятия, занятые в сферах коммунального хозяйства, туризма, гостиничных и ресторанных услуг, строительства; являющиеся компаниями малого и среднего бизнеса, отчасти микропредприятиями, со стажем ведения бизнеса свыше трех лет. Факторы оценки: нынешнее состояние бизнеса самими предпринимателями, опыт взаимодействия с бизнес-сообществом и государственными органами власти, а также судебными и контрольно-надзорными ведомствами, умение распоряжаться инфраструктурными, финансовыми, кадровыми и административными ресурсами, наличие компетенции в области инвестиционного, налогового администрирования