Статья написана по материалам работы автора, адресованной президенту Республики Казахстан Н. А. Назарбаеву в июне, сентябре 2014 года. В работе затронуты два основных проблемных вопроса – развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане и необходимость снижения доли проблемных кредитов в банках второго уровня при одновременном существенном росте привлечения кредитов в корпоративный сектор, рассмотрены пути решения данных вопросов и предложен эффективный механизм, направленный на поддержку предпринимательства и оздоровление банковского сектора.
«Мы должны существенно увеличить долю малого и среднего бизнеса в структуре экономики, доведя ее до уровня в среднеразвитых европейских странах. И тогда противостоять очередным кризисным циклам нам будет легче. Для каждого казахстанца должны быть возможности освоить новое дело, открыть новый бизнес или расширить свою сферу деятельности» Назарбаев Н.А. (из выступления на торжественном собрании в честь 17-летия провозглашения независимости Республики Казахстан).
Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане
Несмотря на продолжающиеся попытки правительства с помощью государственных программ развить в стране малый и средний бизнес (далее – МСБ), данный сектор экономики развивается медленно и его вклад в рост экономики Казахстана остаётся несопоставимым по сравнению с вкладом крупных добывающих компаний. Одной из основных причин этого является, в частности, несовершенство механизмов корпоративного кредитования, финансирования и рассмотрения МСБ.
Так, в 2013 году рост корпоративного кредитования составил 8 %, а рост кредитов для физических лиц – 27 %. При этом банковская система имела большую избыточную ликвидность и легко могла бы осилить гораздо больший рост кредитов юридическим лицам.
Отсутствие большого спроса на кредиты со стороны компаний является своего рода парадоксом для Казахстана. Экономика страны быстро растёт, и, по теории, благодаря этому росту спрос на корпоративные кредиты тоже должен расти быстрыми темпами. Однако этого не происходит. Объяснение этому – «сырьевая направленность», экономика сегодня растёт только за счёт сырьевой составляющей. НЕСЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИКА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ РАСТЁТ, а небольшой прирост обеспечивается не за счёт её конкурентоспособности, иа за счёт непрерывных и не столь эффективных вливаний государственных средств (денег налогоплательщиков) в эту сферу экономики. В связи с этим в настоящей статье затрагивается вопрос о том, как и с помощью чего увеличить спрос на корпоративное кредитование и кредитование МСБ.
Состояние финансовой системы РК
Можно с лёгкостью констатировать кризис финансовой системы Казахстана, который обусловлен следующими факторами:
1) объёмом проблемных кредитов в структуре ссудного портфеля;
2) снижением объёмов корпоративного кредитования, а также общим снижением объёма ссудного портфеля;
3) дисбалансом между темпами роста кредитования физических и юридических лиц, а также дисбалансом между объёмами депозитов и кредитов;
4) недоверием к отечественному банковскому сектору со стороны международных коммерческих банков (из-за наличия теневой составляющей в банковском секторе);
5) несоответствием финансовой системы масштабам экономического развития страны (что наглядно прослеживается при сравнительном анализе общей суммы ссудных ресурсов, предоставленных реальному сектору, и объёма ВВП).
В проекте «Концепции развития финансового сектора РК до 2030 года» (далее –Концепция) планируется, что к 2020 кредиты банков должны составлять не менее 60-80% от ВВП. Интересно отметить, что на конец 2007г. уровень кредитов к ВВП составлял 56%, а уже на конец 2013 упал до 33% к ВВП. Такое резкое падение доли кредитов понятно, поскольку в 2007-2008 в Казахстане лопнул «мыльный пузырь» на рынке недвижимости, возникший по вине как банков, так и банковского регулятора. До сих пор наша финансовая система не может оправиться от этого события.
С учетом низкого старта и ожидаемого неплохого роста ВВП Казахстана план по росту кредитов банковской системы выглядит многообещающим, даже если не принимать во внимание ожидаемое списание проблемных кредитов, оставшихся после кризиса. На конец июня 2013г. проблемные кредиты (с просрочкой более 90 дней) составляли 32,23% от всех кредитов, и эта цифра продолжает расти. Национальный банк Республики Казахстан (далее – НБРК) требует, чтобы до конца 2015 уровень проблемных кредитов снизился до 10%. То есть в результате списания кредитов в ближайшие 1,5 года объем кредитов в банковской системе сократится более чем на 20%. Скорее всего, такое падение будет выше роста новых кредитов, либо необходимо создать такие условия и механизмы, чтобы создать резкий спрос на банковское кредитование, в данном случае спрос на МСБ кредитование, чтобы объем кредитов достиг уровня 60-80% от ВВП к 2020.
Решение вышеуказанных стратегических вопросов требует разработки и внедрения более эффективного, чем ныне действующий, механизма государственной поддержки предпринимательства и банковского сектора одновременно. И такой механизм предлагается в работе. Этот механизм может стать инструментом оздоровления финансовой системы (далее – Новый механизм), он позволит снизить существующую процентную ставку государственного финансирования предпринимательства и сроки рассмотрения проектов предпринимателей, создаст оптимальные условия по формированию нового ссудного портфеля для БВУ с существенной долей проблемных кредитов. В Новом механизме предложена программа по инвестированию в производственные активы предпринимательства и описан новый подход к формированию залогового имущества по инвестиционным займам, а также показана необходимость формирования персонала по проектному финансированию и введению антикоррупционных мер.
Президентом РК была поставлена задача – войти в 30-ку мировых держав к 2050г. Чтобы преуспеть в реализации данной задачи, необходим полномасштабные институциональные реформы, темпы развития и предпринятые меры должны опережать время, не на один, а на два шага вперед. Для достижения поставленной цели необходим прирост ВВП в 5000 USD каждые 5 лет, вплоть до 2050г. Мировые прозападные институты формируют у нас свой рынок - банки, рейтинговые агентства и аудиторские компании образуют систему, при которой создается процентная ставка основанная на заимствованиях у зарубежных институтов. Государственные средства, средства Национального фонда не должны следовать и зависеть от вышеуказанной конъюнктуры при решении стратегических задач как финансирование предпринимательства.
Основные принципы банковского кредитования – это платность, срочность и возвратность. Для решения стратегических задач, как развитие МСБ, государственные институты не должны руководствоваться классическими банковскими принципами, а осуществлять и поддерживать предпринимателей на принципах совместной работы на ранних стадиях развития предприятия/проекта, способствовать последующему продвижению их бизнеса, а только затем руководствоваться классическими банковскими принципами.
Западные банки в кризисные годы существенно уменьшают долговую процентную нагрузку на заемщиков, понимая необходимость снижения процентной нагрузки и пролонгации выплат по основному долгу, несмотря на то, что существующие процентные ставки составляют всего 3-4%. Приведу несколько примеров поддержки предпринимателей за рубежом, с которых стоит взять пример, чтобы преуспеть в этом высококонкурентном обществе мировых держав и войти в 30-ку развитых стран мира. США выдают кредиты для МСБ по 3%[1], в Западной Европе по 2-3%[2], во Франции выдают кредит от 20000 до 60 000 Евро для стартапа (от англ. start-up - запускать) своего бизнеса под 0%[3], таких примеров много, что же нам мешает это сделать в Казахстане?
Сегодня людям жизненно необходимо снижение банковской процентной ставки по кредитованию, в особенности по ипотеке и финансированию МСБ. Также отмечу тот факт, назовём его «фактором возвратности», что чем ниже процентная ставка, тем выше возвратность по кредитам.
При финансировании МСБ за счёт Национального Фонда, процентная ставка формируется только из маржи финансовых институтов - звеньев цепи, которые увеличивают стоимость финансирования МСБ, однако Правительство выделяет средства под 0% годовых.
Программы АО «ФРП «ДАМУ» - существующий механизм размещения и направления государственных средств в предпринимательство
Целесообразно ли было увеличивать процентную ставку прирешении стратегической задачи, как поддержка МСБ до 6%, 8%, 11%, 12,5% (5,4,3,2-транши)[4] и 14% (кредитование микрокредитных организаций, далее - МКО)[5], выдавая кредиты предпринимателям через банки второго уровня (далее – БВУ), промежуточные институты развития, которые увеличивают стоимость финансирования, создавая дополнительную финансовую нагрузку, которая, в свою очередь, ложится на плечи предпринимателя.
Разберем упомянутые выше транши, на примере которых можно понять нецелесообразность рабочей схемы АО «ФРП «Даму» (далее – ДАМУ) в настоящее время. ДАМУ 5-транш. Программа финансирования МСБ в Обрабатывающей Промышленности 2014г., общий механизм которой изображен на Рисунке-1.
Механизм реализации программы 2014г. в 100 млрд. тенге (5-транш). Рисунок-1
Сто миллиардов тенге из государственной казны реализуются по той же существующей схеме, с наличием множества посредников, создавая дополнительный процент, в размере ДАМУ 2% годовых, либо БВУ 4%. На лицо дополнительная финансовая нагрузка в виде конечной маржи ДАМУ + БВУ, дополнительный процент, который всё также ложится на предпринимателя – конечного потребителя кредитных средств. Все транши ДАМУ и программа по финансированию МКО действует по тому же принципу, с наличием лишних звеньев, которые увеличивают конечную маржу, несмотря на снижение процентной ставки с 2007г. В этой связи, есть необходимость исключения одного из звеньев данной цепочки.
Целевое использование государственных средств субъектами МСБ
Необходимо отметить, что государственные средства – народные средства, не должны направляться на погашение процентов по кредитам третьих лиц (программа субсидирования процентной ставки), либо рефинансирование кредитов, неспособность выплчивать кредит - это высокий риск для такого рода вложений. Государству необходимо сократить программы рефинансирования и субсидирования процентной ставки и инвестировать в высоколиквидные производственные активы препринимательства.
По данным НБРК за 2013г. в распределении кредитов на предпринимательские цели, 74% - это пополнение оборотных средств, 26% - вложения в основные средства, строительство и прочие цели. Согласно вышеуказанному примеру процентного распределения, а также процентной доле проблемных кредитов в структуре ссудного портфеля БВУ – 32%, говорить о здоровом распределении не приходится. Из приведенного процентного распределения видно, что на приобретение основных средств/инвестирование в основные средства направлено менее 26%, а пополнение же оборотными средствами здоровых проектов малого и среднего предпринимательства должно осуществляться за счёт cash-flow предприятия (англ. Cash-flow - денежный поток от деятельности предприятия).
Анализ структуры выданных кредитов ДАМУ за 7-лет с 01.11.2007 - 11.06.2014. Таблица-1
№ |
Цель
|
Сумма в млн. тенге |
В том числе Фонд
|
В том числе Банк
|
Доля |
Кол-во заем-
|
Кол-во займов |
Средн. сумма кредита |
Средний срок кредита, месяцы |
Средне-взвешен-ная ставка |
Эффек-тивная ставка |
Создано рабочих мест |
1 |
Пополнение оборотных средств |
439736 |
259364 |
69399 |
56,32% |
5741 |
45434 |
76,6 |
17,23 |
12,06% |
13,31% |
6866 |
2 |
Инвестиционный |
156399 |
97083 |
27002 |
20,03% |
3833 |
9155 |
40,8 |
56,69 |
12,35% |
13,48% |
16159 |
3 |
Рефинансирование |
146041 |
103978 |
30089 |
18,70% |
2294 |
5702 |
63,66 |
48,89 |
11,20% |
12,21% |
6552 |
4 |
Р+ПОС |
17246 |
9173 |
5721 |
2,21% |
238 |
865 |
72,46 |
47,46 |
11,80% |
13,21% |
261 |
5 |
И+ПОС |
10437 |
4966 |
3923 |
1,34% |
259 |
795 |
40,3 |
55,61 |
12,13% |
13,33% |
810 |
6 |
И+Р |
8644 |
4615 |
3125 |
1,11% |
146 |
351 |
59,2 |
71,69 |
11,91% |
13,15% |
206 |
7 |
И+Р+ПОС |
573 |
402 |
171 |
0,07% |
1 |
5 |
572,71 |
34,15 |
8,01% |
8,41% |
11 |
|
Итого: |
780818 |
479581 |
139429 |
100% |
12520 |
62414 |
62,37 |
32,94 |
11,95% |
13,13% |
30865 |
Проанализировав работу ДАМУ за указанный период, отметим, что структура использования государственных средств всего лишь на 20% состоит из инвестиций в основные средства, пополнение оборотных средств 57%, рефинансирование 19% и 4% смешанные проекты, где инвестиции, рефинансирование и пополнение оборотных средств приведены в комплексе. Видно, что основной поток денежных средств уходит на пополнение оборотных средств проблемных кредитов, так как если проект малого и среднего бизнеса здоров, то пополнение оборотных средств должно осуществляться за счет денежных потоков самого предприятия/проекта, либо данные действия совершаются крупным бизнесом для снижения стоимости финансирования и закрытия временных финансовых дыр, либо предприниматели или банкиры улучшают свою ликвидность за счёт государственной казны.
Исходя из программы финансирования МСБ в обрабатывающей промышленности 2014г., продолжается рефинансирование действующих кредитов в размере 50 млрд. тенге.
Транш АО «НУХ «Байтерек» 2014г. Рисунок-3
Целесообразно ли направлять на рефинансирования сумму в таком размере, пусть даже на цели рефинансирования инвестиционной части займов?
Рефинансирование инвестиционного займа, ремонт основных средств или модернизация недавно приобретённых активов говорят о наличии существенных проблем в проекте, о допущении погрешности в ожидаемых результатах. Для большинства проектов это опять будет снижением стоимости финансирования. Рефинансирование не говорит о неплатёжеспособности инициатора проекта по существовавшей ранее процентной ставке, скорее оно свидетельствует, что инициатор проекта заведомо занижает платёжеспособность.
Ввиду всего вышеизложенного средства лучше направить на развитие новых проектов, вложить в новую волну предпринимателей, тогда эти средства будут инвестированы в производственные активы. Необходимо также отметить, что возвратность государственных средств, направленных на пополнение оборотных средств и рефинансирование кредитов, будет значительно ниже, чем возврат от инвестиционных займов, обеспеченных дополнительными залогами в виде инвестиций, направленных на покупку или модернизацию основных средств.
Наличие высокого риска и низкой возвратности говорит о нецелесообразности направления государственные средства на данные программы (субсидирование процентной ставки в том числе), может такая необходимость была нужна в первые годы посткризисного периода, но в данный момент крайней необходимости в этом нет. Существует необходимость завершения начатых по этим программам проектов, однако не стоит забывать, что некоторые из них могут быть нерентабельными или иметь во главе неэффективный менеджмент. Вышеуказанные программы изжили себя, основой же следующих программ должно стать инвестирование новой волны проектов, волны новых предпринимателей.
Количество посредников ДАМУ
Общее количество посредников ДАМУ равно 22 эмитентам (банки и лизинговые компании),по новому, 2014 года, траншу в сумме 100 млрд тенге оно составляет 13 БВУ (см. рис. 3), а в целом в стране зарегистрировано 38 банков – это очень много, как посредников ДАМУ, так и БВУ в целом. Количество никогда не говорило о качестве, о целесообразности финансирования того или иного БВУ. Подконтрольность государственных средств множеству эмитентов говорит скорее о низкой степени контроля за целевым использованием этих средств.
Банки-участники программы 2014г. и суммы размещения (в млрд. тенге). Рисунок-2
О чем может говорить срок рассмотрения
В существующем механизме финансирования через ДАМУ период освоения средств занимает 6–12 месяцев, за неосвоение средств применяется система штрафной пени. В связи с этим БВУ стараются освоить средства в заявленный период. Возможность рефинансирования и штрафные санкции за неосвоение подталкивают БВУ рефинансировать существующие кредиты, вместо того чтобы заниматься привлечением новых клиентов, ведь работа с уже имеющимся клиентом-предпринимателем отнимает у БВУ гораздо меньше и времени, и сил. Зачастую, перед тем как подать заявку на определённый объём финансирования по программам ДАМУ, БВУ заранее формирует пул проектов, тем самым заведомо подтверждая, что осилит заявленный объём. Исключив из механизма финансирования МСБ позицию «рефинансирование», мы лишь поспособствуем более целенаправленной работе БВУ в части привлечения новых клиентов-предпринимателей (проектов).
Безусловная поддержка БВУ
Пока же наше государство из года в год поддерживает БВУ и их проекты (рефинансирование, субсидирование, льготное финансирование, реструктуризация портфеля, покрытие задолженности банка и др.) и тем самым нарушает «естественный отбор» саморегулирующейся системы рыночных отношений. Если БВУ являются конкурентоспособными в условиях мировой экономики, то должны уметь привлечь дешёвое иностранное финансирование либо увеличивать акционерный капитал. В случае прекращения финансовой господдержки БВУ, часть из них уйдёт с рынка или объединится в более крупные финансовые структуры, консорциумы. Продолжать и далее поддерживать многочисленные БВУ и лизинговые компании, которые держатся только за счёт бюджетных средств, нет смысла. Банки не проявляют энтузиазма в кредитовании МСБ за счёт собственных средств. Доля банковского сектора в росте казахстанской экономики с помощью кредитования несырьевого сектора, развития МСБ очень мала. господдержка не должна оказываться всем банкам одновременно. Она должна осуществляться акцентировано, с упором на проблемный участок, например, на токсичный ссудный портфель БВУ (toxic assets portfolio).
А.М. Аскарбеков,
выпускник «Болашак»,
MBA, Master in Finance,
Treasury & Financial Engineering
Более подробно о предложениях по реформированию финансовой системы государственной поддержки развития предпринимательства, составляющих суть Нового механизма, продолжим в следующей публикации ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ. PART-2 – НОВЫЙ МЕХАНИЗМ.