Диана Гуц получила в России несколько высших образований и работала в различных организациях, связанных с поддержкой бизнеса. Сегодня она живёт в Дубае и занимается помощью предпринимателям в регистрации и лицензировании их бизнес в ОАЭ. Вопросам взаимоотношения государства и бизнеса, правил регистрации компаний и их работы в Арабских Эмиратах посвящена наша беседа.
- Диана, последнее, чем Вы занимаетесь, как я понял, - это помощь в релокации бизнеса в Объединённые Арабские Эмираты.
- Да, мы консультируем российский бизнес по этим вопросам.
- Вы давно в Дубае?
- Года два-три я бывала здесь наездами по нескольку десятков раз в год. А с декабря 2021 года живу здесь на постоянной основе.
- Оказавшись в Дубае Вы сразу занялись консультированием, или до него были другие бизнесы?
- Нет, других бизнесов у меня здесь не было. А к консультированию меня привлекли партнёры, с которыми мы открывали эту компанию, где я стала третьим партнёром. И мне самой было интересно выяснить, каким образом устроена структура поддержки предпринимательства в Объединённых Арабских Эмиратах. И соответственно, поскольку свободные экономические зоны являются одним из неотъемлемых элементов этой структуры, возник вопрос: каким образом здесь открывать компании, как это делается, в отличие от России? Мне это интересно с исследовательской точки зрения. Как выгоднее? Где выгоднее? Где лучше условия для бизнеса?
Я, например, хорошо знаю, как устроен бизнес в России, как там все институты работают. А здесь – совершенно другая страна, другой рынок и, разумеется, другой подход к поддержке бизнеса. И это интересно.
В ОАЭ система поддержки бизнеса несколько отличается от российской. Даже открытие компании предполагает достаточно узкую сегментацию по видам деятельности.
В России можно заплатить за создание компании через юристов 10 тысяч рублей, выбрать всевозможные виды экономической деятельности, записать в устав десять основных, а по ходу работы добавлять ещё. В Арабских Эмиратах система устроена иным образом: здесь это называется получение лицензии, а лицензию можно получить только на пять видов деятельности. И все эти виды деятельности должны быть в одной сфере экономики: вы не можете открыть компанию, услуги которой будут связаны с логистикой и, например, с маркетингом или рекламой на телевидении – это должны быть две разные компании.
И особенности свободных зон, во-первых, в том, что там ноль налогов: они платятся только с прибыли, но не платятся с зарплаты и так далее. Но это – преимущество с одной только стороны, с другой стороны – это недостаток: компании, открывающиеся в свободной зоне, не имеют права продавать свою продукцию конечному потребителю – физическому лицу. Для того, чтобы иметь это право, компания должна быть зарегистрирована не в свободной зоне.
Конечно, если ты открываешь компанию, которая будет получать платежи только из других стран мира, то её выгодно открывать в свободной зоне. А если ты рассчитываешь продавать свою продукцию торговым сетям, различным магазинам, предпринимателям (сектор В2В), или людям (В2С), то открывать компанию нужно не в свободной зоне, а «на материке».
И вообще нюансов очень много.
- Тем не менее, раз вы работаете, значит, на ваши услуги есть спрос. Вопрос такой: вы работаете с российским бизнесом, который хочет открыться в Арабских Эмиратах, или с бизнесом из любой страны, который к вам обращается?
- Мы работаем с предпринимателями из любой страны. В ОАЭ условия одинаковы для всех: не важно, ты из России, из Израиля, или откуда-то ещё.
- Предприниматели из каких стран чаще к вам обращаются?
- Чаще всего – наши ближайшие соседи, предприниматели из стран СНГ. Мы консультируем их и помогаем зарегистрировать компанию. В дальнейшем ни бухгалтерским учётом, ни юридическим сопровождением мы не занимаемся. Наша задача – понять, чем занимается клиент и определить, какую лицензию ему необходимо получить. Если её нужно получать в свободной зоне, то мы должны выбрать из сорока пяти таких зон, существующих в Арабских Эмиратах, ту, которая наиболее подходит ему по критериям его бизнеса.
- Диана, Вы начинаете говорить вещи, не совсем понятные людям, впервые слышащим об особенностях ведения бизнеса в ОАЭ. Сорок пять свободных экономических зон на небольшой, в общем-то, территории. По каким параметрам они делятся? Каждая из них предназначена для определённого сегмента бизнеса?
- Да, в основном они тематические, за исключением таких крупных зон, какие есть в Дубае, например, DMCC, где собраны все финансовые организации: компании, связанные с финтехом, с IT, с банковскими структурами, с различными платёжными системами – они все открываются в этой свободной зоне.
Есть отдельная крупная свободная зона по медиа: всё телевидение, все представители крупных медиа-компаний, имеющих филиалы в Арабских Эмиратах, расположены в этой зоне. В Шарже – в основном промышленные и туристические свободные зоны. Очень активно развивается сейчас эмират Рас-эль-Хайма, они подписали сейчас контракт с голливудской компанией, которая делала казино, и к 2026 – 2027-му году здесь будет открыто казино по лицензии Лас-Вегаса. Там система выстроена достаточно интересно, и распространены свободные зоны, связанные с е-коммерсом, маркетингом, продвижением, организацией мероприятий. В регионах, где есть порты, при них созданы свободные зоны, связанные с логистикой, растаможкой, транспортировкой грузов, лицензии на экспорт и импорт.
Вообще, Арабские Эмираты сейчас считаются промышленным хабом и хабом по реэкспорту. Если компания в принципе планирует выходить на арабский рынок, а в перспективе – на другие страны, то ОАЭ – это как бы ворота Ближнего Востока.
- Диана, как я Вас понял, Арабские Эмираты допускают к себе компании: финансовые, промышленные, логистические и т.д. – на каких условиях? Эти компании должны работать в самих Эмиратах, или они могут здесь только числиться?
- Естественно, в Эмиратах сейчас продвигается одна из концепций экономической стратегии, согласно которой производства должны быть здесь. Власти ОАЭ пытаются уйти от ситуации, когда государство живёт только за счёт нефтедолларов. Они активно развивают другие сектора экономики и приглашают стартапы, приглашают зарубежные компании, чтобы те открывали у них производства (но не вредные), чтобы как можно больше продукции производилось на территории самих Арабских Эмиратов, поднимая определённые сектора экономики. Большое внимание уделяется также туризму, отдыху. В правительстве есть даже отдельный департамент маркетинга ОАЭ и конкретно эмирата Дубай как туристического эмирата. То есть на уровне государства создана целая маркетинговая служба, рассматривающая государство как некий продукт, который необходимо рекламировать и продавать. И они сосредоточены на том, чтобы дорого продать свой город, свой эмират, свою страну, продать дорогой высокооплачиваемой аудитории.
Это феноменально. Я по работе связана с коллегами, занимающимися недвижимостью, и знаю, как один из застройщиков (скорее всего Эмар) собрал множество людей, желавших купить у них апартаменты. Здание около двухсот квартир существовало только в виде проекта, под который и собирались деньги. И люди пришли в шесть утра к стадиону, чтобы получить талончик для участия в розыгрыше, поскольку далеко не все желающие могли получить возможность купить эти апартаменты. Среди них проводился розыгрыш: кому повезло, кому нет. Те, чьи номера называли, подходили к менеджерам по продажам и здесь же покупали апартаменты. За шесть часов весь дом был продан.
На моей памяти это был первый случай подобного ажиотажа. Я до сих пор не могу себе представить, что у нас в России какая-нибудь компания застройщик (тот же ПИК, или ещё кто-то) сможет устроить в тех же Лужниках розыгрыш среди желающих купить у них апартаменты.
Представляете, какой здесь спрос, с точки зрения инвестиций в рынок недвижимости. Но это – именно на эксклюзивные объекты.
- Но это ещё и показатель уровня жизни в ОАЭ.
- Да. При этом надо отметить, что средняя квартира в доме, о котором я говорила, стоила три с половиной миллиона долларов.
- И тем не менее столько народа собралось.
- И столько народа, и ещё лотерею пришлось устраивать. Это говорит о том, что наличие таких денег не обязательно позволит купить квартиру в столь популярном доме. Тебе ещё должна улыбнуться удача, чтобы ты мог потратить свои деньги. Это – переворот, с точки зрения продвижения и маркетинга – как они это делают.
Беседовал Владимир Володин.