Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Антон Стамплевский, уполномоченный по защите прав предпринимателей Тверской области. Проблем много, и старых, и новых. Часть первая.

Как выглядят проблемы российского бизнеса с точки зрения человека, работа которого – этот бизнес защищать? Об этом мы беседуем с уполномоченным по защите прав предпринимателей Тверской области Антоном Стамплевским.

 

- Антон Владимирович, у нас на сайте и в относящихся к нему группах в социальных сетях последним перед нашей беседой прошло интервью с Константином Таратыркиным. Он – глава маленькой фирмы, занимающейся наладкой и испытаниями систем вентиляции. И он неожиданно попал под западные санкции.

- Каким образом?

- Он, конечно, не Дерипаска и не Фридман, но бьют ведь, как говорится, «по площадям». Перестала Германия продавать в Россию приборы с которыми он работал. Раньше, если что-то случалось, он мог купить новый прибор или деталь к нему в течение двух недель. А теперь вообще не может это купить, живёт за счёт старых запасов.

- К сожалению, не с ним одним это произошло.

- Вы занимаетесь защитой прав предпринимателей в Тверской области. Изменился ли характер обращений представителей бизнеса за эти полгода? Или всё же проблемы у большинства те же?

- Я бы не сказал, что проблемы сильно изменились. По сути, было две волны, когда обращений становилось значительно больше чем обычно. Первая – конец февраля – март, когда началась СВО, и начали рваться логистические цепочки, поставки комплектующих стали под вопросом, ожидался каскад неплатежей контрагентов.

И при этом никто не знал, что будет из себя представлять господдержка.

В этой связи мы проводили мониторинги, опрашивали предпринимателей, получают ли они обещанные пролонгации по кредитам, не пересматривали ли банки у них ставки. Наш регион тогда прозвучал у Бориса Юрьевича Титова, как регион, где было много таких обращений. Аппарат федерального бизнес-омбудсмена обратился в Генеральную прокуратуру, мы разбирались в этих проблемах вместе с нашим областным прокурором, банками, правительством. Увы, проценты почти у всех по кредитам были привязаны к изменениям ставки рефинансирования, поэтому произошёл резкий рост кредитной нагрузки. У людей было 8 – 10%, а оказалось 24%. Лихорадило так месяца два, и было много таких обращений.

Там, где были нарушения, мы, совместно с ЦБ и прокуратурой, всё отладили, но в большинстве случаев, когда люди подписывали, не глядя, такие кредитные соглашения, выходом стала реструктуризация. А, когда ставка рефинансирования изменилась, ситуация откатилась обратно.

- Антон Владимирович, я понимаю, что банки стремятся соблюсти свою выгоду. Но ведь в данном случае их клиенты – бизнесмены, люди, привыкшие и умеющие считать деньги. Как они могли подписывать кредитный договор, не читая то, что набрано мелким шрифтом? Уж они-то должны были понимать, что именно этот текст может быть особенно важен.

- Конечно, они должны обращать внимание на такие вещи. Но тут всё не так просто: у нас нет равенства сторон в договорных отношениях. Как по линии бизнес – государство есть соподчинённость, так и с банком: хоть это частная коммерческая структура, немногим предпринимателям удаётся что-то поправить в договорах. Обычно им говорят: у нас типовая форма, всё утверждено в Москве, мы не можем ничего менять. Я в феврале или в марте открывал как физическое лицо счёт в одном из банков, чтобы положить деньги под хороший процент, и тоже было непросто настоять на своём. А предпринимателям, неподготовленным юридически сложно разобраться в хитросплетениях банковских формулировок. Плюс, когда для сохранения бизнеса деньги нужны срочно, долго вчитываются в текст далеко не все. А предпринимателям просто говорят: не хотите подписывать стандартный договор – не надо, но мы никакие исправления вносить не будем.

 - А представители бизнеса не понимали, какие риски таит в себе плавающая ставка?

- Понимали, но такого кратного роста никто не мог прогнозировать. И потом: предприниматели не могут добиться включения в договоры с банками нужных для себя положений. Нет четкой процедуры урегулирования разногласий, да и нет медиативной оговорки в таких договорах редко встретишь.(Медиативная оговорка - это условие об урегулировании возникшего спора при участии посредника (медиатора) с помощью процедуры медиации, которое включается в  текст договора между сторонами – В.В.), Мы на протяжении последних двух дет предлагаем ввести ее. Иначе равенства сторон при заключении договоров совсем нет.

Это – первый блок обращений. Второй, конечно, связан с поддержкой бизнеса. И здесь, в отличие от периода эпидемии ковида, прямая финансовая поддержка предприятий в основном легла на региональные бюджеты. Пришлось также продлять решения по налоговым льготам по специальным налоговым режимам снова за счет регионов. А возможности у всех разные.

Малый бизнес, конечно, ждал снова поддержки в виде сохранения занятости, хотя бы в размере МРОТ на 1 работника, как это было в пандемию. Но новой версии программы ФОТ не случилось.

В основном вся поддержка пошла опять по привычной линии: давайте поддержим из бюджета банки, а они уже будут выдавать кредиты среднему и малому бизнесу.

Но, во-первых, не все могут получать эти кредиты: предоставлять обеспечение, банковские гарантии, которые не для всех доступны. А во-вторых, зачастую льготные кредиты получают как правило те, кто делал это и раньше. Кто, так сказать в клиентской базе. Им и предлагают в первую очередь. К сожалению, в реестр поддержки данные о том, кому выдаются субсидированные государством кредиты не загружаются. Стоит изменить порядок, чтобы и эти данные стали открытыми и их можно было бы использовать при анализе эффективности мер поддержки

И, в третьих, сама стоимость банковской гарантии «кусается». А без нее получить поддержку сложно. Созданные с участием государства различные фонды развития и поддержки страхуют риски и предпочитают именно такое обеспечение. Про то с каким дисконтом оценивается имущество повторяться не буду. Там снова нижняя планка.

Имущественный комплекс оценивается по минимуму, а земельные участки и оборудование не рассматриваются.

В итоге льготные займы превращаются в уже не совсем льготные. Что ведёт и к удорожанию проекта, и к увеличению временных рамок его реализации.

В этой связи хорошо в ряде регионов себя зарекомендовало субсидирование процентной ставки по выданным кредитам. Это хороший механизм и отдача от каждого субсидированного рубля почти 7 рублей в налогах и сборах получается. Необходимо активнее распространять эту практику, расширять ее на новые виды экономической деятельности, так как займов на «оборотку» и импортозамещение всем не хватит.

Но, несмотря на такую сложную ситуацию в экономике, обвала весной и летом не произошло.

Многие накопили запасы прочности, «подъедали накопленный жирок» и перестроившись, приспособившись к новым реалиям продолжают работу, сохраняют рабочие места. Хотя сложности есть и у торговли, и в услугах, и у обрабатывающей и лесной промышленности. Ведь так с ходу перестроиться с тех же европейских рынков на какие-то восточные очень непросто. Поэтому к нам также поступали обращения связанные с поставками, кооперацией. И в регионе сам бизнес при поддержке профильных министерство и институтов развития более активно стал обмениваться информацией. Что у кого есть на складе, какую продукцию и услугу можно оказать внутри региона. И здесь размещение государственного заказа, особенно при строительстве объектов инфраструктуры, преимущественно и предприятий региона играет очень важную роль. Здоровый протекционизм.

- Знаете, Антон Владимирович, на самых разных мероприятиях, которые проводились при участии нашего института всё время его существования обсуждались эти вопросы. И вот прошло десять лет. А вопросы так и остаются без ответа. Неужели нельзя принять на самом высшем уровне политическое решение, чтобы помочь предпринимательству?

- Помощь предпринимательству есть и сейчас она наращивается. Вопрос в том, как довести эти ресурсы до бизнеса и охватить мерами поддержки большее количество субъектов предпринимательства. Для этого сами вырабатываемые меры поддержки на стадии проектов НПА должны быть акцептованы бизнесом.

Многие считают, что более существенное влияние на бизнес могут оказать решения по снижению налогов и неувеличению существующей налоговой нагрузки (сейчас на примере запрета малому ювелирному бизнесу вести дело на ПСН и УСН мы видим обратные действия). Также распространение пониженных пенсионных и страховых взносов на весь фонд оплаты труда может серьезно помочь предпринимателям. Надеемся, что в этом году эти и другие предложения института уполномоченных, которые основаны на мнении предпринимателей со всей страны и содержатся в ежегодных докладах, будут поддержаны на государственном уровне.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости