С 1 июля порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов (таких, как Aliexpress, Ebay и другие) будет снижен в два раза — с 1000 до 500 евро. Далее, по словам директора департамента таможенной и налоговой политики министерства финансов Алексея Сазанова, Минфин будет «двигаться, получая обратную связь». Как отразится это решение правительства на общей активности интернет-магазинов и поможет ли оно подняться национальной интернет-торговле? Об этом в материале «ФедералПресс» рассуждает эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Филипп Данько.
«Изменение этого порога сейчас сочетается с ужесточением регулирования контроля внутри страны. Скорее всего, объем покупок сильно не изменится. Он просто станет чуть более прозрачным. Я думаю, мы как пользователи в результате нововведений столкнемся с ростом цены и увеличением сроков.
Вырастут издержки на доставку. И вряд ли Алиэкспресс будет нести их целиком самостоятельно, то есть цены на товары вырастут. А это значит, что мы будем наблюдать падение российского сегмента в Алиэкспрессе и тому подобных магазинах. Либо возникнут специальные поблажки для российских интернет-пользователей, чтобы удерживать эту аудиторию покупателей. Но пока никто из интернет-гигантов не заявлял ни о каких льготах.
Появление российского Алиэкспресса довольно сомнительно, потому что здесь сервис построен на пересылках от физлица физлицу. Следовательно, придется оформлять все грузы на территории России, что еще больше ужесточит госконтроль и сломает им экономику окончательно.
Если говорить о пользователях-«физиках», которые все берут для личного потребления, то здесь отдельные заказы могут «разбиться» на 2-3 коробки. Например, дешевые индийские дженерики вполне можно дробить на две-три партии (партия набирается за счет количества). Пострадают капитально те, кто использует такие покупки в розничной торговле (в ретейле), потому что 10 партий – это уже серьезные затраты с точки зрения логистики.
Возможно, появится дробление банковских транзакций, и оплата за товар будет переводиться частями. Хотя вопрос, конечно, максимальной цены продукта. Покупка партии дженериков отличается от покупки одного смартфона или одной вазы. Но доля таких покупок ниже.
Вырастет ли после всех этих новаций российская интернет-торговля сказать трудно, так как сейчас она все еще находится в весьма развивающемся состоянии. Яндекс-маркет, конечно, развивается активно, но гипермаркетов типа Алиэкспресс или Ebay у нас особо нет. Новая ситуация может существенно помочь конкуренции внутри российского интернет-рынка, защитив наши компании от монополистов типа Алиэкспресс и других.
Ударит ли в целом это по покупателям-россиянам? Думаю, что нет. Мы не так часто покупаем в интернете, чтобы почувствовать какую-то проблему в связи с новостями о «1 июля». По маркетологическим данным от PricewaterhouseCoopers, 8 из 10 человек покупают товары в интернете. Но вот только делаем мы это всего пару раз в месяц».