Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Исследование состояния конкурентной среды на отдельных рынках услуг города Москвы. Рынок управления многоквартирными домами

Файлы

«Информационно-консультационный центр
«Бизнес-Тезаурус»


Июль-сентябрь 2012 г.

Цели исследования и обследуемые рынки

1. Проведение оценки состояния конкуренции на выбранных рынках услуг г. Москвы в соответствии с методиками, приведенным в приказе ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 апреля 2011г. №137 «Об утверждении методики определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды».

2. Выработка мер и рекомендаций по улучшению конкурентной ситуации на обследуемых рынках на основе результатов проведенных в рамках исследования а) опросов хозяйствующих субъектов , б) опросов пользователей услуг изучаемых рынков, в) анализа официальной статистики и других источников.

5 рынков, приоритетных по программе развития конкуренции:

1) Рынок ремонта автотранспортных средств, в том числе гарантийного

2) Рынок гостиничных услуг

3) Рынок маршрутных, пассажирских перевозок автотранспортом и таксомоторных перевозок;

4) Рынок капитального строительства;

5) Рынок управления многоквартирными домами (МКД)

Официальная статистическая информация и другие источники, использованные при выполнении анализа

Использование официальной статистической информации было необходимо:

√ для получения значений 9 индикаторов из 36, применяемых при расчете показателей состояния конкурентной среды;
√ при раскрытии пунктов технического задания «Общая характеристика рынка» и «Состав рынка»;
√ при расчете показателей рыночной концентрации (CR и HHI).

Для рынка УК МКД использованы:

√ Мосгорстат: данные форм статистической отчетности: 1-предприятие, 1-КСР (Годовая), 1-ДА (Услуги), 1-ИП, ДАС, ПМ (был направлен официальный запрос, стоимость около 30000 рублей, срок получения данных 14 дней);
√ данные, представленные на портале Дома Москвы;
√ сведения, используемые для составления Рейтинга управляющих организаций города на основе результатов инспектирования и оценки деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (Мосжилинспекция):

  • статистика количества домов в управлении;
  • статистика объема кв. метров в управлении;
  • разрез по отдельным компаниям в привязке по муниципальному району;
  • разделение на государственные и частные;
  • характеристики качества обслуживания (жалобы и выявленные нарушения).

Рынок управления многоквартирными домами: обследование участников рынка и потребителей

Представители организаций Потребители услуг
√Опрошено 40 экономических агентов
√ ЮВАО – охвачено 33,3% географически обособленных рынков
√ ЮАО – охвачено 31,3% географически обособленных рынков
√ ЦАО – охвачено 30,0% географически обособленных рынков

√ Средний срок занятости в сфере МКД – 9 лет
√ Штат 52,5% организаций – от 16 до 100 человек
√ В целом выборку составляют малые и средние предприятия (по размеру занятых)
√ Опрошено 70 потребителей услуг

√ 51,7% взаимодействуют с управляющими компаниями не реже раза в месяц

Рынок управления многоквартирными домами: Общая оценка и состав рынка

Общая
оценка
рынка
√ На рынке работало 465 управляющих компании (на 01.01.2012 г.)
√ 133 имело государственную форму собственности; 332 – частные компании
√ В управлении государственных компаний находился 61% МКД
√ В управлении частных компаний находилось 30% МКД
√ 9% домов находилось в самоуправление жилищных объединений
√ В среднем в управлении государственной компании находилось 143 домов; в управлении частной УК – в среднем 28 домов

Состав рынка √ Доля наиболее крупного игрока – 1,7%
√ Только 14 компаний имеют долю свыше 1%
√ Среди крупнейших 30 компаний только две частные
√ Как правило, компании работают в пределах одного района
√ Только одна компания оперирует в значительном количестве районов (17) – ГУП «Жилищник-1»

Показатели состояния конкуренции и концентрации на рынке УК МКД

√ Концентрацию можно считать применительно к различным территориальным единицам: в целом по городу, по АО, по муниципальным районам
√ Расчет концентрации проводился по муниципальным районам (необходимо было собрать мнения потребителей для показателей по качеству услуг в привязке к конкретной территории). При такой территориальной привязке как правило высокая концентрация, средняя – исключение (Коптево, Бабушкинский, Хамовники и Хорошевский).
√ Интенсивность конкуренции по группе выбранных районов – 0,53. Примерно как у рынка капстроительства, заметно ниже остальных изученных.
√ Состояние конкурентной среды по группе выбранных районов – 0,57. Примерно как у рынка капстроительства, заметно ниже остальных изученных.
√ В целом по городу:

Полученные результаты характеризуют рынок УК МКД в целом по городу как неконцентрированный. Но ГУП ДЕЗ и АО с преобладающим госучастием по антимонопольному законодательству можно считать группой лиц. На рынке по объему метров в управлении она занимает 74%. HHI = не менее 5476 , что соответствует очень высокой степени концентрации. И эта ситуация, как показали наши расчеты, продуцируется на большинство муниципальных районов.


Увеличить

Государственные и частные УК: динамика в 2012 г.


Увеличить

√ Сокращения количества действующих УК на 8,2%
√ Укрупнение государственных компаний при «мельчании» частных: разрыв по количеству домов в управлении увеличился с 5,1 в 2011 г. до 7,3 раз в 2012 г.
√ Доля государственных компаний по объему метров в управлении увеличилась с 68% до 73%,частных – сократилась до 27% (в денежном эквиваленте потеря рынка частными компаниями – не менее 80 млн долл. в год)

Государственные и частные УК: разрыв в качестве увеличивается

УК в Москве: некоторые характеристики качества в 2011 и 2012 гг.

Увеличить

Рассчитано по: Рейтинг управляющих организаций города на основе результатов инспектирования и оценки деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, на 1 января 2012 г. и 1 января 2013

√ Неудовлетворительные условия конкуренции замораживают разрыв в качестве обслуживания москвичей между государственными и частными участниками рынка
√ Неудовлетворительное качество отмечается во многих опросах, в том числе в в нашем

Государственные и частные УК: разрыв в качестве увеличивается (2)


Рассчитано по: Рейтинг управляющих организаций города на основе результатов инспектирования и оценки деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, на 1 января 2012 г. и 1 января 2013

√ Единственный из рассматриваемых показателей, по которому отстают частные УК, – раскрытие информации по соответствующему Стандарту, но в 2012 г. они вышли на уровень выше удовлетворительного.
√ По остальным показателям качества – разы разницы не в пользу государственных УК: нарушения в государственных компаниях вскрываются в 9 раз чаще, в 7,4 раза больше обращений на их работу, нарушения государственных УК серьезнее и штрафов начисляется в 6 раз больше в расчете на 1 УК.
√ Принимая во внимание масштабы бизнеса, удельный вес штрафов не такой большой, чтобы всерьез задуматься о повышении качества (штрафы менее 0,5% в сравнении с выручкой, в 2011 г. были на уровне 0,1%, что «отбивается» налоговой оптимизацией и получением субсидий из городского бюджета).
√ В текущей ситуации, если оперировать средними значениями, получается, что 2/3 москвичей проживают на территориях управления государственными УК, показывающими худшие условия обслуживания.
√ Частный сектор сокращается, а роста качества у государственных УК не наблюдается, более того разрыв увеличивается.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости