Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ наличия и доступности ресурсов федеральных, республиканских и муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса и микрофинансирования в СКФО

Файлы

Ресурсный центр малого предпринимательства

в рамках проекта Поддержки микрофинансирования на Северном Кавказе

Москва, 2012

Оглавление

Введение
1. Обзор программ и изучение возможности привлечения ресурсов программ в республиках
2. Государственные программы развития Северо-Кавказского федерального округа
2.1. Федеральная целевая программа «Юг России»
2.2. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы"
2.3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» (проект)

3. Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства
3.1. Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства 3.2. Создание и развитие системы микрофинансирования
3.3. Создание и увеличение капитализации гарантийных фондов (фондов поручительств)
3.4. Возможности привлечения ресурсов программы:

4. Ведомственные программы
4.1. Программа Министерства транспорта Российской Федерации
4.2. Программа Министерства энергетики Российской Федерации
4.3. Программа Министерства здравоохранения Российской Федерации
4.4. Программа Министерства сельского хозяйства РФ
4.5. Программа Министерства культуры РФ
4.6. Комплекс мер по поддержке инновационного бизнеса
4.7. Координация программ и возможности привлечения ресурсов
4.8. Программы финансовой поддержки МСП

5. Республиканские программы
5.1. Региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации 5.2. Программы в Чеченской Республике
5.2.1. Программа поддержки малого бизнеса и развития микрофинансирования
5.2.2. Программа развития конкуренции
5.2.3. Банковские программы
5.2.4. Программы поддержки молодежи
5.3. Карачаево-Черкесия
5.3.1. Программа поддержки МСП и развития микрофинансирования
5.3.2. Поддержка малого инновационного бизнеса
5.3.3. Программа развития конкуренции
5.3.4. Программа развития сельского хозяйства
5.3.5. Программа поддержки молодежного предпринимательства
6. Рекомендации по использованию ресурсов программ
7. Список литературы и источников информации
8. Приложение 1 – Ключевые программы на территории Чеченской республики

Введение

Отчет посвящен анализу ключевых программ развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), а также основных программ, направленных на поддержку предпринимательства и развитие микрофинансирования. Проанализированы возможности привлечения ресурсов соответствующих программ для развития микрофинансирования в СКФО. Даются рекомендации по возможному использованию этих ресурсов для развития микрофинансирования, предпринимательства, в том числе, организации обучения, оказания информационной поддержки малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, развития сотрудничества и возможного использования положительного опыта в соседних регионах

Отчет выполнен по результатам кабинетного исследования. Информационной базой отчета являются материалы из открытых источников. Полный перечень цитируемых публикаций и проектов приведен в списке литературы.

В разделе 1 дается краткий общий обзор важнейших программ различных уровней в СКФО, изложены подходы к их анализу и изучению возможностей привлечения ресурсов программ для развития микрофинансирования на Северном Кавказе.

В разделе 2 дается краткая аннотация ключевых государственных программ развития Северного Кавказа, нацеленных на стабилизацию социально-экономической ситуации, развитие инфраструктуры, повышение качества жизни и улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. Это федеральная программа «Юг России», федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы», проект государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г».

В разделе 3 охарактеризованы ключевые инструменты поддержки предпринимательства в рамках Государственной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства и возможности привлечения ресурсов программы для развития микрофинансирования на Северном Кавказе. В подразделе 3.2 проаннотированы мероприятия по развитию системы микрофинансирования по линии Минэкономразвития России.

Раздел 4 посвящен обзору инструментов и возможностей использования для развития микрофинансирования в СКФО ресурсов ведомственных программ, нацеленных на поддержку предпринимательства – Министерства сельского хозяйств Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства здравоохранения и пр.

Раздел 5 посвящен обзору инструментов ключевых республиканских программ развития предпринимательства, поддержки фермеров, безработных, молодежи, в том числе, мероприятий по развитию микрофинансирования.

В разделе 6 даются сводные рекомендации по привлечению ресурсов реализованных и перспективных программ для развития микрофинансирования в СКФО.

1. Обзор программ и изучение возможности привлечения ресурсов программ в республиках

Перечень государственных программ Российской Федерации по состоянию на ноябрь 2012 года содержит 41 программу и опубликован на официальном сайте Правительства Российской Федерации (46 страниц) http://правительство.рф/gov/results/13025/1.

По информации правительств целевых республик Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) - Чеченской Республики и Карачаево-Черкесской Республики2 в республиках действует комплекс государственных программ различного уровня - федерального, республиканского, муниципального. Эти программы направлены на социально-экономическое развитие, улучшение инфраструктуры, в том числе, на поддержку и развитие предпринимательства, микрофинансирования, сельского хозяйства, поддержку молодежи и молодежного предпринимательства.

Так, по данным Министерства экономического развития Чеченской Республики3 перечень федеральных и республиканских целевых программ в республике в 2011 году включал 53 программы, в том числе на условиях софинансирования - 24 программы, за счет средств республиканского бюджета – 29 программ, с общим объем финансирования за счет всех источников финансирования – 15135,512 млн. рублей. Полный список программ дан в Приложении 1.

По данным Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики4 в 2011 году республика приняла участие в реализации 13 федеральных целевых программ:
«Программа развития образования на 2011-2015 годы»;
«Юг России (2008-2013 годы)»;
«Жилище» на 2011-2015 годы;
«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2012 годы»;
«Культура России на 2006-2011 годы»;
«Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», подпрограмма «Автомобильные дороги»;
«Социальное развитие села до 2013 года»;
«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»;
«Развитие государственной статистики в 2007-2011 годах»;
«Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»;
«Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы»;
«Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;
«Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В 2008 году на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало 25 республиканских целевых программ и подпрограмм. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, направленных в 2008 году на решение проблем социально-экономического развития республики, составил 9605,7 млн. рублей. Наибольшие объемы инвестиций из федерального бюджета в 2007-2009 году были направлены на реализацию следующих федеральных целевых программ: «Юг России», «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы», подпрограмму «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»5.

Кроме того, в республиках СКФО в течение последних десятилетий реализованы десятки программ и проектов международной технической и гуманитарной помощи, направленных на долгосрочное экономическое и социальное развитие. Это программы и проекты Европейской Комиссии, Всемирного банка, Красного Креста, организаций-доноров, проекты корпорации ACDI/VOCA, программы и проекты ООН и др. Например, с 2000 года стоимость гуманитарных проектов ООН на Северном Кавказе превысила 200 миллионов долларов6.

Основной целью государственных и международных программ и проектов в СКФО было создание условий для стабилизации социально-экономической ситуации и развития в округе, в целом, и в республиках, входящих в его состав. При этом ключевыми направлениями развития в рамках этих программ и проектов были, в том числе, развитие предпринимательства, частного сектора, улучшение предпринимательского климата, развитие микрофинансирования, кредитной кооперации, создание новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни, развитие образования, туризма, поддержка молодежи и молодежного предпринимательства.

В ходе реализации государственных и международных программ населению и предпринимателям оказывалась финансовая, консультационная и информационная поддержка, неоднократно организовывались тренинги, стажировки и учебные курсы, создавались Интернет-порталы, информационно-ресурсные центры. Участниками или бенефициарами таких мероприятий были действующие и потенциальные предприниматели, фермеры, молодежь, а также представители органов власти и структур поддержки.

Таким образом, помимо финансовой поддержки, предоставляемой бенефициарам проектов, населению, предпринимателям, структурам поддержки в рамках программ и проектов, ресурсами реализованных и действующих проектов целесообразно считать наработки, справочные и аналитические материалы, подготовленные экспертами проектов, а также сумму знаний, полученных бенефициарами. Важным ресурсом являются знания и опыт в первую очередь тех людей, которые уже прошли обучение в рамках программ и проектов и, вероятно, смогли применить полученные знания на практике. В частности, таких людей можно привлекать в качестве «костяка» при организации учебных курсов для развития предпринимательства и микрофинансирования.

Помимо привлечения ресурсов полученных знаний и практического опыта, в ходе реализации дальнейших мероприятий, направленных на развитие предпринимательства и микрофинансирования в СКФО, полезно использовать справочно-аналитические ресурсы и наработки, а также созданные информационные ресурсы - порталы, информационные центры и публикации.

Что касается привлечения финансовых ресурсов программ, развития сотрудничества в области их совместного использования, то это возможно только для тех программ, реализация которых продолжается в настоящее время или запланирована на будущее. Более детальный анализ путей привлечения финансовых ресурсов возможен только после проведения серии консультаций с участием организаций, заинтересованных в развитии микрофинансирования в СКФО, с профильными министерствами и ведомствами федерального и республиканского уровня. Это объясняется тем, что обсуждение конкретных механизмов сотрудничества и взаимодействия возможно при наличии четкого плана реализации мероприятий по развитию микрофинансирования в СКФО, с учетом сроков и финансовых ресурсов.

При оценке возможности привлечения средств и ресурсов программ различного уровня и направленности для развития микрофинансирования в СКФО был использован следующий подход:

  1. В ходе исследования «Анализ наличия и доступности ресурсов федеральных, республиканских и муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса и микрофинансирования в СКФО» проведен анализ ключевых программ и составлены аннотации профильных действующих государственных программ различных уровней, направленных на развитие предпринимательства, микрофинансирования, сельского хозяйства, молодежного предпринимательства, а также соответствующих ведомственных программ. Определены механизмы и средства в рамках этих программ, которые по формальным признакам могут быть использованы для развития микрофинансирования в СКФО. Установлены ключевые ведомства и организации в республиках, координирующие реализацию таких программ и обладающие актуальной информацией о результатах уже выполненных программ и конкретных получателях поддержки.
  2. Большинство международных программ в СКФО, действовавших там в течение более 10 лет, были закрыты в 2011-2012гг. Однако координаторами или партнерами этих проектов и программ были местные органы власти, которые располагают фактической информацией о том, в каких конкретных регионах реализовывались мероприятия по проектам. С высокой долей вероятности, местные органы власти, а также торгово-промышленные палаты могут предоставить данные о предприятиях, предпринимателях, других бенефициарах проектов (из категорий безработных, молодежи, фермеров), которых можно в дальнейшем привлечь для развития микрофинансирования в СКФО, расширить через таких людей круг потенциальных микрофинансовых клиентов. При наличии аналитических материалов и наработок программ у местных администраций можно их использовать для развития микрофинансирования в СКФО, в частности, по направлению оказания информационной, консультационной поддержки, обучения и повышения квалификации предпринимателей и структур поддержки.
  3. Цели и задачи развития микрофинансирования в СКФО дополняют цели и задачи поддержки предпринимательства в рамках государственных программ и проектов. Это создает предпосылки и благоприятную основу для развития сотрудничества, совместного использования ресурсов программ, обмена опытом.
  4. Уточнение конкретных путей сотрудничества возможно с участием круга организаций, заинтересованных в развитии микрофинансирования в СКФО. В этом случае заинтересованным организациям рекомендуется направить в соответствующие организации в республиках (Министерства экономического развития, местные администрации, торгово-промышленные палаты, финансовые организации) предложения о сотрудничестве и совместной реализации мероприятий по развитию микрофинансирования в СКФО; провести серию консультаций с представителями органов власти по конкретным механизмам и формам сотрудничества, например, по направлениям консультирования, обучения, развития финансовых продуктов, информационной поддержки, оказания помощи безработным, фермерам и др.
  5. Что касается сотрудничества в области использования финансовых ресурсов, реализации и софинансирования совместных мероприятий по развитию микрофинансирования в СКФО, то по этому направлению рекомендуется провести консультации с ответственными специалистами Минэкономразвития РФ, республиканских министерств, местных администраций, финансовых организаций. Сотрудничество и совместная реализация мероприятий даст эффект синергии, позволит оптимизировать использование ресурсов государственных программ и мероприятий по развитию микрофинансирования в СКФО, обеспечит поддержку развития микрофинансирования в СКФО на местном уровне.
  6. Конкретные предложения по использованию ресурсов реализованных программ для развития микрофинансирования в СКФО, а также возможные направления сотрудничества в рамках продолжающихся и перспективных программ даны для ключевых программ по тексту отчета, а также сведены воедино в заключительной части отчета.

1 Перечень госпрограмм Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р (27.11.12)

2 http://www.economy-chr.ru/development_region/prospects_reg;
http://www.kchr.info/national_projects.html

3 http://www.economy-chr.ru/development_region/prospects_reg

4 Постановление Правительства Карачаево-Черкесской республики от 25.03.2009 № 83 "О республиканской целевой программе "Юг России (2009-2012 годы)" Официальная публикация в СМИ: "День Республики", № 71-72, (17671), 07.04.2009

5 Стратегия социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2030 года http://www.kchr.info/national_projects.html (27.11.12)

6 http://www.unrussia.ru/ru/groups/north-caucasus-0

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости