Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сергей Смирнов, доктор экономических наук. Надеюсь, завтра не наступит хаос. Часть первая.

Мы продолжаем беседовать с предпринимателями и экспертами о том, в каком положении оказалась российская экономика, чего можно ждать в ближайшем будущем и что можно сделать в этих условиях, чтобы смягчить удар начавшегося кризиса.

Сегодня наш собеседник – Сергей Николаевич Смирнов.

 

- Сергей Николаевич, давайте сразу об одном из главных вопросов: что у нас будет с рынком труда? Когда из России начали уходить иностранные компании, были разговоры, что это ненадолго, что они будут платить какую-то зарплату работникам. Сейчас уже идёт речь, что работникам фактически выплатили положенное выходное пособие и больше ничего платить не будут.

- Да, это правда. Когда в марте начались все эти «телодвижения», я говорил, что так и будет. Просто все компании, работавшие в России, очень чётко соблюдали нормы российского законодательства о труде: перед тем, как уволить людей в связи с закрытием производства, им выплачивали зарплату за определённое законом количество месяцев. Но они предупредили, что будут увольнения, и, с этой точки зрения, придраться к ним невозможно. А дальше никто не заставляет их платить: это была бы какая-то благотворительность.

Другое дело, что каждый день, когда ты читаешь такие новости: производство российской марки, не имеющей конкурентов за рубежом, переезжает из России…

- Вы имеете в виду мотоциклы «Урал»?

- Да. Они из Ирбита Свердловской области перекочёвывают в Казахстан. Значит здесь опять сократятся рабочие места.

При этом есть два момента, на которые я обратил бы внимание. Готовясь к нашему разговору, я посмотрел статистику. Что касается рынка труда, то есть отдельные высказывания экспертов, работодателей и так далее, а статистические данные заканчиваются февралём месяцем: специальные публикации того же Росстата и по общей безработице, и по общему числу занятых, и по зарегистрированным безработным – всё. Так что определить краткосрочные последствия очень сложно.

И меня не удивляет на самом деле эта задержка мартовской статистики

(согласитесь – конец апреля, май послезавтра, а никакой статистики не существует).

Если же говорить о рынке труда, то полушутливо, но полувсерьёз: меня поразило снижение качества экономического роста, хотя это понятно. Вы же понимаете: может расти производство галош, а может – современных видов одежды и обуви, кожаной, непромокаемой, кроссовок и так далее.

- Разумеется.

- Точно также и здесь: снизили требования к автомобилям по классу, по-моему, до Евро-2 довели, но со временем могут – до Евро-1 и до Евро-0, а что будет дальше? Ущерб экологии, и цепочка начнёт раскручиваться. Но мы ведь должны бороться с выбросами. А что значит бороться с тем, что увеличивается? Это значит, что надо создавать рабочие места для борьбы с ними.

Мне это напоминает выступление одного господина, что мы откажемся от химикатов, облегчающих нам повседневное существование…

- И начинаем стирать содой.

- Да, на этой самой доске для стирки. Это точно такой же сюжет, как и с автомобилями: хуже экология, но появляются рабочие места.

- Для кого они появятся? Для очередной когорты чиновников?

- Да, дурные рабочие места, непроизводительные, но они появятся.

- Но что будут делать эти люди?

- Они будут бороться с выбросами. Ликвидировать последствия. Мыть улицы например, мыть автомобили, изобретать какие-то присадки для бензина. Это я, конечно, условно говорю. Но не условно: появятся рабочие места, которые могли появиться в ИT-технологиях, в цепочках современных производственных процессов. А уйдут они куда-то назад.

Массовая безработица – понятие весьма субъективное, но я думаю: власть не допустит социальный взрыв. Да, Внуково перевели на неполный режим работы: кто-то три дня работает, кто-то четыре, но пока, я думаю, они будут держаться. А потом пойдёт программа реструктуризации экономики, о которой говорит Эльвира Набиуллина.

Наверное, если не разворуют, а здесь, по-моему, должны быть достаточно жёсткие аргументы, и, думаю, там ответственные люди будут стучать кулаком по столу, объясняя, что может случиться, если станут воровать из средств на эту программу.

- Сергей Николаевич, есть ведь разные масштабы: есть масштаб страны, а есть масштаб конкретного региона. Только что Алексей Кудрин предсказал, что нас ждёт дифференциация регионов, и лично я в этом уверен.

Пример – Калужская область, куда губернатор Артамонов сумел зазвать западных автопроизводителей. Там были автозаводы, где работали люди, получавшие неплохую зарплату. Сейчас эти производители ушли. Что делать в этой отдельно взятой области? Ведь многие детали для сборки машин поставлялись из той же Европы.

- Я думаю, что произойдёт некая переориентация. Вы знаете: в Калужской области сейчас активно развивается завод по переработке бытового мусора, где кто-то сможет найти работу. Возможно, эти рабочие места смогут смягчить обстановку. А можно наладить и производство деталей, ведь оборудование пока ещё работает. Метал какой-то всё-таки будет. И пойдёт тот самый китайский сюжет.

- Что значит китайский сюжет? Если придут китайцы, они заберут завод себе. Сразу.

- Да. Но возьмите тот же самый сюжет: только что прошла информация, что Китай хочет выкупить часть акций ВАЗа. И начать там производить, я не знаю, что…

- Дешёвые автомобили, думаю, «Черри» например.

- Может быть. Но главное – что-то он будет там производить. Я думаю, в Калужской области тоже могут быть какие-то такие вещи.

Хотя я с Вами абсолютно согласен, что тут проблемы глобальные. Скажем, «Валио» продаёт кому-то своё производство на территории России, и здесь, я думаю, особых проблем не будет: сырьё российское. Ну, будут вместо «Виолы» плавленые сырки «Дружба» (я, конечно, утрирую, надеюсь, что до этого качества мы всё-таки не упадём).

А вот с крупными предприятиями - я порадовался, если можно радоваться в такой ситуации, что будет какая-то «движуха» на АвтоВАЗе. Я понимаю, что Тольятти уже не моногород, что есть и другие производства, но на ВАЗе работает значительное число занятых местных жителей. А касками стучать на Горбатом мосту, как во времена Ельцина, сейчас не позволят.

- Но, если мы говорим о создании кое-каких рабочих мест, то возникает вопрос: что будет с покупательной способностью населения. На том же мусороперерабатывающем заводе жителям той же Калуги будут платить меньше, чем на автозаводе западной компании.

- Это, действительно, следующий вопрос. Я думаю, будет дальнейшее расслоение общества. Конечно, будут поддерживать семьи с детьми, и уже анонсированы новые пособия. Те же самые бюджетники, может быть, не потеряют ничего. А вот у тех, кто живёт от прибыли, будут проблемы, и будущее их окажется в зависимости от того, как будут реструктуризироваться наши с вами расходы. В зависимости от этого всё и будет развиваться дальше. Сейчас прогнозировать их дальнейшую судьбу сложно.

Меня, на самом деле удручает другое: понятно, что в ближайшее время ничего не кончится, что вал санкций будет нарастать. Мы не будем говорить, как наши пропагандисты, что эти санкции отразятся в первую очередь на европейцах, американцах и так далее.

- Отразятся, разумеется, но после нас и куда легче.

- Это мы с Вами обсуждать не будем. Но тогда уже в начале марта надо было садиться и составлять концепцию той самой реструктуризации, о которой правильно сказала Эльвира Набиуллина.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости