Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) представил предварительные итоги второго раунда мониторинга антикоррупционной деятельности в регионах России. Материалы рейтинга активно публикуются региональной прессой.
Как показывают результаты данного исследования, качественное противодействие коррупции осуществляется далеко не во всех регионах. Как сообщает Рита Тынаева, руководитель отдела по связям с общественностью НИСИПП, рейтинг субъектов Российской Федерации проводился по определенному набору внешних показателей, отражающих антикоррупционную деятельность, и состоит из двух основных частей: оценки наличия и открытости организационно-законодательной базы противодействия коррупции, которая показывает, какие действия в направлении антикоррупционной политики были осуществлены регионами и являются открытыми для граждан; оценки качества организационно-законодательной базы противодействия коррупции.
По наличию и открытости регионами-лидерами являются Мурманская, Пензенская, Астраханская, Кемеровская, Курганская, Тамбовская и Ленинградская области, Ямало-Ненецкий, Чукотский, ХантыМансийский автономные округа, а также Камчатский край и Республика Карелия. В данных регионах антикоррупционные меры принимаются в наиболее полном объеме и носят, как правило, открытый характер.
В 21 регионе были также предприняты значительные антикоррупционные действия, открытые для общества. В 30 регионах принимались лишь отдельные меры по противодействию коррупции, часто носящие кулуарный характер. Остальные 20 регионов ограничились максимум одним мероприятем, и их антикоррупционная политика получила наименьшее развитие.
НИСИПП также выделяет группу из 5 регионов-аутсайдеров, где на момент проведения мониторинга не применили ни одной из исследуемых антикоррупционных мер. Это Алтайский край, Еврейская автономная область, Карачаево-Черкесская Республика, Ненецкий автономный округ, Чеченская Республика
- Качество региональной антикоррупционной политики может быть значительно повышено, например, в аспектах публичности ее проведения, запрета на принятие коррупциогенных нормативных правовых актов, публикации результатов антикоррупционной экспертизы, внедрения механизмов повышения качества антикоррупционной политики и, что важнее всего, применения стратегического подхода, предполагающего учет реакции групп специальных интересов, - заявил сайту b-port.com руководитель направления НИСИПП Николай Смирнов.