Мы продолжаем обсуждать сложную и необычную ситуацию, сложившуюся в деятельности отечественных предпринимателей в связи с последними событиями в России и в мире. Сегодня мы беседуем с Михаилом Вириным, совладельцем фирмы АМО, занимавшимся предпринимательской деятельностью более тридцати лет.
- Михаил Михайлович, все вопросы о сегодняшнем состоянии российского бизнеса, как мне кажется, связаны с одним печальным фактом: у нас сложилась тяжёлая ситуация, какой ещё не бывало.
- Да, дожили.
- Что Вы как человек, столько лет занимавшийся бизнесом, переживший кризис 98-го года, о котором сейчас многие вспоминают…
- Переживший этот кризис. Не просто видевший, а переживший. С большими потерями, между прочим.
- И вот сквозь призму всего этого накопленного опыта, что Вы можете сказать тем предпринимателям, которые столь тяжких кризисов не переживали? Что делать небольшому бизнесу, попавшему в сегодняшнюю ситуацию? Заметим при этом: сейчас не просто критические условия, сейчас условия, которых до сих пор просто не было. Что должны делать малые, средние предприниматели чтобы пережить то, что уже свалилось, а что ещё свалится, мы сейчас точно предсказать не сможем.
- Увы, я считаю, что довольно многим придётся закрыться. Причем, может быть, предвидя этот вариант, предпринимателям нужно будет вовремя принять такое решение. Распродать всё, что можно, превратить материальные ценности в какие-то финансы и искать новый бизнес.
- А его можно будет найти?
- Бизнес будет жить в любом случае, но, возможно, какой-то другой, более приемлемый, более жизнестойкий в новых условиях.
Чем-то это будет напоминать 90-е, в основном, думаю, это касается инфляции.
- Не дай бог! Я ещё не забыл расчёты в миллионах рублей.
- Будем честными: инфляцию не удержать. Собственно Центробанк уже поставил своей ставкой планку.
- Да, 20%.
- А что значит – ставка Центробанка в 20%? Это значит, что инфляция будет не меньше этих 20-ти процентов. 20% - это её нижний предел, порог так сказать. А какая она будет на самом деле – непонятно, но, думаю, что инфляция будет серьёзной.
Но есть и другая сторона дела: люди не перестанут ни есть, ни пить. Одеваться будут скромнее, но голыми ходить, разумеется, не начнут. Конечно, станут меньше покупать всяких глупостей. Это всё лежит на поверхности. И какой-то бизнес, розничный, харчёво-продуктовый, если можно так выразиться, безусловно, сохранится.
- А какой-то нет. Вот та же фирма АМО, как себя будет чувствовать?
- Я можно сказать вижу, как от нас уходит часть арендаторов. Это – компании, работающие в непродовольственном секторе. В этом я уверен на сто процентов. Часть таких компаний и до последних событий, года два назад уже сбегала.
- Тогда была пандемия. Её, конечно, отодвинула в сторону новая напасть, но и два года назад ситуация была не из лёгких.
- Да, и тогда сбегали, заплатив, не заплатив… по-всякому. А сейчас уж точно люди переключатся на более дешёвые продукты и доведут до минимума покупку непродовольственных товаров.
С другой стороны, из-за закрытия Европы наши сограждане лишатся возможности дорогого зарубежного отдыха. А в тех странах, которые будут открыты, из-за подорожания местной валюты по отношению к рублю нашим людям будет грустнее отдыхать, чем раньше.
- Безусловно.
- И это, судя по всему, везде. Взять ту же самую Турцию, где упавшая бедная лира тоже заметно, чуть ли не в два раза подорожала по отношению к рублю.
В этих условиях нужно переключаться на какой-никакой внутренний туризм, причём это касается как тех, кто хочет отдохнуть, так и тех, кто может оказать им какие-то услуги. И людям надо свои бизнесы закрывать, если понятно, что они скорее всего не выживут, и заняться той же туристической сферой, той же розничной торговлей продуктами питания.
Я прекрасно понимаю, что это всё очень непросто – сменить сферу деятельности, но ведь придётся. Какая-то сфера услуг будет работать, потому что без неё никуда, и будет худо-бедно кормить своих работников.
- Разумеется. Ещё ремонтировать надо будет всё, в том числе и многое из того, что раньше выбрасывалось.
- Конечно. Но и на этом люди тоже будут экономить.
В общем, самое главное, я считаю, - вовремя принять решение о закрытии своего бизнеса, если это необходимо.
Если говорить о непродовольственном рынке в России, на нём в основном будут китайские товары.
- Безусловно.
- А они ведь задавят всех отечественных производителей, которые до сих пор как-то трепыхались, но перед китайским ширпотребом окажутся бессильны. В лучшем случае они будут скуплены теми же китайцами, а так – просто умрут. Думаю, что это будет очень серьёзным фактором в определении судьбы многих малых и средних предпринимателей. Когда место европейского и американского импорта у нас окончательно займёт китайский, возможны самые разные варианты.
- Но у нас есть люди, говорящие: слава богу, что уйдут от нас проклятые американцы, да и европейцев сейчас у нас не слишком жалуют. А Китай у нас наоборот любят, считают китайцев нашими друзьями.
- Китай мы, конечно, любим, но у нашего поколения в памяти остаётся остров Даманский, и никуда он не денется.
- Да, помним. Знал я парочку ребят, года на два меня постарше, которые там воевали.
- В том то и дело: Китай такой деловой партнёр, от которого никакой любви ждать не приходится. Речь пойдёт только о выгоде для китайцев: если в России эта выгода будет, Китай наш рынок не оставит. Без всякой любви и тёплых отношений. Они хотят стать гегемоном земного шара.
- Да, они хотят подвинуть США.
- В этом всё дело – вот задача. А поглотить при этом Россию – не такая уж проблема, с их точки зрения. Речь, конечно, идёт об экономическом поглощении.
- Это понятно.
- Скупят они наши производства, которые того стоят, как они делают в других странах, и всё.
Беседовал Владимир Володин.