Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего бизнеса и среднего класса

Файлы

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
О. В. Комарова, Т. А. Саламатова, Д. Е. Гаврилов

Екатеринбург - 2012

Предисловие

Давно известна роль малого и среднего предпринимательства в экономике, его значение в развитии страны. На уровне государства взят курс на поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП) и всемерное поощрение его развития, признается высочайшая роль среднего класса в социальных процессах и т. д. При этом, как правило, не обсуждаются вопрос о природе малого и среднего предпринимательства и необходимые меры по его развитию со стороны государства.

В трудах многих экономистов действительно упоминается о наличии связи между малым и средним предпринимательством и средним классом. Есть работы, в которых отмечается связь малого и среднего предпринимательства с ремесленной деятельностью.

Многие теоретики начиная с классической школы политической экономии рассматривали проблему предпринимательства в экономической системе; эта проблема активно исследуется и в настоящее время. При этом следует отметить все более выраженный междисциплинарный характер исследований, что обусловлено пониманием многозначности влияния предпринимательства на национальную экономику. Прежде всего отметим социологические исследования в области предпринимательства. Это общесоциологические подходы к изучению социальной структуры (Е. Авраамова, Л. Беляева, М. Горшков, Г. Дилигенский, Т. Заславская, Т. Малева, Т. Наумова, Л. Овчарова, Н. Тихонова, О. Шкаратан и др.), теории стратификации общества(Аристотель, М. Вебер, К. Маркс и др.).

Среди экономических исследований можно выделить труды, посвященные развитию теории предпринимательства, которую связывают с именами таких ученых, как П. Дракер, Р. Кантильон, Ж. Б. Сей, А. Смит, Й. Шумпетер и др., а также рассмотрению феномена предпринимательства в рамках экономики развития (Дж. Кейнс, X. Лейбенстайн, Г. Мэнкью, Р. Нуреев, У. Ростоу, М. П. Тодаро). Отдельно следует отметить современные российские исследования по малому и среднему бизнесу и среднему классу (Т. Алимова, В. Буев, В. Буянов, А. Виленский, Л. Колесникова, А. Чепуренко, О. Шестоперов и др.).

Наша цель – рассмотреть такие многогранные понятия, как «малое предпринимательство», «среднее предпринимательство» через единство производственной, социально-экономической и социально-политической функций. Ключевым является анализ роли предпринимательства в устойчивом развитии экономики. Предпринимательство свойственно всем исторически сложившимся и развивающимся системам. Особенно значима предпринимательская деятельность в рыночной экономике, поскольку в ее рамках бизнес выполняет экономическую, инновационную, социальную, политическую, а также многие другие важнейшие функции.

Предпринимательство является своеобразным механизмом, не только обеспечивающим экономическое развитие, но и формирующим социальную структуру общества. Как правило, государство опирается на средний класс как социально-политический фактор, основу которого составляет малый и средний бизнес. Взаимосвязь социального положения и предпринимательства отметил Й. Шумпетер в «Теории экономического развития»: «…осуществление предпринимательской функции создает для наиболее удачливых предпринимателей и их семей позиции, отвечающие их классовым интересам, оно в состоянии наложить на эпоху свой отпечаток, сформировать особый стиль жизни, особую систему моральных и эстетических ценностей»1.

Сама природа предпринимательской деятельности, особенно малого и среднего бизнеса, во многом определяется не столько производством и производственной деятельностью, сколько новшеством, идеей, уникальностью предлагаемых товаров и услуг, постоянным поиском и выживанием в рыночной системе. В этом смысле предпринимательство сродни ремеслу.

Именно взаимосвязь указанных аспектов развития малого и среднего бизнеса легла в основу данного исследования. Триада «ремесленничество – малый и средний бизнес – средний класс» – это квинтэссенция предпринимательской деятельности в сложившихся формах.

Здесь следует сразу оговорить, что проблема определения объема понятий «малое предпринимательство», «среднее предпринимательство» («малый бизнес», «средний бизнес») до сих пор не получила однозначного решения. Вполне осознавая необходимость дифференцированного изучения данных явлений, мы тем не менее руководствуемся в своем исследовании тезисом об их единой природе и функциональном единстве, рассматриваем их как некий единый феномен, обозначаемый нами как малый и средний бизнес и даже как малый бизнес, основу которого составляет средний класс и который является важнейшим фактором устойчивого экономического развития.

Предлагаемый междисциплинарный подход не только дает возможности теоретического анализа и синтеза, расширения системы факторов, влияющих на формирование общества, но и позволяет моделировать государственную политику в отношении малого и среднего бизнеса, вырабатывать практические рекомендации в отношении малого и среднего предпринимательства. Особенно продуктивен данный подход в плане провозглашенного властью инновационного развития экономики России.

Монография состоит из пяти глав.

В первой главе «Предпринимательство как фактор устойчивого развития» рассматриваются понятия «экономический рост» и «экономическое развитие», «устойчивое развитие», определяется роль предпринимательства в экономическом развитии, дается трактовка ключевых теорий предпринимательства.

Вторая глава «Ремесленничество как основа малого и среднего предпринимательства» посвящена анализу сущности ремесленничества, описанию его зарождения и развития в современной экономике.

В третьей главе «Малый и средний бизнес и его развитие в России» рассматривается сущность малого и среднего предпринимательства, дается статистический анализ развития МСП в России, выявляются проблемы его развития.

В четвертой главе «Малый и средний бизнес и средний класс» рассматриваются подходы к определению среднего класса, его структура и связь с малым и средним бизнесом, дается оценка методам государственной политики по обеспечению устойчивого развития среднего класса.

В пятой главе «Политика развития малого и среднего бизнеса» обоснован институциональный подход к пониманию сущности государственной поддержки МСП, рассматривается с этих позиций опытразвитых стран государственной поддержки МСП.


1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия: пер. с нем., пер.с англ. / под науч. ред. В. С. Автономова. М.: Эксмо, 2007. С. 147.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости