Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сусанна Альперина, продюсер, журналист, писатель, программный директор фестиваля ORIGINAL+. Больше продюсеров хороших и разных. Часть первая.

Наш сайт никогда не писал о таком виде деятельности, как продюсирование. А продюсеров в России сегодня сотни.

Чем они занимаются, что входит в круг их обязанностей? Только ли в кинобизнесе продюсеры играют одну из важнейших ролей?

Обо всём этом мы беседуем с Сусанной Альпериной.

 

- Сусанна, первый вопрос: «Что такое работа продюсера?». Вы продюсируете фильмы и фестивали, как я слышал.

- Всегда говорю, что у меня есть две стороны умений и навыков: с одной – я – человек творческий, с другой – умею быть организатором. И оба эти качества необходимы, как для профессии продюсера, так и для профессии журналиста. Как журналист я больше работала и работаю в печатных изданиях, которые сейчас сильно изменились - стали представлять из себя медиа, совмещающие тексты с другими видами подачи информации. Как пример проектов, которые делаю — и это также можно назвать продюсированием: программы, циклы видеоинтервью, требующие организации процесса.

Однажды меня пригласили читать лекцию в РАНХиГС на тему, что общего у журналиста и продюсера. И еще в процессе подготовки она меня очень увлекла.

- И что у них общего?

- Основное – поиски смыслов, причём и тот, и другой должен быть, с одной стороны, человеком творческим, с другой – хорошим организатором.

Также продюсирую фильмы — в разном качестве, потому что бывают разные виды работы продюсера. Шучу, что я – продюсер-дебютант. У меня на данный момент есть один документальный фильм и один короткометражный. Сейчас работаю еще над несколькими проектами. 

В некоторых фильмах была ассоциированным продюсером. 

- А что это такое? Лично я с таким термином до сих пор не сталкивался.

- Это, говоря другими словами — советник генерального продюсера. Понимаете, в кино, и не только есть разные продюсеры: генеральные, креативные, исполнительные, ассоциированные и так далее. 

Помимо фильмов и медиа-проектов, имею опыт продюсирования фестивалей. 

- Давайте разбираться со всеми этими разновидностями продюсирования по очереди. То, что у каждого фильма есть продюсеры, знают все: они указаны в титрах, и достаточно посмотреть на экран, чтобы узнать, сколько их и как называются их должности. Но Вы сказали, что продюсируете какие-то проекты, медиа и так далее. Как работает продюсер в таких проектах?

Выше я уже начала рассказывать об этом. Медиа-проекты — это, например, цикл видеоинтервью со специальной подачей; цикл статей в виде спецпроекта и так далее.

Например, во время пандемии делала цикл онлайн-интервью (тогда ведь опасно было встречаться с людьми в реальной жизни). Понимая, что людей надо как-то удерживать дома, организовала спецпроект, в котором известные люди (например, Валерий Тодоровский), рассказывали о своих любимых фильмах и советовали, что посмотреть. Уже теперь понимаю, что проект получился визионерским, поскольку с развитием онлайн-кинотеатров роль таких гидов, людей, которые рекомендуют, что посмотреть, невероятно возросла.

В этом году делала проект «Навигатор по контенту», посвящённый зарубежным фильмам и сериалам. Несколько профессионалов, занимающихся закупкой таких фильмов и сериалов для российских онлайн-кинотеатров, рассказывали про контент определённых стран. И в конечном итоге на фестивале ORIGINAL+, где я программный директор, эти люди собрались на круглый стол.

- Вот мы перешли к фестивалям. Чем отличается работа, связанная с ними?

- Фестивали – это довольно тонкая материя. Если медиа проекты подразумевают совмещение в одном человеке качеств продюсера и творца, то с фестивалями сложнее: здесь продюсер и программный директор – обязательно разные люди.

Как продюсер я работала над Фестивалем мультфильмов на Балканах, а программой там мне помогали заниматься люди, хорошо разбирающиеся в анимации, в частности — партнеры из «Союзмультфильма». Моей задачей был поиск партнёров, нахождение средств, логистика, локации, объединение людей, которые этим занимаются. Это было продюсирование в чистом виде.

- Извините, но из Ваших слов следует, что есть продюсирование в некоем чистом виде, значит, есть и «не чистое» продюсирование. Начнём с того, кто же такой «чистый» продюсер.

- Раньше говорили: директор съёмочной группы: продюсеров, как таковых, в советское время ведь не было. Слова такого не знали. Но продюсер – это не совсем директор. Вот, например, сейчас на телевидении есть гостевой редактор, который обзванивает гостей, готовит их к эфиру. И уже такой специалист представляется по телефону как гостевой продюсер программы. Конечно, в его работе есть элементы продюсирования, но он не продюсер по большому счёту, и настоящим продюсированием программы занимается другой специалист.

Когда же говорят: «директор», имеется в виду человек, отвечающий за организацию и за финансы. Но не всегда это так. Скажем, в кинематографе появилось в последние годы такое понятие, как «продюсерское кино». Это означает, что продюсер сильно влияет на процесс создания фильма, на его содержание. И в наше время многие продюсеры называют себя соавторами картины. Они не фигурируют в титрах как режиссёры, но они – соавторы картины. И это тоже следует принимать во внимание.

Функции продюсера несколько разрослись. Если раньше они были финансово-организаторскими, то сейчас продюсеры берут на себя и творческую составляющую. Хорошо это, или плохо, я не знаю, но просто фиксирую тенденцию.

Недавно делала как программный директор специальную программу «Продюсерский вызов» для кинофестиваля «Patriki film festival». Мы придумали такой ход, и на фестивале не просто показывали кино в формате онлайн, но и делали интервью с продюсерами, рассказывавшими, в чём для них состоял вызов при съёмках того или иного фильма. Интервью можно смотреть на сайте фестиваля и из них видно, чем сегодня является продюсер для фильма.

- А какое отношение имеет этот фестиваль к Патриаршим прудам? Ведь это они и район вокруг них называются «Патрики».

- Дело в том, что его в своё время затеяли жители «Патриков» как фестиваль района, но постепенно он стал разрастаться. «Патрики» – это модное место. Ещё до пандемии организаторы поставили прямо на пруду экраны, на которых показывали кино. И вся местная инфраструктура задействована на фестивале: в библиотеке, в кафе проходят творческие встречи, в кинозалах показывают кино, и всё взаимодействует. В связи с пандемией два года назад фестиваль ушёл в онлайн. Он сохранил своё название, и на сайте «Patriki film festival» демонстрируются фильмы, которые можно смотреть в разных странах мира. 

- Продюсер – это деньги и организация?

- И то, и другое. Если говорить про кино, то режиссёр творчески организует весь съемочный процесс. Но за творческой частью стоят ещё и другие вещи: надо найти средства, партнёров, арендовать площадку, заняться продвижением... Вот почему у крупных картин – целый ряд продюсеров. Если внимательно читать титры, вы увидите, что и генеральный продюсер может быть не один. Недавно писала про новый фильм, который только начали снимать и насчитала, что продюсеров там десять человек. Только генеральных! В проекте кооперируются холдинг, онлайн-кинотеатр и компания, которая делает фильм. И с каждой стороны - по три продюсера. 

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости