Не случайно тема туризма стала одной из ключевых в работе форума «Город – общее дело», который на днях состоялся в Тобольске. Первая столица Сибири известна своей древней историей, но, как считают эксперты, этого мало для того, чтобы сделать город современным туристическим кластером.
«Мне кажется, туризм у вас не пойдёт, – ответил на вопрос о развитии туристического потенциала Тобольска генеральный директор Фонда социальных инвестиций Сергей Голубев (г. Москва). – Двести пятьдесят километров – это далеко, а для самолёта – низкая пропускная способность».
Голубев напомнил, что туризм – это, в первую очередь, креативная индустрия, «экономика впечатлений», которая для своего развития требует от города значительных изменений.
«Тобольск должен быть не городом промышленников и рабочих, – пояснил он. – А городом творческих свободомыслящих людей, которые создают классные продукты, востребованные на уровне мировой экономики. Тогда сюда поедут. Ехать смотреть на кремль, извините, скучно. Кремлей в России много. А ехать и попасть в какую-то историю – в хорошем смысле этого слова – этого пока мало. Нужно определиться, какие истории город будет транслировать в мир. А в туризм в чистом классическом виде я не верю».
Голубев порекомендовал развивать уникальные региональные истории, например, про конька-горбунка, создавать и транслировать новые туристические мифы, ради которых стоит проехать сотни и тысячи километров.
В качестве современных социальных трендов гендиректор Фонда социальных инвестиций назвал стремление к экологичной жизни, осмысленности и человечности. Он подчеркнул, что небольшие города должны быть особенно заинтересованы в росте предпринимательского капитала.
По мнению исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе (г. Москва), активность туристического бизнеса в стране оставляет желать лучшего, и это общая проблема. Она также отметила глубокое недоверие предпринимателей к власти, которое препятствует развитию индустрии. По словам Ломидзе, это особенно заметно на местных уровнях, и поэтому региональные рынки захватывают крупные федеральные игроки, что становится дополнительным поводом для обид.
«Можно находиться в состоянии инерции и недоверия сколь угодно долго, – прокомментировала она темпы развития местных турфирм. – Туристический поток всё равно сюда придёт. Но, возможно, без вашего участия».
Представители тюменских туристических фирм возразили, что местный турбизнес, несмотря на сложности выхода на федеральных туроператоров, не стал менее активным – наоборот. Тюменцы заметили, что без участия органов власти работать проще, так как «не нужно тратить время на совещания», а все действия разворачиваются «в своём русле, на своём поле». По их мнению, причина взаимных обид власти и бизнеса заключается в отсутствии эффективного механизма взаимодействия.
«По поводу сложностей выхода на федерального туроператора расскажу история прошлой недели, – привела пример Майя Ломидзе. – Все говорят, что Тюменская область может принимать иностранных туристов. Федеральный оператор, входящий в тройку по приёму иностранных туристов, заявил о запросе на Тюмень и Тобольск из Германии, юго-восточной Азии и Китая, и попросил связать с региональными операторами. Мы дали ему контакты пяти тюменских операторов, которым отправили заявки. Ни один тюменский оператор не ответил! Не сказали, что сложно или нужно посчитать заявку. Просто не ответили! Это не обвинение именно тюменцев – точно такие же истории были во многих регионах».
Директор компании o2Сonsulting, руководитель проектов НИСИПП Филипп Данько (г. Москва) предложил рассмотреть туризм как точку роста для развития городской среды. Он напомнил, что туризм является одним из приорететных направлений развития России подчеркнул, что предложения местных турагенств должны соответствовать федеральной повестке.
«Каждый рубль бюджетных средств, вложенных в туризм, естественным образом привлекает более двух рублей частных инвестиций, привёл он цифры. – Каждое рабочее место, создаваемое в сфере туризма, создаёт до пяти рабочих мест в сопутствующих отраслях. Именно ради этого мы занимаемся данными вопросами».
Успешная реализация туристических проектов, по мнению Филиппа Данько, невозможна без оригинальной идеи. Привлечь современных туристов сейчас можно только чем-то особенным, а типовыми штампами уже никого не удивить.
Директор консалтинговой фирмы привёл несколько примеров лучших практик реализации проектов. Быстрая окупаемость – не единственный показатель успеха: есть идеи с длительным сроком возврата инвестиций, но при этом они создают новую инфраструктуру и привлекают дополнительные туристические потоки.
Подводя итоги и делясь впечатлениями от мероприятия, гендиректор Фонда социальных инвестиций Сергей Голубев отметил, что работа с предпринимателями – это всегда здорово, так как эти люди создают новое.
«Именно эти люди формируют городскую среду и насыщают её событийностью, – пояснил он. – В работе на тематической площадки я заметил у жителей Тобольска заинтересованность в своём городе, и они даже понимают, что именно они хотят сделать. Сейчас очень важно определить цель и консолидировать усилия – тогда Тобольск обречён на успех».
Напомним, форум предпринимателей «Город – общее дело» стал площадкой для общения и обмена опытом с сферах развития городской среды, туристической индустрии, социальных проектов и маркетинга.