Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Что происходит с малым бизнесом и вокруг него?

Файлы

Экспертный аналитический доклад

Алимова Т.А.,к.э.н., доц.
Буев В.В.
Володин В.Б.
Глазатова М.К., к.э.н., доц.
Калмыков М.С.
Чепуренко А.Ю. д.э.н., проф.

Общая редакция: Чепуренко А.Ю.

Москва, апрель 2013 г.

Авторы выражают признательность за ценные комментарии предпринимателю, архитектору, доценту Южного федерального университета Клижову Сергею

Введение

В последнее время в печати и др. масс-медиа вновь стала активно обсуждаться тема российского малого бизнеса. Во многом это обусловлено теми негативными тенденциями, которые проявились в начале 2013 г., когда в связи с повышением социальных отчислений индивидуальных предпринимателей начался массовый «исход» представителей данной категории (представляющих в основном микробизнес) из наблюдаемой экономики.

Группа экспертов решила выполнить экспресс-анализ ситуации в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) и вокруг него и оценить происходящее – в контексте общей экономической динамики, социальных процессов, государственной политики в отношении предпринимательства в стране. В том числе – с целью вынести на суд общественности ряд суждений, касающихся оценки динамики частного предпринимательства и назревших шагов в области государственно-общественного воздействия на его развитие в среднесрочной перспективе.

В данной связи, в докладе дается некая «зарисовка» ситуации, какой она видится прессе и экспертам, приведен краткий анализ доступной статистики, а также данных различных сравнительных исследований, основанных на апробированной методологии и позволяющих дополнительно оценить качество деловой среды. Далее, поскольку российские МСП, в основном, работают на внутренний рынок и воздействие глобальных экономических трендов на них оказывается косвенным образом, то международный контекст рассмотрен через призму воздействия ВТО на сектор МСП (вступление России в ВТО до сих пор неоднозначно оценивается экспертами и самими предпринимателями). Наконец, в докладе содержится краткий анализ проводимой государством политики и сформулированы некоторые подходы к ее переформатированию. Кому они могут быть адресованы – этот вопрос авторы оставляют открытым…

Лента событий последних месяцев

Повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей: как на него реагируют предприниматели?

Подробная выдержка из статьи Ольги Чураковой «Не ваше Дело» («Новые Известия» от 25.03.2013):
«В стране ударными темпами сокращается количество малых предприятий, которые в западных государствах составляют костяк общества. Только за три последних месяца, после того как с 1 января страховые взносы для индивидуальных предпринимателей увеличились почти вдвое – до 36 тыс. руб., бизнес-сообщество не досчиталось 300 тыс. фирм. Вместе с тем чиновники чуть ли не еженедельно выступают с очередной инициативой, призванной покарать «неплательщиков», «уклонистов» и прочих экономических правонарушителей. Бизнесмены утверждают, что государство относится к ним как к врагу, и уже не исключают того, что в какой-то момент предпринимательство будет запрещено на законодательном уровне.
Роман Коростелев – владелец фотоателье в поселке Лиман Астраханской области. После повышения страховых взносов его бизнес выстоял, но, как он утверждает, половина предпринимателей населенного пункта разорились. «Заходишь на рынок или в торговый центр – вокруг пустые павильоны, – рассказал г-н Коростелев. – Я пока платить могу, но у меня нет никаких гарантий, что в будущем сумма взносов не будет расти. Нам все обещают стабильность, но где она? Законодательство меняется каждый год, из-за этого предприниматели не могут ничего планировать, расширять бизнес. Они просто не могут оценить, какие у них в ближайшее время будут доходы».

Представители бизнеса не могут понять, чего своими действиями пытаются добиться власти. Финансовой выгоды от «выжимания» малого бизнеса они явно не имеют. Так, по данным сопредседателя «Деловой России» Александра Галушки, 300 тыс. компаний, которые были вынуждены закрыться из-за повышения страховых взносов, платили в бюджет страны 13,5 млрд. руб. налогов и взносов. Правительство же рассчитывало путем повышения взносов дополнительно получить от них еще 5,1 млрд., однако лишилось и того, и другого. «Есть миф, что все эти ИП – сплошь однодневки, зарегистрированные для каких-то схем, – сказал г-н Галушка. – Но это не так. Большая часть этих ИП – люди, которые не сидят на шее у государства, сами зарабатывают себе на жизнь и не испытывают иждивенческих настроений. Половина закрывшихся предприятий работали в сфере услуг, треть занимались торговлей, 7% – производством. Закрылся реальный бизнес».

…Участники отрасли отмечают, что давление на них идет уже несколько лет подряд. «Идет передел рынка сбыта, а страдает малый бизнес», – поясняет Ольга Косец, президент Межрегиональной общественной организации «Деловые люди». По ее словам, все началось в 2006 году, именно тогда был принят 271-й Федеральный закон о деятельности рынков. «До этого момента законодательство нас особо не трогало, но именно в те годы было прописано то, что мы пожинаем сейчас, – продолжает эксперт. – Как вы знаете, до 2012 года в Москве и Московской области должны были закрыться все открытые торговые площадки, до конца 2013-го – на всей территории Российской Федерации». Первой ласточкой, по данным Ольги Косец, стало закрытие Черкизовского рынка. Принято считать, что там торговали одни китайцы, но, по словам собеседницы «НИ», там было много и отечественных производителей, которые реализовывали товар оптом.
С закрытием рынков по всей стране стали массово разоряться небольшие производства текстиля, обуви, бытовых товаров, и продавать свою продукцию им стало негде. В регионах на местах закрытия рынков строятся крупные торговые центры, но никаких льгот по аренде для прежних продавцов, работающих на открытых площадках по 15–20 лет, не предусмотрено. «Арендная плата там сумасшедшая – такую ставку способны вытягивать только крупные магазины, – констатирует г-жа Косец. – Никто не думает о том, что этим людям просто некуда будет пойти, вокруг не очень много успешно функционирующих предприятий и заводов – почти все закрыто».

…К 1 сентября 2013 года правительство должно разработать концепцию государственной программы «Территория бизнеса – территория жизни», которая рассчитана на поддержку микропредпринимательства. Однако все подобные существующие и анонсируемые программы представители бизнес-сообщества воспринимают уже исключительно как издевательство.
…Они уже не сомневаются, что государство видит в них врага. Как сказал владелец торговой сети Дмитрий Потапенко, страховые взносы добили так называемых «спящих» предпринимателей. «ИП ведь обычно регистрируют для разовых сделок, так было удобней изымать наличные деньги, - пояснил предприниматель. – Для таких историй приравнять ИП к ООО равносильно смерти, 30 тысяч за страховые взносы – это очень много для них, люди на это не пойдут. Действия властей последовательны, бизнес для них – враг. На их месте было бы честнее просто запретить любое предпринимательство на законодательном уровне».

В стране складывается очень неблагоприятный фон для бизнеса, соглашается генеральный директор частной компании Борис Паньков. По его словам, коррупционные скандалы порождают отсутствие понимания правил игры, в итоге никто ничего не планирует – неизвестно, что будет завтра. «Государство распалось на княжества: чтобы федеральному чиновнику уладить проблемы в регионе, ему нужно купить местного «князя». Реальность такова, что никто не хочет ввязываться в долгосрочные проекты, предпринимательство сегодня не выгодно», – констатирует г-н Паньков».

Москва - столица нашей Родины
Борьба с киосками: снос до суда

Статья «Магазины сносят без суда и следствия» («Мир Новостей» от 12.02.2013):
«Договор на аренду земельного участка владельцы павильона - предприниматели Николай и Надежда Колгановы - заключили еще в 1992 году. Потом договор стал бессрочным, а Колгановы продолжали исправно платить за аренду земли.
… в 2011 году изменился … порядок предоставления земельной площади под нестационарные торговые объекты. Новое распоряжение правительства Москвы отменило необходимость в договоре земельной аренды. Вместо него предпринимателей обязали заключать специальный договор о размещении торгового павильона. В мае того же года Колгановым пришло уведомление о расторжении договора. Земельный департамент обратился в суд, чтобы признать размещение павильона незаконным.
Однако, не дожидаясь решения суда, управа Пресненского района уже в ноябре 2012 года направила предпринимателям уведомление о сносе объекта. Колгановы в ответ обратились с заявлением в прокуратуру. К сожалению, это им не помогло. 2 февраля управа перешла к активным действиям. Нанятые рабочие сломали в павильоне дверь и ободрали часть обшивки. Четыре дня спустя сооружение окончательно прекратило свое существование. Стоимость уничтоженного павильона, по словам Колгановых, составляла около 2 млн рублей...
Сам Николай Колганов подозревает, что суд специально затягивал процесс на протяжении столь долгого времени. Очень похоже на сговор.
- Дел таких в Москве очень много, - возмущается предприниматель, - выглядят они как из-под кальки, меняются только адреса. Нередко бывает, что торговый объект сносят без решения суда, а потом суд отказывает департаменту. Формально получается, что предприниматель процесс выиграл, но на самом деле павильона-то уже нет, и дело прекращается за отсутствием предмета спора.

Евгений Кручинин, представитель движения «Малого бизнеса.net», также рассказывает, что случай с павильоном на улице 1905 года в Москве далеко не единственный: - После выхода постановления правительства Москвы 614-ПП такая практика постоянна. Это постановление вынудило префектуры внесудебными процедурами признавать незаконность установления тех или иных объектов. И они принимают решение о сносе, невзирая на то, что объект является предметом судебного разбирательства. Нет договора аренды? (А они почти все были расторгнуты.) Нет договора о размещении стационарного торгового объекта? Все - до свидания! Такое вот узаконенное беззаконие.
Очень удобно для начальства: какое решение ни примет суд – «предмета спора» все равно уже нет. И павильон его владельцам и жителям близлежащих домов никто не вернет».

Наступление на торговлю в подземных переходах

Из обращения московского сообщества малого бизнеса в интернете под заголовком «Москва – бизнес: падаем!», 11 марта:
«В настоящее время малый бизнес, торгующий в подземных переходах столицы, находится на грани уничтожения. В очередной раз инициатива исходит со стороны Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы.
Как известно, ГБУ «Гормост» по решению Департамента ЖКХ поднял ставку арендной платы за использование подведомственных площадей практически в 20 раз, заменив договоры аренды на договоры на право размещения нестационарных торговых объектов. Это сделано в обход решению Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 29 декабря 2011 года, согласно которому «Гормосту» и «Московскому метрополитену» предписано продлить действующие договоры аренды до июля 2015 года без изменения ставки арендной платы.

Методика перерасчета платы за размещение нестационарных торговых объектов в подуличном пространстве, примененная «Гормостом», не обнародована, но по логике представителей ГБУ «Гормост» и Департамента ЖКХ, её создатели исходили из следующих соображений: субарендатор – продавец платит за место примерно в 11,4 раз больше первоначальной арендной стоимости (что справедливо по отношению к исключительно малой части торговых мест), но не государству в лице ГБУ «Гормост», а арендатору-посреднику. Желание города – устранить посредника, присовокупив его долю к ставке арендной платы.
…ГБУ «Гормост» сдает в аренду пустую площадь подземных переходов, т.е. пол.
Арендаторы самостоятельно изготавливают и устанавливают на арендуемых площадях торговые павильоны с соблюдением всех необходимых требований (согласование и получение разрешений от различных инстанций.
…Также арендаторы за свой счет организуют подключение к павильонам электроэнергии (получение разрешения на подключение, протяжка электрокабеля, дополнительное освещение), согласование с Госпожнадзором после установки требуемого оборудования, заключение договоров с профессиональными лицензированными охранными предприятиями, обеспечение санитарной обработки переходов, установку и обслуживание круглосуточного видеонаблюдения, других систем аварийной сигнализации.
Помимо арендной платы и отчислений в городской бюджет, арендатор оплачивает услуги энергоснабжения, уборки и безопасности, осуществляет страховку перехода.
Таким образом, арендатор обеспечивает постройку торговых павильонов и обслуживание павильонов и подземного перехода в целом, полностью неся за это финансовые затраты, которые он окупает путем реализации товара или сдавая готовый павильон в субаренду.
Субарендатор, по сути, снимает помещение павильона как торговое место и ведет свой бизнес (приобретение, доставка и реализация товара), не занимаясь вопросами обслуживания павильона и самого подземного перехода.

Чиновники и «Гормост», предлагая исключить посредника (по сути менеджера проекта, его инвестора) из цепочки аренды, фактически перекладывают на плечи субарендатора все затраты на постройку и обслуживание торговых объектов и переходов, которые в настоящее время входят в маржу арендатора-посредника, т.е., цена субаренды (даже приближенная к 20-кратной ставке) уже включает затраты арендатора-посредника.
…К такому повороту дел подавляющее количество субарендаторов совершенно не готово. Причем сроки перехода на новые условия оплаты – просто революционные. Уже в конце апреля 2013 года».

К чему приведет подземная борьба?

В блоге на «Эхе Москвы» Андрей Шипилов, предприниматель, арендатор площадей в подземных переходах, в материале «Подземное рейдерство» стремится объяснить сложившуюся ситуацию: «В конце января руководство московского ЖКХ объявило о повышении ставок арендной платы для объектов торговли в подведомственных ему подземных пешеходных переходах города. Минимальный размер оплаты в год за один квадратный метр будет составлять 84960 рублей. Это значительно превышает размер сборов за пользование торговыми площадями, действующий где-либо в городе. Что же происходит теперь в поземных переходах Москвы? Вот конкретный пример: ООО «Эксплуатация недвижимости» (я - директор предприятия) в 2001 году застроило взятые в аренду у города площади в пешеходном тоннеле у станции метро «Партизанская» объектами торговли. В свою очередь, фирма предлагает оборудованные всем необходимым киоски желающим в них торговать по цене в 40 000 рублей за один квадратный метр в год. Предпринимавшиеся в прошедшие годы попытки сдавать объекты торговли в этом месте дороже приводили к съезду торгующих, и в течение ряда последних лет застройщик вынужден придерживаться вышеуказанной ставки. Причем постоянно пустующими в переходе остаются не менее 30% торговых площадей. По мнению специалистов ООО «Эксплуатация недвижимости», это свидетельствует о том, что ими взимается не заниженная плата за торговлю в данном месте.

Повышение ставки аренды до размера 84960 рублей за один квадратный метр в год, что десятикратно превышает ставку прошлого года, не выдержит ни магазин сети «Новый книжный», ни металлоремонт, ни детские игрушки и оптика, успешно работавшие на старых условиях. Об этом они письменно уведомили застройщика…Остается только добавить, что описанная ситуация с рентабельностью торговли типична для большинства подземных переходов в Москве».

Регионы просят огня
Ульяновск

Статья Виктории Чернышевой «Бизнесмены пожаловались президенту» («Российская газета» от 11.02.2013):
«Ульяновские предприниматели написали обращение президенту РФ Владимиру Путину, в котором пожаловались на неблагоприятную обстановку по развитию малого и среднего бизнеса в городе. Претензии, которые предъявили авторы письма чиновникам, достаточно серьезны. По их мнению, представители власти «угрожают предпринимателям совершенно открыто, демонстративно и цинично нарушают законодательство». "Все это порождает неверие в способность государства защитить наши законные права», - резюмируют они».
В письме предпринимателей приводятся примеры вопиющего безобразия.
Предпринимательница жалуется на то, что ее киоск, который стоял на земельном участке, выданном ей в аренду до марта 2014 года, вывезли при помощи подъемного крана в неизвестном направлении. Позже хозяйка киоск нашла, но получить доступ к нему не может до сих пор. А охранники площадки, где он находится, требуют с нее деньги за хранение. Как уточняется в письме, прокурорская поверка установила нарушения в действиях чиновников. Но толку никакого.
Самый вопиющий, по мнению бизнесменов, случай - история Антонины Даниловой, которая уже семь лет не может толком начать строительство, выиграв восемь судов: «В 2006 году нас привлекли в качестве инвесторов: власти попросили, чтобы мы построили павильон и взяли "под крыло" четыре киоска. Мы разработали проект двухэтажного здания, в котором должны были разместиться фотосалон, аптека и торговые точки по продаже товаров первой необходимости. Пока оформляли документы, сменилось руководство города, нам пришлось через суд получать градостроительный план, - рассказывает Данилова. - Осенью 2011 года мы, наконец, приступили к работам. Однако в расположенном рядом многоквартирном доме нашлись противники строительства, которые начали обрывать телефоны чиновников с требованием все остановить.
По словам предпринимательницы, строительство павильона ведется по всем нормам и правилам. До жилого дома - 25 метров, стоять торговая точка будет у дороги. Бизнесмены согласились компенсировать жителям неудобства, пообещали построить современную детскую площадку.
Но получилось так, что чиновники, которые сами же привлекли нас в качестве инвесторов, начали играть в другие ворота. Глава района, где ведется строительство, открыто говорил жильцам - шумите побольше, добивайтесь - у них разрешение на строительство отнимут. …У жителей же дома никаких других аргументов, кроме как «вы - предприниматели, значит вы – наворовали», нет.
Разбирательства заняли все лето прошлого года. Глава администрации Ульяновска выпустил постановление приостановить стройку - до урегулирования вопроса с местным населением. Этот документ после жалобы бизнесменов отменила прокуратура: правоохранители посчитали, что оснований для приостановления строительства не было. Всего Антонина Данилова выиграла восемь судов, четыре из которых - о защите чести и достоинства.
В ноябре строительство возобновилось. По планам, в декабре павильон уже должны были сдать в эксплуатацию, но удалось сделать лишь фундамент и частично поставить перекрытия».
При этом «в 2012 году Ульяновск стал лидером в рейтинге Doing Business in Russia-2012, согласно которому вести бизнес в городе проще, чем в большинстве из 30 исследованных крупных городов (наихудшие условия получились в Москве). Однако, по мнению бизнесменов, написавших Путину, никакого благоприятного инвестклимата в городе нет - одни препоны. И чем дальше, тем их больше».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости