Осенью прошлого года Роспотребнадзор разместил для обсуждения текст проекта ведомственного постановления «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания”». Проект акта должен заменить существовавшие прежде и устаревшие на сегодняшний день СанПиНы, регулирующие сферу общепита. Текст акта по сути является сборным документом – большая часть положений полностью взята из прежних документов. С одной стороны, это является естественным – новый документ вобрал в себя все необходимое, собрал разрозненные СанПиНы в единый, но необходимо также, чтобы в него не попадали устаревшие, непонятные или неоднозначные положения, в противном случае, смысла в таком изменении законодательства нет. Однако в п. 8.26 текста акта так и остался запрет на изготовление макарон по-флотски, но это скорее из разряда шутки. Если перейти к более серьезным вещам, то можно отметить, что новый документ содержит ряд более существенных, с точки зрения последствий для бизнеса, положений. Например, п. 2.3 – требования к сбору твердых бытовых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны организации общественного питания является барьерным для бизнеса – устарел, современные технологии позволяют размещать отходы на меньшем пространстве без негативных последствий для жизни и здоровья населения (как работников, так и посетителей организаций общепита). С прочими примерами спорных норм можно ознакомиться, прочитав текст самого проекта акта, мнения и предложения экспертов, а также презентацию, которую предлагаем вашему вниманию. Следует отметить, что проект оказался достаточно интересным для экспертов, и на единый портал regulation.gov.ru за время публичного обсуждения поступило 35 мнений, больше чем обычно по проектам Роспотребнадзора. В декабре была опубликована сводка предложений. Как и по многим предыдущим проектам Роспотребнадзора (а впрочем и не только этого ведомства – ряд иных также зачастую грешит тем же) комментарии разработчика по поступившим мнениям отсутствуют, не указан факт учета или неучета мнений.
Из прочих «достижений» Роспотребнадзора 2014 года можно отметить:
1. Принятие Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 436-ФЗ «О внесении изменения в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил повысились в 1,5- 3,3 раза.
2. Принятие Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий». Интерес представляет изменение в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 14.7 в части введения в заблуждение потребителей. С одной стороны, очевидно значительное увеличение размера штрафа для юридических лиц (при этом сума штрафа может чрезмерно колебаться – «от ста тысяч до пятисот тысяч рублей»), в 5-13 ! раз выше прежнего, с другой, – состав правонарушения не строго определен, а это может приводить к злоупотреблениям данной нормой со стороны проверяющих органов.
Вашему вниманию предлагается презентация небольшого инициативного исследования НИСИПП, посвященного проблемам регулирования сферы общественного питания, а именно отношению участников рынка к новым санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общепита. Ядром исследования явился опрос участников рынка, проведенный при поддержке Федерации рестораторов и отельеров (представлена база для рассылки анкет).
Посмотреть/скачать презентацию «Опрос участников рынка общественного питания об отношении к проекту новых Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания (размещенному Роспотребнадзором для публичных консультаций на портале regulation.gov.ru)» .