Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алла Волчкова, директор салона красоты «КРИСТИНА» и Центра здоровья и красоты «Кристи Стайл», Нижний Тагил. Индустрия красоты без прикрас. Часть первая.

Скажем честно: эксперты в области бизнеса и экономисты выступают на страницах нашего сайта чаще, чем сами предприниматели. Но сегодня мы беседуем именно с предпринимателем, более того, предпринимателем из российской глубинки. Алла Волчкова – директор салона красоты и центра здоровья и красоты в Нижнем Тагиле. То, о чём она говорит – её повседневные насущные проблемы, и проблемы эти совсем не простые.

 

- Алла Михайловна, первый вопрос будет традиционным: «Как Вы пришли в бизнес, и почему именно в этот, связанный с красотой и здоровьем?».

- Это была моя мечта детства: работать в индустрии красоты. Я мечтала выучиться в Омске на парикмахера широкого профиля и мастера декоративной косметики и работать в Москве на киностудии, создавать образы.

Но, не сложилось по семейным обстоятельствам. Вышла рано замуж. Родила ребенка. Осталась в родном городе. Устроилась работать в парикмахерскую. Увидела все плюсы и минусы изнутри и очень захотела изменить работу предприятий. В 1998 году открыла первый частный салон красоты с новым подходом: ввела предварительную запись вместо очередей, другой сервис и культуру обслуживания, новые процедуры и методики, которые появлялись в России в то время.

- Вы остались в Нижнем Тагиле по семейным обстоятельствам. А что сейчас: как Вы совмещаете семью и бизнес?

- У меня большая семья: трое уже взрослых детей и четверо внуков. Конечно, занимаясь собственным делом, не удается посвящать им много времени: находить баланс между домом и работой очень сложно. Всегда будет перекос в какую-либо сторону. Бизнес – это труд, труд тяжелый, он отнимает массу времени и сил. Бизнес – это еще один ребенок, причём он самый капризный из детей, требующий внимания больше других. Поэтому мои дети постоянно страдали от нехватки маминого внимания, а теперь все тоже самое касается и внуков.

- Тогда давайте перейдём к вашему самому капризному ребёнку – бизнесу.

- У нас салон красоты, центр красоты, где добавлены медицинские услуги. Индустрия красоты – это и бытовые услуги: парикмахерские, уход за руками и ногами, эстетические процедуры по уходу за лицом, такие как окрашивание бровей, ресниц. Но есть и медицинские услуги: практически вся косметология относится к этому виду услуг, также массаж, физиопроцедуры, работа на косметологических аппаратах. А всё это тоже – индустрия красоты.

- Как долго Вы работаете в этой сфере?

- Больше тридцати лет. Сначала, много лет назал, я работала в советской парикмахерской. Потом решила что-то изменить в этой сфере: поменять отношение к клиенту. Раньше сервис был недостаточно развит. 26 лет назад мы открыли первый частный салон красоты в Нижнем Тагиле. И как предприниматель я работаю 26 лет.

- Про советские парикмахерские ходил известный анекдот: «Приходит клиент, его начинают стричь, но тут девушку-парикмахера зовут к телефону. Она возвращается через десять минут, стрижёт дальше, но через пять минут её зовут куда-то, она бежит, возвращается минут через 15 с авоськой бананов, опять стрижёт. В зал всовывается голова молодого человека: «Люсь! На минутку». Тут клиент теряет терпение, ругается, требует заведующего. Приходит заведующий, выслушивает претензии и говорит: «Вам наша система не нравится? А почему вы начинаете с парикмахерской?».

Это, конечно, анекдот, но всё же.

- Тем не менее, в советских парикмахерских были и свои плюсы. А минусы, которых было немало, мы у себя исправили. Но сейчас в нашей сфере опять происходит стагнация.

- Почему? Что случилось в парикмахерских?

- Наши предприятия растащили по домам, по кабинетам, по офисам. Тут отдельная история.

- Это случилось во время пандемии, когда в связи с противоковидными мерами люди не могли ходить в парикмахерские и в салоны красоты?

- Если брать проблемы индустрии красоты, то начнём с признания очевидного: в нашей сфере всегда существовал теневой сектор.

- Он существовал и существует во всех сегментах сферы обслуживания.

- Да, но в нашей сфере в начале 2000-х он составлял процентов двадцать от всего рынка. Это были мастера, работавшие на дому и рекламировавшие себя через рекламные издания и «сарафанное радио».

С появлением частных салонов красоты специалисты наоборот стремились устроиться на эти предприятия: там предоставляли бесплатное обучение, там были стабильные и достойные заработки, хорошие условия труда, соответствующие САНПИНам, современное сертифицированное оборудование, приобрести которое частному лицу было невозможно.

Но в 2015-м году отменили проверки малого бизнеса, чтобы не «кошмарить» его. И сотрудники салонов красоты начали потихоньку уходить в арендованные кабинеты и на дом. И буквально за пять лет теневой сектор в нашей сфере достиг в разных регионах 60 – 80%.

- Алла Михайловна, но, если в своё время они сами пошли работать в частные салоны красоты, почему после отмены проверок их сразу потянуло обратно в «тень»?

- Во-первых, опытные специалисты уже не только всему выучились, но и заработали себе имя и получили большие клиентские базы. Теперь они ушли с наработанной клиентской базой буквально за угол того же салона красоты, арендовали там кабинет, или просто устроили его у себя дома. И все заработанные деньги можно класть себе в карман: никакие требования соблюдать не нужно, никакие отчёты писать не нужно.

А ещё – закон о самозанятых. Он был принят с благой целью – вывести людей из тени. Но у него оказались побочные эффекты, оказавшиеся разрушительными для нашей сферы предпринимательской деятельности и не только для неё.

Из тени вышла маленькая часть, но сотрудники официальных предприятий, работающих в белую, чуть ли не целыми коллективами подались во фрилансеры. Им официально разрешено работать где угодно.

- В чём проблемы для частных салонов красоты в свете закона о самозанятых?

- Всё достаточно просто.

Мы занимаемся одними видами деятельности, оказываем одинаковые услуги. Есть единые правила для предпринимателей и юридических лиц. Почему они не распространяются на самозанятых? Мы ведь занимаемся одним и тем же делом. И это касается не только нас, но и автосервисов, перевозок, кондитерских – достаточно большой части предприятий сферы обслуживания, получивших негативный эффект от принятия этого закона.

- Отличие условий очень резкое?

- Давайте перечислю: я, в отличие от самозанятых, должна обеспечить выполнение следующих требований:

Соответствие помещения СанЭпидНормам и требованиям пожарной безопасности.

Наличие медицинской лицензии на помещение.

Ведение электронной и бумажной отчетности.

Осуществление дополнительных расходов на получение специальной оценки условий труда, профилактические и медицинские осмотры персонала, на работу с «Честным знаком» по маркировке лекарственных средств, покупку и обслуживание ККТ, оборудования, спецодежды, вывоз ТБО и опасных медицинских отходов, наличие складских и дополнительных помещений, соответствующих требованиям Роспотребнадзора и Минздрава, их дератизацию и дезинфекцию.

- Нелёгкое бремя.

- Всё это - немалые расходы, затраты времени и сил, которые ложатся на предпринимателя. Кроме того, в наше время цифровизации мы по-прежнему обязаны закупать и заполнять массу бумажных журналов: 51 журнал для организации с медицинской лицензией и 25 журналов при оказании бытовых услуг, при отсутствии которых к предприятию применяют штрафные санкции.

Для ведения необходимой бумажной документации нужны дополнительные специалисты или соответствующая дополнительная нагрузка на существующих работников, которым приходится до 40% рабочего времени тратить на заполнение данных журналов.

- Не повезло вашей сфере деятельности.

- Не только нам. Все названные мною требования применимы не только к индустрии красоты и здоровья, но и к таким сферам деятельности, как:

Сфера общепита, кондитерских цехов и пекарен;

Услуги по образованию, детские развлекательные и образовательные центры;

Услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей;

Деятельность, направленная на обращение с жидкими отходами специализированной автотехникой.

- А ваши самозанятые конкуренты от всего этого освобождены, как я понимаю.

- На сегодняшний день, самозанятые физлица, работающие в данных сферах и применяющие НПД, не обязаны обеспечивать соблюдение требований к нежилому помещению, обязательную стерилизацию инструментов, вывоз опасных медицинских и других биологических отходов. Не заполняют никакие из перечисленных форм. Оказывают услуги без прохождения медицинских осмотров, не получают и не подтверждают допуск к профессии, не проверяются органами контроля и надзора.

В итоге, в условиях и без того жесткой конкуренции на рынках оказываемых услуг мы получаем неравные условия ведения деятельности с самозанятыми гражданами.

- Вы, разумеется, пытались бороться с таким положением вещей?

- Да, были сформулированы и представлены предложения от бизнес-сообществ: очень просим законодателей навести порядок в данных направлениях, чтобы конкуренция была честной и справедливой:

- условия ведения бизнеса в одной сфере регулировались по одним и тем же правилам;

- упростить условия для легального предпринимательства и освободить от излишней бюрократизации по ведению бумажных форм отчетности, которые отнимают время, силы, ресурсы на развитие бизнеса;

- а также, внимательно отнестись к тем направлениям, где существует риск нанесения вреда жизни и здоровью наших граждан, и внести запрет на оказание услуг в жилых помещениях, физлицам без соответствующего образования.

Увы, пока ничего с места не сдвинулось.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости