Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Борис Овчинников, партнер компании «Дата Инсайд». Этот реальный виртуальный бизнес.

Борис Овчинников, известный интернет-аналитик, уже не раз выступал на страницах нашего сайта. На этот раз основными темами нашей беседы стали проблемы интернет-торговли (компания одним из учредителей которой Борис является, занимается более всего исследованиями именно в этой области) и то, как человек, много лет работавший наёмным сотрудником, чувствует себя в собственном бизнесе.

 

- Борис, вы с Федором Вириным эту компанию создали не так давно. До этого ты работал в разных местах (последним был СУП), но всегда в качестве наемного работника. И вот теперь – работа без «дяди», где вы вдвоём, а над вами никого. Как это тебе?

Я знаю немало людей, ушедших из компаний, в которых они работали на «вольные хлеба», начав что-то своё. При этом сформулировать, каково быть не наёмным работником, пусть и высокого ранга, а хозяином, они зачастую твердо не могут.

- Я бы не хотел тут объяснять всю механику…

- Тут важнее психология. Ты работал в «Спайлоге», потом в зарубежной компании «Jason & partners», потом в СУПе. Насколько я знаю, ты везде занимался в основном аналитикой. Рядом с тобой всегда были начальники, которые обеспечивали заказы, фронт работ, а твоё дело были исследования. А теперь?

- На самом деле, как ни странно, поменялось не очень много. Во-первых, у меня всегда была высокая степень автономности.

Тут можно вспомнить «Jason & partners», где я был руководителем блока исследований, а этот блок был основным содержанием компании. Конечно, там были службы, которые обеспечивали нас работой. Конечно, был владелец компании, который был начальником. Да он давал подробные указания, но наши отношения были больше похожи на отношения с клиентом, когда у меня есть ответственность перед человеком, есть сроки, есть обозначенные задачи.

В СУПе, конечно, было по-другому, но тоже нельзя сказать, что это была большая и сильно забюрократизированная компания. Там было больше взаимодействия с другими людьми, но не было жёсткой иерархии.

- Но здесь ты просто должен быть сам себе голова.

- Да, разумеется, но при этом то, что касается повседневной работы, всё равно, находится в чётких и жестких рамках. Это не типично. Это – наша особая история. Это связано с тем, что у нас небольшая компания, работающая по достаточно крупным контрактам больших компаний.

И те проекты, которые выполняются, и те, которые на данный момент находятся в стадии продажи и обсуждаются, также создают довольно жесткий каркас того, что надо делать.

- Но это – жёсткие рамки, задаваемые самой работой, а не начальником, у которого свой взгляд на вещи.

-  Расставлять задачи по приоритетам – я делал это и раньше, будучи наёмным сотрудником. И в данном вопросе у меня была большая автономия. Так что для меня принципиальных изменений при перемене статуса не произошло.

Надо сказать, что с каждым новым человеком, приходившим в компанию в связи с ростом количества проектов, хотя я не руковожу ими лично, а только присматриваю за их работой, а иногда вообще не участвую в ней, ситуация менялась. Но это был постепенный процесс, который и сейчас ещё не закончился.

- То есть ты понимаешь, что компания будет продолжать расти.

- Пока у нас каждый год по цифрам больше предыдущего. Каждый год мы  заканчиваем с большим числом сотрудников, чем начинали, хотя это, разумеется, не является самоцелью.

- Самоцелью, как я понимаю, является рост количества проектов.

- Я бы сказал, что самоцелью тандема двух людей, которые всё делают по сути сами, является создание работающей машины, которая способна делать много исследований. Кроме того, она должна быстро интегрировать новых сотрудников. И мы движемся по этому пути, хотя, конечно, хочется, двигаться быстрее.

- Быстрее хочется всем. Но вы ведь начинали компанию с нуля, хотя вы, с вашей известностью и авторитетом в мире интернет-аналитики – это уже не ноль. Тем не менее, насколько сложно было начинать новое дело?

Притом, что возможные клиенты знали вас и знали, что вы можете.

- На этот вопрос мне трудно ответить: я не знаю, в каких единицах измерить сложность.

- Скажем так: сегодня у многих на устах слово «стартап». Даёшь стартапы! Все срочно делайте ап! Всем помогут и так далее. А как на самом деле это происходит?

- У нас всё же была принципиально другая ситуация: во-первых, нам на старте практически не нужны были сотрудники. Мы взяли себе в помощь только ещё одного аналитика, и был у нас человек, работавший не на полную ставку, который занимался финансово-юридическими вопросами. Так что расходы компании в первые месяцы работы были совсем скромными.

Это была одна сторона дела, с другой, у нас не было необходимости выдать сразу некий большой и сложный продукт, при том, что мы по сути начали зарабатывать с первого месяца работы. Мы провели первые исследования и получили за них первые деньги. Причём мы не вложили ни копейки в рекламу – рекламой служила наша известность на рынке.

Так что на старте, конечно, было непросто, но это были не сложности старта, а нормальные проблемы отладки бизнес-процессов.

- И поскольку вы теперь интересны и востребованы, перейдем к следующей группе вопросов. «Дата инсайд» занимается исследованиями интернет-рынка.

- Да, мы занимаемся рынком интернет-торговли.

- Если исходить из того, сколь часто и с каким рвением этот рынок в последнее время регулируют, там должны быть интересные проблемы. У нас ведь то вводят налоги на покупки до такой-то стоимости, то сдвигают эту планку куда-то, то придумывают что-то ещё. Как люди выживают и развиваются в таких условиях. Или это не так страшно?

- Во-первых, разговоров, наверное, больше, чем конкретных изменений.

Если говорить о том же налогообложении, о таможенных пошлинах на покупки, сделанные в зарубежных интернет-магазинах, то разговоры об этом идут уже два года, а реальных изменений пока не было.

Конечно, интернет-магазины жалуются на существующие ограничения. Так, например, в России официально нельзя продавать через интернет  украшения, лекарства и алкоголь. Но ведь всё равно бизнес решает задачи удовлетворения существующего спроса, хотя, не будь ограничений, делать всё это было бы гораздо проще.

- Но я, например, знаю, что лекарства можно и сейчас заказать по интернету и затем получить в ближайшей к тебе аптеке одной из сетей, связанных с этим конкретным интернет-магазином.

- Да, есть целый ряд эффективных, быстрых и хорошо растущих проектов на рынке торговли лекарствами. Но есть и существенные ограничения, вынуждающие искать обходные пути. Точно также люди продают и ювелирные украшения, и алкоголь, но при этом используются всякие витиеватые схемы.
Если говорить о тех же лекарствах, понятно: куда проще было бы не приходить в аптеку, а получать их на дом, особенно, когда речь идёт о лекарствах, необходимых людям, у которых нет физических возможностей дойти до аптеки.

Так что скажем честно: есть и разные ограничения, и много проблем, связанных с неоднозначностью законодательства, дающему возможность для различных интерпретаций, и так далее, и тому подобное. Но в целом, на самом деле, можно говорить о том, что интернет-магазинам работать проще, чем магазинам обычным, и не случайно то, что в этот бизнес пришли десятки, а, может быть, и сотни тысяч предпринимателей.

В интернете, конечно, проще торговать вообще без регистрации, поскольку нет того места, куда могут прийти проверяющие органы, чтобы тебя проверить.

- Ну, это преимущество для тех, кто привык работать «в тени».

- Разумеется.

Во-вторых, в реальном мире интернет-магазины не так заметны, а потому они меньше страдают от пожарных, СЭС и других подобных организаций.

Но при этом большая и значимая тема, которая, безусловно, будет развиваться и дальше, - это некое противостояние внутри рынка электронной торговли.

 

Продолжение следует.

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости