Москва - 2012
1. Организационные основы апробации внедрения Стандарта
Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприиятного инвестиционного климата в регионе (далее – Стандарт) утвержден решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – Агентство) Агентства 3 февраля 2012 года.
Стандарт представляет собой совокупность определенных требований, которые при надлежащей реализации позволят достичь цели создания условий для увеличения притока инвестиций в регионы путем внедрения лучшей российской и международной практики взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями.
Ранее (21 октября 2011 года) наблюдательным советом Агентства определены шесть пилотных субъектов Российской Федерации, в которых проводится апробация Стандарта и инициатив Агентства - Республика Татарстан, Пермский край, Свердловская, Калужская, Липецкая, Ульяновская области. В настоящее время к внедрению Стандарта присоединились еще четыре субъекта Российской Федерации: Республика Башкортостан, Астраханская, Белгородская и Ярославская области. Со всеми указанными субъектами Российской Федерации Агентством подписаны соглашения о сотрудничестве по внедрению Стандарта. К реализации требований Стандарта на своей территории готовы присоединится еще более 10 регионов ( Республика Бурятия, Республики Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Кемеровская, Мурманская,, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Томская и и Челябинская области).
Внедрение Стандарта осуществляется на основе пошаговой дорожной карты – формализованного плана, определяющего мероприятия по реализации требований Стандарта и сроки их выполнения, а также ответственных из числа сотрудников органов в региональной исполнительной власти и в каждом субъекте Российской Федерации. В январе-феврале 2012 года в рамках апробации Стандарта исполнительными органами государственной власти всех пилотных субъектов Российской Федерации совместно с Агентством, Минэкономразвития России и общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» разработаны и утверждены такие дорожные карты. В рамках подготовки дорожных карт Агентством была проведена Стратегическая сессия для обмена опытом и синхронизации процесса внедрения Стандарта.
Результаты:
- Подготовка дорожных карт позволила регионам фактически провести аудит текущей ситуации с условиями ведения предпринимательской деятельности.
- С другой стороны, вопросы, возникающие при и их подготовке, потребовали корректировки Стандарта: изменение структуры и содержания разделов 1 «Утверждение высшими и органами государственной власти субъекта Российской Федерации Инвестиционной стратегии и региона» и 4 «Принятие закона на субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности» (Приложение №1).
- По результатам проведенных опросов предпринимательского сообщества и анализа заявленных в дорожных картах пилотными субъектами Российской Федерации как выполненных требований Стандарта, Агентством будет подготовлен обзор лучших практик.
2. Общественный контроль внедрения Стандарта
Внедрение Стандарта в регионах осуществляется в тесном взаимодействии предпринимательского сообщества и региональных органов власти, в первую очередь, в формате общественной экспертизы и мониторинга апробации и внедрения Стандарта. Для я этих целей во всех шести пилотных субъектах Российской Федерации сформированы экспертные группы. Среднее количество членов экспертных групп составляет 10-15 человек. Экспертная группа формируется Агентством на основании предложений общероссийских общественных организаций (ООО «Деловая Россия», ООО «Опора России», ООО «СПП»), ТПП РФ, некоммерческого пар партнерства «Клуб лидеров», Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), Российского управленческого сообщества (РУС), иных заинтересованных организаций, объединяющих предпринимателей и и организации по отраслевому или региональному признаку. Сформированный предварительный состав ав экспертной группы согласовывается с о органом исполнительной власти и субъекта Российской Федерации, уполномоченным на взаимодействие с Агентством. Окончательный сост став Экспертной группы утверждается приказом Агентства.
Экспертные группы осуществляют согласование Дорожных карт, мониторинг исполнения предусмотренных ими мероприятий и их соответствия Стандарту, а также принимаемых региональными органами исполнительной власти во исполнение требований Стандарта документов. Сотрудники Агентства присутствуют на заседаниях экспертных групп лично, либо модерирование и фасилитация заседаний проводится в режиме видеоконференции. Все заседания Экспертных групп проводятся открыто и освещаются в СМИ.
Для целей организации эффективного взаимодействия всех участников апробации Стандарта Агентством разработаны Типовой регламент деятельности Экспертных групп и регламент взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив и Экспертной группы по мониторингу апробации и внедрения Стандарта.
Агентством проведен независимый опрос членов экспертных групп, который показал, что около 70% верят в улучшение инвестиционного климата и относятся к работе в Экспертной группе как реальной возможности повлиять на ситуацию с условиями ведения бизнеса, при этом не все (только 35%) положительно оценивают перспективу полного внедрения требований Стандарта в своем регионе. При этом 1000% респондентов демонстрирует заинтересованность в работе по апробации и внедрению Станндарта.
Отдельными Экспертными группами (Республика Татарстан, Ульяновская, Липецкая области) было предложено внести и в Дорожные карты конкретные результататы реализации предусмотренных ими мероприятий, а также показателей ей эффективности внедрения тех и или иных мероприятий по улучшению и инвестиционного климата в соотвветствующем субъекте Российской Федерации. В настоящее время указанные группы ведут разработку таких показателей.
В соответствии и с запросом некоммерческого пар партнерства «Совет рынка», в рамках сотрудничества в области внедрения требований Стандарта, членами экспертной группы в адрес Агентства в настоящее время направляются кандидатуры на позиции: представитель НП «Совет рынка в региональных энергетических комиссиях.
Результаты:
- Промежуточные результаты деятельности Экспертных групп подтвердили корректность требований Стандарта и нацеленность их на улучшение регионального инвестиционного о климата.
- При разработке второй редакции Стандарта были учтены следующие пожелания участников всех экспертных групп:
- привлечение представителей органов в местного самоуправленния в деятельности по улучшению инвестиционного климата (экспертные группы всех регионов);
- определение различных аспектов безопасности осуществления инвестиционной деятельности в в субъектах Российской Феддерации;
- дополнение требований Стандарта в части большей ориентироваванности на защиту внутренних инвесторов.
- Текущая экспертная оценка состояния внедрения Стандарта в пилотных субъектах Российской Федерации, представлена в приложении № 2.
3. Предложения по дальнейшему масштабированию внедрения Стандарта работа по апробации Стандарта строилась по принципам проектного менеджмента, а Агентство выступало проектным офисом по разработке и апробации Стандарта, оказав содействие в разработке дорожных карт и формировании экспертных групп в пилотных регионах.
Однако в ходе работы стало очевидно, что Агентство в силу особенностей своего правового положения, ограниченности ресурсов не может реализовывать Стандарт на территории всех субъектов Российской Федерации.
В целях организации работы по масштабированию внедрения Стандарта на территории всей Российской Федерации Агентство предлагает следующий механизм, включающий в себя я организационные, PR мероприятия и мероприятия нормативно-правово ого характера.
3.1.Организационные мероприятия
Операционное управление внедрением Стандарта Агентство предлагает передать в Министерство регионального развития Российской Федерации, возложив на него полномочия по экспертизе дорожных карт внедрения Стандарта конкретных субъектов в, контролю за сроками и порядком их исполнения, соблюдения показателей эффективности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и сформирует соответствующую отчетность.
Агентство в свою очередь разрабатывает совместно с экспертным сообществом такие показатели эффективности. Оно также формирует методологию и и описание лучших практик внедрения Стандарта, осуществляет формирование и поддержку деятельности Экспертных групп в субъектах Российской Федерации, проводит мониторинг внедрения Стандарта, осуществляет взаимодействие с российским предпринимательским и экспертным сообществом, организует проведение обучающих программ для всех участников внедрения Стандарта. Агентство разрабатывает методологию проведения рейттинга инвестиционной привлекательности регионов.
Агентство также осуществляет точечный контроль внедрения Стандарта путем проведения «Контрольной закупки АСИ». Суть этого проекта – фактическая проверка исполнения нормативных и декларируемых органом исполнительной власти субъекта мероприятий по поддержке предпринимательства через прямые обращения в такие органы сотрудников Агентства или представителей бизнеса.
Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, координирующие экономическоее и инвестиционное развитие региона отвечают за разработку и исполнение дорожных карт внедрения Стандарта, а также взаимодействие с Экспертными группами.
Экспертные группы осуществляет общественный контроль внедрения Стандарта, по подготовке предложений и рекомендаций по доработке Стандарта и дорожных карт.
,3.2. PR мероприятия
Агентство планирует проведение конференций и семинаров с участием представителей общественных организаций (ООО «Деловая Россия», ООО «Опора России», СПП), Аппарата Правительства Российской Федерации, профильных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за внедрение Стандарта и руководителей Экспертных групп.
Важным элементом повышения прозрачности внедрения Стандарта станет проведение интерактивного опроса представителей бизнес-сообщества в пилотных и присоединившихся ко внедрению Стандарта в субъектах Российской Федерации с целью оценки на его основе инвестиционного климата в субъекте, его изменения и результатов внедрения Стандарта.
Повысить эффективность внедрения позволит использование специальной автоматизированной системы, позволяющей в он-лайн режиме отслеживать ход и результаты внедрения Стандарта, а также создать единую дискуссионную площадку для всех экспертных групп.
3.3. Нормативно-правовые мероприятия
Внедрение Стандарта существенно затрудняется отсутствием нормативных стимулов для улучшения регионального инвестиционного климата. Для этого Агентство предлагает внести изменения в систему межбюджетных отношений и, в настоящее время Агентство совместно с Минрегионразвития и Минэкономразвития подготовило соответствующие предложения. Дополнительно требуется установить законодательное определениие понятий объектов инфраструктуры в целях, для применения мер государственной поддержки, а также внедрить KPI деятельности по улучшению инвестиционного климата для региональных органов власти.