Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Надежда Карисалова, эксперт - практик по мерам господдержки бизнеса, амбассадор Союза женщин России. Женское предпринимательство надо поддерживать. Часть первая.

Надежда Афиногеновна Карисалова занимается поддержкой малого и среднего бизнеса много лет. Она неоднократно рассказывала об этом на нашем сайте. Сегодня мы беседуем о государственной поддержке женского бизнеса и социально ориентированных компаний.

 

- Надежда, мы с Вами договаривались поговорить о программах поддержки женского предпринимательства. У нас на сайте по этому вопросу выступала в своё время Лариса Бутенко, предприниматель из Уссурийска, занимавшаяся помощью женщинам – предпринимательницам в рамках программы одной из бизнес-организаций. Как я понимаю, сейчас речь пойдёт о другой программе.

- Да, Владимир. И давайте начнём, наверное, с того, что опишем систему.

На сегодня такого понятия, как женское предпринимательство, такой правовой дефиниции просто нет. При этом ряд общественных организаций в своей уставной деятельности прописывает в качестве одного из направлений работы – поддержку женщин-предпринимателей.

Например, общественно-государственной организации Союз женщин России. Это, наверное, скажем так, государственная организация, потому что создана в соответствии с указом Путина. Кроме этого, «общественно-государственная» - это её статус, а основная её задача, конечно, помогать женщинам в осуществлении своей текущей деятельности, независимо от того, чем они занимаются.

Возглавляет эту организацию Екатерина Филипповна Лахова, бывший депутат Госдумы нескольких созывов. Региональное отделение Союза женщин России есть в каждом регионе Российской Федерации, и это – элементы системы, которая реально занимается реализацией плана мероприятий по национальной стратегии действий в интересах женщин, принятого распоряжением правительства.
В этом плане мероприятий конкретно расписано, как реализовывать те или иные направления работы, проводимой в интересах женщин. Кроме этого, естественно, другие общественные организации, как Торговая и Промышленная палата Российской Федерации, РСПП, естественно, принимают участие в реализации этого плана.

- А также, как я понимаю. ОПОРА России, Деловая Россия.

- Да, они тоже в рамках своих направлений проводят отдельные мероприятия по поддержке женщин, но, увы, правовой дефиниции как таковой: что же такое женщина-предприниматель, конечно, нет. И здесь мы можем просто исходить из того, кто является учредителем той или иной организации. Если данный конкретный индивидуальный предприниматель - женщина, значит, это женское индивидуальное предпринимательство. Тоже самое, если в уставных документах общества с ограниченной ответственностью учредитель - женщина.

С другой стороны, есть определенные специфические особенности деятельности женщины в качестве предпринимателя, потому что для женского бизнеса более характерны определенные отрасли. И здесь мы с вами понимаем, что определенные отрасли, которыми занимаются больше всего женщины, это, естественно, творчество, креативная технология, услуги, работа с детьми, помощь детям с определенными, назовем так отклонениями, работа с инвалидами. И тут мы переходим к теме, которую, я думаю, нам придётся обсудить – это социально ориентированный бизнес.

Но, с другой стороны, если взять общую статистику, сколько же у нас в России вообще женщин. А, исходя из статистики, получается, что сегодня у нас в России проживает где-то 145 миллионов человек и что 64 миллиона (44%) - это мужчины, и 81 миллион (55%) у нас женщины. То есть большинство населения Российской Федерации у нас с вами составляют женщины. И, соответственно, это можно ретранслировать на население, которое реально занимается работой, официально занятое население. Мы понимаем, что большая его часть - это представители нашей прекрасной женской половины. Так что вполне может стоять вопрос о создании определенных преференций для женщин, которые занимаются бизнесом.

Например, сейчас Торгово - промышленная палата продвигает идею правовой дефиниции семейного предпринимательства, и мы с вами слышим, что они хотят возродить семейные традиции семейные поколения, которые занимаются бизнесом, и создать некую правовую дефиницию: «семейный бизнес». Почему нет? Может быть, мы в перспективе придем и к правой дефиниции «женское предпринимательство», потому что действительно для этого вида бизнеса характерны специфические определенные моменты ведения предпринимательской деятельности.

- Вопрос такой: а что делается на практике? Какие мероприятия в помощь женскому бизнесу проводятся прямо сейчас?

- Если посмотреть текущую ситуацию по женскому предпринимательству и вообще по мерам поддержки, делается, конечно, немало. Эти меры поддержки, причём они применяются и тогда, когда тем же социально ориентированным бизнесом заниматься мужчина. Но в массе своей мы понимаем, что такой бизнес чаще ведет, конечно, женщина.

Мы не просто знаем, что сегодня есть такое понятие – социально ориентированное малый бизнес, мы знаем, что ведется специальный реестр социально ориентированного малого бизнеса. Этот реестр ведет Федеральная налоговая служба, но подготовку включение в этот реестр ведут все регионы Российской Федерации, органы исполнительной власти, которые отвечают за поддержку малого бизнеса.

Более того, ежегодно компании по определенным видам деятельности должны подтверждать свою социальную направленность ведения бизнеса.

- И как же это происходит?

- Основной вопрос здесь: какие именно компании могут называться социально ориентированными, тем более, что у нас, действительно, такого понятия нет. Но вот в законодательстве оно определено, и на сегодня есть четыре категории компаний, которые могут себя причислить к социально ориентированному малому бизнесу.

Во-первых, это компании, которые трудоустраивают социально уязвимых граждан: инвалидов, многодетных родителей, пенсионеров, малоимущих граждан, выпускников детских домов. И если некая компания берет на работу таких людей, может быть признанной социально ориентированной.

- Например.

- Допустим, создается компания, которая будет заниматься бухгалтерскими услугами, и туда принимаются на работу пенсионеры. Причём, возможно, все 100% работников – пенсионеры.

Вторая категория — это компании, которые выпускают товары для социально уязвимых людей. Допустим, компания производит инвалидные коляски, разумеется, такая компания тоже будет являться социально ориентированной.

- Да, я сталкивался с небольшой компанией, выпускавшей специализированную обувь. И главой этой компании была как раз женщина.

- Да, выпуск специализированной обуви, безусловно входит в эту категорию. Или сейчас очень много выпускается протезов, а также изделий для протезов. И все такие компании тоже будут признаны социально ориентированными.

Третья категория — компании, которые будет продавать такие товары. Допустим, магазин, который продаёт вот эту специализированную обувь, другие товары для инвалидов.

И четвёртая категория — компании, занимающиеся общественно полезным бизнесом. Допустим, частный детский садик: строится новый микрорайон, а допустим, государственных школ и садиков еще нет. И вот здесь как раз помочь может частный детский садик. Или, допустим, мы сталкивались в Московской области с такой ситуацией, что не хватает музыкальных школ, и частный бизнес создает частные музыкальные школы, и, естественно, они получаются, занимаются общественно полезной деятельностью, потому что эта деятельность нужна населению.

И такие компании тоже будет являться социально ориентированными.

Вот эти четыре категории компаний каждый год должны подтвердить свою текущую деятельность, что они несут именно социальную направленность и должны оставаться в этом реестре.

- А что им даёт нахождение в этом реестре?

- Поскольку они включены в реестр социально ориентированного бизнеса, они могут получать специальные меры поддержки от государства.

- Какие это меры?

- Они могут получить субсидию или грант до 500 тысяч рублей на возмещение своих расходов. Допустим, частный детский садик арендует помещение на первом этаже жилого здания, и вот он может получить грант 500 тысяч на ремонт этого помещения и на его аренду. Это действительно может оказаться почти 50% расходов на текущую деятельность этогй компании.

Или, допустим, компания, которая делает, как вы сказали, специализированную обувь, может на эти деньги, на этот грант закупить специальное оборудование для производства своей продукции.

И такие меры поддержки действительно реализуются во всей Российской

Федерации и в каждом её регионе для компаний, вошедших в этот реестр. И таких компаний сейчас очень много. Для примера, в Московской области в реестре социально ориентированных компаний зарегистрировано около шестисот компаний.

В других регионах, где бизнеса поменьше, их может быть 200 – 300. Но самое большое количество социально ориентированных бизнесов приходится на Московскую область.

- И всем им надо ежегодно подтверждать свой статус?

- Да, это надо делать каждый год: они должны подавать заявление в министерство или другой орган исполнительной власти региона (это может быть региональный комитет экономики или еще кто-то). Подтверждение статуса необходимо, потому что вдруг они сменили вид деятельности, или, допустим, у них работали пенсионеры и инвалиды, а теперь они уволились. И получается, в этой компании уже не работают социально уязвимые граждане. Поэтому каждый год нужно свой статус подтверждать. Ведь специально для этих компаний из федерального бюджета все регионы Российской Федерации в рамках мер поддержки Национального проекта развития малого и среднего бизнеса получают деньги на поддержку именно этого бизнеса. И количество денег, в том числе, зависит от количества таких компаний в этом реестре.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости